Реставрация памятников и объектов культурногледия, как бизнес

Нужна ли лицензия Минкульта для ремонта памятника

Нужна ли лицензия Минкульта для ремонта памятника

Мы уже писали о проблемах ремонта памятников, которые до сих пор являются жилыми домами. Собственники помещений в таких домах обязаны поддерживать надлежащее состояние дома, т.е. вовремя выполнять текущий ремонт, а при необходимости — организовывать капитальный. Несмотря на строгие требования для реставрации и ремонта объектов культурного наследия, владельцы старинных домов и квартир в таких домах часто не знают, что для ремонта нужна лицензия Минкульта и при ее отсутствии необходимо привлекать фирмы с лицензией на реставрацию, и пытаются делать ремонт дома-памятника самостоятельно. Чем это грозит?

Когда нужна лицензия Минкульта

Согласно ст. 21 закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на каждый памятник собственникам выдается паспорт, в котором указан объект охраны — то, что придает памятнику историко-культурную ценность. Объект охраны указан и в охранном обязательстве, где собственникам предписано сохранить его в первозданном виде и не затрагивать в ходе ремонтных работ. Как правило, это либо весь объект целиком (чаще всего это церкви, деревянные храмы, старинные усадьбы, скульптуры, книги, картины и т.д.) либо его часть, особенность, которая имеет особую ценность (например, фасад здания, лепнина, витражи, уникальные фрески или роспись во внутренней отделке и т.д.)

Именно объект охраны определяет границы ремонта: где можно работать без особых разрешений, а где ремонт затронет объект охраны и уже нужна лицензия Минкульта. К сожалению, не всем собственникам оформлен паспорт на памятник, а зачастую им не выдают даже охранных обязательств. В результате владельцы памятника не знают, нужна ли лицензия Минкульта, чтобы произвести текущий ремонт или более масштабные работы. Пытаясь отремонтировать фундамент, покрасить стены или вставить новые окна, собственники рискуют быть привлеченными к ответственности за порчу или уничтожение объекта культурного наследия.

Что будет, если ремонтировать памятник без лицензии

Часто собственник узнает, что для ремонта нужна лицензия Минкульта, уже после того, как орган государственной охраны объектов культурного наследия провел проверку и возбуждает дело об административном правонарушении.

Если ремонтные работы ведутся незаконно, без предварительного проекта работ, получения разрешений в органе госохраны, а также без лицензии на реставрацию, это становится составом сразу двух статей КоАП РФ:

  • ст. 7.13 «Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ»
  • ст. 7.14 «Организация или проведение земляных, строительных или иных работ без разрешения органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия».

Как правило, при выявлении самовольного ремонта орган госохраны выдает предписание о срочном прекращении работ для дальнейшей проверки. Это делается для предотвращения ущерба облику старинных зданий.

В случае, если без лицензии Минкультуры работает фирма, которая выполняет ремонт и реставрацию памятников истории и архитектуры как платную услугу, меры ответственности шире:

  • ст. 14.1 КоАП РФ: « Осуществление предпринимательской деятельности без специальной лицензии в случае, когда такая лицензия обязательна»;
  • ст. 171 УК РФ: « Незаконное предпринимательство» (в случае причинения крупного ущерба, совершения деяния группой лиц либо в случае извлечения дохода в крупном размере).

Меры ответственности разные: от штрафов в 2 тысяч рублей для обычных граждан до миллионных штрафов с конфискацией всего дохода и лишения свободы на срок до 5 лет для фирм и их руководства.

Чтобы не оказаться в зале суда и не опасаться штрафов, лучше заранее уточнить в органе госохраны, что именно нельзя затрагивать в ходе ремонта здания или помещения, и нужна ли лицензия Минкульта для проведения запланированного текущего или капитального ремонта.

Если вы предприниматель и хотите получить лицензию Министерства культуры РФ для бизнеса в сфере реставрации памятников истории и культуры, мы поможем подготовиться и оформить лицензию быстро и без проблем. Звоните!

Как вернуть жизнь памятнику архитектуры и сколько это стоит. Пять российских примеров ревитализации

Ревитализация — это смена функционального назначения и полная реконструкция зданий. Ее основная задача заключается в том, чтобы раскрыть новые возможности старых территорий с сохранением их самобытности и аутентичности.

Воссоздание исторической застройки в центре Иркутска

130-й квартал в Иркутске застраивался в середине XIX века. Многие дома до начала реконструкции стояли в первозданном виде, без капитального ремонта, тепло- и водоснабжения.

В 2008 году региональные власти приняли решение к 350-летию Иркутска на базе 130-го квартала создать особую историческую зону. К этому моменту около 50 старинных купеческих особняков представляли собой рухлядь, а местами склады и свалки. В 2010 году жителей квартала расселили, и уже в 2011 году его реконструировали.

Отреставрировали всего 32 деревянных дома, которые имеют историческую ценность, остальные снесли. Восстановили 16 утраченных зданий, 8 зданий-памятников архитектуры перенесли сюда из других районов Иркутска. Помимо исторических объектов есть новые.

Читайте также:
Паркетная доска greenline

Сейчас на территории квартала расположено более 50 объектов торгового и культурно-досугового назначения, несколько административных зданий, офисы, небольшие гостиницы, памятники и монументы, здесь ежедневно бывают горожане и туристы, активно развивается частный бизнес. В 2010 году проект 130-го квартала победил на международном архитектурном фестивале «Зодчество». Бюджет проекта составил 3,2 млрд рублей.

Культурный кластер вместо хлебзавода

Лофты обычно создают из прекративших работу учреждений культуры или на бывших производственных площадях. Так и на территории бывшего Смольнинского хлебозавода в Санкт-Петербурге, который построили в 1938 году, организовали Лофт-проект «Этажи».

Команда проекта превратила территорию завода в зону творчества: на пяти этажах здания начали работать редакции, мастерские и галереи с выставками остроактуальных фотографов, художников, скульпторов со всего мира.

За время существования лофт увеличил освоенные площади завода с 3000 до 7000 кв. метров. Если раньше пространство существовало благодаря инвестициям и спонсорской поддержке, то на новом этапе ЭТАЖИ монетизируются за счет аренды и посещаемых событий. По оценкам экспертов, вложения составили около $2 млн.

Создатели не стали вкладываться в отделку, так как концепция должна была соответствовать стилю лофт. Авторы дизайн-проекта в интерьерах «Этажей» сохранены и законсервированы элементы оригинального пространства: окантованные металлом бетонные колонны, оборудование для выпечки хлеба, стоки для муки, котельные трубы, чугунный пол. Дополнительно установлена антикварная и дизайнерская мебель, вмонтированы в пол стеклянные окна, на некоторых этажах пространство делится подиумами.

Сейчас здесь размещено несколько выставочных пространств и художественных галерей, кофейня с открытой террасой, хостел, обзорная площадка под открытым небом, а также многочисленные магазины с сувенирной продукцией. Кроме того здесь проводят лекции, встречи и мастер-классы.

Творческое пространство на бывшей ГЭС

Электростанцию н а берегу Москвы-реки построили в 1907 году для снабжения электроэнергией Кремля. В 2014 году фонд V–A–C приобрел здание и прилегающую территорию. По проекту итальянского архитектурного бюро ГЭС-2 станет новым городским культурным пространством — Дом культуры «ГЭС-2».

Территория будет благоустроена для создания парка скульптур в окружении берез и амфитеатра для проведения мероприятий, включая показ фильмов под открытым небом. Библиотека, книжный магазин, кафе и аудитория будут расположены рядом с атриумом галереи.

Проектом предусмотрены три ключевые зоны — общественные места, демонстрирующие бесплатные экспонаты, крытые художественные галереи и учебные заведения. В главных галереях будет представлена выставочная программа фонда V-A-C, а образовательная часть будет включать в себя проведение художественных мастер-классов и курсов.

Здесь же расположат блоки резиденций художников с проектными комнатами. Официальное открытие арт-центра запланировано на 2021 год.

Многофункциональный кластер на промзоне

Морозовский городок в Твери — это историко-архитектурный комплекс общественных, промышленных и хозяйственных зданий, которые построили для «Товарищества Тверской мануфактуры» в 1858—1913 годах. Территория Морозовского городка занимает 68 га, здесь более пятидесяти сооружений жилого, общественного и производственного назначения, многие из которых — архитектурные памятники в стиле модерн.

Согласно концепции развития территории, здесь обустроят спортивный кластер и общественное пространство площадью в 27 гектаров. Также построят культурную платформу, включающую выставочный зал и музейный центр Морозовых, концертный зал, мастерские и помещения для социального бизнеса, а также офисы, коворкинги и конгресс-центр с гостиницей и апартаментами.

Проект реконструкции разработали специалисты КБ «Стрелка». Работы по ревитализации исторического места будут проходить в несколько этапов.

Первый этап планируется завершить в 2022 году, на полное восстановление может понадобиться около десяти лет и примерно 15–20 миллиардов рублей.

Жилой комплекс из пивзавода

Пивзавод Суркова в Архангельске построили в конце XIX века. Компания-застройщик «Аквилон» приобрела объект культурного наследия, для реставрации и организации в нем жилого комплекса с современными креативными пространствами.

Концепция проекта — не просто сохранить архитектурное наследие, но и сберечь внешний облик исторических зданий. Утраченные фасады корпусов восстановят, а реставрация будет выполняться с соблюдением принципа максимально возможного сохранения подлинных архитектурных и конструктивных элементов конца XIX — начала XX века.

Кроме жилого комплекса здесь будут оборудованы прогулочные зоны, общепит и магазинчики специализирующиеся на уникальном штучном товаре.

Планируется, что бизнес будет из сферы креативных индустрий и сервиса, искусства и культуры. Общий объем инвестиций застройщика в проект составил более 700 миллионов рублей.

Получение лицензии на реставрацию объектов культурного наследия России: 11 обязательных документов

Право на проведение реставрационных работ, направленных на сохранение культурных и исторических объектов может быть реализовано только после получения соответствующей лицензии. Данный документ пригодится и для выполнения иных работ в строительно-реставрационной сфере — заказчики предпочитают работать с квалифицированными специалистами, имеющими лицензию.

Кому и для чего необходима лицензия на реставрацию объектов культурного наследия?

Как получить лицензию на образовательную деятельность и сколько это будет стоить, вы можете узнать в нашей новой статье по ссылке.

Читайте также:
Отделка лестницы на второй этаж

Реставрационные работы, входящие в нижеприведенный список, выполненные без лицензии являются незаконными. Перечень лицензируемых видов деятельности обширен:

1. Разработка проектной документации по ремонту, инженерному укреплению, консервации, реставрации, воссозданию и приспособлению объектов, представляющих ценность.

2. Реставрация, воссоздание и консервация поверхностей изготовленных из искусственного мрамора, конструкций и кладок.

3. Воссоздание и реставрация:

  • декоративно-художественных покрасок снаружи и изнутри;
  • штукатурной отделки;
  • архитектурно-лепного декора;
  • кровель;
  • конструкций из металла;
  • деревянных деталей, конструкций и резьбы по ним;
  • паркетных полов;
  • распорных систем и ограждений;
  • фундаментов и оснований;
  • ковров, мебели, гобеленов, тканей;
  • дверных и оконных проемов;
  • деталей из цветных и черного металлов;
  • позолоты;
  • приборов освещения;
  • декора из керамики;
  • мозаики, графики и янтаря;
  • станковой и монументальной живописи;
  • скульптуры;
  • систем энергообеспечения;
  • произведений садово-паркового искусства и ландшафта;
  • инженерных систем.

Как получить лицензию на такси? Пошаговая инструкция содержится в публикации по ссылке.

В приложении к разрешению на реставрацию объектов культурного наследия и памятников архитектуры указываются виды деятельности и работ, на выполнение которых выдается документ.

Заверяется приложение оттиском печати и подписью уполномоченного лица.

Как получить лицензию на реставрацию памятников архитектуры и других объектов?

Чтобы оформить официальный документ по всем правилам, можно заняться этим самими или поручить оформление в специализирующимся на регистрационных процедурах фирмам.

Для чего необходима лицензия на букмекерскую деятельность и как ее самостоятельно оформить, вы можете прочесть по ссылке.

Пакет документов для получения разрешения на реставрацию

Копия любого документа, если не заверена нотариально, принимается только при предъявлении оригинала. Перечень предоставляемых бумаг следующий:

  1. устав предприятия и учредительный договор;
  2. справки о присвоении кодов (полученные в Госкомстате) и свидетельство о постановке ИП или юрлица на налоговый учет;
  3. в случае внесения каких-либо изменений в учредительную документацию — копия свидетельства о данном факте;
  4. выписка из ЕРЮРЛ, полученная не позднее, чем за 1 месяц до подачи документов;
  5. телефон и банковские реквизиты предприятия;
  6. решение о создании юрлица и свидетельство о его госрегистрации;
  7. приказы о назначении гендиректора и главного бухгалтера;
  8. сведения о квалификации работников;
  9. квитанцию, подтверждающую оплату государственной пошлины;
  10. арендный договор или свидетельство о собственности на помещение офиса, поэтажный план БТИ;
  11. для получения аттестатов (квалификационных) потребуются документы об образовании и паспортные данные работников.

Сколько стоит лицензия на продажу и изготовление алкоголя и где ее можно получить, вы можете прочесть в этой статье.

Лицензионными требованиями и условиями, определенными Положением о лицензировании деятельности по реставрации объектов культурного наследия под номером 117 от 20 февраля 2007 года, при осуществлении реставрационной деятельности являются:

  1. наличие в штате компании-соискателя работников, обладающих соответствующими умениями, знаниями и навыками, удовлетворяющими квалификационные требования;
  2. в штате должны числиться: инженер-технолог-реставратор; производитель реставрационных работ; главный инженер-реставратор; архитектор-реставратор, стаж работы каждого из сотрудников обязан быть не менее 5 лет, а квалификация регулярно повышается.

Образец лицензии на реставрацию. Образец приложения к лицензии на реставрацию.

Срок действия и стоимость лицензии на реставрацию Минкультуры

Как получить лицензию на продажу и изготовление алкоголя? Пошаговая инструкция содержится тут.

Цена на оформление лицензии на реставрацию Минкультуры напрямую зависит от количества видов работ, указываемых при оформлении лицензии и в среднем составляет 100 000-300 000, помимо этого следует оплатить государственные пошлины:

  • за выдачу лицензии — 7 500 рублей;
  • за переоформление по причине внесения новых данных в документ — 3,5 тысячи рублей;
  • переоформление по иным причинам — 750 рублей;
  • за выдачу дубликата при утере оригинала — 750 рублей.

В каком порядке осуществляется оформление лицензии на охранную деятельность и сколько это будет стоить – читайте здесь.

Дальнейшее ведение деятельности с лихвой окупит как финансовые, так и временные затраты — реставрационные работы достаточно щедро оплачиваются.

Больше информации о том, в каком порядке осуществляется реставрация объектов культурного наследия (на примере нижегородской филармонии), вы можете получить в следующем видео:

Сохранение объектов культуры или прибыльный бизнес: как делают деньги на реставрации

Реставрация объектов исторического архитектурного наследия − это самый большой соблазн для чиновников от культуры. Денег из бюджета на благую цель выделяется немало, а коррупционных схем, позволяющих положить в свой карман круглые суммы, существует множество. Многие чиновники беззастенчиво проворачивают аферы, и их не волнует, что памятники культуры реставрируются с грубейшими нарушениями, ветшают и приходят в негодность. Так чем же оборачивается мнимая забота об исторических объектах?

Культурные ценности и их охрана

Практически каждый российский город может похвастаться древними постройками, которые были бережно сохранены руками предыдущих поколений.

В настоящее время единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации насчитывает 30 тысяч 197 единиц. Две трети из них составляют шедевры древнего зодчества.

Наиболее ценные объекты культурного наследия, имеющие особое значение для всего мира, охраняются ЮНЕСКО. Сейчас в официальный список этой международной организации входят 26 памятников, среди которых старинные здания, а также уникальные природные комплексы, расположенные на территории нашей страны, в том числе Московский Кремль, Казанский Кремль, исторические центры Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Владимира, Суздаля, цитадель и крепостные сооружения Дербента, Троице-Сергиева лавра, Новодевичий монастырь и многие другие.

Читайте также:
Почему из холодного крана течёт горячая вода? Из холодного крана течет горячая вода? Причины происходящего

Все доставшееся от предков богатство следует хранить, бережно реставрировать и передавать будущим поколениям. Но это в идеале. В реальности же все часто ограничивается асивыми словами, прикрываясь которыми чиновники от культуры набивают свои карманы.

Деятельность государственных органов в этой сфере регулируется федеральным законом № 73-ФЗ от 25 июня 2002 года (в редакции от 09 марта 2016 года) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Согласно статье 13 данного документа, мероприятия по сохранению, популяризации и охране памятников истории и культуры осуществляются за счет федерального, региональных и местных бюджетов, а также за счет внебюджетных поступлений. Причем органы власти любого уровня вправе выделять средства на вышеуказанные цели.

Для того чтобы получить деньги из федеральной казны на реставрацию объекта культурного наследия чиновникам необходимо лишь соответствующее заключение историко-культурной экспертизы о необходимости проведения тех или иных работ. При наличии хороших связей и властных полномочий получить такой документ не составляет труда. Несколько согласований на местном и региональном уровне с заинтересованными ведомствами − и можно рассчитывать на сотни миллионов рублей.

Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» предполагает также ответственность за его нарушение. В соответствии со статьей 61 данного документа, за невыполнение своих обязанностей по обеспечению сохранности объектов культурного наследия должностные лица и организации могут быть подвергнуты уголовному, административному или иному наказанию, согласно действующему законодательству. А лица, причинившие вред архитектурному памятнику, обязаны возместить стоимость восстановительных работ, что не освобождает их от ответственности, предусмотренной законодательством за совершение таких деяний.

«Пусть хоть вреда не причиняют»

Кандидат исторических наук Дмитрий Белозерский рассказал «Преступной России», что сложившаяся ситуация беспокоит многих специалистов.

– Реставрацией объектов культурного наследия практически никто не занимается. Часто компании, выигрывающие тендеры на выполнение работ по реконструкции памятников древнего зодчества, не имеют в своих рядах даже квалифицированных строителей, не говоря уже о профессиональных реставраторах. После таких работ краеведы и музейные работники просто разводят руками в отчаянии, − сетует Дмитрий.

Изборская Крепость (реставрация)
По словам историка, хуже всего, когда коррумпированные чиновники и подконтрольные им организации пытаются скрыть отсутствие реальной реконструкции, устраивая пожары. Считая, что огонь поможет списать бюджетные миллионы, вандалы (а как их еще назвать?) поджигают сооружения, являющиеся настоящими жемчужинами российской истории и культуры.

– Зачем далеко ходить за примерами? Все специалисты в курсе, как в результате некачественной реставрации была серьезно повреждена Изборская крепость, одно из древнейших сооружений России, − возмущается историк.

Из разговоров со специалистами, близкими к чиновничьим кругам, выяснил, что существует множество способов незаконного заработка на реконструкции объектов культурного наследия. Он перечислил основные махинации:

· получение отката от бизнесмена за выигранный тендер;

· прокручивание выделенных бюджетных денег в иностранных банках;

· прямое хищение части средств;

· искусственное завышение стоимости контракта;

· выделение подконтрольным бизнес-структурам из государственной казны денег на компенсацию затрат, якобы понесенных в результате проведенной реставрации памятника истории и культуры.

– Вариантов множество. Как правило, тендеры выигрывают одни и те же «дружественные» чиновникам организации, принадлежащие родственникам или приятелям госслужащих. Работники музеев и исторических центров к этому привыкли. Пусть они там воруют, сколько влезет, но хоть бы вреда не причиняли нашему культурному наследию, − говорит Дмитрий.

Изборская крепость подвела замминистра

Говоря об Изборской крепости, эксперт имел в виду громкий коррупционный скандал, разразившийся в связи с реставрацией этого памятника. В махинациях с бюджетными деньгами правоохранительные органы обвинили заместителя министра культуры РФ Григория Пирумова, директора Департамента управления имуществом и инвестиционной политики министерства Бориса Мазо, главу ФГУП «Центр реставрации» Олега Иванова и ряд бизнесменов, принимавших участие в коррупционных схемах.

В настоящее время фигуранты этого уголовного дела находятся в СИЗО «Лефортово». Высокопоставленные чиновники были арестованы в марте 2016 года. По мнению органов следствия, средства похищались обвиняемыми не только при реконструкции Изборской крепости, но и во время проведения реставрационных работ в Новодевичьем и Иоанно-Предтеченском монастырях, калужском Музее космонавтики, Псковском драмтеатре. Общий ущерб, вмененный бывшему заместителю министра культуры России Григорию Пирумову и его коллегам правоохранительными органами, составляет 100 млн рублей.

Еще три года назад под давлением специалистов-краеведов и жителей Изборска, недовольных результатами реставрации, силовики начали выяснять все обстоятельства совершенных чиновниками махинаций. В мае 2013 года Следственный комитет по Псковской области возбудил уголовное дело по части 1 статьи 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Согласно выводам сотрудников ведомства, в ноябре 2012 года высокопоставленные должностные лица подписали акты о приемке ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия «Ансамбль Изборской крепости», хотя фактически ничего сделано не было.

Читайте также:
Порядовка печи-камина

Реставрация, которую не заметили

Изборск − один из древнейших городов России, он находится на территории Псковской области. Первое упоминание о нем в знаменитой летописи «Повесть временных лет» датировано 862 годом. Празднование 1150-летия Изборска, которое пришлось на 2012 год, было официально утверждено Указом Президента РФ Дмитрия Медведева № 685 от 7 июня 2010 года. К юбилейной дате федеральное Министерство культуры приняло решение провести масштабные реставрационные работы в государственном историко-архитектурном и природно-ландшафтном музее-заповеднике «Изборск».

Информация об этом есть на официальном сайте учреждения культуры. Там говорится: «В рамках реализации мероприятий празднования 1150-летия Изборска проведены работы по консервации (реставрации) ансамбля Изборской крепости, Труворова креста, отреставрирован комплекс музейных зданий − объектов историко-культурного наследия. Обновлена инфраструктура музея-заповедника: выполнен капитальный ремонт Крестьянской усадьбы, сдана в эксплуатацию стационарная автомобильная стоянка. Открыты новые экспозиции».

Но если все так хорошо, за что же тогда арестовали замминистра Григория Пирумова и его коллег? Как выяснилось, краеведов, историков и местных жителей возмутило крайне низкое качество реставрационных работ, произведенных подрядчиком − компанией «Балтстрой», получившей 300 млн рублей из федерального бюджета. Никаких специалистов-реставраторов там и близко не было. Спешно нанятые перед юбилеем бригады гастарбайтеров выполнили работы, как смогли. Результат этой реставрации оказался таким, что деятельностью чиновников от культуры заинтересовались в правоохранительных органах.

Подрядчиками становятся только «свои»

Впрочем, некоторым госслужащим все же удается вовремя «умыть руки». Например, директор Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ Ирина Тарасова уволилась со своего поста в сентябре 2015 года. Примечательно, что ранее − с весны 2009 и до осени 2014 года − чиновница работала министром культуры Астраханской области, где к ее деятельности также возникали вопросы.

Ирина Тарасова
Астраханский историк-краевед Максим Полянский рассказал «Преступной России», что Ирина Тарасова лоббировала интересы двух московских компаний, которые называются «МОССИБ» и «Лиана».

– Возглавив региональный Минкульт, она сразу же взялась за дело с размахом, затеяв реконструкцию многих памятников истории нашего края. Чего только стоят реставрация Астраханского Кремля и краеведческого музея? А подрядчиками становились «дружественные» компании, которым Тарасова помогала получать бюджетные средства, − говорит Максим.

По его словам, в среде людей, близких к охране культурного наследия Астраханской области, хорошо известно о махинациях экс-министра регионального правительства. Например, сроки реставрации краеведческого музея неоднократно переносились, так как компания «МОССИБ» привлекла к работе в качестве субподрядчика некое ООО «Стабильность», у которого не оказалось ни квалифицированных специалистов, ни необходимых стройматериалов.

– Разница между фактически выполненной работой и параметрами, заложенными в сметной документации, бросается в глаза. Хотя на словах все сотрудники Астраханского краеведческого музея были довольны реставрацией. А куда им деваться? Начальство в лице Тарасовой не потерпело бы другой реакции, − утверждает Полянский.

Он рассказал, что знакомый сотрудник ГНПУ «Наследие», которое разработало проект реконструкции музея, возмущался качеством произведенных работ. Не устроила специалиста и реставрация Благовещенского монастыря в Астрахани.

– Там стены и потолки впопыхах замазали, как могли, очень неквалифицированные строители. После официальной приемки объекта начали появляться трещины, все были просто в шоке. И возмущались не только историки и краеведы, но и люди, далекие от нашей сферы, − рассказывает историк.

Разрушают до основания

Как сообщил «Преступной России» Максим Полянский, ряд старинных домов, располагавшихся в центре Астрахани, по указанию экс-министра Ирины Тарасовой были выведены из состава объектов культурного наследия регионального значения. Сделали это, чтобы освободить участки земли под коммерческую застройку. Некоторые здания были разрушены мнимыми реставраторами до основания, так на месте памятников истории и культуры появились новенькие гостиницы и торговые центры.

Например, дом Иванова ХIХ века постройки (Астрахань, улица Фиолетова, 46) еще в августе 2012 года был двухэтажным, а после реконструкции оказался четырехэтажным. А гостиный дом Ягулова начала XIX века (Астрахань, улица Кирова, 12) вообще обрушился при проведении реставрационных работ. Новое здание, которое возводит застройщик на этом месте, будет на этаж выше, для увеличения площади.

– Но больше всего возмущает, что новым владельцам этих современных построек выделили из бюджета солидные компенсации за якобы проведенную реконструкцию памятников истории и культуры, − утверждает Максим.

Он считает, что бизнесмены, получающие в собственность участки в центре города и еще отстраивающие там новые здания для себя за государственный счет, как минимум, должны быть благодарны региональному Министерству культуры. Более того, Ирина Тарасова не могла проворачивать подобные махинации в одиночку. Значит, в деле тем или иным образом участвовали представители команды губернатора Астраханской области Александра Жилкина, а высокопоставленные силовики закрывали глаза на происходящее. И это был отлаженный бизнес.

Читайте также:
Половая доска своими руками

«Здание Московского торгового дома» (реставрация)
Подобная история произошла и с объектом культурного наследия федерального значения «Здание Московского торгового дома» 1790 года постройки (Астрахань, улица Советская, 4/улица Кирова, 18). Памятник старины разрушили до основания и разобрали, а на его месте появилась гостиница «Новомосковская».

К сожалению, такая ситуация с реставрацией памятников архитектуры характерна для многих регионов России. Коррупция в среде чиновников от культуры достигла небывалых масштабов. Госслужащие распоряжаются зданиями, имеющими большую историческую ценность, как своей личной собственностью. И в этой ситуации очень нужен независимый общественный контроль за реставрационными работами, проводящимися во всех субъектах РФ.

Искусство в аренду

В России, по данным Главного информационно-вычислительного центра Минкультуры России, насчитывается более 25 тыс. объектов культурного наследия федерального значения. При этом значительная их часть находится в неудовлетворительном состоянии. Очевидно, именно по этой причине были разработаны и уже начали действовать некоторые меры, призванные привести национальное достояние России в надлежащее состояние. Так, с 22 января 2015 года запрещен снос вновь выявленных памятников культуры, введено определение “территории объекта культурного наследия”, установлено ограничение прав на объект культурного наследия требованиями по сохранению данного объекта, по его содержанию и использованию, а также по обеспечению доступа к нему (Федеральный закон от 22 октября 2014 г. № 315-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”).

Но, пожалуй, наиболее существенной новеллой стала возможность брать в аренду по льготной цене объекты культурного наследия, находящиеся в плохом состоянии (ст. 14.1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации”; далее – Закон № 73-ФЗ). Речь идет, например, об усадьбах, особняках, архитектурных ансамблях и др. Брать такие объекты в аренду могут как физические, так и юридические лица, однако срок аренды в любом случае не может превышать 49 лет.

Главная цель нововведений – посредством льгот привлечь дополнительные финансы на восстановление культурных ценностей.

Объекты культурного наследия – это объекты недвижимости и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами культуры, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии и социальной культуры (абз. 1 ст. 3 Закона № 73-ФЗ).

Территория объекта культурного наследия – это территория, непосредственно занятая данным объектом и (или) связанная с ним исторически и функционально (земельные участки, леса, водоемы и т. д.), границы которой могут не совпадать с границами существующих земельных участков. Более того, в них могут быть включены земли, в отношении которых не проведен государственный кадастровый учет (ст. 3.1 Закона № 73-ФЗ).

Льготная аренда: основания и условия

Законодатель установил ряд условий, при наличии которых объект культурного наследия можно взять в аренду по льготной цене (ст. 14.1 Закона № 73-ФЗ). Это возможно, если такой объект:

  • не используется;
  • включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия, который ведет Минкультуры России – в общем доступе этот реестр не размещен, однако ознакомиться с примерным перечнем объектов культурного наследия можно на сайте ведомства;
  • принадлежит к федеральной собственности;
  • находится в неудовлетворительном состоянии.

Однако даже при наличии всех указанных выше условий окончательное решение о возможности передачи объекта культурного наследия в аренду принимает Минкультуры России.

Договор аренды объекта культурного наследия заключается по результатам соответствующего конкурса. Узнать о его проведении можно, например, на сайте Агентства по управлению и использованию памятников архитектуры и искусства при Минкультуры России. Помимо этого, необходимую информацию можно получить на официальном сайте для размещения информации о проведении госзакупок.

Существенным условием договора является обязанность арендатора провести работы по сохранению объекта культурного наследия в срок, не превышающий семи лет со дня передачи ему в аренду указанного объекта (п. 4 ст. 14.1 Закона № 73-ФЗ). В этот период также включается срок подготовки и согласования проектной документации по сохранению объекта культурного наследия (не более двух лет со дня передачи такого объекта в аренду). Если арендатор не выполнит указанное условие, то есть не восстановит имущество в указанный срок, договор с ним расторгнут. Закон не определяет, как и в каких документах должны быть определены условия о реставрации объекта культурного наследия, ее сроках и содержании, однако логично предположить, что эти положения будут включены в проект контракта при проведении конкурса.

Читайте также:
Отделка и монтаж фасадов

Льготная арендная плата устанавливается со дня заключения договора аренды по результатам аукциона (п. 2 ст. 14.1 Закона № 73-ФЗ).

Александр Раецкий, адвокат, член Московской коллегии адвокатов “МОВЕ”:

“Положение закона о льготной арендной плате, устанавливаемой с момента заключения договора аренды, а не со дня сдачи ремонтно-реставрационных работ, видится спорным. С одной стороны, новая редакция закона будет способствовать привлечению большего количества инвесторов-арендаторов. С другой стороны, это может повлечь за собой увеличение количества злоупотреблений со стороны недобросовестных арендаторов, заключивших договор без намерения восстановить объект культурного наследия. Так, вполне возможна ситуация, когда, получив право аренды на льготных условиях, арендатор просто-напросто не будет осуществлять его реставрацию либо проведет ее только “на бумаге”. И хотя невыполнение обязательства по восстановлению объекта культурного наследия является основанием для расторжения договора аренды, возможно, даже со штрафными санкциями, результативность реставрации объектов остается под сомнением”.

Одним из способов, который позволит избежать злоупотреблений со стороны арендаторов, может стать внедрение процедуры общественного контроля за осуществлением восстановительных работ переданного в аренду объекта культурного наследия.

Вместе с тем законодатель запрещает арендаторам:

  • сдавать такой объект культурного наследия в субаренду;
  • передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу;
  • предоставлять объект культурного наследия в безвозмездное пользование;
  • закладывать свои арендные права и вносить их в качестве имущественного вклада в некоммерческие организации или паевого взноса в производственные кооперативы (п. 6 ст. 14.1 Закона № 73-ФЗ).

При этом в статье ничего не сказано о возможности вносить арендные права на объект в качестве имущественного взноса в коммерческие фирмы. По правилам гражданского оборота стороны договора вправе действовать по правилу “разрешено все, что не запрещено”, а это значит, что теоретически подобные имущественные взносы в коммерческие организации возможны. Является ли это пробелом рассматриваемой новеллы или сознательным допущением законодателя, станет ясно позже, когда появится первая правоприменительная практика.

Что касается объектов культурного наследия в плохом состоянии, которые относятся к собственности субъектов РФ или к муниципальной собственности, то в их отношении льготная арендная плата устанавливается в соответствии с региональными законами и иными нормативными правовыми актами (п. 7 ст. 14.1 Закона № 73-ФЗ). Узнать о проведении торгов, а также ознакомиться с перечнем внесенных в реестр объектов культурного наследия регионального и местного значения можно на сайтах органов власти субъектов РФ и муниципалитетов (как правило, размещают ее администрация публично-правового образования или подразделение по делам культуры в ее составе, если у него есть свой сайт).

Не все так безоблачно?

Льготная аренда объектов культурного наследия может быть интересна как бизнесменам (например, предпринимателям, желающим разместить свой офис в историческом здании и при этом сэкономить на арендной плате), так и меценатам. Но вместе с тем, у новеллы есть и недостатки.

Так, законодатель обязал арендатора обеспечивать доступ граждан, иностранных лиц и лиц без гражданства к объекту культурного наследия (ст. 47.4 Закона № 73-ФЗ). Данная статья призвана сделать объекты культурного наследия более доступными, а также, по задумке законодателя, способствовать активному использованию таких объектов в научной, культурно-просветительной, образовательной, туристской, экскурсионной и (или) религиозной деятельности. При этом доступ к объекту культурного наследия устанавливается с учетом требований к сохранению указанного объекта, его содержанию, а также с учетом его физического состояния и характера его современного использования (абз. 2 п. 2 ст. 47.4 Закона № 73-ФЗ).

Наличие этих оговорок вызывает у экспертов опасения. “Если с “физическим состоянием” все более менее понятно, то с “характером современного использования” не так все просто. Так, в новой редакции закона указано, что доступ к объекту культурного наследия не должен препятствовать современному использованию владельцем объекта культурного наследия. На практике возможно противоречие интересов “доступа” к объекту культурного наследия и его “современного использования” [например, арендатор открыл в здании особняка офис, а желающие посмотреть на этот памятник создают шум, толпятся, паркуют свои машины, обращаются с вопросами к сотрудникам офиса или даже регулярно возлагают у здания постепенно увядающие цветы в дань памяти прежним владельцам особняка. – Ред.]. И, как видно, приоритет отдается именно использованию, что в какой-то степени противоречит ст. 44 Конституции РФ, устанавливающей право каждого на доступ к культурным ценностям”, – поделился с порталом ГАРАНТ.РУ адвокат, член Московской коллегии адвокатов “МОВЕ” Александр Раецкий. Поэтому судить о том, насколько положительной окажется данная норма на практике, пока рано.

Есть в данной статье еще одно спорное положение. Если интерьер объекта культурного наследия не относится к предмету охраны, во внутренние помещения такого объекта арендатор может желающих не пускать (п. 6 ст. 47.4 Закона № 73-ФЗ). Но поскольку на данный момент открытых источников с информацией такого рода нет, понять, должен ли быть обеспечен доступ к внутренним помещениям объекта, можно только с помощью запроса, направленного в уполномоченный орган (например, в Минкультуры России).

Читайте также:
Профлисты: свойства, преимущества, технология изготовления, размеры, область применения

Что касается возможных вариантов использования объекта культурного наследия, то закон предусматривает возможность ведения на его территории любой хозяйственной деятельности при условии, что она не противоречит требованиям обеспечения сохранности этого объекта и позволяет обеспечить его функционирование (под. 3 п. 1 ст. 5.1 Закона № 73-ФЗ). На практике это означает, что арендатор может, например, организовать в здании свой офис, если подобное целевое использование объекта разрешено уполномоченным органом и при этом не страдает само сооружение.

Если рассматривать указанные новеллы в целом, можно отметить, что они носят положительный характер и призваны обеспечить охрану объектов культурного наследия. А со временем станет очевидно и практическое значение данных нововведений.

Реставрация памятников архитектуры

Анализ рынка работ по реставрации памятников архитектуры в России Со временем практически любое здание подвергается разрушению, памятники архитектуры в этом случае не являются исключением. Их фасад утрачивает свой первоначальный вид, выцветает его поверхность, появляются трещины и сколы, в результате чего объект нуждается в восстановлении. Именно с этой целью и проводится реставрация памятников архитектуры.

Процесс достаточно трудоемкий, имеет множество нюансов и «подводных камней». Для его проведения подойдут далеко не все материалы, также потребуется использовать определенные строительные технологии. Разберемся, что из себя представляют реставрационные работы и как они проводятся в нашей стране.

Зачем нужна реставрация

фото здания после реставрацииОсновная цель процедуры – придать памятнику зодчества первоначальный вид или максимально приблизить его к оригинальному. Реставрация необходима для всех объектов культурного наследия нашей страны. В ФЗ «Об объектах культурного наследия народов РФ» указано, что именно реставрационные работы являются главной мерой для воссоздания здания и его сохранения. Однако они проводятся только после научно-исследовательских изысканий, проектных и производственных процедур, которые позволяют подобрать способ восстановления сооружения и избежать его разрушения.

Реставрация зданий, имеющих историческую значимость, призвана не только восстановить фасад, но и укрепить саму конструкцию. Одно из важных условий – это применение материалов и методов, близких к оригинальным. Все работы выполняются комплексно, что позволяет улучшить технические показатели объекта. Во время реставрации восстанавливаются разрушенные элементы фасада, очищаются все поверхности, устраняются надстройки, сделанные в поздние периоды и влияющие на архитектурный ансамбль здания.

Согласно Градостроительную кодексу нашей страны в случае необходимости могут быть изменены параметры объекта, количество этажей или площадь. Это часто обусловлено с практической точки зрения: например, для укрепления здания.

История реставрационных работ

Кутафья башня фотоРанее реставрация часто выполнялась с нарушением всех норм. Первоначальный вид строения нередко изменялся или домысливался, а ремонт выполнялся с применением современных строительных материалов. Например, нередко архитекторы привносили в образ сооружения модные элементы эпохи. Например, в 19 веке в Европе популярными стали направления романтизма и эклектики, поэтому многие памятники архитектуры (например, Виндзорский замок и Каркасонская крепость) были достроены в соответствии с действующей модой.

Существовало два основных направления восстановления памятников архитектуры:

Техническое – процесс консервации и ухода за сооружением.

Художественное – детальное восстановление фасада и разрушенных элементов.

В России реставрация памятников архитектуры началась приблизительно в 18 веке, однако в ходе тех работ многие памятники зодчества были испорчены и практически уничтожены. Лишь в 19 веке работы стали проводиться с целью сохранить первоначальный облик сооружения, не внося в него серьезных изменений.

Именно этими принципами сегодня руководствуются реставраторы. Однако процесс значительно затрудняется отсутствием необходимого количества визуальных материалов, которые помогли бы проверить первоначальный облик сооружения, узнать об использованных стройматериалах и методиках.

Современные реставраторы руководствуются принципами Венецианской хартии – документа от 1964 года, в котором нашли отражение существующие стандарты по охране и восстановлению памятников культурного наследия. Архитектор, занимающийся восстановление объекта, обязательно учитывает его первоначальный облик, нюансы строительства и воссоздает все элементы с максимальной точностью и детализацией.

Методы реставрации памятников архитектуры

Причинами разрушения здания становятся различные факторы, и устраняют их следующими способами:

Отсутствие или нарушение гидроизоляции. Это приводит к растрескиванию фундамента, появлению плесени и гниению материалов. В этом случае выполняется гидроизоляция цокольных участков и обработка стен специальными составами.

Засоление кладки. Происходит в результате увеличения концентрации солей в материале, что ведет к повышению влажности стен и росту напряжения распора. Недостаток устраняется при помощи специальных методик обессоливания.

Гниль, плесень и ржавчина. Эта проблема чаще всего является следствием предыдущих, но именно она наносит зданию серьезный урон. Для удаления ржавчины и плесени используют механические и химические методы очистки. Механические способы включают струйные технологии (песко-, термо-, пескоструйную), очистку паром и горячей водой. Химические методики подразумевают использование кислот, щелочей и спиртов.

Читайте также:
Розы из черенков: 2 простых способа размножения

Материалы для реставрационных работ

Наша компания «Фридлендеръ» предлагает для этих целей ряд профессиональных средств, которые подойдут для восстановительных работ любой сложности:

Дисперсионная силикатная программа «Прочнинъ». Это – традиционные лакокрасочные материалы, которые изготавливаются с применением силиката калия. После нанесения на поверхность происходит химический процесс окремнения, при котором краска образует единое соединение с подложкой. В результате образуется прочное и долговечное покрытие, которое устойчиво к выгоранию, высокой влажности, загрязнениям и мелению. Еще один плюс использования дисперсионных силикатных материалов – это их устойчивость к образованию грибка и плесени.

Известковая программа «Гигiеноль». Без известковой краски не обходится практически ни один процесс воссоздания архитектурных памятников. Это не удивительно, так как такой материал позволяет добиться исторической достоверности покрытия, а именно – качественного воссоздания старых известковых штукатурок. Основным компонентом красок выступает гашеная известь, которая и придает покрытию глубокую матовую структуру.

Золь-силикатная программа «Прочнинъ». Материалы этой серии созданы с применением современных разработок. Краски и грунты сохранили все преимущества дисперсионных силикатных материалов, но при этом стали еще прочнее и долговечнее. Золь-силикатные материалы рекомендованы для окрашивания минеральных и других органических оснований, в том числе, окрашенных ранее акриловыми красками. Благодаря идеальной паропроницаемости ЛКМ из золь-силикатной программы препятствуют образованию трещин на фасаде, также они помогают избежать старения, меления и загрязнения фасадов старинных зданий.

Силиконовая программа «Прочнинъ». Силиконовые материалы относятся к современным лакокрасочным составам, однако без них не обходится реставрация зданий любого года постройки. Материалы обладают отличными качественными показателями, поэтому практически без ограничений могут применяться для наружной отделки фасадов или для окраски минеральных оснований внутри помещений. Благодаря пластичному составу краска не растрескивается, также под ней не образуется плесени.

Акриловая программа «Прочнинъ». Еще один тип материалов, которые как нельзя лучше зарекомендовали себя в восстановительных работах. Краски обладают высокой кроющей способностью, которая обеспечивается за счет наличия в составе синтетической смолы. Материалы характеризуются хорошей паропроницаемостью, что позволяет не нарушать воздухообмен в исторических слоях.

Лазурная программа «Прочнинъ». В эту линейку входят дисперсионные силикатные и золь-силикатные материалы, которые применяются для декоративного оформления поверхностей. Они подходят с воссоздания исторических росписей, для работы в многослойных техниках.

Пропитка для камня «Негнилинъ». Особого внимания потребуют фасады и элементы, созданные из кирпича и натурального камня. Пропитка позволяет предотвратить разрушение подобных материалов, замедляя их растрескивание, рост микроорганизмов, снижая негативное влияние внешней среды и т. д.

Самое важное при выборе материалов для реставрации – учесть особенности архитектурного сооружения, его изначальные характеристики и материалы, используемые в процессе строительства. Если вы затрудняетесь в выборе лакокрасочных составов, то обязательно обратитесь за помощью к нашим специалистам – они проконсультируют вас по всем вопросам и подберут наиболее подходящие материалы для реставрационных работ.

Новая жизнь старого деревянного дома. Алгоритм восстановительных работ

При массе неоспоримых достоинств, деревянные дома – дорогое удовольствие, поэтому построить или купить себе подобное «гнездышко» может далеко не каждый желающий. Однако домик со «стажем» можно получить в наследство или приобрести значительно дешевле, хотя его состояние будет далеким от удовлетворительного. Реконструкция деревянного дома позволит сделать его пригодным для комфортного проживания и вернет былой вид. А с чего начать, как продолжить и чем закончить, подскажут пользователи FORUMHOUSE, имеющие опыт работы с деревом и занимающиеся реконструкцией собственных домовладений.

Содержание

  • Проблемные зоны деревянных домов
  • Реконструкция старого деревянного дома: фундамент
  • Реконструкция старого дома: венцы
  • Реконструкция стен деревянного дома
  • Реконструкция крыши
  • Наружная отделка

Проблемные зоны деревянных домов

Возраст основной массы деревянных домов вторичного жилого фонда приближается к полувеку или уже перевалил за этот показатель, что неизбежно приводит к дряхлению основных узлов. Если же при строительстве были допущены ошибки или нарушена технология, то определенные части строения приходят в полную негодность. Имеет большое значение режим эксплуатации – проживали в доме постоянно, или он в зимний период отапливался от случая к случаю и обслуживался с такой же периодичностью. Исходя из этих условий, могут потребоваться следующие работы:

  • полная или частичная замена фундамента либо его усиление;
  • замена нижних венцов;
  • полная или частичная замена отдельных элементов или крупных сегментов стен;
  • ремонт или замена кровельной системы;
  • наружная отделка.

Даже если при первичном осмотре кажется, что проще снести, чем попытаться восстановить, не стоит отчаиваться, не зря лейтмотивом пользователей портала служит пословица «Глаза боятся, а руки делают».

Реконструкция старого деревянного дома: фундамент

Для возрастных деревянных домов характерен ленточный или столбчатый фундамент. Большая редкость, если лента залита на глубину промерзания, в основном это мелкое заглубление, которое с течением времени под весом конструкции прилично утопило в земле. Фронт работ зависит от состояния основания. Для его оценки проводят тщательный осмотр надземной части, если она имеется, а заглубленные элементы откапывают и обследуют. Пользователь портала и по совместительству руководитель бригады, занимающейся ремонтом и заменой фундаментов деревянных строений, Игорь Беккерев, так классифицировал возможный фронт работ.

Читайте также:
Садовый секатор сучкорез на длинной ручке: характеристики и выбор

Основная задача фундаментаэто передать нагрузку от дома на грунт. Есть разные дефекты фундаментов, также есть разные способы ремонта. Это может быть один вид работ или чаще приходится применять комплекс.

  • Утепление фундамента и отмостки;
  • Гидроизоляция фундамента;
  • Дренажные работы (водоотведение);
  • Усиление фундамента армопоясом сверху;
  • Усиление фундамента внешним армопоясом;
  • Замена фундамента с вывешиванием строения или с передвижкой строения;
  • Выравнивание фундамента или выравнивание строения на фундаменте.

Чтобы получить доступ к фундаменту, коробку дома приподнимают на необходимую высоту – вывешивают, реже применяется ее перемещение. Для подъема используются гидравлические домкраты, стены приподнимаются поочередно, или сразу вся коробка. Благодаря способности древесины выдерживать определенные деформации при правильном исполнении, эта операция не нарушает целостность дома. Исходя из состояния фундамента и предполагаемых работ, домкраты устанавливаются непосредственно на основание (ленточный фундамент) или на землю, на предварительно подложенную толстую доску или другую опору. Количество домкратов на стену зависит от габаритов коробки, под домкрат делаются выпилы в заранее предусмотренных местах.

Обычно для такой работы нанимается бригада из нескольких человек, но и один умелый мастер в сжатый срок способен поднять деревянный дом. С таким профессионалом повезло форумчанину Arty-CooL, который занимается реконструкцией бревенчатого сруба. Фундамент под домом в нормальном состоянии, но решено его усилить, нарастить и залить сразу новый контур под пристройку.

Сегодня завершили подъём дома и замену нижнего венца, мастер работал один, я после работы старался помогать, хотя, наверное, больше отвлекал от работы. При замене венца одновременно были врезаны в новый венец лаги перекрытия. Справился за 3 дня, вот так мастера работают!

Семья пользовательницы ГриНаты в подобной ситуации обошлась без привлечения мастеров – в качестве рабсилы использовался муж с сыновьями. Фундамент был мелкозаглубленный, бутовый, после вывешивания коробки его частично демонтировали, залили новую широкую ленту, а после выложили цокольную часть из кирпича.

Фундамент там бутовый, совсем неглубокий, 40-50 см, на наружном углу дом видимо начал проседать, из-под угла вынули бут и заменили его облицовочным кирпичом. Когда мы его доставали оттуда, он рассыпался в мелкие черепки. Нижние два венца – просто труха, мы выгребли часть бута, поставили опалубку, залили и положили кирпичную кладку.

Для усиления фундамента внешним армопоясом по периметру заливается монолитная армированная бетонная лента. Глубина ленты превышает глубину старого фундамента на размер песчано-гравийной подушки, средняя ширина – 40-50 см. Поверхность старого основания тщательно зачищается, удаляются все отслаивающиеся элементы. Для повышения адгезии с новым раствором, фундамент пропитывается грунтовкой с высокой проникающей способностью. В качестве связующего применяются арматурные штыри, забиваемые в старый фундамент на расстоянии 20–25 см, в несколько рядов. С новым каркасом штыри сваривают или связывают, раствор в опалубку заливается послойно.

Замена фундамента проводится поэтапно или сразу, в первом случае производится демонтаж старого основания по частям, с постепенной заливкой новых фрагментов. Во втором случае демонтируется сразу все, заливается монолитная лента, отливаются столбы или закручиваются сваи. Пользователю форума под ником Андрюха052 предлагали поэтапную замену, но он предпочел одновременную, побоявшись возможных проблем с основанием в будущем.

Предлагали убрать бревна между столбами, выкопать траншеи между столбами и залить там фундамент, выложить кладку до сруба между столбами, положить дом на кладку. Потом убрать столбы, вырыть траншеи под столбами и залить – соединить кладку. Мне такая затея не очень понравилась, фундамент получится из нескольких участков. Если будут какие-то подвижки в земле, может и потрескаться все. Даже если ничего и не будет, но я подумал, что лучше перестраховаться. Поэтому дом подвешивали на П-образные подпорки, убирали все разом, заливали единую ленту и делали единую кладку.

Реконструкция старого дома: венцы

Нижние венцы деревянных домов сгнивают, постепенно насыщаясь влагой через фундамент. Это происходит как из-за отсутствия слоя гидроизоляции, так и по причине нарушений технологии. Со странным способом защиты бревна от воды столкнулись несколько форумчан, в том числе и val-lel.

Мой сруб50-х годов постройки, на ленте фундамента как раз-таки была гидроизоляция между бревном и основанием, но! Вдоль первого венца края этой гидроизоляции были подняты и прикреплены к самому бревну, а сегмент между фундаментом и венцом, с аккуратно прибитыми к нему краями гидроизоляции, был «заботливо зашлепаны» цементным раствором вдоль всего первого венца как снаружи сруба, так и внутри, видимо, чтобы бревно никуда не съехало.

Замену венцов проводят обычно вместе с фундаментными работами, при вывешивании коробки. По возможности используются материалы, максимально приближенные к исходным – бревно или брус, некоторые заменяют сгнившие части кирпичной кладкой. Arty-CooL воспользовался шпалами.

Читайте также:
Основные правила выбора клея для пеноблоков: как определить расход

Шпалы ставил, так как достались даром, и работать с ними легче (хоть делал и не я), под весом дома они никуда не денутся, а в фундамент вмонтирую шпильки оцинкованные, на них и посажу дом. Стоимость бетона по объему шпал выйдет однозначно дороже.

Между фундаментом и новыми венцами обязательно прокладывается гидроизоляция, древесина предварительно обрабатывается антисептиком.

Реконструкция стен деревянного дома

Кроме венцов, может потребоваться замена и других частей конструкции, когда древесина подвергается воздействию влаги. Чаще всего это происходит с верхними венцами, если протекает кровля и вода скапливается в утеплителе. Также распространено намокание стены вокруг окон, хотя снаружи дерево может казаться целым.

Один момент, на который еще не мешало бы обратить внимание – бревна под окнами. Если окна зимой «плакали», бревна могли погнить. Причем, я видел такое, что бревно сгнило изнутри, а снаружи – вполне хорошая древесина, только засверливанием диагностировали гниль.

У меня так было, когда менял у себя в доме окна на пластиковые. После того, как разобрал старые, пришлось делать вставки, так как бревно под окном сгнило, а снаружи не видно.

Выявить гниль в нормальной внешне древесине можно простукиванием обухом топора или молотком – трухлявая начинка дает глухой звук, целое бревно – звенящий. В качестве альтернативы засверливанию используют шило – в нормальное дерево оно не войдет больше, чем на несколько миллиметров, в гнилое – погрузится без сопротивления.

Замена одного элемента коробки или части стены проводится по кускам – вырезаются испорченные, вставляются новые, обязательно герметизируются все щели, древесина предварительно обрабатывается, как и места врезки. Чтобы сэкономить время и средства, один из пользователей поступал следующим образом.

Я вырезал всю гниль изнутри бензопилой до «живого» дерева, пропитал антисептиком 2 раза и внутрь загнал антисептированный брусок, выпиленный под размеры «дупла» и простеплеренный льноватином, далее зафиксировал саморезами на 150 мм с двух сторон.

Реконструкция крыши

Именно так поступил WAB57, переделавший бесполезную надстройку в функциональное помещение. В результате у него получилась спальня и ванная комната.

Чердак переделывался мучительно долго: пришлось оставить старые стропила, сделанные из тонкомера, с шагом 100-115 см и опорой на выносные балки. Трогать их мы не решились, поэтому добавили новые стропила из доски 50х200 мм, тем самым уменьшив шаг. Балки новые сделали из бруса 100х200 мм. Сделали ригель и боковые опоры (стойки) для всех стропил. Потом это все нужно было выровнять под обрешетку для кровли и эффективного утепления. Бревнодиаметром от 150 до 200 мм, с обрезной доской 50х200 мм.

Если в мансарде нет необходимости, можно обойтись ревизией кровельной системы и заменой подгнивших из-за протечки или скопления конденсата элементов. Особое внимание уделяют зоне вывода печной трубы. В большинстве случаев именно там происходит протекание и порча перекрытий.

Учитывая, что старый шифер не добавляет конструкции шарма, его обычно меняют на современные материалы и обычно требуется утепление перекрытий и подкровельного пространства. Когда к дому пристраиваются дополнительные помещения на жесткой связке, старую крышу полностью переделывают, чтобы завести все строение под новую.

Планирую пристроить часть дома на всю длину, шириной 2,5-3 метра, тем самым сделать дом квадратным, и будет единая мансардная кровля с жилыми помещениями.

Наружная отделка

Чтобы сохранить естественную красоту деревянного дома, отказываются от использования сайдинга и других облицовочных материалов. Потемневшие с годами стены, с различными отложениями на поверхности, приводят в порядок – зачищают щеткой и пропитывают специальными отбеливающими антисептическими составами.

Удобнее всего обработку проводить с помощью болгарки и специальной насадки – щетки с железной щетиной. Все загрязнения и наслоения таким способом из древесины не удалить, но значительно улучшить внешний вид и проявить структуру реально. В дальнейшем можно использовать лак по дереву или краску: оттеночные средства сравняют поверхность, и новые элементы перестанут привлекать внимание. Как и облицовка, лакокрасочные средства не только декоративны, они эффективно защищают поверхность от внешнего воздействия.

Как пользователи портала восстанавливают свои деревянные дома, можно узнать в разделе о реконструкции и ремонте домов. Необходимую техническую информацию по основаниям легко найти в теме фундаментов. Как превратить чердак в кровлю, рассказывается в разделе теплых кровель. Статья о правильном выборе исполнителей подскажет, как сэкономить нервы и деньги во время ремонта или реконструкции. В материале о нюансах возведения пристройки – информация о способах связки строений. Видео о комбинированном доме из газобетона – для всех, кто собирается строиться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: