Распиновка розетки прицепа: виды разъемов и схемы подключения к легковому автомобилю

Такие разнообразные розетки прицепов

Возможность присоединить прицеп к легковушке ест у всех моделей. Но его мало просто прикрепить к фаркопу, необходимо интегрировать в общую электросхему транспортного средства, чтобы не нарываться на санкции автоинспекторов.

Материалы для подключения

В комплекте с фаркопом для автомобиля должны присутствовать и все необходимые элементы для подключения. Однако некоторые призводители не предусматривают подобный комплект. Его необходимо собрать самому, исходя из перечня:

  • Фиксатор;
  • Пластина для крепежей;
  • Собственно, розетка для прицепа;
  • Комплект проводов с оптимальными разъемами;
  • Схема выполнения всех этапов процесса и распиновки фаркопа.

В любом случае самостоятельно подготовьте набор инструментов:

  • Набор гаечных ключей;
  • Отвертки всех мастей;
  • Инструменты для подгонки бампера;
  • Дрель и сверла при отсутствии специального отверстия;
  • Соединительные клеммы – если нет в комплекте или понадобятся запасные;
  • Изолента;
  • Паяльник.

Теперь, как говорят, по мотивам инструментов. Если самостоятельно подбираете комплект проводов, желательно брать многожильные с сечением не менее 1,5 квадратных миллиметров. Позаботьтесь об обесточивании сети выключением аккумуляторных клемм, а также подготовьте защитное снаряжение, особенно для глаз и лица.

Виды разъемов

Прежде, чем научить проводить подключение, необходимо определиться с выбором необходимой розетки. На рынке присутствуют 3 вида многоконтактных, или по-научному пиновых, розеток. Число контактов равно 7, 13 или 15. Наиболее распространены 7-пиновые модели. Каждый из них имеет четкое предназначение согласно следующей таблице:

В более сложных конструкциях с датчиками блокировки колес и электроприводами тормозов. 15-контактная розетка применяется на грузовых автомобилях.

  • указатель поворотов левый;
  • указатель поворотов правый;
  • противотуманный свет задний;
  • Масса для контактов 1-3 и 5-12;
  • габаритные огни левые;
  • габаритные огни правые;
  • лампы стоп сигнал;
  • Лампы заднего хода;
  • Питание 24в;
  • (inertia-brake for Reverse lock release);
  • (Starting-traction control system);
  • (Axle lifteng device);
  • (Comon return suply);
  • шина CAN;
  • шина CAN.

2 способа подключения

Ниже рассмотрим способы подключения розетки прицепа.

Традиционное подключение

Современные автомобили упрощают задачу распиновки. Достаточно найти провода со штекером, который совместим с разъемом на фаркопе. Это один из рекомендованных методов, так как он исключает потерю гарантии на транспортное средство.

Универсальный метод

Иногда соединительный разъем не предусмотрен конструкцией. Установить его под силу каждому автовладельцу. Главное, чтобы бортовой компьютер был. В противном случае придется использовать специальные клипсы или паяльник для прямого подключения в электросистему автомобиля.

Прямое подключение при наличии бортового компьютера невозможно. Оно вызовет увеличение нагрузки на мозг транспортного средства. И бортовой компьютер не только выдаст ошибку подключения, но и благополучно отойдет от дел.

Решить проблему поможет блок согласования. Его располагают между шиной управления и электрическими проводами прицепа. Принцип его работы заслуживает отдельной статьи. При следовании руководству распайки бортовой компьютер не увидит лишнего потребителя.

Теперь, когда мы изучили теорию, рассмотрим подробно распиновку каждого типа розетки от А до Я.

Распиновка разных видов розеток

Чёткое выполнение рекомендаций – залог безопасности и гарантия работоспособности устройства. Для начала поработаем с европейской розеткой, а потом перейдём к заокеанским гостям.

7 контактов

Приведённый ниже рисунок характерен для автомобилей российской модификации. У иномарок могут быть отличия по цветам проводов или задействованию определённых разъёмов. Пока его можно встретить и на иномарках, и на автомобилях отечественных изготовителей, но постепенно происходит отмирание этих розеток и переход на 13-пиновые модификации.

Схема A соответствует розетке фаркопа, B – штекеру прицепа.

  • Желтый провод отвечает за левый указатель поворота.
  • Сиреневый включает противотуманные фары (может быть незадействован)
  • Серый – кабель типа массы
  • Сиреневый курирует левый габаритный огонь
  • Красный устанавливает контроль за стоп-сигналами
  • Черный же регулирует габаритные огни правого борта.

Если же на фаркопе 13 пин, а у прицепа 7-контактный штекер, их подружит переходник. Его стоимость и установка обойдутся дешевле и проще, чем приобретение нового разъема.

13-пиновая розетка

Ниже приведено расположение и цвета для стандартной розетки на 13 контактов.

01 Желтый Поворот налево
02 Синий Противотуманки сзади
03 Белый Масса для первых восьми цепей
04 зеленка Поворот направо
05 коричневый Подсветка номерного знака и правые габариты
06 Красный Стоп-сигналы
07 Черный Для номерного знака и левые габариты
08 Оранжевый Маркер заднего хода
09 Красный и коричневый 12V от аккумулятора
10 Синий и коричневый 12V от зажигания
11 Синяя с белым Масса для цепи 10
12 Любой резерв
13 Зеленый с белым Масса для цепи 9

15-контактная

Применяется на седельных тягачах для подключения полуприцепов любых типов. Очень важную роль здесь играет дополнительная функция – управление вспомогательным оборудованием. Учитывая технологические особенности, 13-пиновый разъём для коммерческого транспорта не подходит.

Номер на схеме Цвет провода Что выполняет
1 Желтый Левый поворот
2 Зеленый Правый поворот
3 Голубой Противотуманные фары
4 Белый Заземление
5 Черный Габариты слева
6 коричневый Указатель правый габаритов
7 Красный Стоп-сигналы
8 Розовый Осторожно, задний ход
9 Оранжевый 24 вольта
10 серый Аварийные сигналы от тормозных колодок
11 Бело-черный Информация о давлении пружинных тормозов
12 Бело-голубой Механизм подъема моста
13 Бело-красный Обмен информационными сигналами
14 Бело-зеленый CAN-H
15 Бело-коричневый CAN-L
Читайте также:
Протравка цементной штукатурки нейтрализующим раствором — особенности

Американские гости

Американские модификации розеток отличаются от российских и европейских аналогов не только расстановкой каналов, но и способом подключения. Взять хотя бы 7-контактную розетку модификации HOPKINS.

Здесь первый контакт отвечает сразу за оба габаритных огня. Второй шнур выдает 12 V дополнительного напряжения для оборудования. Канал 3 предназначен для обслуживания поворотных огней левого борта, а шестой – правого. В парафию четвёртого входят топ-сигналы, пятого – контроль массы. Крайний седьмой контакт отмечает сигнал заднего хода.

Завершаем обзор американцев 4-пиновым разъемом. Его особенность – управление поворотниками и стоп-сигналами по одной линии. Это вызовет проблему при подключении к европейским 7-пинникам. Существует 2 варианта решения проблемы.

Самый простой и менее затратный способ – подключение к поворотникам напрямую. Но электропроводка может не выдержать дополнительной нагрузки. Итог – дорогостоящий ремонт или полная гибель автомобиля.

Поэтому рекомендуется второй способ. Он сложнее, но корректнее. Необходимо протянуть всю проводку под европейский разъем. Как это сделать, зависит от модели автомобиля. Не забудьте изучить мануал в комплекте к автомобилю.

Выводы

Теперь осталось одно – правильно подсоединить прицеп к автомобилю и наслаждаться результатом. Если вы заметили новую разновидность розетки или полное исчезновение приведенных здесь моделей с прилавков, сообщите нам. И не забудьте поделиться статьей со своими друзьями!

Распиновка розетки прицепа легкового автомобиля:соединение,виды,фото

Подключение фаркопа (грузового прицепа авто) – простая процедура. Подсоединить прицеп к машине действительно несложно, но подключение электрики к прицепу уже может вызывать затруднения. В таких случаях понадобится схема подключения розетки фаркопа. А их есть несколько типов разъемов:

  • cемиконтактные (7 pin) разъемы европейского типа;
  • семиконтактные (7 pin) разъемы американского типа;
  • тринадцатиконтактные разъемы (13 pin);
  • специальные разъемы.

Наиболее распространенные виды розеток имеют 7 и 13 контактов. На территории России обычно применяют 7-контактные устройства, а 13-контактные розетки можно увидеть на многих авто из Европы и США. Разница заключается в применении дополнительных контактов, необходимых для активации противотуманных фар и другой электрической начинки домов-прицепов, пользующихся популярностью за рубежом.

Принятые во всем мире правила предусматривают установку на прицепы для легковых машин сигналов поворота влево/вправо, а также стопа. Схема подключения розетки прицепа легкового автомобиля зависит не только от количества контактов, но и от стандарта страны, поэтому прицеп с европейской разводкой не получится без переделки присоединить к розетке с российской разводкой. Если установить его без переделки, то правые габариты БТС не будут гореть.

Схемы прямого подключения

Если фаркоп и прицеп легкового (да и грузового) автомобиля оснащены соответствующими разъемами — то принципиальная электрическая схема подключения вообще не понадобится, так как надо лишь вставить розетку в гнездо.

Распиновка 7 контактной розетки прицепа Евро и РФ

  1. Поворотник левой стороны.
  2. Лампа заднего хода.
  3. Земля.
  4. Поворотник правой стороны.
  5. Подсветка номера и правый габаритный фонарь.
  6. Лампы стоп-сигнала.
  7. Правый габаритный фонарь.

Распиновка 7 контактной розетки прицепа США

Особенностью разъема является наличие контакта заднего хода и отсутствие разделения по правому и левому ряду габаритных огней. В некоторых моделях американских автомобилей отсутствует разделение габаритных огней и стоп-сигналов (они идут по одному проводу).

Схема распиновка 13 контактной розетки

  1. Поворотник левой стороны.
  2. Задний противотуманный фонарь.
  3. Земля для клемм с 1 по 8.
  4. Поворотник правой стороны.
  5. Левая сторона габаритов и подсветки номера.
  6. Лампа стоп-сигнала.
  7. Правая сторона габаритов и подсветки номера.
  8. Лампа заднего хода.
  9. Постоянное напряжение 12 вольт 35 ампер.
  10. Напряжение 12 вольт 35 ампер, подаваемое после включения зажигания.
  11. Земля для клеммы.
  12. Сигнальный провод.
  13. Земля для клеммы 9.

Когда автомобиль не оснащен современным электронным блоком управления. Благодаря этому электрические провода можно напрямую соединить с существующими электрическими цепями. То есть, провода, которые идут с разъема подключаются к тем, что соединены с задней светотехникой.

Особенности подключения розетки фаркопа

Если вам нужно дополнительно прикрепить розетку ТСУ, ее следует установить в подрозетник фаркопа, а после этого подсоединить контакты согласно распиновке разъема фаркопа, электросхема подсоединения проводов. Добросовестные производители вкладывают в коробку с продаваемым товаром инструкцию размещения. Если такая распиновка отсутствует, каждому автовладельцу придется определять принадлежность тех или иных контактов самостоятельно.

Важно подготовить все необходимые инструменты и материалы для работы перед тем, как приступить к раскручиванию или закручиванию каких-либо болтов, шурупов, других крепежных деталей на автомобиле, автофаркопе либо прицепном автоустройстве.

Среди обязательных для предварительной подготовки к подключению ТСУ инструментов и средств (учитывая комплект электрики) выделяют следующие:

  • собственно розетка для фаркопа;
  • демонтажные приспособления (для снятия бампера, как вариант — для подрезки заднего бампера, если они будут необходимы);
  • изолента, термоусадка;
  • крепежные элементы, в том числе крепежная пластина;
  • отвертки и гаечные ключи (набор разных размеров гаечных ключей);
  • паяльник;
  • провода (при отсутствии их в комплекте рекомендуется выбрать медные провода указанной толщины);
  • клеммы соединительные для контактных концов проводов (могут продаваться вместе с фаркопом, в противном случае легко купить самостоятельно на рынке, базаре или в строительном гипермаркете);
  • схема подключения розетки фаркопа (желательно на бумажном носителе).
Читайте также:
Производство деревянной двутавровой балки для крыш и перекрытий

Для тех автовладельцев, которые решили устанавливать ТСУ и осуществить монтаж розетки своими руками, следует учесть такое правило: толщина каждой из жил в многожильном проводе должна быть не менее 1,5 мм.

Как подключить розетку фаркопа

Подключение розетки фаркопа не представляется сложной задачей, особенно при наличии такого универсального составляющего элемента, как разъем фаркопа. Удобно, когда розетка и вилка имеют соответствующее количество разъемов. Розетка состоящая из 7 гнезд соответствует 7-ми контактной вилке фаркопа, а разетка с 13 гнездами — 13-ти контактной распайки евро.

В этом случае с наличием специального разъема подключение фаркопа состоит в обычном совмещении гнезда и соответствующей ему розетки. Предварительно стоит ознакомиться с расположением и внешним видом подключаемых разъемов. Если визуально они совпадают, можно пробовать присоединить одно к другому.

Качественная розетка фаркопа имеет крышку, предохраняющую от внешних воздействий в то время, пока автофаркоп не присоединен к прицепу.

Упрощенное подключение

Сделать подключение электрики можно более простой процедурой. Для этого следует лишь объединяя некоторые проводки в группы, составить более результативный симбиоз подачи электросигналов. Итак, можно срастить попарно контакты двух фар заднего хода, 2-х стоп-сигналов, габаритных огней и противотуманок, так как они всегда при использовании загораются синхронно. Выполняйте крепление кронштейнами, если это необходимо для навешивания дополнительной розетки.

Альтернативный вариант подключения

Следующим способом подключить ТСУ является внесение изменений в электросистему машины. Изменения эти заключаются в соединении одних проводов, ведущих к задней световой, сигнальной электрике прицепа автомобиля, с проводами от сцепного устройства. Если на вашем автомобиле — более сложная электрическая схема, на подключение проводки вашего фаркопа придется потратить чуть больше времени, чем в предыдущем случае.

Если световые и сигнальные лампы вашего авто функционируют без участия специального микропроцессора, подойдет вариант подключения семиканального (имеющего 7 контактов) фаркоп-разъема. Перед началом процедуры проверьте, есть ли нужное количество проводов достаточного, но не избыточного сечения. При необходимости можно изготовить элементы проводки самостоятельно, взяв медные двух- или трехжильные 1,5-миллиметровые провода с маркировкой «ПВС».

При выполнении подсоединения напрямую у вас перед глазами обязательно должна быть как схема подключения фаркопа, так и схема розетки вашего авто!

Для подключения следует подать по одному одножильному проводу на поворот-сигналы, «стопы», фары противотуманные и габаритные, освещение номерного знака. Кроме этого, следует подсоединить 2 провода, которые называют «на массу», и на фару заднего хода (при наличии такой). Все перечисленные 11 жил составляют проводку фаркоп-розетки.

Включение с помощью блока согласования

Современный электронный блок управления требует при подключении ТСУ наличия переходника, то есть блока согласования между элементами электроники автомобиля, фаркопа и прицепной части транспортного средства. При таком включении световые задние сигналы авто, фонари заднего хода и другие электрически зависимые элементы машины будут гармонично сочетаться и работать бесперебойно.

Включение электроники фаркопа автотранспортного средства предполагает факт использования прицепа, который должен оповещать о возможных маневрах сзади идущих участников движения световыми сигналами. Правильность присоединения электроконтактов будет влиять на возможность дальнейшей эксплуатации авто с прицепом согласно правил.

Материалы для подключения фаркопа

Отправляемся в автомагазин или на автомобильный рынок и покупаем материалы, необходимые для монтажа и подключения:

  • корпус розетки для фаркопа с крышкой и резиновым уплотнительным кольцом. Обращаем внимание на нормальное прилегание всех деталей корпуса, отсутствие люфта или болтающихся в гнездах запрессованных латунных контактов, проверяем резьбы, состояние крепежных винтов на клеммах.
  • качественный одножильный провод, используемый в электропроводке автомобиля, сечение провода не меньше 1,5 мм2;
    соединительные колодки, лучше использовать модель с гнездами для предохранителей.
  • полипропиленовый или металлический гофрированный шланг для изоляции жгутов проводов – 2-3 метра, и пару десятков пластиковых монтажных хомутов для фиксации жгутов проводки.
  • силикон-прокладка, цвет и производителя выбирайте на свой вкус.

Особенности соединения розетки

Для подключения фаркопа к электрической проводке автомобиля советуем применять многожильный провод из меди. Идеальный вариант – провод, в котором каждая жила имеет сечение минимум 1,5 кв. мм. Провод должен иметь двойной слой изоляции.

После подключения прицепа по нашей схеме и проверки работоспособности его светотехники желательно позаботиться о защите внутренних элементов розетки от влаги. Не лишним будет применение графитовой смазки, которая также предотвратит окисление контактов.

Схема подключения прицепа легкового автомобиля: распиновка розетки фаркопа и виды разъемов

Перевозки грузов с прицепом к легковому автомобилю по бескрайним российским просторам распространены довольно широко. Чтобы стать владельцем полноценного «сдвоенного» транспортного средства, к машине нужно присоединить фаркоп и розетку для подключения электрооборудования прицепа. У последнего в свою очередь – вилка. Казалось бы, что проще – воткнул одну в другую и поехал. Но это справедливо только в том случае, если и машина, и прицеп произведены в США, Европе или России. Если же, например, прицеп из Америки, а транспортное средство из РФ, неизбежно возникнут проблемы с подключением. И это не все! Придется учитывать множество факторов: имеет ли авто компьютер на борту, сколько контактов у разъема и многое другое. Если вышесказанное игнорировать, возможна поломка, «глюки» БК и электрического оборудования машины. Чтобы подключение розетки фаркопа прошло гладко, стоит разобраться подробнее.

Читайте также:
Пластиковые окна или алюминиевые: достоинства и недостатки

Виды подключения прицепа к легковому автомобилю

При подключении нового или б/у автоприцепа могут возникать проблемы. Иногда выполнить работы без переходника невозможно, в иных случаях приходится самому автовладельцу (или приглашенному специалисту) корректировать проводку и направлять каждую жилу в нужное место. Проведение работ требует учитывать ряд моментов:

  1. Если к авто будут подсоединять прицепы, выпущенные на разных заводах, логично зафиксировать на специальной площадке фаркопа (или где-то рядом) два 7-ми контактных гнезда;
  2. Избегайте 13-ти контактных разъемов: к российским машинам их подключать крайне неудобно;
  3. Даже если и машина и прицеп произведены в одной стране на одном и том же заводе, но в разные годы, не исключено, что распиновка будет отличаться;
  4. Если вы становитесь владельцем машины с пробегом, вполне возможно, что предыдущий автовладелец сделала свое собственное подключение, поэтому распайку стоит проверить;
  5. В ходе работ рекомендуется пользоваться электросхемой транспортного средства.

Наиболее популярны 2 метода электрического «соединения» авто и прицепа. Самый простой из них – традиционный. Нужно всего лишь подыскать штекер с проводами, совместимый с розеткой на фаркопе. Когда проводка внутри авто и в прицепе различаются, придется вооружиться паяльником и подогнать распиновку. Второй метод считается универсальным: наличие бортового компьютера вызывает сложности: подсоединиться, как описано выше, не получится. «Мозги» получат сигнал об увеличении нагрузки, и выдаст ошибку, а в худшем случае вообще выйдет из строя. Чтобы этого не случилось, используют блок согласования. Он включается между проводкой прицепа и шиной управления. Если все распаяно правильно, бортовой компьютер не «увидит» дополнительную нагрузку.

Также способы подключения подразделяются по «национальному» признаку: в ЕС, РФ и Америке свои системы:

  1. Практикуется в странах ЕС и России т. н. европейский метод подключения. Штепсель в разъем входит по принципу «папа-мама». Здесь ошибиться невозможно, даже в условиях нулевой видимости;
  2. В США примерно такая же конструкция, но распиновка может быть иной. Реже встречается разъем с четырьмя лепестками;
  3. И на европейских и американских легковых машинах чаще всего применяется 13-контактный разъем. «Лишние» клеммы дают возможность подключить «противотуманки», доставить электроэнергию в дом на колесах;
  4. Разъем и штепсель с 15-ю контактами монтируется на автомобильных тягачах.

Необходимые инструменты и дополнительные материалы

Для успешного подключения электрики прицепа к бортовой системе автомобиля, необходимо запастись инструментами и материалами, приобрести которые можно в ближайшей профильной торговой точке или на автомобильном рынке:

  • разъем для фаркопа с резиновым уплотнением и крышкой: внимательно осмотрите изделие – латунные контакты не должны болтаться, резьба — ровная, детали плотно прилегают друг к другу (люфт не допускается);
  • сечение применяемого одножильного медного кабеля – от 1,5 кв. мм;
  • шланг-гофра (из пластика либо металла)для изоляции пучков выводных проводов – пара-другая метров;
  • 15-20 пластиковых хомутов.

Для более легкого и надежного соединения стоит приобрести коммутационные колодки (внутри некоторых из них предусмотрены предохранители). В случае повреждения проводки они сработают и исключат короткое замыкание, негативно сказывающееся на работоспособности электрооборудования авто.

Особенности подключения разъема

Для соединений лучше подходит медный многожильный провод в двойной изоляции. После того, как все работы завершены, функционирование системы проверено, обработайте графитовой смазкой контакты внутри розетки и в штепселе: это убережет их от окисления.

Схемы прямого подключения прицепа легкового автомобиля

В мире и РФ практикуется несколько схем подключения напрямую. Все зависит от количества контактов в розетке и страны-производителя, точнее ее стандартов в этой области. Отечественные автовладельцы обычно «верны» 7-ми контактным и тринадцатипиновым системам. Самый простой способ – делать все напрямую напрямую. Но он годится, когда на машине отсутствует электронный блок управления (ЭБУ).

Распиновка 7 контактной розетки фаркопа Евро и РФ

Разъемы с 7-ю лепестками применяют для обычных прицепов в ЕС (евростандарт DIN/ISO 1724) и России:

  • №1: включается поворот налево;
  • №2: загорается задняя «противотуманка» либо питание +12 вольт;
  • №3: минус;
  • №4: включается поворот направо;
  • №5: зажигается габаритный свет справа и номер;
  • №6: активируются стоп-сигналы;
  • №7: габаритный свет слева.

Иной вариант – 13-ти контактный: востребован при использовании электросети дома на колесах. По сути, сюда просто добавлено несколько лепестков. Распиновка розетки фаркопа:

  • №8: изоляция розового цвета, провод включает задний ход;
  • №9: плюс 12В – провод оранжевого оттенка, идет напрямую, в нем всегда есть напряжение, вне зависимости от положения ключа зажигания;
  • №10: плюс 12В: активируется только после задействования зажигания (изоляция серая);
  • №11: масса для 10-го контакта – провод черно-белый;
  • №12: резервный провод сине-белого цвета;
  • №13: масса для 9-го контакта.
Читайте также:
Особенности обработки брусового дома защитными составами

Распиновка 7 контактной розетки прицепа США

У «гостей» из США иной вариант проводки. Для примера стоит рассмотреть изделие от компании HOPKINS. Как выглядит распиновка разъема американского прицепа? Здесь к контакту №1 подключаются два габаритных фонаря. Второй отвечает за подачу напряжения +12 вольт. №3 – левый поворотник, №6 – правый. Четвертый контакт отвечает за сигналы торможения, пятый – масса. Седьмой контакт обеспечивает сигнализацию заднего хода.

Помимо 7-pin вилок американцы практикуют и разъемы с четырьмя лепестками. Основная их особенность – включение стопов и поворотников по одной линии, что весьма проблематично при подсоединении к европейским 7-пиновым гнездам и штепселям. Есть пара вариантов решения проблемы:

  1. Если у вас отсутствует ЭБУ, бортовой компьютер, можно подключиться к поворотникам авто напрямую. Но если перечисленная электроника присутствует, возможен ее выход из строя;
  2. Этот способ сложнее, но корректнее и безопаснее. Для его осуществления всю проводку прицепа нужно подогнать под евроразъем. Для более-менее подготовленного специалиста это не составит труда. Если будете все делать самостоятельно, потребуется разыскать (хотя бы в том же интернете) схему электрооборудования вашего автомобиля.

Альтернативный вариант подключения

Здесь имеется в виду корректировка бортового электрооборудования автомобиля. Под изменениями имеется в виду соединение проводов в багажном отделении с системой прицепа. Скорее всего, в этом случае понадобится мультиметр и схема электропроводки авто. Если на вашей машине сигнальная и иная светотехника функционирует без микропроцессора, можно использовать семиконтактное гнездо и штепсель. Проверьте, какой контакт на вилке прицепа за что отвечает и результаты запишите. Далее в соответствии с этими данными подсоедините провода от бортовой системы авто. Подсоединение осуществляйте через коммутационные колодки (они могут быть с предохранителями или без них) или при помощи пайки с последующей изоляцией контактных участков.

В ходе работ неизбежно встанет вопрос о креплении розетки. Здесь особых сложностей нет. Кстати, фаркоп зачастую продается прямо с уже установленным разъемом. Но если вам не «повезло», розетку можно зафиксировать самостоятельно. Как правило, к фаркопу приварена специальная пластина: к ней посредством саморезов или (что надежнее) болтов с гайками и крепится разъем.

Соединение через блок согласования

Все ЭБУ, устанавливаемые в современные легковые машины при подключении электрооборудования транспортно-сцепного устройства требуют использования специального переходника (Smart Connect), задача которого – согласование между компонентами автомобильной проводки и прицепной. В этом случае бортовой компьютер не будет «бастовать», выдавая ошибку за ошибкой. Использование блока согласования гарантирует нормальное функционирование всех световых приборов; как на автомобиле, так и прицепе.

Выбирая блок согласования, учитывайте марку вашей машины, страну-производитель прицепа. Если вы «не дружите» с паяльником, а чтение электрических схем вызывает затруднение, логично обратиться за помощью к специалистам. Самодеятельность и дилетантство в этом деле могут привести к печальным последствиям: выходу из строя недешевых (например, ЭБУ) компонентов электрооборудования, электроники.

Схема подключения розетки прицепа: распиновка разъема

Для того чтобы сделать использование прицепа безопасным, нужно не только правильно установить фаркоп, но и подключить электрику. Автомобили имеют несколько различных схем подключения розетки прицепа.

Установка фаркопа

Чтобы установить фаркоп, не нужно обладать специальными знаниями по ремонту автомобиля. Любой человек, привыкший самостоятельно менять колеса, сможет поставить прицепное устройство.

Современные машины имеют стандартные места для установки фаркопа. Поэтому, чтобы его смонтировать, нужно:

  1. Установить машину на смотровую яму или подъемник.
  2. Внимательно осмотреть лонжероны. Под слоем заводской антикоррозионной мастики должны быть полоски скотча, закрывающие крепежные гайки. Они жестко приварены к кузову.
  3. Завести фаркоп под пол багажника и совместить проушины прицепного устройства с гайками на кузове.
  4. Болтами, идущими в комплекте, закрепить фаркоп.

При покупке не нужно стараться взять самый дешевый фаркоп. Он может доставить много неудобств при установке. Оригинальные изделия легко отличить по качеству изготовления и окраски. Также приобретаемый фаркоп нужно попробовать пристегнуть к прицепу. Его головка может не подойти к сцепному устройству.

Как подвести электричество к автомобильному прицепу

Бортовое электричество подводится при помощи стандартного подключения розетки прицепа. На автомобилях отечественного производства применяют семиконтактные разъемы. Эта разновидность встречается чаще других.

Американские и некоторые европейские машины используют тринадцатиконтактные разъемы. Это связано с возможностью подключения не только прицепов, но и домов на колесах. Они требуют большой мощности от электрической линии. Кроме этого, при помощи такой розетки дополнительно подсоединяются: задняя видеокамера, парктроники, противотуманные фары.

В России подключение розетки фаркопа отличается от зарубежного. Поэтому импортные прицепы имеют другую распиновку и подключить их к российской розетке без переделки не получится.

Читайте также:
Профиль для гипсокартона что с ним делать

Прямое подключение

Схема подключения розетки прицепа имеет 2 разновидности. В зависимости от количества контактов, они подсоединяются по-разному. Здесь указана схема распиновки розетки с 7 контактами.

Свободный провод 12 В для любой опции

Правые габаритные огни и подсветка номерного знака

Левые габаритные огни

Цвета, указанные в таблице, соответствуют стандартным цветам проводов, подводящих электричество к элементам оптики.

В этой схеме подключения прицепа, в распиновке розетки нет заднего хода. Потому что подавляющее большинство прицепов для легковых автомобилей не оборудовано соответствующей световой сигнализацией.

Подключение розетки с 13 контактами

Схема распиновки на 13 контактов немного сложнее.

Задние противотуманные фары

Масса для контактов с 1 по 8

Левые габаритные огни и подсветка номерного знака

Правые габаритные огни

Сигнализация заднего хода

Постоянное напряжение силой тока до 35 А

Напряжение, идущее через замок зажигания

Масса для контакта 9

При отсутствии проверки бортовым компьютером задней проводки схема подключения розетки прицепа остается стандартной.

Самостоятельная установка

Смонтировать электрическую систему фаркопа можно самому. Это отнимет около 2 часов. Электрика имеет несложную схему подключения вилки прицепа к розетке. Разъем должен обеспечивать легкое и надежное соединение электрической проводки.

Для того чтобы установить розетку, нужно:

  1. Открыть багажник машины и снять пластиковую или войлочную обшивку. Клипсы крепления лучше демонтировать съемником в форме лопаточки с прорезью. В этом случае клипсы останутся целыми и не нужно будет покупать новые.
  2. Осмотреть заднюю часть багажного отсека. Там, где крепится бампер, должны быть резиновые заглушки, через которые проходит провод, питающий подсветку номера. Через эту резинку необходимо завести в багажник пучок проводов для подключения розетки фаркопа.
  3. Осмотреть шину, идущую на задние фонари. Разделить пучок на отдельные провода.
  4. Зачистить изоляцию не более 1 см на каждом проводе. К оголенным участкам нужно подсоединить провода от розетки. Соединение лучше делать при помощи обжимных замков для быстрого сращивания проводов. Это качественнее, чем делать скрутки.
  5. Закрепить розетку в своем кронштейне при помощи болтов.
  6. Проверить правильность подключения. Для этого нужно подцепить прицеп к фаркопу и проверить работу световой сигнализации.

Если электрика прицепа работает, можно устанавливать обшивку.

Как найти неисправность

В сырую погоду контакты розетки окисляются. Также на нее попадает грязь, которая ухудшает контакт в разъеме. По этой причине освещение прицепа перестает работать. Как выявить причину и устранить неисправность?

Для простой проверки автомобильной электрики существует индикатор, именуемый в народе «контролька». Он представляет собой лампочку с двумя проводами, имеющими на концах зажимы.

По схеме подключения розетки прицепа ясно, какой осветительный прибор соответствует тому или иному разъему. Нужно проверить индикатором разъем, отвечающий за неработающий фонарь.

Для этого один зажим индикатора фиксируют на железной части фаркопа, который будет служить массой, а второй вставляют в тестируемый разъем. Проверяют при включенной электрике. Если соединение имеет плохой контакт, то лампа индикатора гореть не будет.

Чтобы исправить неисправность, нужно разобрать розетку и зачистить контакты наждачной бумагой.

Согласование оптических приборов

В некоторых современных машинах управление световыми сигналами происходит не напрямую, а через бортовой компьютер. Он тестирует переднюю и заднюю оптику на предмет повышенного потребления электричества. Таким образом, система бережет проводку от короткого замыкания и от установки ламп большой мощности.

В этих автомобилях напрямую подключить розетку легкового прицепа не получится. Система будет выдавать ошибку. Чтобы обойти ее, устанавливают блок, согласовывающий мощность задней световой оптики с компьютером автомобиля.

Блок согласования встраивается в электрическую схему и подключается к проводке.

Материалы для установки

Для того чтобы розетка легкового прицепа работала безотказно, на материале лучше не экономить. Для работы потребуется:

  1. Многожильный провод сечением не менее 1,5 мм. Изоляция должна обеспечивать работу в условиях перепадов температуры.
  2. Гофра для укладки проводов в единый пучок. Она дополнительно создаст защиту.
  3. Розетка. Нужно смотреть, чтобы ее крышка плотно закрывалась без перекосов. А уплотнительное кольцо обеспечивало герметичность. Клеммы внутри не должны болтаться, иначе это приведет к плохому контакту.
  4. Соединители или обжимные замки для сращивания проводов.

Работа розетки происходит в условиях агрессивной среды, поэтому для защиты контактов можно дополнительно использовать силиконовую смазку или солидол.

Схема подключения розетки прицепа: распиновка разъема на News4Auto.ru.

Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался — болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться — стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе — не подходи, убьёт; шоколадка в кармане — прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.

Читайте также:
Размеры ванной: нормы и стандарты 4 видов купели

Самые распространенные схемы включения однофазных и трехфазных электросчетчиков

В этой статье мы рассмотрим основные схемы включения однофазных и трёхфазных электросчётчиков. Сразу хочу отметить, что схемы включения индукционных и электронных электросчётчиков абсолютно идентичны.

Посадочные отверстия для крепления обоих видов электросчётчиков тоже должны быть абсолютно одинаковы, однако некоторые производители не всегда придерживаются этого требования, поэтому иногда могут возникнуть проблемы с установкой электронного электросчётчика вместо индукционного именно в плане крепления на панели.

Зажимы токовых обмоток электросчётчиков обозначаются буквами Г (генератор) и Н (нагрузка). При этом генераторный зажим соответствует началу обмотки, а нагрузочный – ее концу.

При подключении счетчика необходимо следить за тем, чтобы ток через токовые обмотки проходил от их начал к концам. Для этого провода со стороны источника питания должны подключаться к генераторным зажимам (зажимам Г) обмоток, а провода, отходящие от счетчика в сторону нагрузки, должны быть подключены к нагрузочным зажимам (зажимам Н).

Для счетчиков, включаемых с измерительными трансформаторами, должна учитываться полярность как трансформаторов тока (ТТ), так и трансформаторов напряжения (ТН). Это особенно важно для трехфазных счетчиков, имеющих сложные схемы включения, когда неправильная полярность измерительных трансформаторов не всегда сразу обнаруживается на работающем счетчике.

Если счетчик включается через трансформатор тока, то к началу токовой обмотки подключается провод от того зажима вторичной обмотки трансформаторов тока, который однополярен с выводом первичной обмотки, подключенным со стороны источника питания. При этом включении направление тока в токовой обмотке будет таким же, как и при непосредственном включении. Для трехфазных счетчиков входные зажимы цепей напряжения, однополярные с генераторными зажимами токовых обмоток, обозначаются цифрами 1, 2, 3. Тем самым определяется заданный порядок следования фаз 1-2-3 при подключении счетчиков.

Основные схемы включения однофазных счетчиков

На рисунке 1 изображены принципиальные схемы включения однофазного счетчика активной энергии. Первая схема (а) – непосредственного включения – является наиболее распространенной. Иногда, однофазный электросчётчик включают и полукосвенно – с использованием трансформатора тока (б).

Рисунок 1. Схемы включения однофазного счетчика активной энергии: а – при непосредственном включении; б – при полукосвенном включении. Далее рассмотрим схемы включения трёхфазных электросчётчиков.

Самыми распространёнными являются схемы непосредственного (рис.2) и полукосвенного (рис.3) включения в четырехпроводную сеть:

Рисунок 2. Схема непосредственного включения трёхфазного счетчика активной энергии

Рисунок 3. Схема полукосвенного включения трёхфазного счетчика активной энергии.

При полукосвенном включении используют трансформаторы тока. Выбор трансформаторов тока проводят исходя из потребляемой мощности. Промышленностью выпускаются трансформаторы тока с различным коэффициентом трансформации – 50/5, 100/5 …. 400/5 и т.д.

Подробнее о подключении счетчиков в быту смотрите здесь: Как правильно подключить электрический счетчик

Основные схемы включения трёхфазных электросчётчиков

Кроме полукосвенной схемы, часто применяется и схема косвенного включения трёхфазных электросчётчиков. При этой схеме используют не только трансформаторы тока, но и трансформаторы напряжения.

На рисунке 4 показана схема включения с тремя однофазными трансформаторами напряжения в трёхпроводную сеть, первичные и вторичные обмотки которых соединены в звезду. При этом общая точка вторичных обмоток в целях безопасности заземляется. Это же относится и к вторичным обмоткам трансформаторов тока.

Здесь необходимо обратить внимание на наличие обязательной связи нулевого проводника сети с нулевым зажимом счетчика, т.к. отсутствие такой связи может вызывать дополнительную погрешность при учете энергии в сетях с несимметрией напряжений.

Рисунок 4. Схема косвенного включения трёхфазного счетчика активной энергии в трёхпроводную сеть

Помимо трёхэлементных трёхфазных электросчётчиков, используют и двухэлементные. Принципиальные схемы включения трехфазного двухэлементного счетчика активной энергии типа САЗ (САЗУ) приведены на рисунке 5.

Здесь особо отметим, что к зажиму с цифрой 2 обязательно подключается средняя фаза, т.е. та фаза, ток которой к счетчику не подводится. При включении счетчика с трансформаторами напряжения зажим этой фазы заземляется.

На схеме заземлены зажимы со стороны источника питания (т.е. зажимы И1 трансформаторов тока), но можно было бы заземлять зажимы и со стороны нагрузки.

Счетчики типа САЗ применяются главным образом с измерительными трансформаторами (НТМИ), и поэтому приведенная схема является основной при учете активной энергии в электрических сетях 6 кВ и выше.

Рисунок 5. Схема полукосвенного включения трёхфазного двухэлементного счетчика активной энергии в трёхпроводную сеть

Необходимо отметить один момент, который я упустил раньше. Рабочее напряжение индукционных электросчётчиков, включаемых по схеме непосредственного и полукосвенного включения, равно 220/380 В. В схемах косвенного включения, т.е. с трансформаторами напряжения, применяют электросчётчики на рабочее напряжение 100 В. Некоторые электронные электросчётчики имеют диапазон входного напряжения 100-400 В, что теоретически позволяет использовать их в схемах с любым типом включения.

При монтаже учётов электроэнергии по схеме полукосвенного или косвенного включения, очень большое значение имеет правильное чередование фаз. Для определения чередования фаз применяют различные приборы, например Е-117 “Фаза-Н”.

Читайте также:
Потолок из ткани своими руками: фото, видео монтажа

Схемы включения счетчиков реактивной энергии

Довольно часто, вместе с индукционными электросчётчиками активной энергии, применяют электросчётчики реактивной энергии.

На рисунке 6 приведены схемы полукосвснного включения счетчиков в четырехпроводную сеть (380/220 В). Эта схема требует для монтажа меньшего количества провода или контрольного кабеля. При ее сборке значительно уменьшается риск неправильного включения счетчиков, так как исключается несовпадение фаз (А, В, С) тока и напряжения.

Проверить правильность схемы можно упрощенными способами без снятия векторной диаграммы. Для этого достаточным является измерение фазных напряжений, определение порядка следования фаз и проверка правильности включения токовых цепей с помощью поочередного вывода двух элементов счетчиков из работы и фиксацией при этом правильного вращения диска.

Рисунок 6. Схема полукосвенного включения трехэлементных счетчиков активной и реактивной энергии в четырехпроводную сеть с совмещенными цепями тока и напряжения.

Недостаток схемы заключается в том, что проверка правильности включения токовых цепей вызывает необходимость трижды отключать потребителей и принимать особые меры по технике безопасности при производстве работ, так как вторичные цепи трансформаторов тока находятся под потенциалами фаз первичной сети.

Другим серьезным недостатком рассматриваемой схемы является то, что необходимо зануление или заземления вторичных обмоток измерительных трансформаторов.

В отличие от предыдущей схема на рисунке 7 имеет раздельные цепи тока и напряжения, поэтому она позволяет производить проверку правильности включения счетчиков и их замену без отключения потребителей, так как в этой схеме цепи напряжения могут быть отсоединены. Кроме этого, в ней соблюдены требования ПУЭ к занулению и заземлению вторичных обмоток трансформаторов тока.

Рисунок 7. Схема полукосвенного включения трехэлементных счетчиков активной и реактивной энергии в четырехпроводную сеть с раздельными цепями тока и напряжения.

И в заключение рассмотрим схему косвенного включения двухэлементных электросчётчиков активной и реактивной энергии в трехпроводную сеть свыше 1 кВ. Принципиальная схема данного включения приведена на рисунке 8.

Рисунок 8. Схема косвенного включения двухэлементных счетчиков активной и реактивной энергии в трехпроводную сеть свыше 1 кВ.

В данной схеме в качестве счетчика реактивной энергии принят двухэлементный электросчетчик с разделенными последовательными обмотками. Так как в средней фазе сети отсутствует трансформатор тока, то вместо тока Ib к соответствующим токовым обмоткам этого счетчика подведена геометрическая сумма токов Ia +Ic равная – Id.

На рисунке была показана схема включения с использованием трехфазного трансформатора напряжения типа НТМИ. На практике может применяться трехфазный трансформатор напряжения и с заземлением вторичной обмотки фазы В. Вместо трехфазного трансформатора напряжения также могут применяться два однофазных трансформатора напряжения, включенных по схеме открытого треугольника.

Как правило, схема включения счетчика обычно нанесена на крышке клеммной коробки. Однако, в условиях эксплуатации, крышка может оказаться снятой со счетчика другого типа. Поэтому необходимо всегда убедиться в достоверности схемы путем ее сверки с типовой схемой и с разметкой зажимов.

Монтаж цепей напряжения электросчётчика полукосвенного и косвенного включения должен выполняться в соответствии с ПУЭ – медным проводом сечением не менее 1,5 мм, а токовых цепей – сечением не менее 2,5 мм.

При монтаже электросчётчиков непосредственного включения, монтаж должен быть выполнен проводом, рассчитанным на соответствующий ток.

На этом обзор схем включения электросчётчиков будем считать оконченным. Разумеется, нами были рассмотрены далеко не все существующие схемы, а только те, которые наиболее часто используются на практике.

Как подключить счетчик самостоятельно: однофазный и трехфазный

Ввод в эксплуатацию или реконструкция электропроводки в доме или квартире редко обходится без установки или замены электросчетчика. По нормативам работы могут выполнять только специально обученные люди, имеющие допуск для работы в сетях напряжением до 1000 В. Но установить все элементы, произвести подключение счетчика к нагрузке (электроприборам), без подключения питания можно самостоятельно. После необходимо вызвать представителя энергопоставляющей организации для тестирования, пломбировки и пуска системы.

Один из вариантов корпусов для счетчика

Подключение счетчика: правила и основные требования

Точно все требования прописаны в ПУЭ, а основные правила такие:

  • Устанавливаться должен с защитой от воздействия погодных условий. Традиционно монтируются в специальные боксы (короба) из негорючего пластика. Для установки на улице короба должны быть герметичными и должны обеспечивать возможность контроля показаний (иметь стекло напротив табло).
  • Закрепляется на высоте 0,8-1,7 м.
  • Подключение счетчика производится медными проводами, сечением соответствующим максимальной токовой нагрузке (есть в техусловии). Минимальное сечение для подключения квартирного электросчетчика 2,5 мм 2 (для однофазной сети это ток 25 А, что сегодня очень мало).
  • Проводники используются изолированные, без скруток и ответвлений.
  • При однофазной сети дата госповерки счетчика — не старше 2 лет, при трехфазной — одного года.

Место установки счетчика в многоквартирных домах регламентируется проектом. Счетчик может устанавливаться на лестничной площадке или в квартире — в щитке. Если ставится в квартире, то обычно недалеко от двери.

Читайте также:
Отопительные котлы на жидком топливе для частного дома

Комплектация входного щитка

В частном доме тоже несколько вариантов. Если столб стоит во дворе, можно счетчик разместить на столбе, но лучше — в помещении. Если по требованиям энегроснабжающей организации он должен находится на улице, ставят его на лицевой стороне дома в герметичном боксе. Автоматы, идущие к группам потребителей (различным устройствам) монтируются в другом боксе в помещении. Также одно из требований при монтаже электропроводки в частном доме: провода должны просматриваться визуально.

Установка счетчика на столбе

Чтобы была возможность проводить работы на электросчетчике, перед ним устанавливают входной рубильник или автомат. Он тоже пломбируется, причем возможности поставить пломбу на самом устройстве, как на счетчике, нет. Необходимо предусмотреть возможность отдельной пломбировки этого устройства — купить небольшой бокс и смонтировать его внутри квартирного щитка или поставить отдельно на лестничной площадке. При подключении счетчика в частном доме варианты те же: в одном боксе со счетчиком на улице (пломбируется весь бокс), в отдельном боксе рядом.

Схема подключения однофазного электросчетчика

Счетчики для сети 220 В могут быть механические и электронные. Также делятся они на однотарифные и двухтарифные. Сразу скажем, что подключение счетчика любого типа, в том числе и двухтарифного, производится по одной схеме. Вся разница в «начинке», которая потребителю недоступна.

Если добраться до клеммной пластины любого однофазного счетчика, увидим четыре контакта. Схема подключения указана на обратной стороне крышки клеммника, а в графическом изображении все выглядит как на фото ниже.

Как подключить однофазный счетчик

Если расшифровать схему, получается следующий порядок подключения:

  1. К 1 и 2 клемме подключаются фазные провода. На 1 клемму приходит фаза вводного кабеля, от второй идет фаза к потребителям. При монтаже первой подключают фазу нагрузки, после ее закрепления — фазу входа.
  2. К клеммам 3 и 4 по тому же принципу подключается нулевой провод (нейтраль). К 3-му контакту нейтраль от ввода, к четвертому — от потребителей (автоматов). Порядок подключения контактов аналогичен — сперва 4, потом 3.

Наконечники штыревые

Подключение счетчика происходит зачищенными на 1,7-2 см проводами. Конкретная цифра указывается в сопроводительном документе. Если провод многожильный, на его концы устанавливаются наконечники, которые выбираются по толщине и номинальному току. Они опрессовываются клещами (можно зажать пассатижами).

При подключении оголенный проводник вставляется до упора в гнездо, которое расположено под контактной площадкой. При этом необходимо следить, чтобы под зажим не попала изоляция, а также чтобы очищенный провод не торчал из корпуса. То есть, длинна зачищенного проводника должна выдерживаться точно.

Фиксируется провод в старых моделях одним винтом, в новых — двумя. Если крепежных винта два, сначала закручивается дальний. Слегка подергав провод, убеждаетесь, что он закреплен, потом затягиваете второй винт. Через 10-15 минут контакт подтягивается: медь мягкий металл и немного приминается.

Как самостоятельно сделать проводку в доме читайте тут. Об особенностях электропроводки в деревянном доме написано тут.

Это что касается подключения проводов к однофазному счетчику. Теперь о схеме подключения. Как уже говорилось, перед электросчетчиком ставится входной автомат. Его номинал равен максимальному току нагрузки, срабатывает при его превышении, исключая повреждение оборудования. После ставят УЗО, которое срабатывает при пробое изоляции или если кто-то прикоснулся к токоведущим проводам. Схема представлена на фото ниже.

Схема подключения однофазного счетчика электроэнергии

Схема для понимания несложна: от ввода ноль и фаза поступают на вход защитного автомата. С его выхода они попадают на счетчик, и, с соответствующих выходных клемм (2 и 4), идут на УЗО, с выхода которого фаза подается на автоматы нагрузки, а ноль (нейтраль) идет на нулевую шину.

Обратите внимание, что входной автомат и входное УЗО двухконтактные (заходят два провода), чтобы размыкались оба контура — фаза и ноль (нейтраль). Если посмотрите на схему, то увидите, что автоматы нагрузки стоят однополюсные (заходит на них только один провод), а нейтраль подается напрямую с шины.

Посмотрите подключение счетчика в видео-формате. Модель механическая, но сам процесс соединения проводов ничем не отличается.

Как подключить трехфазный счетчик

В сети 380 В имеются три фазы, и электросчетчики этого типа отличаются только большим количеством контактов. Входы и выходы каждой фазы и нейтрали располагаются попарно (смотрите на схеме). Фаза А заходит на первый контакт, выход ее на втором, фаза B — вход на 3-м, выход на 4-м и т.д.

Как подключить трехфазный счетчик

Правила и порядок работы такие же, только большее количество проводов. Сначала зачищаем, выравниваем, вставляем в контактный разъем и затягиваем.

Схема подключения 3 фазного счетчика с током потребления до 100 А практически такая же: входной автомат-счетчик-УЗО. Разница только в разводке фаз к потребителям: есть одно- и трехфазные ветки.

Схема подключения трехфазного счетчика

Как подключить электросчетчик к однофазной или трехфазной электрической цепи?

Каждый дом, квартира или предприятие не обходятся без электрической энергии, использование которой подразумевает обязательный расчет по факту потребления. Своевременный контроль за израсходованными ресурсами производится в соответствии с показаниями приборов учета. Поэтому так важно обеспечить правильное подключение электросчетчика в соответствии с предъявляемыми нормами и требованиями.

Читайте также:
Проекты и строительство русской бани – варианты планировки

Правила и основные требования

В случае замены старого электросчетчика или установке нового на вновь возводимом объекте важно выполнять подключение в соответствии с основными требованиями нормативных документов. Поэтому на этапе планирования и проведения монтажных работ придерживайтесь следующих правил:

  • Способ крепления электросчетчика должен обеспечивать его надежную фиксацию в вертикальной плоскости.
  • В зависимости от способа установки и предполагаемых температурных режимов подбирается соответствующий тип электросчетчика согласно п.6.1 ГОСТ 31818.11-2012.
  • Конструкция узла подключения электросчетчика должна предусматривать возможность ее опломбировки согласно п.5.2.1.2 ГОСТ 31818.11-2012.

Рис. 1. Опломбировка электросчетчика электроснабжающей организацией

  • Для обеспечения длительной бесперебойной эксплуатации электросчетчик должен располагаться в отапливаемых помещениях с температурой не менее 0ºС, легко доступных местах для проверки показаний в соответствии с п.1.5.27 ПУЭ.
  • Расположение электросчетчика должно осуществляться на высоте от уровня пола до зажимов в пределах от 0,8 до 1,7м. по п. 1.5.29 ПУЭ. В некоторых случая разрешается сделать подключение ниже 0,8м, но не менее 0,4м.
  • При расположении электросчетчика в местах прохода, частого передвижения людей, возможных интенсивных загрязнений необходимо предусмотреть запирающийся шкаф или щит согласно п.1.5.30 ПУЭ.

Рис. 2. Запирающийся щит для установки электросчетчика

  • В защитных кожухах и шкафах из непрозрачных материалов обязательно устанавливается прозрачное окно или несколько окон, обеспечивающих беспрепятственный контроль показаний в соответствии с п.5.3 ГОСТ 31818.11-2012.
  • При установке зажимов величина оголенного участка провода должна рассчитываться таким образом, чтобы предотвратить несанкционированное подключение к цепям учета. Внутри клеммного ряда оголенные проводники располагаются таким образом, чтобы не соприкосновения линий разных потенциалов, контакта токоведущих элементов с конструктивными деталями, крышкой и корпусом в соответствии с п. 5.4 ГОСТ 31818.11-2012.
  • Конструкция шкафа, его габариты и способ установки электросчетчика должны обеспечивать возможность беспрепятственной замены прибора учета при необходимости.
  • Для предотвращения безучетного потребления согласно п.1.5.33 ПУЭ запрещено обустраивать пайку проводов до электросчетчика.
  • Степень защиты электросчетчика должна выбираться в соответствии с п.5.9 ГОСТ 31818.11-2012. Рекомендуется при установке прибора учета внутри помещения выбирать модели не ниже IP51 и электросчетчики не менее IP54 для наружной установки.
  • Токопроводящий кожух, корпус и металлическая крепежная арматура должны заземляться для предотвращения поражения электрическим током в ходе эксплуатации и обслуживания.

Пропускная способность электросчетчика обязательно подбирается в соответствии с планируемой нагрузкой. Расходуемая потребителем мощность не должна превышать номинал прибора учета.

Подготовительные работы

Перед началом подключения обязательно подготовьте место установки, все необходимые инструменты и материалы. Так как от этого напрямую зависит удобство проведения работ, надежность крепления и конечный результат. Из инструментов и материалов вам могут пригодиться:

  • Мультиметр или индикаторная отвертка;
  • Перфоратор, набор дюбелей;
  • Кусачки, плоскогубцы, набор отверток;
  • Клещи для удаления изоляции или канцелярский нож;
  • Линейка, рулетка, строительный уровень;
  • Соединительные провода подходящего сечения и длины;
  • Паяльник, гильзы или самозатяжные клеммы, термоусадочные трубки;
  • Модульное защитное оборудование (автоматические выключатели, УДТ, УЗИП, реле контроля напряжения и прочие);
  • Электрический щит или кожух для прибора учета.

Если установка и подключение электросчетчика производится в старый щит, обязательно проверьте соответствие старого крепления новому прибору учета. Если выяснится, что способ монтажа не подходит, подготовьте новую DIN рейку или дюбеля. В случае ввода в работу нового объекта с установкой щита или кожуха, их необходимо смонтировать на этапе подготовки. Для этого:

  • Снимите верхнюю крышку, как правило, для этого достаточно открутить винты;
  • Установите кожух на стену или в другое место, предусмотренное проектом;
  • Для монтажа кожуха можно использовать дюбель или другой элемент, в зависимости от материала монтажной поверхности.

Следует отметить, что в проектной документации место установки может определяться как внутри помещения, так и снаружи – на фасаде здания или на отдельно установленной опоре. Для каждого из вариантов производится свой перечень подготовительных работ.

Установка электросчетчика внутри помещения.

Перед подключением прибора учета обязательно осуществляется ввод питающего кабеля в помещение, освобождается пространство. Место установки выбирается таким образом, чтобы доступ к электросчетчику не загромождали стены, элементы интерьера, мебель и т.д. Не стоит монтировать за дверью, непосредственно в проходе или местах постоянного перемещения людей, избегайте углов и поверхностей, которые подвергаются воздействию сырости.

Установка электросчетчика на фасаде здания.

Питающий кабель подводится к электросчетчику сплошным спуском через штыревые изоляторы. При подключении на фасаде здания, желательно избегать мест интенсивного воздействия солнечных лучей, атмосферных осадков и т.д. В случае если стена имеет мягкую отделку, для прибора учета сооружается специальный каркас. Ввод линии внутрь помещения выполняется у потолка, чтобы снизить вероятность поражения электротоком при повреждении изоляции.

Читайте также:
Производство деревянной двутавровой балки для крыш и перекрытий

Установка электросчетчика на отдельной опоре.

Если счетчик электрической энергии подключен на отдельно стоящей опоре вы существенно снижаете риск возгорания здания в аварийной ситуации. Однако этот способ подвергает электросчетчик опасности разрушения вандалами, поэтому его желательно размещать на высоте порядка 3м. В связи с чем на этапе подготовки куда выгоднее собрать щит еще до его установки на опору. Монтаж будет производиться с помощью хомутов, а не дюбелей, поэтому предварительно на опоре устанавливается жесткое основание.

Рис. 3. Крепление электросчетчика к опоре хомутами

Схемы подключения

Конструктивно прибор учета электрической энергии состоит из цепи тока и цепи напряжения, суммарные показания которых обеспечивают вычисление мощности. В зависимости от способа подключения этих цепей к питающей линии все электросчетчики подразделяются на три основные категории:

  • Прямого включения – цепь тока и напряжения включаются в линию напрямую.
  • Косвенного включения – зажимы тока и напряжения подключаются к линии через трансформаторы тока и напряжения соответственно. Актуально для высоковольтных потребителей с большой мощностью.
  • Полукосвеного включения – когда токовая цепь имеет трансформаторное подключение, а цепь напряжения прямое. Используется для учета электроэнергии потребителей с большой нагрузкой.

Помимо этого, в зависимости от количества фаз схема подключения электросчетчика может быть однофазной или трехфазной. Теперь рассмотрим эти принципы подключения более детально.

Однофазного электросчетчика

Однофазный электросчетчик, как правило, имеет прямое включение в цепь. Поэтому схема подключения будет выглядеть следующим образом:

Рис. 4. Схема подключения однофазного электросчетчика

Для подключения вам понадобится подключить фазный L и нейтральный N проводник к вводному автоматическому выключателю. Затем производится подключение фазного проводника к зажиму 1, с зажима 3, но подключается на защитную аппаратуру нагрузки. Подключение нейтрального проводника осуществляется к зажиму 4, а с 6 он подводится к УДТ нагрузки.

Трехфазного электросчетчика

Подключение трехфазного электросчетчика может иметь несколько вариантов, в зависимости от способа: прямого, косвенного и полукосвенного. Разберем каждый способ подключение на примере конкретной схемы.

Рис. 5. Схема прямого подключения трехфазного электросчетчика

Как видите на рисунке выше, схема прямого подключения трехфазного электросчетчика аналогична однофазному. Каждый фазный проводник (L1, L2, L3) также подключается в разрыв соответствующей пары зажимов прибора учета электроэнергии. Также поступают с нейтральным проводником N, подключение защитного проводника PE производится на отдельный клеммный ряд.

Рис. 6. Схема полукосвенного подключения трехфазного электросчетчика

Для полукосвенного подключения можно использовать 8-ми проводную схему, где цепь тока электросчетчика подсоединяется через измерительные трансформаторы тока ТТ1, ТТ2, ТТ3 и испытательную коробку. В данном случае трансформаторы тока одним выводом подключаются к фазному проводнику, а вторым к защитному PE.

Испытательная коробка необходима для проведения технических испытаний в процессе эксплуатации электрооборудования. Также на схеме приведен пример подключения систем электронного учета через зажимы 17 – 26. В случае подключения электросчетчика в системе с совмещенным PEN проводником применяется 10-ти проводная схема подключения, которая выглядит следующим образом:

Рис. 7. Схема полукосвенного включения электросчетчика в цепи с совмещенным PEN проводником

В этом случае каждый трансформатор тока имеет два вывода, подключаемых отдельно к соответствующим зажимам электросчетчика.

Рис. 8. Схема косвенного подключения трехфазного электросчетчика

При косвенном подключении цепь тока подсоединяется через трансформаторы тока ТТ1, ТТ2, ТТ3. А цепь напряжения электросчетчика через трансформаторы напряжения TN1, TN2, TN3. В остальном принцип подключения аналогичен предыдущим схемам.

Часто задаваемые вопросы читателей

Почему после отключения автоматических выключателей, которые установлены вместе со электросчётчиком на фасаде дома бьёт током?

Любой электрический счетчик должен подключаться в соответствии с проектом или схемой подключения, указанной в технических условиях (ТУ). Чтобы понять причину происходящего, нужно увидеть, хотя бы эту схему с вашими пояснениями, какой автоматический выключатель отключен и где вас бьет электрическим током. К примеру, если у вас электросчетчик с автоматическими выключателями имеет такой способ подключения:

никоим образом не влияет на наличие или отсутствие напряжения на фасаде здания. Для такой схемы подключения вводной автоматический выключатель установлен в распределительном щитке (РЩ) непосредственно возле прибора учета электроэнергии. Его назначение – разрыв электрической цепи в случае короткого замыкания на участке линии от столба до электросчетчика. Остальные автоматические выключатели и АВДТ (автоматический выключатель, управляемый дифференциальным током, со встроенной защитой от сверхтока) предназначены для отключения нагрузки, подключенной к ним. Эта защитная аппаратура также никоим образом не отключает напряжение питания на фасаде здания.

Поэтому в данном примере коммутация автоматических выключателей на электросчетчике и не должна приводить к отключению напряжения на питающем кабеле. Это правильный вариант подключения, но в вашем случае все может быть иначе. Опять же, необходимо видеть схему подключения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: