Монтаж системы канализации из пластиковых труб
Главным отличием пластиковых труб от чугунных аналогов является простота их сборки.
Если раньше тяжелые изделия из чугуна устанавливались с помощью серы и промасленного каната, то сегодня процесс монтажа намного упростился. Для сборки современных цилиндрических конструкций достаточно запастись резиновыми уплотнителями. При этом немаловажное значение имеет масса пластиковых труб. Благодаря небольшому весу их сборка напоминает игру в детский конструктор.
Подготовительные работы
Сначала необходимо определить, где будут устанавливаться сантехнические приборы. Для этого составляется план, в котором указываются все нужные комплектующие детали. Следующим шагом выполняется расчет габаритов.
Часто бывает так, что изделия не подходят по длине. Их требуется укорачивать специальным инструментом. Торцы срезанных труб обязательно зачищаются. Если этого не сделать, в стыковых узлах начнут скапливаться бытовые отходы, которые могут спровоцировать протечки.
Установка с минимум засоров
- Когда труба прокладывается с поворотом, лучше создавать сразу два изгиба, радиусы которых должны равняться 45 градусам. Это предотвращает появление засоров и снижает уровень шума при спускании воды.
- Загрязнение канализации может происходить из-за наличия шероховатости на внутренней поверхности изделия. По этой причине скапливаются отложения, которые с течением времени превращаются в большой засор. Важно, чтобы на стыках отсутствовали заусенцы и другие неровности. Гладкая внутренняя поверхность может быть испорчена необработанными торцами труб.
Как правильно выполняется монтаж
Стыковка пластиковых изделий не вызывает никаких затруднений. Соединение деталей должно быть надежным и герметичным, чтобы система канализации прослужила не один десяток лет. Для этого применяются несколько видов уплотнительных прокладок, которые подразделяются на следующие группы:
- одноперьевые;
- двухперьевые;
- оборудованные пластиковым кольцом.
Новички считают, что подобные элементы не обязательны к установке. Когда трубы оснащены одноперьевыми резинками, их сборка проходит легко, даже специальной смазки не требуется. А вот детали, оборудованные двухперьевыми прокладками или имеющие пластиковое кольцо, собрать довольно сложно. Это и становится причиной игнорирования монтажа прокладок.
От того, насколько правильно установлена в раструб уплотняющая деталь, зависит работа всей системы. Не допускается даже малейшего перекоса. Во избежание протечек деформированную резину нужно сразу заменить другой, абсолютно ровной.
Для улучшения скольжения прокладок можно воспользоваться любым средством:
- мылом;
- моющим раствором;
- «Вазелином».
Но при этом нужно учитывать свойства материала и его реакцию на смазку, ведь неправильно подобранное вязкое вещество может стать причиной затвердевания резины спустя несколько месяцев.
Твердый уплотнитель не способен удержать потоки воды. Стыки начнут подтекать. Применяя моющее средство, необходимо проверить, нет ли в его составе агрессивных веществ, разрушающих уплотнитель. Мыло же не оказывает сильного воздействия на резину, однако оно создает пленку, которая с течением времени начинает разрушаться, что в свою очередь провоцирует появление засора. В связи с этим рекомендуется пользоваться только специальной смазкой, в составе которой имеется силикон.
Самая большая проблема, которую приходится решать, – это создание ровной поверхности торцов. Заводское изделие обязательно имеет на конце специальную фаску, которая облегчает стыковку деталей. Когда труба подгоняется, этот элемент срезается. Следовательно, его приходится делать заново своими руками.
Для этого конец трубы обтачивается болгаркой. Добиться идеальной гладкости не удается, поверхность фаски становится шершавой. Собирать такие изделия непросто, но качество соединения от этого не страдает.
От того, насколько хорошо было выполнено крепление трубопровода, зависит качество всей сборки. В противном случае герметичность стыка будет нарушена, в результате чего может появиться протечка или образоваться контруклон. Подобная ситуация способна спровоцировать появление засора.
Цилиндрические конструкции крепятся с шагом 1 метр возле каждого раструба.
Склеивание канализационных труб ПВХ
Подобные изделия можно собрать без использования вязкого состава: давление в системе небольшое, стыки отлично удерживаются уплотнительными кольцами.
Однако при необходимости мастера прибегают к клеевому методу крепления. Для обеспечения качественной герметизации требуется склеить каждую трубу, предварительно очистив ее концы.
Прежде чем приступить к этой работе, нужно убедиться в надежности соединений деталей и качестве их подгонки. В раструб цилиндрическое изделие должно легко входит на 2/3. Дальнейшее его движение выполняется с небольшим натягом.
Для лучшего сцепления склеиваемые детали обрабатываются специальной шкуркой до получения нужной шероховатости.
В продаже представлен большой выбор клеевых составов для изделий из ПВХ, в комплект которых входит также очиститель.
Технология склеивания выглядит очень просто. Поверхность обезжиривается с помощью очистителя, который наносится тонким слоем обычной кисточкой.
Далее труба покрывается клеем, при этом посадочное гнездо смазывается менее обильно. После нанесения клеевого вещества надевается фитинг. Если соединение получилось качественным, окружность трубы около стыка будет покрыто ровным слоем клея, похожим на валик.
Чтобы детали хорошо склеились, их нужно плотно прижать и подержать 30 секунд. Для заполнения возможных пустот стык дополнительно промазывается кисточкой.
Как правильно подобрать наклон трубы
Данный параметр очень важен при создании канализационной системы. Угол наклона выбирается с учетом расположения цилиндрических конструкций. Он не должен быть большим, поскольку вода начнет стекать очень быстро, содержимое не успеет уйти вместе с потоком жидкости и останется на стенках. Это может спровоцировать появление засора. Для внутренней канализации наклон должен быть сделан из расчета 1 см на 1 м длины трубопровода.
Чтобы закрепить трубы к стене и создать проход через имеющиеся конструкции, на открытые цилиндрические изделия устанавливаются упоры. Для вертикального участка выдерживается шаг в 1 м, для горизонтального – 40 см. Обычно установка этих деталей выполняется под раструбом.
Цилиндрические конструкции из ПВХ и стальные хомуты должны отделяться друг от друга уплотняющими деталями, выполненными из резины. Обычно они входят в комплект упоров и упомянутых соединительных элементов.
При необходимости прокладки трубы через фундамент или перекрытие цилиндрическое изделие требуется обернуть несколькими слоями рубероида. Образовавшееся отверстие заливается цементной смесью или бетонным раствором. После завершения монтажа канализации из пластиковых труб происходит испытание системы на герметичность. Надежность соединений не должно вызывать никаких сомнений.
Проверка на герметичность
Подобная процедура проводится специально для выявления протечек, определения некачественной сборки и плохого крепления. Для этого заглушкой закрывается выход канализации. Система заполняется водой, поднимаясь до первого этажа. На стыках не должно быть протечек, что подтверждает надежность и герметичность конструкции.
Прокладка канализации не составляет особого труда. Выполнение подобной работы не занимает много времени. Однако новичку, не обладающего навыками строительства и знаниями технологического процесса, рекомендуется обратиться к профессионалам, которые сделают все быстро и качественно.
Монтаж полипропиленовых труб своими руками: Пошаговая инструкция +Фото и Видео
Хотя бы раз в жизни каждый человек сталкивается с заменой трубопровода.
Раньше все трубные магистрали прокладывались из металла, сейчас на рынке лидируют пластиковые трубы.
Водопроводная система, теплоснабжение и даже канализация монтируются из полипропиленовых изделий.
Не обладая специальными навыками, произвести монтаж полипропиленовых труб можно самостоятельно.
Общие сведения
Для каждого вида трубопровода подбираются трубы определенной маркировки.
ПП изделия делятся на следующие типы:
- PPH. Стандартный полипропилен. Изделия предназначены для монтажа СХВ.
- PPB.Блок-сополимер полипропилен. Применяется для монтажа подогрева пола и ХВС.
- PPR. Полипропиленовый рандом-сополимер. Используется для обустройства систем с уровнем нагрева воды до 75 градусов.
- PPS. Полипропилен трудновоспламеняемый. Транспортирует жидкость до 95 градусов.
Выпускаются ПП изделия с армированием, относятся к ряду многослойных труб с увеличенной прочностью и рабочей температурой.
Все изделия маркируются, для определения сферы применения:
- PN10 – холодная вода
- PN16 – холодная и теплая вода
- PN20 – горячая вода и отопление
- PN25 — отопление
Плюсы полипропиленовых изделий
- Высокая прочность
- Небольшой вес
- Не ржавеют
- Долгий срок службы
- Лояльная стоимость
- Отсутствие шума при транспортировке жидкости
- Гладкая внутренняя поверхность минимизирует образование налета.
Минусы материала
- Плохая гибкость
- Увеличиваются в длине при нагреве
- Армированные трубы требует снятия алюминиевого слоя при фитинговом соединение
- Необходимо специальное оборудование для монтажа определенных изделий.
Важно! Выбирая трубы, внимательно смотрите на маркировку.
Подготовка и установка полипропиленовых труб
Проект
Грамотно составленный проект поможет рассчитать необходимое количество материалов. Сколько поворотов в системе, разводок, количество запорных кранов и фитингов.
Подключение радиатора к системе отопления производится несколькими способами: проточным, с запорными кранами, с трехходовой запорной арматурой, с не регулируемой параллельной перемычкой (байпас).
Какой вид монтажа применить, определяет владелец жилища, исходя из финансовых возможностей. Водопроводная магистраль, также имеет основные стандарты подключения.
Разводка коллекторная
Такая магистраль начинается с «флейты», которая помогает оптимально создать несколько отводов.
Разводка тройниковая
Также именуется, как последовательное подключение. Прокладывается одна труба, от которой осуществляются отводы к сантехнике.
Инструменты
Основным недостатком монтажа трубопровода своими руками является использование специальных инструментов. Возможно, что-то из требуемого, есть в наличии, что-то можно одолжить, но покупка набора для монтажа обойдется от 15 000 до 100 000 рублей.
Необходимы:
- Электрический сварочный аппарат
- Ножницы для резки труб
- Калибратор с фаскоснимателем
- Шейвер
- Насадка для разогрева соединяемых деталей.
- Ключ сантехнический разводной
- Технический карандаш или спиртовой маркер
- Прибор для измерения длины
- И другие инструменты, что в большинстве случаев есть в каждом доме.
Рекомендация
В случае единичного монтажа, набор для монтажа можно арендовать.
Фитинги
Для полноценного монтажа трубопровода используются фитинги из полипропилена.
Фитинг может служить:
- Переходником
- Ниппельным отводом
- Соединительной муфтой
- Резьбовой муфтой
- Тройником
- Заглушкой
- Крестовиной
- Разъемным соединителем
- Запорной арматурой
- ХомутомСовет
Так как все углы и повороты порой просчитать сложно, то лучше приобрести на 2-3 изделия больше. Технические характеристики у трубы и фитинга должны совпадать.
Виды соединений
Неразъемное соединение
Трубы сечением 63 мм и больше соединяются встык.
Изделия диаметром меньше 63 мм спаиваются раструбным способом. В расширенный фитинг входит расплавленная труба на несколько см. Аналогичный способ используется при муфтовом соединении.
Разъемное соединение
Производится припайка фитинга с резьбой внутренней или внешней для соединения с трубой.
Резка труб
Обрезать трубы следует труборезом под углом 90 градусов. Ножницы для резки труб выпускаются с ограничением по диаметру. Следует подобрать инструмент под сечение изделий.
Важно
Косой срез может привести к плохой герметизации или наплыву излишков материала внутри соединения, что повлечет за собой в скором времени засор или течь.
Подготовка труб
При резке труб часто образуется нарушение геометрической формы и заусенцы. Все эти недочеты устраняются калибратором, им же снимается фаска.
Фаска – срез внутренней стенки изделия под определенным углом. Необходимо это для более плотного прилегания и качественного соединения.
Калибратор вставляется в трубу четко вдоль стенок, так чтобы ножи легли на внутренний край стенок и несколько раз проворачивается вокруг своей оси.
Для труб с армированием применяется шейвер, для удаления первого слоя полипропилена и арматуры.
Внимание. Шейвер имеет один размер и подходит только для одного сечения.
После снятия армирующего слоя, создается фаска.
Когда все приготовления сделаны, изделия следует очистить и вытереть.
Паяльник
Для тех, кто выполняет самостоятельную пайку впервые лучше использовать паяльник без регулировки температуры или выставить максимум 260 градусов.
На паяльник устанавливаются насадки, инструмент ставится на подставку, затем включается.
Когда уровень нагрева дойдет до установленного, на приборе загорится зеленая лампочка.
Соединение элементов
Перед соединением детали следует нагреть, для этого используют насадки паяльника. Одновременно одна деталь одевается на дорн, вторая вставляется в гильзу.
Чтобы глубина стыковки была идентична, предварительно на трубе делается пометка маркером.
Таблица нормы нагрева
Важно. Если монтаж проходит в помещении с низкой температурой, то время нагрева следует увеличить до 2 сек.
Когда элементы нагрелись, их соединяют с приложением усилий, так чтобы стыковка дошла до отметки. Монтаж производится строго прямо, повороты изделий недопустимы.
Минимальное движение изделия и фитинга допустимо до 12 сек. После этого отрезка времени любой сдвиг скажется негативно на герметичности стыка.
Завершив стыковку, ПП должен остыть. Затем проверить качество внутреннего соединения. Если наплыв большой, следует переделать работу.
Крепление трубной магистрали
При создании качественно трубопровода важно не только хорошо выполнить пайку труб, но и установить собранную конструкцию.
Для крепления труб используются клипсы и хомуты.
Производители предлагают массу моделей данных деталей, по этой причине выбирать элемент крепления лучше в магазине.
Все что требуется знать – это то, что клипсы позволяют трубе двигаться вокруг оси, а хомут производят неподвижную прочную фиксацию.
Важно
Изделия из простого полипропилена при нагреве увеличиваются в длине до 1.5 см.
Если производится крепление трубопровода при помощи хомутов, то трубы теряют форму в соединительных швах, что может повлечь разрыв.
Устраняется данная проблема с помощью компенсаторов:
- Z-образный
- П-образный
- Г-образный
- Кольцевой.
Техника безопасности
- Электрический паяльник ставить строго на подставку.
- Выполнять работы с паяльником в перчатках
- В зоне монтажа исключить легковоспламеняющиеся вещи
- Не допускать к паяльному устройству детей.
Распространенные ошибки при монтаже
- Трубы перед пайкой плохо очистили и обезжирили.
- Не выдержан прямой угол среза
- Малое углубление трубы в фитинг
- Элементы перегреты или мало нагреты
- Плохо удален армирующий слой
- Движение соединяемых элементов после схватывания.
- Не установлены компенсаторы. Все эти ошибки приведут к нарушению герметизации трубопровода.
Монтаж пластиковой канализации своими руками: важные правила
Установка пластиковой канализации: пошаговый план, рекомендации, фото
Коттедж выстроен или произведен ремонт, остается лишь соорудить системы для отведения стоковых вод, т.е. водопровод. Можно вызвать сантехника, но далеко не всем можно доверять.
Произвести монтаж наружной пластиковой канализации можно из пластиковых труб. Так вы получите удовлетворение от произведенных работ и сможете сэкономить денежные средства.
Самостоятельно выполнять работы по сантехнике, не имея опыта, страшно.
Начало работ
Стоит знать обо всех хитростях и правилах, чтобы получилась функционирующую конструкция. Домашнему мастеру будет полезно узнать про рабочие этапы, а также на что обращать внимание.
Выбор материалов полимерного типа оправдан. Они имеют множество преимуществ:
- Не ржавеют, обладают устойчивостью к химическим воздействиям.
- Имеют идеально гладкую внутреннюю поверхность, что значительно улучшает сток.
- Легкие.
- С ними проще работать, применяя инструменты, которые есть у всех мастеров.
- Доступная стоимость.
Внутренняя канализация позволяет выводить все стоковые воды за границы квартиры/дома, а наружная будет отправлять их к месту очистки или сбора. Промышленность выпускает разные виды канализационных пластиковых труб:
- Наружные – непластифицированный поливинилхлорид.
- Внутренняя канализационная система – полипропилен.
- Внешняя канализация, стояки – поливинилхлорид.
Более того, знания нюансов по монтажу системы канализации, следует руководствоваться рекомендациями, которые описаны в СНиПе 2.04.01-85, что позволяет избегать грубых ошибок. Когда конструкция собрана, ее стоит обязательно проверить при максимальной нагрузке, а еще единовременно осмотреть стыки. Монтаж канализации внутри частного дома или квартиры начинается со внутренней системы, и порядок проведения работ одинаковый:
- Дом со множеством этажей – составление схемы, аналогичной старой (только если вы не задумали перепланировку).
- Коттедж – определить, где будет расположена сантехника, а после составление плана. Обязательно учтите фановый вывод, т.к. он уменьшает давление и устраняет неприятные ароматы. Несколько стояков соединяют все горизонтали вместе с отводом фанового типа.
Когда новая разводка канализации готова, стоит подсчитать длина и диаметр нужных труб, число соединительных/крепежных/переходных элементов и манжет. Для каждого из устройств необходим сифон, который не дает возможность проникать вовнутрь помещения неприятного аромата. Чтобы фекальные воды не попадали в систему канализации, унитаз стоит поставить первым к стояку. Обязательно нужно поставить ревизионный люк, для очистки или проверки. По схеме нужно проконсультироваться у мастера. Длину канализационных труб стоит планировать, где будет выполнена закупка комплектующих элементов, а еще стоит выяснить номенклатуру.
Что делать после закупки материалов
Канализационное устройство – самотек. От максимально дальнего места слива следует проложить магистраль к стояку, а после подключить к ней попутные сливы.
Для установки пластиковых труб канализации стоит знать о таких тонкостях:
- Основным правилом прокладывания труб канализации стал наклон, который должен быть 1 см на 1 метр, но более точный расчет зависит от диаметра. Наивысшая точка будет около самого дальнего источника. Нужно сделать разметку и зафиксировать крепление. Если сделать угол больше, то вода будет пролетать слишком быстро, грязь начнет накапливаться, и как результат – зазор.
- Выбрать верные диаметры для каждого элемента канализации можно так – унитаз 11 см, раковина и ванная 5 см, для всего остального 3.2 см. Казалось бы, что лучше применять везде одинаковое сечение, но если взять меньше, нежели нужно, то получится избыточное давление, а если больше, то следует недостаток воды и засор.
- Смена магистрального направления канализации выполняется при помощи фитингов 450, и чтобы сделать поворот под углом в 90 градусов, требуется применение 2 фитингов сразу.
- Объединить между собой заводские канализационные трубы несложно, так как они подготовлены. Если обрезать их (можно сделать любым удобным инструментом), то торцы нужно будет зачищать ножом, отшлифовать, соединить раструбом, который направлен в сторону слива.
- Все прокладки (резиновые) должны быть мягкими, с правильной формой, без деформаций, а те, что не соответствуют требованиям, нужно заменить. Если сложно собрать элементы, применяют особую смазку при добавлении силикона. Если пренебрегать таким условием, может появиться протечка, которую придется сверху замазать герметиком.
- Крепление размещают по 1 штуке на каждый метр магистрали, в местах соединения.
В загородном доме важен подвод до наружной канализации. В многоэтажках нужно подключать собранную конструкцию к главному стояку. Вывод канализации из пластика, которая стоит в коттедже, должен быть защищен оцинкованной гильзой, тем самым оберегая от повреждений извне. Для наружной канализации применяют сечение в 11 см, а гофра должна быть прочной. В земле магистраль должна быть ниже, чем уровень грунтового промерзания, 1.5-2 метра. Ее стоит присыпать подушкой из смеси глины и песка, делая повреждения меньше. Если нет возможности прокладывать ее так глубоко, то стоит утеплить все минеральной ватой.
Подробности
Правила монтажа пластиковой канализации своими руками
После того, как будет подключена канализация, следует подвести водоснабжение. Для этого стоит нарисовать схему соединения элементов, и для горячего водоснабжения следует оставить технологический зазор в 1 см, потому что от нагревания пластик расширяется. После при подсчете общей длины магистрали стоит посчитать, сколько требуется крепежных и запорных элементов. Для дальнейшего добавления новых устройств рекомендовано оставлять несколько отводов с заглушками.
При планировании водопровода стоит знать, что трубы из пластика всегда серые. У них разная маркировка:
- РN25 – отопительная.
- РN20 – горячая вода и отопление.
- РN16 – холодная и горячая.
- РN10 – только для холодной воды.
Там, где температура воды меньше +600 градусов, подойдут РN10 и РN16, а если выше, то остальные, так как они армированные. Чтобы экономить время, а еще обеспечивать контроль над состояние водопроводной сети, лучше использовать открытый метод соединения. Трубы стоит установить на уровне пола, в углах помещений.
Типичный (и максимально простой вариант) вариант – последовательная водная подача на всех потребителей. чтобы выполнять ремонт, не отключая всех, нужно установить запорный вентиль перед каждым. Когда элементы закуплены, подготовлены инструменты, остается решить вопрос о монтаже пластиковой канализации своими руками. По схеме, стоит нарезать участки трубы специальными ножницами.
Они скрепляются посредством сварки или фитингов, и технология проста:
- Выполняется зачистка, а после торцы нужно обезжиривать.
- Стоит выбрать насадки нужного диметра для паяльника, а еще его нагревают.
- Вставляют элементы для соединения, выжидают (время определяют поперечным сечением изделий).
- После сварочного процесса элементы стоит зафиксировать до полного остывания.
Конструкционные элементы закрепляют на стены клипсами. Стояки скрепляют посредством резиновой прокладки и хомута. Дополнительные элементы, такие как счетчики и вентили, имеют металлическое резьбовое соединение, а еще его герметизируют на паклю. Профессиональные мастера предпочитают применять фторопластовый уплотнительный материал. Чуть поэкспериментировав, каждый мастер сможет собственноручно подсоединить водопроводную систему, которая будет работать, словно часы.
Особенности процесса
Есть относительно новое устройство, которое смогло объединить в себе свойства полимерных и металлических труб. Чем-то оно напоминает слоеный пирог – клей, полиэтилен, алюминий, снова клей и полиэтилен. Эксплуатационные свойства отличные – при давлении в 9.8 атм они смогут выдержать температуру в +960 градусов, а при кратковременном перегревании до +1350 градусов. Такие трубы устойчивы к морозу, легко сохраняют заданные формы и их можно гнуть даже вручную. Их применяют в системе транспортировки газов, жидкостей, отопительных системах, а еще в теплом полу и системе кондиционирования. Схема подключения такая же, как и у полипропиленовых труб. Но из-за того, что они больше подвержены механическому воздействию, влиянию ультрафиолета, то укладку важно выполнят внутрь особых коробов, пола и стен. Для скрепления выпускают особые фитинги:
- Компрессионные (для зажима).
- Разъемные.
- Пресс-фитинги (для пресс-клещей).
Для установки не нужно дорогое оборудование или особое образование. При сборке водопровода собственноручно стоит знать о том, что соединение пресс-фитингами неразъемное, а еще его можно «запаковать» внутрь стен или пола. Первые оба вида можно укладывать в особые короба, чтобы был доступ при появлении аварийной ситуации.
Установка отопительных труб
Главная проблема, которую решает мастер при монтаже новой отопительной системы – присоединение пластиковых труб к металлическим.
Промышленность дает возможность это сделать:
- Сечение до 4 см (есть фитинги с резьбовой стыковкой).
- От 4 до 30 см (фланцевой).
Рабочая инструкция аналогична соединению полипропиленовых труб.
Замена чугунных труб на пластиковые
В домах, построенных при СССР, в туалете и ванной использовали чугунные трубы. Очень хочется поменять их на современный аналог. Выполнить работы несложно, главное, заранее договориться с соседями по стояку, чтобы не было казусов. Итак:
- Выпилите старый стояк – оставьте сверху 0.1 метр, а снизу 0.4 метра. Чтобы было проще, можно сделать несколько надпилов с малой перемычкой, а после все выбивают кувалдой. Главное, чтобы не повредить все, что осталось.
- Зачистите места соединения с пластиком.
- Подготовьте крепления для нового стояка.
- Пластик нужно поставить раструбами вверх, а начать работу стоит снизу.
- После первичной примерки пластик укладывают и закрепляют посредством хомутов с резиновыми прокладками.
Теперь вы знаете о том, как делать разводку, устанавливать отопительную/канализационную/водную систему из современных материалов, а еще то, что домашним мастерам все по плечу.
Монтаж канализации из пластиковых труб своими руками
Сегодня монтаж канализации из пластиковых труб считается одним из наиболее популярных способов организации надежной канализационной системы. Подобная конструкция используется не только для внутренних работ, но подходит и для наружного применения. Однако чтобы трубный материал прослужил долгое время, важно правильно подойти к проектированию такой канализации и четко соблюдать последовательность работ.
Особенности полимерного материала
При организации канализации принято использовать технические полимеры (ПВХ, полипропилен). Такие материалы характеризуются хорошей жесткостью, отличной механической прочностью, даже если изделие имеет небольшую толщину. Указанные свойства полимеров подходят для организации систем безнапорного типа, поэтому именно канализацию из таких труб можно встретить во многих домах.
Перед монтажом канализационных труб стоит посмотреть обучающее видео и ознакомиться с рекомендациями профессионалов
Характеристики трубопроводного материала:
- Изделия имеют гладкую внутреннюю поверхность;
- Пластик обладает хорошей устойчивостью к негативному воздействию веществ, содержащихся в сточной жидкости;
- Не подвержен коррозии, а также различным воздействиям биологического характера;
- Трубопровод отличается малой шероховатостью, но при этом он характеризуется хорошей пропускной способностью, причем этот показатель не меняется даже при длительном использовании;
- Канализацию из трубных изделий можно быстро установить даже при отсутствии специальных профессиональных навыков.
Чтобы обеспечить хорошую устойчивость пластиковых труб к наружному воздействию, производители изготавливают материал двухслойным или гофрированным.
Выбор диаметра труб и проектирование
Для обеспечения бесперебойного функционирования канализации важно правильно подобрать диаметр трубного материала их ПВХ. Чтобы решить задачу, необходимо учитывать производительность сантехнического оборудования, обслуживающего магистраль канализации.
Критерии выбора диаметра:
- 32-40 мм подойдет для умывальника или кухонной мойки;
- Диаметр не менее 50 мм используется, чтобы подключить ванну или душевую кабину;
- Более 50 мм используется для посудомоечной или стиральной машины;
- Диаметр не меньше 70 мм применяется при подключении унитазов;
- Трехдюймовые трубы потребуются, если необходима установка сразу нескольких видов сантехнического оборудования.
Рекомендуется вместо приобретения трубного материала различного диаметра сделать разводку (внутренних магистралей) посредством изделий с одинаковым диаметром. При этом лучше остановиться на максимальном диаметре, который требуется для обслуживания сантехники.
При необходимости канализационные трубы стоит утеплить
Прежде чем собрать канализационный трубопровод, следует учесть особенности проектирования. Предпочтительней, чтобы прокладка участков осуществлялась с уклоном.
Унитазы рекомендуется подключать близко к стояку, чтобы длина участка не была больше 1 м. Для повышения надежности конструкции рекомендуется свести к минимуму количество трубных стыков.
Монтаж пластикового трубопровода
Монтаж внутренней канализации вполне возможно сделать самостоятельно и для этого не обязательно быть профессиональным сантехником. Необходимо правильно подогнать трубы.
Выполнить монтаж канализационных труб из пластика сможет даже 1 человек
Последовательность работ при организации внутренней канализации:
- Первоочередной задачей является создание проекта будущей канализации. Для этого потребуется изготовить хорошо продуманные чертежи.
- Далее требуется соединить унитаз с конструкцией стояка. Лучше воспользоваться трубой, диаметр которой будет 100 мм.
- Прокладка канализации в кухонном помещении обязательно должна включать в себя установку жироуловителей. Такие устройства крепятся недалеко от сливных патрубков.
- Рекомендуется устанавливать специальные люки, предназначенные для прочистки труб. Их необходимо крепить на стояках.
- Оптимальным решением для внутренней канализации в доме является наличие одного стояка. Именно к нему должны вести все ветви трубопровода.
- Предпочтительнее делать вывод трубы к стене, расположенной недалеко от выгребной ямы. Это поможет избежать использования дополнительных трубных соединений и предотвратит возникновение засоров.
При монтажных работах особенное внимание следует обратить на герметизацию всех стыков. Для этого рекомендуется воспользоваться специальными герметиками.
Проведение наружной канализации
При организации наружных канализационных важно, чтобы трубопровод располагался ниже уровня грунтового замерзания.
Помимо этого, рекомендуется позаботиться о наличии определенного наклона и гравийно-песчаной подушки. Причем скорость сточной жидкости не должна быть меньше 0,7 м/с.
До начала монтажных работ необходимо сделать траншею, только после этого можно начинать прокладывать фундамент.
Сборка наружной канализации:
- Пластиковая труба располагается непосредственно в фундаменте или под ним (в специальной гильзе);
- При стыковании изделия вставляются гладким концом в раструб, после чего следует соединить конструкцию с внутренней системой;
- Если требуется изменить направление прокладки, потребуется воспользоваться отводами;
- Далее необходимо подвести трубный материал из ПВХ к выгребной яме или переливному колодцу.
Выполнять монтаж труб лучше в теплое время года
Теплоизоляция посредством специального утеплительного материала, а также засыпка конструкции песком производятся уже после проверки системы. Однако во время засыпания наружной канализации следует проследить, чтобы отсутствовало прогибание труб.
Советы профессиональных мастеров
Каждый сможет своими руками организовать канализационную систему в доме. Чтобы результат соответствовал задумке хозяев, важно знать секреты опытных мастеров.
Советы профессионалов при устройстве пластиковой канализации:
- Монтажные работы в доме обязательно ведутся от стояка к сантехническому оборудованию;
- Все трубные раструбы должны иметь расположение от стояка к сантехнике, это поможет снизить риск появления протечки;
- Чтобы сделать поворот в 90 о , следует воспользоваться отводами по 45 о (2 шт.);
- Если необходимо подсоединить к трубопроводу трубы с небольшим диаметром, необходимо использовать специальные резиновые манжеты;
- Чтобы правильно сделать переход магистрали, состоящей из разных материалов (пластиковые трубы и чугунный стояк), необходимо воспользоваться специальными переходными элементами.
Трубы из пластика являются одним из наиболее удачных способов организации канализационной системы. Материал нашел широкое применение у профессиональных мастеров и пользуется большой популярностью среди потребителей. Благодаря множеству положительных характеристик трубные изделия из пластика способны прослужить долгие годы.
Транспортировка бетона: способы и основные правила её осуществления
Доставка бетона – довольно непростое мероприятие, которое может существенно сказаться на качестве бетонной смеси. Под транспортировкой бетонной смеси подразумевают её доставку горизонтальным транспортом от места изготовления к строительному объекту и подачу на место её укладки с перегрузкой на другие транспортные средства или без неё. Все средства, предназначенные для транспортировки бетонной смеси, должны обеспечивать сохранение товарных свойств бетона и требуемые темпы бетонирования.
Причины снижения качественных характеристик бетонной смеси во время перевозки
Нужен цементный раствор или товарный бетон? Узнайте у наших менеджеров стоимость бетона с доставкой по Санкт-Петербургу и области.
При неправильной транспортировке бетона могут возникнуть обстоятельства, которые приведут к существенному снижению его потребительских качеств:
- При сильной тряске и вибрации может произойти существенное расслаивание бетонной смеси. При этом тяжёлые компоненты осядут вниз, а более лёгкие – цементное молоко и вода – расположатся вверху. Чаще всего такая картина наблюдается при перевозке бетона самосвалами. Особенно подвержены расслоению неправильно подобранные смеси, имеющие избыточное количество воды. Во избежание появления неоднородности бетона рекомендуется перевозить его к месту укладки одним транспортом без перегрузок.
- Расслоившийся бетон запрещено использовать для укладки в конструкции. Его необходимо перемешать до полного восстановления однородности. Необходимо установить причины, по которым произошло расслоение, и устранить их.
- При неподвижности бетонной смеси в течение 50 минут может начаться её схватывание. Особенно этот процесс ускоряется в жаркую погоду. Во избежание застывания бетона во время перевозки нежелательно использовать для его транспортировки самосвалы.
Основные правила, которые необходимо соблюдать при перевозке
- Независимо от выбора способа транспортировки, такие важнейшие характеристики бетона, как подвижность и жёсткость, на месте укладки должны соответствовать проектным величинам.
- Запрещена бестарная перевозка бетонной смеси в бортовых автомобилях, поскольку такой способ доставки приводит к потерям цементного молока и, как следствие, расслоению бетонной смеси.
- Допустимое время транспортировки смеси в каждом случае должно устанавливаться работниками лаборатории.
Предельное время доставки бетонной смеси определяется сроком схватывания применённого цемента и температурой наружного воздуха.
Не знаете, каким бетоном заливать фундамент, чтобы создать прочную основу для дома? Прочитайте об этом в нашей статье!На какие сутки бетон набирает 100% марочной прочности? Как прочность бетона изменяется со временем? Здесь Вы узнаете основной закон прочности бетона. Если Вам нужно подъемно-транспортное оборудование для подачи бетона, обращайтесь к нам!
- Продолжительность перевозки лёгких бетонов на пористых заполнителях не должна превышать 45 минут.
При перевозках легкобетонных смесей на пористых заполнителях, которые длятся более получаса, рекомендуется пользоваться услугами автобетоносмесителей.
- При перевозке от места приготовления бетона к месту укладки смесь должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и высушивания.
- Подавать смесь к месту бетонирования желательно с минимальным количеством перегрузок и малыми перекидами. Высота свободного падения смеси в бетонируемую конструкцию не должна превышать двух метров.
Правила транспортирования по нормативу
Правила перевозки бетона установлены ГОСТом 7473-2010 «Смеси бетонные». Они обязывают поставщика и транспортировщиков обеспечивать нормальные условия для доставки рабочей смеси в проектном состоянии, то есть с сохранением всех первоначальных характеристик с минимальными отклонениями.
- Перевозка раствора допускается только в специализированных видах транспорта (бетоносмесители и бетоновозы). ГОСТ допускает использование самосвалов, но только по согласованию с потребителем. Во многих случаях такой способ выбирают для экономии средств. Он оправдает себя только в случае небольших расстояний по нормальным дорогам.
- В цистерну или кузов с бетоном не должны попадать осадки в виде дождя и снега. Это необходимо для поддержания первозданного водного баланса в растворе. Также нельзя допускать обветривания и прямых солнечных лучей, также способствующих изменению количества влаги.
- В процессе транспортировки не допускается введение в раствор дополнительной жидкости с целью улучшения пластичности раствора, а также цемента и добавок. Присадки могут быть использованы только по согласованию с заказчиком непосредственно на заводе-изготовителе или на строительной площадке под присмотром специалистов с составлением соответствующего акта.
- Периодичность поставки, габариты транспортных средств и другие технические условия должны быть оговорены с заказчиком заранее.
ГОСТ устанавливает время транспортировки бетонной смеси – не более срока сохраняемости ее свойств, указанных в договоре на поставку. Для обычных растворов это 45-120 минут с момента отгрузки до укладки в опалубку. Также учитывается температура бетона – чем она выше, тем быстрее происходит гидратация и твердение цемента:
- При t=20…30°С – около 45 минут;
- При t=10…20°С – около 90 минут;
- При t=5…10°С – около 2 часов.
Более точные условия приведены в приложении Е упомянутого стандарта:
Марка удобоукладываемости | Вид покрытия дороги | Средняя скорость перевозки, км/ч | Время в пути, мин | |
автобетоносмесителем | автосамосвалом | |||
Ж2 — Ж1 | Жесткое (асфальтоцементное, асфальтобетонное, бетонное) | 30 | 210 | 60 |
П1 | 210 | 60 | ||
П2 | 150 | 40 | ||
П3 — П5 | 90 | 30 | ||
Ж2 — Ж1 | Мягкое (грунтовое) | 15 | 60 | 40 |
П1 | 45 | 30 | ||
П2 | 30 | 20 | ||
П3 — П5 | 20 | Не рекомендуется |
Нарушать температурный режим нельзя – при температуре ниже +5°С и выше +30°С бетонный раствор необратимо теряет свои свойства. Допускается измерение условий при использовании стабилизирующих пластификаторов.
Схемы перевозки бетонной смеси
На практике перевозка бетонной смеси к месту укладки, которое называют блоком бетонирования, осуществляют по одной из двух существующих схем:
- По первой схеме бетонная смесь доставляется от места её приготовления непосредственно в блок бетонирования без перегрузки.
- Вторая схема предусматривает привозку смеси к месту разгрузки, находящемуся возле бетонируемого объекта, с последующей подачей непосредственно в блок бетонирования.
Для доставки бетонной смеси от места её изготовления до места разгрузки возле объекта или непосредственно в блок бетонирования используют, как правило, автомобильный транспорт.
Транспортировку бетонной смеси от места её разгрузки к блоку бетонирования осуществляют кранами (если смесь в бадьях), транспортёрами, бетоноукладчиками, подъёмниками, мототележками, пневмонагнетателями, бетононасосами.
При использовании второй схемы доставки бетона необходимо использовать механизмы по приёму и подаче смеси в блок бетонирования, имеющие более высокую производительность, чем транспорт, доставляющий бетон к месту разгрузки. Это позволит избежать простоев автотранспорта под разгрузкой.
Способы доставки
Бетон от смесителя до строительной площадки перевозят разными видами транспорта:
- Автомобильный пневмоколесный транспорт (бетоновозы, бетономешалки);
- Транспортирование в бадьях на самосвалах от места приемки до опалубки на площадке объекта;
- Ленточные конвейеры, автокраны, бетоноукладчики на строительной площадке.
Транспортировка бетона может осуществляться от завода (мобильного или стационарного) как с последующим перегружением, так и непосредственно к месту заливки.
На практике редко, но все же встречаются случаи перевозки бетона в кузове самосвала. Это не лучший способ транспортирования смеси в виду разных факторов:
- Чрезмерная вибрация способствует выделению бетонного молока;
- Открытый воздух способствует обсыханию массы. Даже укрывание кузова брезентом не обеспечивает нормальных условий для спокойствия бетона.
Как результат – потеря свойств раствора.
Перевозка бетонной смеси автотранспортом
Избежать многих проблем, которые могут возникнуть при перевозке бетонной смеси, позволяет использование автобетоносмесителя, чаще называемого миксером или бетономешалкой.
Автобетоносмесителем называют автомобильное шасси с находящейся на нём бетоносмесительной установкой.
Внутри металлической ёмкости к её стенкам привариваются винтовые лопасти. При вращении ёмкости по часовой стрелке бетон перемешивается и перемещается вглубь бочки. При включении реверса, смесь по винтовым лопастям поднимается вверх, к загрузочно-выгружному отверстию.
Преимущества перевозки бетонной смеси автобетоносмесителями:
- Благодаря постоянному перемешиванию бетон не расслаивается, сохраняя однородность.
- При постоянном движении, которое обеспечивается смеси, бетон может долгое время сохранять подвижность, выдерживая несколько часов миксования без потери товарных качеств. Это актуально при вынужденных задержках в бетонировании.
- Удобство разгрузки смеси по специальным лоткам.
- Единственно допустимый вариант транспортировки бетона при использовании бетононасосов или автобетононасосов для укладки смеси в конструкцию.
Ёмкость смесительных барабанов – 5-12 м?, полуприцепы-бетономешалки могут иметь ёмкость 15 м?.
Удобны в применении тандемные варианты, при которых на одном шасси одновременно смонтированы бетоносмеситель и транспортёрный рукав или бетоносмеситель и бетононасос.
Транспортировка бетонной смеси кранами, подъёмниками, бетоноукладчиками
Для порционной подачи и распределения смеси на месте бетонирования используют самоходные башенные или стреловые краны, оснащенные комплектом бадей. Бетонная смесь может перемещаться и вертикально, и горизонтально.
Бадьи бывают двух типов:
- Поворотные бадьи представляют собой ёмкости, конструкция которых состоит из каркаса, корпуса, рычага и затвора. Иногда на корпус монтируют вибратор. Каркас представляет собой салазки, позволяющие загружать ёмкость в горизонтальном положении. При подъёме бадью стропуют и она плавно занимает вертикальное положение, в котором и перемещается. При опускании под загрузку бадья плавно переходит в горизонтальное положение, загрузочное окно в этом случае располагается сверху.
- Неповоротные бадьи также представляют собой сварные конструкции, но под загрузку их подают в вертикальном положении.
Наиболее широко применяют поворотные бадьи. Неповоротные ёмкости используют при необходимости подачи бетонной смеси малыми порциями. Для перемещения бетонной смеси только в вертикальном направлении используют подъёмники, которые поднимают смесь в контейнерах или ковшах. Для горизонтального перемещения применяют мототележки, тачки-рикши и мотороллеры.
При устройстве монолитных фундаментов и прочих рассредоточенных объектов эффективным является применение бетоноукладчиков.
Бетоноукладчиками называют самоходную машину с вращающейся платформой, на которой установлено оборудование, предназначенное для приёма бетонной смеси и её подачи в блок бетонирования.
Транспортирующий орган бетоноукладчика – ленточный телескопический конвейер, который состоит из основного и подвижного конвейеров. С помощью этой техники смесь можно подавать на высоту до 8 м, а опускать ниже уровня стоянки возможно при уклоне транспортёра под углом, который не превышает 10°.
Способы транспортировки
Для совершения успешного перевозочного процесса бетонного раствора рассчитывают наименьшее количество перегрузочных пунктов. Исходя из объема работы и дальности расположения объектов, выбирают подходящее транспортное средство, также учитывают, что на ухабистой местности перевозимый материал подвергается расслоению. В перемещении замеси из цемента, песка, воды от разгрузочного места до объекта бетонирования применяют краны, подъемники, бетонные укладчики, ленточные конвейеры, трубопроводный транспорт.
Вернуться к оглавлению
Кранами
Краны используются для перемещения раствора из бетона от места разгрузки до необходимого объекта. Доставка смеси происходит при помощи транспортеров, подъемников и других вспомогательных механизмов. Перемещение бетона должно осуществляться кранами с высокой производительностью. Такой выбор механизма позволит исключить простои автотранспортных средств под разгрузкой.
Вернуться к оглавлению
Подъемниками
Подъемники на стройке применяются для вертикальных перемещений используемых материалов, например, при работах с бетонной смесью между этажами зданий конструкции «фахверк». Раствор поднимают на нужную высоту, применяя ковши или контейнеры.
Вернуться к оглавлению
Бетоноукладчиками
Данный транспортный механизм используют для цельных оснований зданий и сооружений, он является лучшей техникой для этих целей. Бетоноукладчики являются универсальными машинами, которые применяются для укладки и разравнивания замеси из цемента, песка, воды при строительстве монолитных конструкций. Транспортировка в бетоноукладчике происходит ленточным телескопическим конвейером. Высота подаваемого механизмом раствора составляет около 7-9 метров.
Вернуться к оглавлению
Ленточными конвейерами
Процесс подавания бетона ленточными конвейерами происходит следующим образом: раствор из воды и цемента помещают на ленту конвейера, которая, в свою очередь, бесперебойно и равномерно передает смесь нужной толщины. Чтобы лента не загрязнялась, применяют барабаны для ее очищения, которыми оборудованы конвейеры. Чтобы во время подачи конвейерами смесь песка, щебня, воды не расслоилась, нужно соблюдать расстояние передвижения, которое не превышает 6 см.
Вернуться к оглавлению
Трубопроводный транспорт
В строительной практике для перемещения замеси из цемента, песка, воды применяется трубопроводный транспорт, который имеет преимущества:
- перевозка груза происходит в вертикальных, горизонтальных положениях, при этом работает только один механизм;
- транспортировать бетон возможно в малодоступные места строительного объекта.
Трубопроводный подвижной состав включает в себя оборудование, которое нужно для распределения консистенции из песка, щебня, цемента и воды. Подают бетонную замесь к месту кладки с помощью автобетононасоса в вертикальном направлении или горизонтальном. Невозможно обойтись без этого вида техники при возвышении бетонных многоэтажных конструкций.
Для удобства перегрузки замеси песка, цемента, воды применяют автоматизированные системы управления. АСУ позволяет определить точный график по доставляемому материалу, связанный с транспортировкой груза. Главной задачей автоматизированной системы управления является повышение эффективности строительного объекта за счет оптимизации производительности труда и планирования процесса управления.
Транспортирование бетонной смеси — Справочник
Таблица 1. Максимальная продолжительность транспортирования бетонной смеси температурой 18 °С (при температуре воздуха 20—30 °С)
Примечание. При температуре окружающей среды от 6 до 20 °С и от –5 до +5 °С время транспортирования бетонных смесей может быть увеличено на 10 и 25% соответственно.
Таблица 2. Средние значения расхода материалов на 1 м 3 бетонной смеси
Марка бетона | Марка цемента | Расход цемента, кг/м 3 | Расход щебня, кг/м 3 | Расход песка, кг/м 3 |
50 | 300 | 163 | 1267 | 749 |
75 | 300 | 175 | 1267 | 742 |
100 | 300 | 193 | 1271 | 722 |
150 | 300 | 244 | 1282 | 666 |
200 | 400 | 244 | 1289 | 659 |
250 | 400 | 282 | 1290 | 625 |
300 | 400 | 348 | 1285 | 590 |
350 | 400 | 359 | 1280 | 564 |
400 | 500 | 339 | 1275 | 591 |
450 | 500 | 367 | 1274 | 569 |
500 | 600 | 346 | 1274 | 580 |
Таблица 3. Предельные расстояния доставки бетонных смесей, км, в режимах А, Б, В, Г, Д
Примечание. Данные приведены для условий: температура воздуха 20—30 °С; бетонной смеси 15—25 °С. Режимы: А — сухие смеси с подачей воды за 10—20 мин до разгрузки; Б — частично затворенные смеси с перемешиванием в пути; В — готовые смеси с периодическим перемешиванием в пути; Г — готовые бетонные смеси; Д — частично затворенные смеси.
Таблица 4. Рекомендуемое время и режим транспортирования в автобетоносмесителях
Вид бетонной смеси | Коэффициент использования барабана | Рекомендуемое время нахождения в пути, ч | Режим транспортирования смеси |
Сухая | 0,5—0,57 | Не ограничено | А |
Пластичная | 0,64—0,69 | Не более 3 | Б |
Готовая | 0,71—0,80 | Не более 2 | В |
Примечание. А — включение барабана в пути следования или на строительном объекте за 10—20 мин до разгрузки; Б — включение барабана непосредственно после его наполнения исходным материалом; В — периодическое включение барабана во время транспортирования смеси до объекта.
Таблица 5. Время и дальность транспортирования в автосамосвалах разогретых бетонных смесей подвижностью до 3 см по дорогам с жестким покрытиям
Температура окружающей среды, ° С | Температура бетонной смеси при ее приготовлении, ° С | Предельно допустимая дальность транспортирования, км, при V = 30 км/ч | Время транспортирования, мин |
–40 … –50 | +30 …+45 | 15 | 30 |
–30 … –40 | +20 …+30 | 22,5 | 45 |
–20 … –30 | +10 …+20 | 30 | 60 |
0 …–30 | +20 …+30 | 30 | 60 |
0 …+30 | +10 …+20 | 45 | 90 |
Таблица 6. Максимальная продолжительность перевозки и укладки бетонной смеси, приготовленной без добавок
Температура свежеприготовленной смеси, ° С | Максимально допустимая продолжительность перевозки и укладки смеси, мин |
25 | 30—60 |
30 | 15—30 |
35 | 10—15 |
Примечание. Не допускается восстанавливать подвижность бетонной смеси до требуемой консистенции добавлением воды.
Таблица 7. Подвижность бетонной смеси
Конструкции | Осадка конуса, см |
Подготовка под фундаменты и полы, основания дорог и аэродромов | 0—1 |
Покрытия дорог и аэродромов. Полы, неармированные и малоармированные конструкции, подпорные стены, фундаменты, блоки, конструкции, бетонируемые в горизонтально скользящей опалубке | 1—3 |
Массивные армированные конструкции, плиты. Балки, колонны большого и среднего сечения (со стороной 0,4—0,8 м) | 3—6 |
Тонкие стенки, колонны, бункеры, силосы, балки, плиты малого сечения толщиной до 120 мм и элементы сильно насыщенных арматурой конструкций: | |
горизонтальных | 6—8 |
вертикальных | 8—10 |
Конструкции, бетонируемые в вертикально скользящей опалубке | 6—8 |
Конструкции, сильно насыщенные арматурой и закладными деталями | 20—24 |
Примечания. Подвижность бетонных смесей, перекачиваемых по трубопроводам, назначается с учетом технической характеристики применяемых бетононасосов и пневмонагнетателей и должна быть не менее 4 см.
При любом виде подачи бетонной смеси в армированные конструкции высота свободного срабатывания не должна превышать 2 м, а при подаче на перекрытие — 1 м. Допускаемая высота сбрасывания бетонной смеси в опалубку колонн со сторонами сечения 0,4—0,8 м должна быть не более 5 м.
Таблица 8. Технические характеристики бетоноводов
Характеристика | Диаметр, мм | |||||
75 | 100 | 125 | 150 | 175 | 200 | |
Сечение, см 2 | 42 | 80 | 127 | 182 | 227 | 324 |
Наибольшая крупность заполнителей, мм, при расходе цемента, кг/м 3 : | ||||||
более 300 | 20 | 40 | 40 | 40 | 80 | 80 |
менее 300 | 20 | 20 | 40 | 40 | 40 | 80 |
Масса бетонной смеси в бетоноводе, кг | 30 | 55 | 90 | 130 | 165 | 240 |
Объемная подача бетонной смеси, м3/ч, при скорости, м/с: | 4,5 | 9 | 14 | 20 | 25 | 35 |
0,3 | 8 | 18 | 28 | 40 | 50 | 71 |
0,6 | 14 | 27 | 41 | 60 | 74 | — |
0,9 | 18 | 36 | 55 | 80 | — | — |
1,2 |
Растворовозы и бетоновозы, автобетоносмесители
Таблица 9. Растворовозы
Показатель | СБ-83 | СБ-89Б |
Объем готового замеса, м3 | 5 | 1,6 |
Объем смесительного барабана, м3 | 9,1 | 2,5 |
Подвижность перевозимых растворов по осадке конуса, см | 5—14 | 5—14 |
Объем бака для воды, л | 1000 | — |
Высота загрузки, мм | 3420 | 2350 |
Максимальная высота разгрузки, мм | 1650 | 680 |
Частота вращения смесительного барабана, мин | 2…18 | 5…15 |
Мощность привода побудителя, кВт | 40 | — |
Масса технологического оборудования, т | 7,5 | 5,65 |
Базовый автомобиль | ЗИЛ-130 | ЗИЛ-130АН |
Таблица 10. Автобетоносмесители
Показатель | СБ-69Б | СБ-19Б-1А | СБ-159 | СБ-127 | СБ-130 | АМ-6ЕН | АМ-6 | 42184-03 |
Вместимость смесительного барабана по готовому замесу, м 3 | 2,5 | 4 | 5 | 6 | 8 | 6 | 6 | 7 |
Условия эксплуатации, °С | –15…40 | –15…40 | –15…40 | –15…40 | –15…40 | –15…40 | –15…40 | –15…40 |
Геометрический объем смесительного барабана, м 3 | 6 | 6,1 | 8 | 10 | 12 | 10 | 10 | 11,6 |
Частота вращения смесительного барабана, мин. | До 14 | До 14 | До 20 | До 16 | До 16 | До 20 | До 20 | До 12 |
Привод барабана | механический | гидравлический | ||||||
Высота загрузки материала, мм | 3420 | 3350 | 3520 | 3480 | 3800 | 3675 | 3675 | 3500 |
Объем бака для воды, л | 650 | 650 | 850 | 850 | 850 | 400 | 400 | 1750 |
Базовый автомобиль | МАЗ-503 | КамАЗ-5511 | КамАЗ-5511 | КамАЗ-5412 | КамАЗ-5412 | КрАЗ-250 | КрАЗ-250 | Седельный тягач |
Рис. 1. Рабочее положение распределительной стрелы автобетононасоса
Рис. 2. Автобетононасос с гидравлически управляемой стрелой: 1 — автобетоносмеситель; 2 — приемный бункер; 3 — бетононасос; 4 — стрела; 5 — гибкий шланг; 6 — базовый автомобиль
Таблица 11. Автобетоновозы
Показатель | СБ-113 | СБ-113М | СБ-124 | СБ-128 | АЗ-32 | АБ-2 |
Базовый автомобиль | ЗИЛ-130Д | МАЗ-504Г | КамАЗ-5511 | КрАЗ-6505 | МАЗ-503А | МАЗ-503А |
Вместимость кузова, м3 | 1,8 | 3 | 4 | 6 | 3,2 | 3,2. |
Объем кузова, м3 | 2,8 | 4,3 | 7,3 | 9,4 | 5 | 5 |
Грузоподъемность, т | 3,8 | 6,6 | 8,5 | 14 | 7,7 | 8 |
Высота, мм: | ||||||
загрузки | 2600 | 2675 | 2880 | 3200 | 2700 | 2700 |
выгрузки | 1600 | 1600 | 1200 | 1200 | 1250 | 1250 |
Наклон кузова, град.: | ||||||
донной части | 100 | 100 | 90 | 90 | 80 | 85 |
разгрузочной | 60 | 60 | 60 | 60 | 55 | 55 |
Габаритные размеры в транспортном положении, мм: | ||||||
длина | 5730 | 5850 | 6790 | 7985 | 6450 | 5780 |
ширина | 2500 | 2600 | 2880 | 2500 | 2500 | 2600 |
высота | 2675 | 2640 | 2880 | 3200 | 2755 | 2930 |
Масса автомашины, т: | ||||||
в снаряженном состоянии | 5,2 | 7,6 | 10,5 | 11,5 | 7,8 | 8,2 |
в загруженном состоянии | 9,3 | 14,2 | 19,1 | 23,5 | 15,7 | 16,2 |
Таблица 12. Контроль качества бетонной смеси и бетона (СНиП 3.03.01–87, таблица 3)
Рис. 3. Бетоноукладчики типа Extreme
Таблица 13. Производство бетонных работ при отрицательных температурах.
Приготовление бетонных смесей зимой (при tºв 2 , V — объем конструкции, м3.
Перевозка и транспортировка бетона
Перевозить бетон – не такое простое дело, как кажется на первый взгляд. Для качественной транспортировки раствора из песка, цемента, воды берутся во внимание некоторые нюансы. Например, при перевозке учитывают возможность расслоения перевозимого материала, оберегают раствор от воздействия прямых солнечных лучей и атмосферных осадков. Организованная транспортировка бетонного раствора включает в себя правильно подобранный подвижной состав, с помощью которого сохраняют презентационные свойства перевозимого груза. Для сохранения нужных качеств бетонной смеси транспортировку осуществляют без дополнительных перегрузочных пунктов, также учитывается дальность перевозки.
Правила перевозки
При транспортировке бетонного раствора придерживаются ряда правил:
- Перевозя бетон любым видом транспорта, учитывают его характеристики.
- Запрещается перевозить груз навалом в бортовых транспортных средствах.
- Транспортируя замесь из песка, воды, цемента, придерживаются допустимого времени перевозки.
- На пористых заполнителях учитывают время перевозки, оно не должно превышать 50 минут. Если это невозможно, применяют бетоносмесители.
- Приготовленную бетонную смесь транспортируют на место ее укладки, учитывая климатические особенности.
- Готовый состав перемещают с минимальным количеством перегрузочных пунктов.
Вернуться к оглавлению
Причины снижения качества перевозки
Чтобы бетонная смесь имела товарный вид и соответствовала нужному качеству, при транспортировке учитывают ряд обстоятельств, которые помогут снизить риск неправильной перевозки:
- Бетон, который перемещается 50 минут и более, не перемешиваясь специализированными мешателями, подвергается схватыванию к перевозимому транспортному средству, что чаще случается в теплое время года.
- На ухабистых дорогах при перемещении смеси может произойти расслоение. Зачастую такое явление встречается при перевозке раствора из цемента и воды с неправильными пропорциями (количество воды выше нормы). В таком случае транспортировку смеси нужно осуществлять одним транспортным средством без мест перегрузки.
- Консистенция из цемента, воды и песка, которая в результате перевозки расслоилась, запрещена к применению для укладки. Спасти неоднородную замесь можно, тщательно ее перемешав, а также выявить и устранить причины, из-за которых произошло расслоение.
Вернуться к оглавлению
Способы перевозки
В процессе перемещения бетонов учитывают удаленность строительной площадки от комбината, принимают во внимание вид сооружения, наличие транспортирующих средств и характеристики бетонной смеси. Транспортировка включает в себя следующие упорядоченные процессы:
- заполнение смесью из бетона транспортного средства;
- непосредственно перевозку бетона;
- перегрузку груза в деревянное ведро или бункер;
- подачу раствора из песка, цемента и воды к месту бетонирования.
Затраты на перевозочный процесс рассчитывают исходя из общей стоимости бетона и всех затрат на дело. Себестоимость перевозки зависит от качества бетонной смеси, которое может ухудшаться при многочисленных перегрузках груза. Транспортирование осуществляется порционно, непрерывно и комбинировано. Доскональных перевозок добиваются, применяя автоматизированную систему управления. Транспортировка бетонного раствора осуществляется миксером и самосвалом.
Миксером
Эффективным способом транспортировки смеси из бетона является перевозка миксером. Автобетоносмеситель предотвращает расслоение перевозимого материала даже при транспортировке его на дальние расстояния. Бетон, который нужно переправить в удаленный пункт, загружают в АБС в виде сухого компонента. Вода для разбавления материала находится в отдельном отсеке транспортного средства. Автобетоносмеситель имеет ряд преимуществ:
- при перевозках данным видом транспорта исключается расслоение бетонного материала, а также его схватывание и замерзание;
- осуществляется транспортировка раствора в сухом составе;
- бетону создают условия по защите от солнца и атмосферных осадков.
Вернуться к оглавлению
Самосвалом
Для транспортировки раствора из воды, цемента используют самосвал. Главным его преимуществом является способность перевозить большое количество груза. К недостаткам приписывают процент потери объема смеси в процессе перевозки, так как кузов самосвала не предназначен для транспортировки бетонного состава. Происходит это из-за недостаточной герметичности швов кузова, а также из-за отсутствия возможности поддерживать необходимую температуру груза в холодное время года. Если используется перегрузка смеси самосвалом, то учитывается его малая дальность расстояний.
Способы транспортировки
Для совершения успешного перевозочного процесса бетонного раствора рассчитывают наименьшее количество перегрузочных пунктов. Исходя из объема работы и дальности расположения объектов, выбирают подходящее транспортное средство, также учитывают, что на ухабистой местности перевозимый материал подвергается расслоению. В перемещении замеси из цемента, песка, воды от разгрузочного места до объекта бетонирования применяют краны, подъемники, бетонные укладчики, ленточные конвейеры, трубопроводный транспорт.
Кранами
Краны используются для перемещения раствора из бетона от места разгрузки до необходимого объекта. Доставка смеси происходит при помощи транспортеров, подъемников и других вспомогательных механизмов. Перемещение бетона должно осуществляться кранами с высокой производительностью. Такой выбор механизма позволит исключить простои автотранспортных средств под разгрузкой.
Подъемниками
Подъемники на стройке применяются для вертикальных перемещений используемых материалов, например, при работах с бетонной смесью между этажами зданий конструкции «фахверк». Раствор поднимают на нужную высоту, применяя ковши или контейнеры.
Бетоноукладчиками
Данный транспортный механизм используют для цельных оснований зданий и сооружений, он является лучшей техникой для этих целей. Бетоноукладчики являются универсальными машинами, которые применяются для укладки и разравнивания замеси из цемента, песка, воды при строительстве монолитных конструкций. Транспортировка в бетоноукладчике происходит ленточным телескопическим конвейером. Высота подаваемого механизмом раствора составляет около 7-9 метров.
Ленточными конвейерами
Процесс подавания бетона ленточными конвейерами происходит следующим образом: раствор из воды и цемента помещают на ленту конвейера, которая, в свою очередь, бесперебойно и равномерно передает смесь нужной толщины. Чтобы лента не загрязнялась, применяют барабаны для ее очищения, которыми оборудованы конвейеры. Чтобы во время подачи конвейерами смесь песка, щебня, воды не расслоилась, нужно соблюдать расстояние передвижения, которое не превышает 6 см.
Трубопроводный транспорт
В строительной практике для перемещения замеси из цемента, песка, воды применяется трубопроводный транспорт, который имеет преимущества:
- перевозка груза происходит в вертикальных, горизонтальных положениях, при этом работает только один механизм;
- транспортировать бетон возможно в малодоступные места строительного объекта.
Трубопроводный подвижной состав включает в себя оборудование, которое нужно для распределения консистенции из песка, щебня, цемента и воды.
Подают бетонную замесь к месту кладки с помощью автобетононасоса в вертикальном направлении или горизонтальном. Невозможно обойтись без этого вида техники при возвышении бетонных многоэтажных конструкций.
Для удобства перегрузки замеси песка, цемента, воды применяют автоматизированные системы управления. АСУ позволяет определить точный график по доставляемому материалу, связанный с транспортировкой груза. Главной задачей автоматизированной системы управления является повышение эффективности строительного объекта за счет оптимизации производительности труда и планирования процесса управления.