Классификатор повреждений дорожных покрытий
В целях эффективного контроля транспортно-эксплуатационного состояния асфальтобетонных покрытий автомобильных дорог необходимо получение оперативной информации о наличии на дорожных покрытиях дефектов, образующихся в процессе эксплуатации.
Общие положения методики экспертной оценки состояния дорожных асфальтобетонных покрытий были разработаны ранее в Росдорнии А. В. Руденским с сотрудниками [1]. В дальнейшем разработан классификатор повреждений, позволяющий оперативно оценивать характер и степень развития возникающих дефектов [2].
Методика экспертной оценки состояния дорожных покрытий создана с учетом положений ГОСТ 23554.1-79 «Экспертные методы оценки качества продукции» и может применяться в дополнение к инструментальным методам оценки состояния покрытий при необходимости быстрого определения транспортно-эксплуатационного состояния с целью выявления необходимых объемов ремонтных работ и участков, требующих детального инструментального обследования.
Классификация повреждений асфальтобетонных покрытий предусматривает определение основных типов повреждений, их видов и степени развития повреждений.
Классификация повреждений асфальтобетонных покрытий по типам и видам | |
Тип повреждения | Виды повреждений |
Нарушение сплошности покрытия | Трещины поперечные |
Трещины продольные | |
Трещины косые и пересекающиеся | |
Трещины вдоль кромок | |
Вторичные трещины | |
Сетка трещин | |
Выбоины, ямы, проломы | |
Выкрашивания | |
Нарушение геометрических параметров (формы) покрытия | Колейность |
Пластические деформации (сдвиги, наплывы, гребенка) | |
Волны | |
Локальные нарушения ровности (пучины, просадки) | |
Неровности, связанные с проведением ремонтных работ, устройством люков, пересечением рельсовых путей | |
Нарушение состояния поверхности покрытия (шероховатость, истирание, шелушение) | Износ поверхности покрытия |
Выступание пятен битума | |
Наличие на поверхности покрытия воды или других жидкостей | |
Наличие на поверхности покрытия льда или снега | |
Наличие на поверхности покрытия загрязнений или посторонних предметов (глины, песка, камней, досок, животных и т. п.) |
Определение видов повреждений и степени их развития
Поперечные трещины
Поперечные трещины представляют собой разрушение покрытия в виде протяженного разрыва материала покрытия в направлении, перпендикулярном оси дороги.
Степени развития дефекта:
слабая – трещины шириной менее 6 мм и общей протяженностью менее 35 м на участке 700 м 2 ;
средняя – трещины шириной менее 6 мм и общей протяженностью более 35 м на участке 700 м 2 , либо шириной 6–19 мм и общей протяженностью менее 35 м на участке 700 м 2 , либо шириной более 19 мм и общей протяженностью не более 15 м на участке 700 м 2 ;
сильная – трещины шириной 6–19 мм и общей протяженностью более 35 м на участке 700 м 2 либо шириной более 19 мм и общей протяженностью более 15 м на участке 700 м 2 .
Продольные трещины
Продольные трещины представляют собой разрушение покрытия в виде протяженного разрыва материала покрытия в направлении оси дороги.
Степени развития дефекта:
слабая – трещины шириной менее 6 мм и общей протяженностью менее 35 м на участке длинной100 м;
средняя – трещины шириной менее 6 мм и общей протяженностью более 35 м на участке длинной 100 м, либо шириной 6–19 мм и общей протяженностью менее 35 м на участке длинной 100 м, либо шириной более 19 мм и общей протяженностью не более 15 м на участке длинной 100 м;
сильная – трещины шириной 6–19 мм и общей протяженностью более 35 м на участке длинной 100 м либо шириной более 19 мм и общей протяженностью более 15 м на участке длинной 100 м.
Трещины косые и пересекающиеся
Трещины косые и пересекающиеся представляют собой разрушения покрытия в виде протяженных разрывов материала покрытия, расположенных в направлениях под углом к оси дороги.
Степени развития дефекта:
слабая – трещины шириной менее 6 мм и общей протяженностью менее 35 м на участке 700 м 2 ;
средняя – трещины шириной менее 6 мм и общей протяженностью более 35 м на участке 700 м 2 , либо шириной 6–19 мм и общей протяженностью менее 35 м на участке 700 м 2 , либо шириной более 19 мм и общей протяженностью не более 15 м на участке 700 м 2 ;
сильная – трещины шириной 6–19 мм и общей протяженностью более 35 м на участке 700 м 2 , либо шириной более 19 мм и общей протяженностью более 15 м на участке 700 м 2 .
Обкрашивание кромок покрытия
Обкрашивание кромок покрытия представляет собой дефект покрытия в виде отделения части материала вдоль кромки покрытия от основной части покрытия.
Степени развития дефекта:
слабая – трещины, расположенные вдоль кромок, не приводят к отделению материала от основной части покрытия;
средняя – вследствие образования трещин, расположенных вдоль кромок покрытия, на участке протяженностью 100 м отделяется от основной части покрытия менее 15 % материала покрытия;
сильная – вследствие образования трещин, расположенных вдоль кромок покрытия, на участке протяженностью 100 м отделяется от основной части покрытия более 15 % материала покрытия.
Вторичные трещины
Вторичные трещины представляют собой дефект покрытия в виде повторяющихся поперечных трещин, расположенных над трещинами в нижележащем слое покрытия либо над стыками плит нижележащего слоя покрытия или основания
Степени развития дефекта:
слабая – повторяющиеся поперечные трещины шириной менее 6 мм, расположенные более чем через 10 м;
средняя – трещины шириной менее 6 м, расположенные менее чем через 10 м, либо шириной 6–19 м, расположенные более чем через 10 м, либо шириной более 19 мм, расположенные более чем через 20 м;
сильная – трещины шириной более 19 мм, расположенные менее чем через 20 м, либо шириной 6–19 м, расположенные менее чем через 10 м.
Сетка трещин
Сетка трещин представляет собой дефект покрытия в виде участка покрытия с множественными пересекающимися трещинами.
Степени развития дефекта:
слабая – площадь сетки трещин менее 0,5 м² на участке 35 м², состоящая из трещин шириной не более 6 мм без загрязнений;
средняя – площадь сетки трещин более 0,5 м² на участке 35 м², состоящая из трещин шириной не более 6 мм без загрязнений, либо площадь 0,5–1 м² на участке 35 м², состоящая из трещин шириной 6–19 мм с частичным загрязнением, либо площадь не более 0,5 м² на участке 35 м², состоящая из трещин шириной более 19 мм;
сильная – площадь сетки трещин более 1 м² на участке 35 м², состоящая из трещин шириной 6–19 мм с загрязнением, либо площадь более 0,5 м² на участке 35 м², состоящая из трещин шириной более 19 мм с загрязнением.
Выбоины, ямы, проломы
Выбоины, ямы, проломы представляют собой дефекты покрытия в виде дезинтеграции слоя покрытия на глубину более 3 см с полным или частичным удалением материала покрытия.
Степени развития дефекта:
слабая – разрушение слоя покрытия на глубину 3–5 см на площади менее 0,5 м 2 на участке 35 м ²
средняя – разрушение слоя покрытия на глубину 3–5 см на площади более 0,5 м 2 на участке 35 м 2 , либо на глубину более 5 см на площади менее 0,5 м 2 на участке 35 м 2 ;
сильная – разрушение слоя покрытия на глубину более 5 см на площади более 0,5 м 2 на участке 35 м 2 .
Выкрашивание
Повреждение поверхности покрытия в виде дезинтеграции верхнего слоя с удалением части материала покрытия.
Степени развития дефекта:
слабая – выкрашивание материала с поверхности покрытия на глубину менее 1 см на площади менее 10 % от общей площади участка дороги протяженностью 100 м;
средняя – выкрашивание материала с поверхности покрытия на глубину менее 1 см на площади 10–30 % от общей площади участка дороги протяженностью 100 м либо на глубину 1–3 см на площади менее 10 % от общей площади участка дороги протяженностью 100 м;
сильная – выкрашивание материала с поверхности покрытия на глубину менее 1 см более чем на 30 % от общей площади участка дороги протяженностью 100 м либо на глубину 1–3 см на площади более 10 % от общей площади участка дороги протяженностью 100 м.
Колейность
Колейность представляет собой дефект поверхности покрытия в виде продольных полос в направлении оси движения автомобилей с нарушением норм ровности покрытия в поперечном направлении.
Степени развития дефекта:
слабая – глубина колеи менее 1 см на участке протяженностью менее 50 м;
средняя – глубина колеи 1–3 см на участке протяженностью менее 50 м, либо глубина менее 1 см на участке протяженностью более 50 м, либо глубина более 3 см на участке протяженностью менее 20 м;
сильная – глубина колеи 1–3 см на участке протяженностью более 50 м, либо глубина более 3 см на участке протяженностью более 20 м.
Пластические деформации (сдвиги, наплывы, гребенка)
Сдвиги или наплывы представляют собой дефект поверхности покрытия в виде нарушения норм ровности, вызванных пластическим смещением материала покрытия в продольном или поперечном направлении, гребенка –последовательность пластических сдвигов покрытия в продольном направлении с шагом выступов не более 1 м.
Степени развития дефекта:
слабая – гребенка (сдвиги, наплывы) с высотой выступов менее 1 см при протяженности участка менее 15 м;
средняя – гребенка (сдвиги, наплывы) с высотой выступов 1–3 см при протяженности участка менее 30 м, либо с высотой менее 1 см при протяженности участка более 15 м, либо с высотой более 3 см при протяженности участка менее 15 м;
сильная – гребенка (сдвиги, наплывы) с высотой выступов более 3 см при протяженности участка более 15 м либо с высотой выступов 1–3 см при протяженности участка более 30 м.
Волны
Волны представляют собой дефект поверхности покрытия в виде нарушения норм ровности в продольном направлении протяженностью более 1 м.
Степени развития дефекта:
слабая – отклонения от норм ровности покрытия менее чем на 1 см на отрезке протяженностью 3 м на участке дороги менее 20 м;
средняя – отклонения от норм ровности покрытия на 1–3 см на отрезке протяженностью 3 м на участке дороги менее 20 м, либо отклонения менее чем на 1 см на отрезке протяженностью 3 м на участке дороги более 20 м, либо отклонения более чем на 3 см на отрезке протяженностью 3 м на участке дороги менее 10 м;
сильная – отклонения от норм ровности покрытия более чем на 3 см на отрезке протяженностью 3 м на участке дороги более 10 м либо отклонения на 1–3 см на отрезке протяженностью 3 м на участке дороги более 20 м.
Локальные нарушения ровности (пучины, просадки)
Локальные нарушения ровности (пучины, просадки) представляют собой дефекты поверхности покрытия в виде значительных нарушений норм ровности на ограниченной площади.
Степени развития дефекта:
слабая – отклонения от норм ровности покрытия на 3–5 см на площади менее 0,5 м² на участке 35 м²;
средняя – отклонения от норм ровности покрытия на 3–5 см на площади более 0,5 м² на участке 35 м² либо на глубину более 5 см на площади менее 0,5 м² на участке 35 м²;
сильная – отклонения от норм ровности покрытия более чем на 5 см на площади более 0,5 м² на участке 35 м².
Неровности, связанные с проведением ремонтных работ, устройством люков, пересечением рельсовых путей
Неровности, связанные с проведением ремонтных работ, устройством люков, переездов через железнодорожные пути, представляют собой нарушения норм ровности – нерегулярные искажения поверхности дорожного покрытия в виде бугров, ямок и т. п.
Степени развития дефекта:
слабая – неровности высотой менее 1 см при протяженности участка менее 15 м;
средняя – неровности высотой 1–3 см при протяженности участка 15–30 м, либо высотой менее 1 см при протяженности участка более 15 м, либо высотой более 3 см при протяженности участка менее 10 м;
сильная – неровности высотой более 3 см при протяженности участка более 10 м либо высотой 1–3 см при протяженности участка более 30 м.
Износ поверхности покрытия
Износ поверхности покрытия представляет собой дефект поверхности покрытия в виде нарушения шероховатости покрытия, шелушения, истирания.
Степени развития дефекта:
слабая – наличие шероховатости поверхности покрытия, шелушения, истирания на площади менее 15 % от общей площади покрытия;
средняя – наличие шероховатости поверхности покрытия, шелушения, истирания на площади 15–30 % от общей площади покрытия;
сильная – наличие нарушений шероховатости поверхности покрытия, шелушения, истирания на площади более 30 % от общей площади покрытия.
Выступание пятен битума
Выступание пятен битума представляет собой дефект покрытия в виде нарушения текстуры поверхности покрытия вследствие выдавливания избытка битума на поверхность
Степени развития дефекта:
слабая – выступание пятен битума на площади менее 5 % от общей площади участка покрытия;
средняя – выступание пятен битума на площади 5–20 % от общей площади участка покрытия;
сильная – выступание пятен битума на площади более 20 % от общей площади участка покрытия.
Наличие на поверхности покрытия воды или других жидкостей
Наличие на поверхности покрытия воды или других жидкостей представляет собой дефект покрытия в виде нарушения транспортно-эксплуатационного состояния поверхности дорожного покрытия вследствие ухудшения сцепных характеристик покрытия.
Степени развития дефекта:
слабая – частичное покрытие поверхности жидкостью слоем толщиной менее 1 мм на площади менее 20 % от общей площади участка дороги;
средняя – полное покрытие поверхности (100 %) жидкостью слоем толщиной менее 1 мм, либо частичное покрытие (на площади менее 20 %) жидкостью слоем толщиной 1–10 мм, либо наличие отдельных скоплений жидкости (на площади менее 10 %) слоем толщиной более 10 мм;
сильная – полное покрытие поверхности жидкостью слоем толщиной 1–10 мм, либо частичное покрытие (на площади не менее 10 %) жидкостью слоем толщиной более 10 мм.
Наличие на поверхности покрытия льда или снега
Наличие на поверхности покрытия льда или снега представляет собой дефект покрытия в виде нарушения транспортно-эксплуатационного состояния поверхности дорожного покрытия вследствие затруднения условий проезда по покрытию и ухудшения сцепных характеристик покрытия.
Степени развития дефекта:
слабая – наличие на покрытии слоя снега толщиной менее 1 см либо льда или плотного снежного наката на площади менее 5 % от общей площади участка покрытия;
средняя – наличие на покрытии слоя снега толщиной 1–5 см либо льда или плотного снежного наката на площади 5–15 % от общей площади участка;
сильная – наличие на покрытии слоя снега толщиной более 5 см либо льда или плотного снежного наката на площади более 15 % от общей площади участка.
Наличие на поверхности покрытия загрязнений или посторонних предметов
Наличие на поверхности покрытия загрязнений или посторонних предметов (глины, песка, камней, досок, животных и т. п.) представляет собой дефект покрытия в виде нарушения транспортно-эксплуатационного состояния поверхности дорожного покрытия вследствие затруднения условий проезда по покрытию.
Степени развития дефекта:
слабая – наличие на поверхности покрытия загрязнений или посторонних предметов, не влияющих на условия проезда автотранспортных средств;
Средняя – наличие на поверхности покрытия загрязнений или посторонних предметов, вызывающих необходимость совершения маневров без снижения скорости движения автотранспортных средств;
Сильная – наличие на поверхности покрытия загрязнений или посторонних предметов, вызывающих необходимость совершения маневров со снижением скорости движения автотранспортных средств.
Разработанный «Классификатор повреждений дорожных покрытий» позволяет объективно оценивать виды дефектов и степень их развития при проведении экспертной оценки транспортно-эксплуатационного состояния покрытий. При составлении «Классификатора» учтены положения ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения», а также материалы «Руководства по идентификации повреждений дорожных покрытий» SHRР-Р-338, разработанного в США в рамках Стратегической программы дорожных исследований [3].
Проведение систематической оперативной оценки транспортно-эксплуатационного состояния дорожных покрытий с использованием разработанного классификатора повреждений позволит создать оперативно пополняемый банк данных о текущем состоянии дорожных покрытий и на этой основе эффективно планировать объемы и сроки проведения ремонтных работ, рационально использовать имеющиеся материальные и финансовые ресурсы.
ЛИТЕРАТУРА
- Руденский А. В., Штромберг А. А., Карагезян Э. А. Экспертный метод оценки состояния асфальтобетонных покрытий // Труды Росдорнии.
вып. 1, М.,1989. Вып. 1. С. 114–122.
- Руденский А. В. Экспертная оценка состояния асфальтобетонных покрытий // Труды НИИМосстроя. 2009. № 3. С. 11–15.
- Distress Identification Manual for the Long-term Pavement Performance Project, SHRP-P-338. Р.165.
А. В. РУДЕНСКИЙ,
д-р техн. наук, профессор
С.А.ТАРАКАНОВ,
инженер
Причины разрушения асфальтобетонного покрытия
Дороги традиционно считаются одной из самых популярных тем для шуток. Это не удивительно, ведь сплошь и рядом мы видим, как практически только что уложенное асфальтобетонное покрытие приходит в негодность. Но как же так, ведь это высокопрочный материал, который должен выдерживать огромные нагрузки. Почему происходит разрушение? Ошибки монтажа, некачественный материал или что-то еще? Рассмотрим по порядку.
Разновидности дефектов
Конструкционные нарушения дорожного полотна могут отличаться. В связи с этим они классифицируются, как:
- Просадки. В этом случае речь идет об искажении дорожного профиля. Просадка выглядит, как впадина с пологими гранями.
- Колеи. Очень часта проблема, которая представляет собой искажение вдоль линии наката.
- Проломы. Серьезные разрушения, затрагивающие конструкционные слои асфальтобетона.
- Выкрашивания. Такое происходит, когда части минерального состава начинают выпадать.
- Разрушения кромок. Нередко можно увидеть, как в месте, где дорога состыковывается с обочиной, появляются рваные края.
Также на дорожном полотне могут появиться сдвиги, волны, шелушение, трещины в виде сетки или одиночные. Разнообразие просто огромное, а причин появления таких дефектов еще больше.
Почему разрушается асфальтобетон
Основная проблема связана с высокими силовыми нагрузками от передвигающихся автотранспортных средств. Также на качество асфальта влияет и окружающая среда, химический состав почвы. Но есть и масса других распространенных причин.
Ошибки при проектировании
Никого не удивит, что подобное случается довольно часто. В идеале перед прокладкой трассы нужно произвести все необходимые исследования, изучить состояние почвы, климатические особенности, интенсивность потока машин и прочее.
Если ничего этого не учитывать, то дорожные сооружения быстро превратятся в темы для анекдотов. Из-за того, что все делается второпях нарушается целостность покрытия, асфальт быстро начинает проседать.
Использование старых методик монтажа
Казалось бы, прогресс не стоит на месте, но то и дело можно увидеть, как на трассах используется горячая асфальтобетонная смесь простейшего типа. Она использовалась очень давно, но сегодня данная технология является устаревшей. Это объясняется, что в таких смесях присутствует битум низкого качества. Он не способен обеспечить необходимую прочность.
К современным технологиям относится использование полимерно-битумных составов, которые не понижают, а повышают характеристики будущей трассы. Также сегодня на рынке есть огромный выбор всевозможных присадок, которые улучшают сцепление материала, стойкость к атмосферным явления и трещинообразованию. Соответственно уже давно придумали новые техники укладки асфальта и составы.
Нарушение технологического процесса монтажа
С такой проблемой мы также сталкиваемся сплошь и рядом. Дорожные конструкции возводятся и в снег и дождь, жару и холод. Но также могут быть допущены и другие ошибки. Например, если асфальтобетон перевозился неправильно, то раствор потерял часть своих характеристик. Фактически такую смесь нельзя укладывать.
Кроме этого, при методе горячей укладки раствор подается при неправильной температуре. Казалось бы, за столько лет можно было изучить эту технологию, но видимо это происходит не всегда. Даже не удаленные пузырьки воздуха после укладки могут привести к быстрой деформации полотна. А если раствор слишком густой, то дорога будет слоиться и трескаться.
Превышение допустимых нагрузок
Опять же перед согласованием проекта, важно установить пропускную способность полотна за сутки. Если поток машин слишком большой, а уложен асфальт для среднего уровня нагрузок, то ресурс такой трассы начинает снижаться в геометрической прогрессии.
Как видите причин полно, и чаще всего речь идет о недостаточной квалификации и обычной человеческой лени. Но, проблема есть, а как ее решить?
Как могут устраняться дефекты дорожного полотна
Есть дефекты устранимые и неустранимые. Во втором случае речь идет о том, что асфальтобетон настолько разрушен, что нет смысла его ремонтировать, нужно полностью заменять полотно. К устранимым повреждениям относятся незначительные дефекты так называемой дорожной одежды, которое можно устранить без глобального вмешательства. Рассмотрим все варианты.
Полная замена полотна
Капитальный ремонт подразумевает, что еще раз проводятся все необходимые исследования трассы, проверяется соответствие нормативам и находятся ошибки, которые были допущены ранее.
Полезно! Важным этапом являются исследования грунта, включая подробное изучение состава подстилающего слоя.
Если принято решение, что трасса больше не соответствует эксплуатационным требованиям, то асфальтобетонное покрытие и его основание разбирается. Старый асфальт вывозят самосвалами на заводы, где материал перерабатывается для повторного использования. После этого оборудуется новый подстилающий слой, укладывается новая дорожная одежда (желательно по новой технологии и с использованием более современных растворов). После этого магистрали может быть присвоена другая категория в соответствии с проходимостью.
Регенерация дорожного покрытия
Этим красивым словом называют горячий метод восстановления асфальтобетона. В этом случае вмешательства не такие глобальные, соответственно ремонт потребует куда меньше затрат рабочей силы, времени и средств.
Регенерация выполняется следующим образом:
- Сперва поврежденный слой дорожной одежды нагревается.
- Поверхность фрезеруется.
- Асфальтобетонная смесь дополняется современными вяжущими компонентами и другими модификаторами. Все перемешивается.
- Готовый усовершенствованный асфальтобетон равномерно распределяется по основанию.
- Производится уплотнение и другие технологические процедуры.
Кстати, далеко не каждую присадку можно использовать в этом случае. Допускается применение дорожных битумов, которые соответствуют ГОСТ 22245-90 и реюниваторов смесей. Последние представляют собой отдельную категорию модификаторов и пластификаторов. Такие компоненты позволяют понизить вязкость старого асфальтобетона.
Если говорить о новой смеси, которая укладывается при регенерации, то применяется асфальтогранулоетон фракцией 20-40 мм.
Ямочный метод восстановления
Нет, это не означает, что выбоины просто засыпаются гравием или щебнем. Хоть этот метод ремонта уже давно превратили в какую-то шутку, на деле действительно существует такой тип устранения дефектов.
Ремонт может выполняться тремя методами:
- Струйно-инъекционным. Применяется на начальных стадиях разрушения, когда размеры дефектов не превышают 50 мм. Метод позволяет выполнять работы в любое время года, исключением являются только обильные осадки. Подобная технология также применима и на внегородских дорогах. Работа по ремонту осуществляется в несколько этапов. Фрезой вырезается контур дефекта, выбоина очищается сжатым воздухом, грунтуется и в нее вводят новую смесь. После этого покрытие выравнивается.
- Путем использования специальных органоминеральных составов. Этот метод ремонта относится к холодному типу, поэтому выполняется в любых погодных условиях. Однако водостойкость «отреставрированного» покрытия будет в 2-3 раза ниже. Поэтому данный способ допускается применять только если речь идет о дорожном полотне категории 3 и 5.
- С использованием горячего асфальтобетона. Подобный ремонт выполняется начиная с ранней весны и до выпадения снега. Важным моментом является то, что в процессе работ температура смеси должна быть не менее 100 градусов. Ослабленный материал удаляется, поврежденный участок сушится, грунтуется, производится укладка и уплотнение ремонтного состава.
Герметизация трещин
Также данная процедура еще часто называется санацией. Данные мероприятия представляют собой целый перечень операций, которые позволяют заделать трещины так, чтобы дорожное полотно не потеряло своих характеристик. Для работ применяются современные резинобитумные и полимерные составы.
Если речь идет о мелких трещинах и стыковочных швах, то в этом случае расшивка с использованием стыковочных полос не выполняется. Но при более серьезных дефектах могут потребоваться специальные битумно-полимерные изделия.
Алгоритм такого ремонта выглядит следующим образом:
- Полость трещины тщательно продувается при помощи установки со сжатым воздухом.
- Раскладывается рулон ремонтного материала. Укладка производится вдоль трещины. После этого со внутреннего слоя лены удаляется защитная пленка.
- Клеевая сторона так называемого дорожного пластыря нагревается до температуры 130-140 градусов. Для работ используется строительный фен, но применима и газовая горелка.
- Ремонтная полоса фиксируется вдоль оси разрыва.
- Приклеенный пластырь посыпается мелкозернистым песком.
Если глубина трещин не превышает 5 мм, то применяется жидкий герметик. Для этого:
- Полость дефекта зачищается сжатым воздухом.
- Трещина прогревается до 80 градусов (можно больше, но не меньше).
- Повреждение заполняется с помощью готовой мастики. Иногда используется битумная эмульсия.
- Уложенное покрытие тщательно высушивается.
Полезно! Данный способ не допустим в сезон дожей и в условиях заморозков.
Если полости классифицируются, как широкие или средние, их ширина составляет до 20 мм, а кромки повреждены на 25-50%, то предварительно требуется использование фрезы. Это необходимо для того, чтобы создать достаточный просвет для более глубокого заполнения мастикой.
Полезно! Чтобы были соблюдены идеальные условия для проводимых работ с использованием герметика, требуемая глубина разрыва (после обработки фрезой) должна соответствовать пропорциям от 1:1 до 1:5.
Дефекты асфальтового покрытия и способы их устранения
Возникновение на поверхности асфальта различных повреждений связано в первую очередь с периодическим эксплуатационным воздействием. Многотонные грузовики и иная техника приводит к появлению колеи и повреждению слоя.
Также со временем накапливаются различные изменения и напряжение в структуре покрытия. Они также приводят к разрушению асфальта. Нередко приводят к образованию дефектов и неправильно выполненные работы, производимые с нарушениями.
Типы повреждений
Повреждения асфальтового слоя дороги возникают по различным причинам. Их классифицируют как: • проектные дефекты. Они возникают в результате неправильных расчетов во время проектирования, ошибок при вычислении или неверного применения нормативов, указанных в документации; • производственные дефекты. Они появляются из-за несоответствия произведенных работ с требованиями проекта; • технологические. В этом случае нарушаются технологические инструкции, происходит несоблюдение порядка и правил проведения строительства; • эксплуатационные. Они появляются в результате эксплуатации дороги, и они считаются естественными дефектами. Их образование провоцируют погодные условия, старение и износ асфальтового слоя. Для того чтобы определить масштаб повреждений, производится вычисление их дефектности на 1 кв. метре.
Разновидности
Несвоевременная починка мелких дефектов и трещин приводит к их увеличению в размерах.
Основные типы дорожных дефектов:
- Завершение периода использования. Происходит по естественным причинам износа дорожной «рубашки», когда не проводятся текущий и капитальный ремонты, при этом асфальтный слой постепенно уменьшается.
- Проломы. Образование прорезей на дорогах. Если вовремя их не заделать, они увеличатся в размерах.
- Снижение прочности материала. Возникает в результате воздействия прохождения большегрузного транспорта. При этом поверхностный слой разрушается, образуются неровности.
- Шелушение. Образуется под воздействием температурных перепадов, которые провоцируют снижение сцепления частиц верхнего слоя покрытия.
- Выбоины. Углубления на асфальтной поверхности, которые имеют заостренные края с резким обрывом. Появляются из-за неправильного процесса укладки с применением материала низкого качества.
- Крошение. При проведении укладки материала или ремонтных работ сооружения, при неблагоприятных погодных условиях — осадках или минусовых температурах, происходит крошение асфальтных частиц.
- Усадка полотна. Возникает из-за подбора низкокачественных материалов или недостаточного уплотнения смеси или грунта под ней.
- Трещины. Появляются от воздействия температурных перепадов.
- Гидровоздействие. Таяние снега, постоянные осадки в виде дождя уменьшают прочность конструкции, разрушая полотно.
Классификация и виды
Повреждения покрытия дороги можно условно разделить на два вида. Это дефекты асфальта, и повреждения, приводящие к последующим разрушениям всех слоев дороги. Различают следующие виды дефектов: • просадка полотна (появляются впадины со скошенными краями); • колея (разрушения дороги вдоль линии наката); • выкрашивание (нарушение верхнего слоя из-за выпадения материала); • проломы (серьезное разрушение слоев дороги с резким изменением поперечного профиля); • крошение кромок; • сдвиги (смещение слоев покрытий, возникают которые на спусках или на участках, где происходит торможение). Также к дефектам покрытия относятся трещины, шелушения, волны.
Причины возникновения и классификация повреждений автомобильных дорог
Любое несоответствие характеристик асфальтобетонного покрытия ожидаемым или требуемым свойствам нарушает целостность и технологически правильное функционирование объекта, приводящее впоследствии к возникновению разрушений дорожного полотна.
Типы повреждений
Виды дефектов асфальтобетонного покрытия связаны с целым комплексом различных факторов:
- Конструктивные (проектные) дефекты появляются в результате ошибочных вычислений при проектировании, нарушении технического задания и неверного применения нормативной документации.
- Производственные дефекты связаны с несоответствием фактически выполненных технических решений (уклон дороги, ширина земляного полотна и др.) и требованиям разработанной проектной документации.
- Технологические — обусловлены нарушениями технологической инструкции, несоблюдением правил и порядка производства работ.
- Эксплуатационные — возникают в период эксплуатации дорожного полотна и являются результатом естественного старения покрытия, износа, влияния погодных и климатических условий, воздействия транспортных нагрузок и пр.
Для определения масштабов нарушений применяется коэффициент дефектности — это средневзвешенный объем повреждений, приходящихся на 1 м2 поверхности.
Классификация возможных конструкционных нарушений
Разрушения и пластические деформации автомобильных дорог можно разделить на две категории — это дефекты покрытия, и повреждения с последующим разрушением дорожных одежд в целом.
Наиболее распространенные повреждения конструкции дорожного полотна:
- просадка — искажение профиля дороги в форме впадин с пологими краями;
Просадка
- колея — деформация поперечного профиля дорожного полотна вдоль линии наката;
Колея
- проломы — основательное разрушение конструкционных слоев покрытия с резкой деформацией поперечного профиля;
Пролом полотна
- выкрашивание — нарушение покрытия за счет выпадения частей минерального материала;
Крошение асфальтобетонного полотна
- разрушения кромок — обрушение наружного среза дорожных покрытий в местах сопряжений с обочинами;
Разрушение кромок
- раскрытые трещины — линейные необработанные повреждения с шириной разрыва 3 мм и более.
Раскрытые трещины
К нарушениям поверхности покрытия относятся следующие дефекты:
- сдвиги — смещение конструкционных слоев, обычно на крутых спусках или в местах торможения;
Сдвиг
- волны — чередование на поверхности возвышений и впадин в продольном направлении относительно центральной оси дороги;
Волны
- шелушение — последовательное разрушение поверхности в результате отслаивания тонких чешуек материала;
Шелушение
- выбоины — дефекты в форме углублений с резко обозначенными краями (глубина 3 см и более);
Выбоина
- трещины (одиночные, сетка) — продольные, пересекающиеся, поперечные разрывы, хаотично расположенные на поверхности без какой-либо закономерности.
Сетка из трещин
Причины разрушения
В результате использования покрытий из асфальтобетона, они подвергаются различным деформациям. Износ дорог образуется из-за внешних и внутренних воздействий на асфальтобетонные покрытия. Дефекты на покрытии от влияния внешних факторов включают в себя:
- силовые нагрузки от автомобильных колес;
- атмосферные осадки (дождь, температурные изменения, оттаивание, снег, замораживание).
Основные причины разрушений – несоблюдение технологии укладки или ремонта дорожного полотна и воздействие автомобилей.
Внутренние факторы, связанные с разрушением асфальтобетонного покрытия, возникают вследствие неправильного составления проекта для дорог, их строительства и ремонта:
- К разрушению дорожной поверхности приводит неправильное проектирование асфальтобетонной автомобильной трассы. Неточно проведенные исследования, расчеты и допущенные ошибки при определении интенсивности потока транспортных средств могут способствовать образованию дефектов на дороге из асфальтобетона и привести к разрушению дорожного сооружения, а именно: нарушится целостность асфальтного слоя на дорожных покрытиях; грунт основания просядет; снизится прочность грунтовой подушки; последует износ асфальтобетонного настила.
- Применены старые методики и выбраны материалы низкого качества при работе с покрытием из асфальтобетона. Совсем недавно, для монтажа, укладки асфальтного раствора и ремонта трасс использовали горячие асфальтобетонные смеси, в состав которых входил некачественный битум. Он вызывал повреждения дорожного настила и ухудшал прочностные характеристики готовой смеси для асфальтирования дорожной поверхности. Однако строительство не стоит на месте, и уже сегодня разрабатываются и внедряются новейшие полимерно-битумные материалы, способные значительно повысить свойства материала и будущей трассы. Большую популярность приобрели различные добавки в смесь для: улучшения сцепления, повышения стойкости к воздействию воды и образованию трещин. Благодаря этим добавкам обеспечивается стойкость дорожного полотна к минусовым температурам. Чтобы избежать дефектов и износа дорожного полотна, следует не только применять новые смеси для укладки асфальта, но и выбирать новые технологии, которые позволят стабилизировать и укрепить ослабшие подвижные почвы основания. Чтобы предотвратить разрушения покрытий, используют армирующую сетку, которая усилит дорожную конструкцию и увеличит продолжительность срока эксплуатации асфальтированного полотна.
- Дефекты и износ на асфальтобетонном покрытии возникают вследствие неправильного технологического процесса при возведении дорожной конструкции. Разрушения образовываются из-за допущенных ошибок при укладке асфальта и ремонте трассы. Способствуют возникновению дефектов нарушения правил перевозки асфальтобетонного раствора, в результате чего, смесь подается неправильной температуры. При уплотнении уложенной смеси не были удалены пузырьки воздуха или, наоборот, раствор был слишком уплотнен, тогда асфальтированное полотно начнет трескаться и расслаиваться. Разрушения трассы могут возникнуть в результате некачественной подготовки земельного полотна и работ по укладке дорожного сооружения.
- Дефекты на дорожном покрытии чаще всего образовываются в результате погодных условий, когда во время дождей влага проникает в асфальтированное полотно, а жаркие лучи солнца портят верхний слой трассы – осуществляется ухудшение прочности асфальтобетона, что приводит к образованию выбоин. В период минусовых температур собравшаяся влага в слоях асфальтобетона способна увеличиваться в объеме и тем самым разрушать структуру и уплотнение асфальта.
- В результате больших нагрузок от транспортных средств происходит разрушение дорожного полотна. Высокие нагрузки на поверхность трассы обусловлены интенсивным потоком транспортных средств, в результате чего, норма пропускной способности за 24 часа превышается и как последствие – ресурс полотна трассы снижается. Повышение осевой нагрузки вследствие эксплуатации дорожного покрытия транспортными средствами большой грузоподъемностью, приводит к разрушениям асфальтобетонного полотна, образованию колеи и трещин.
Дефекты асфальтового покрытия и способы их устранения
Возникновение на поверхности асфальта различных повреждений связано в первую очередь с периодическим эксплуатационным воздействием. Многотонные грузовики и иная техника приводит к появлению колеи и повреждению слоя.
Также со временем накапливаются различные изменения и напряжение в структуре покрытия. Они также приводят к разрушению асфальта. Нередко приводят к образованию дефектов и неправильно выполненные работы, производимые с нарушениями.
Типы повреждений
Повреждения асфальтового слоя дороги возникают по различным причинам. Их классифицируют как: • проектные дефекты. Они возникают в результате неправильных расчетов во время проектирования, ошибок при вычислении или неверного применения нормативов, указанных в документации; • производственные дефекты. Они появляются из-за несоответствия произведенных работ с требованиями проекта; • технологические. В этом случае нарушаются технологические инструкции, происходит несоблюдение порядка и правил проведения строительства; • эксплуатационные. Они появляются в результате эксплуатации дороги, и они считаются естественными дефектами. Их образование провоцируют погодные условия, старение и износ асфальтового слоя. Для того чтобы определить масштаб повреждений, производится вычисление их дефектности на 1 кв. метре.
Разновидности
Несвоевременная починка мелких дефектов и трещин приводит к их увеличению в размерах.
Основные типы дорожных дефектов:
- Завершение периода использования. Происходит по естественным причинам износа дорожной «рубашки», когда не проводятся текущий и капитальный ремонты, при этом асфальтный слой постепенно уменьшается.
- Проломы. Образование прорезей на дорогах. Если вовремя их не заделать, они увеличатся в размерах.
- Снижение прочности материала. Возникает в результате воздействия прохождения большегрузного транспорта. При этом поверхностный слой разрушается, образуются неровности.
- Шелушение. Образуется под воздействием температурных перепадов, которые провоцируют снижение сцепления частиц верхнего слоя покрытия.
- Выбоины. Углубления на асфальтной поверхности, которые имеют заостренные края с резким обрывом. Появляются из-за неправильного процесса укладки с применением материала низкого качества.
- Крошение. При проведении укладки материала или ремонтных работ сооружения, при неблагоприятных погодных условиях — осадках или минусовых температурах, происходит крошение асфальтных частиц.
- Усадка полотна. Возникает из-за подбора низкокачественных материалов или недостаточного уплотнения смеси или грунта под ней.
- Трещины. Появляются от воздействия температурных перепадов.
- Гидровоздействие. Таяние снега, постоянные осадки в виде дождя уменьшают прочность конструкции, разрушая полотно.
Классификация и виды
Повреждения покрытия дороги можно условно разделить на два вида. Это дефекты асфальта, и повреждения, приводящие к последующим разрушениям всех слоев дороги. Различают следующие виды дефектов: • просадка полотна (появляются впадины со скошенными краями); • колея (разрушения дороги вдоль линии наката); • выкрашивание (нарушение верхнего слоя из-за выпадения материала); • проломы (серьезное разрушение слоев дороги с резким изменением поперечного профиля); • крошение кромок; • сдвиги (смещение слоев покрытий, возникают которые на спусках или на участках, где происходит торможение). Также к дефектам покрытия относятся трещины, шелушения, волны.
Причины возникновения и классификация повреждений автомобильных дорог
Любое несоответствие характеристик асфальтобетонного покрытия ожидаемым или требуемым свойствам нарушает целостность и технологически правильное функционирование объекта, приводящее впоследствии к возникновению разрушений дорожного полотна.
Типы повреждений
Виды дефектов асфальтобетонного покрытия связаны с целым комплексом различных факторов:
- Конструктивные (проектные) дефекты появляются в результате ошибочных вычислений при проектировании, нарушении технического задания и неверного применения нормативной документации.
- Производственные дефекты связаны с несоответствием фактически выполненных технических решений (уклон дороги, ширина земляного полотна и др.) и требованиям разработанной проектной документации.
- Технологические — обусловлены нарушениями технологической инструкции, несоблюдением правил и порядка производства работ.
- Эксплуатационные — возникают в период эксплуатации дорожного полотна и являются результатом естественного старения покрытия, износа, влияния погодных и климатических условий, воздействия транспортных нагрузок и пр.
Для определения масштабов нарушений применяется коэффициент дефектности — это средневзвешенный объем повреждений, приходящихся на 1 м2 поверхности.
Классификация возможных конструкционных нарушений
Разрушения и пластические деформации автомобильных дорог можно разделить на две категории — это дефекты покрытия, и повреждения с последующим разрушением дорожных одежд в целом.
Наиболее распространенные повреждения конструкции дорожного полотна:
- просадка — искажение профиля дороги в форме впадин с пологими краями;
Просадка
- колея — деформация поперечного профиля дорожного полотна вдоль линии наката;
Колея
- проломы — основательное разрушение конструкционных слоев покрытия с резкой деформацией поперечного профиля;
Пролом полотна
- выкрашивание — нарушение покрытия за счет выпадения частей минерального материала;
Крошение асфальтобетонного полотна
- разрушения кромок — обрушение наружного среза дорожных покрытий в местах сопряжений с обочинами;
Разрушение кромок
- раскрытые трещины — линейные необработанные повреждения с шириной разрыва 3 мм и более.
Раскрытые трещины
К нарушениям поверхности покрытия относятся следующие дефекты:
- сдвиги — смещение конструкционных слоев, обычно на крутых спусках или в местах торможения;
Сдвиг
- волны — чередование на поверхности возвышений и впадин в продольном направлении относительно центральной оси дороги;
Волны
- шелушение — последовательное разрушение поверхности в результате отслаивания тонких чешуек материала;
Шелушение
- выбоины — дефекты в форме углублений с резко обозначенными краями (глубина 3 см и более);
Выбоина
- трещины (одиночные, сетка) — продольные, пересекающиеся, поперечные разрывы, хаотично расположенные на поверхности без какой-либо закономерности.
Сетка из трещин
Причины разрушения
В результате использования покрытий из асфальтобетона, они подвергаются различным деформациям. Износ дорог образуется из-за внешних и внутренних воздействий на асфальтобетонные покрытия. Дефекты на покрытии от влияния внешних факторов включают в себя:
- силовые нагрузки от автомобильных колес;
- атмосферные осадки (дождь, температурные изменения, оттаивание, снег, замораживание).
Основные причины разрушений – несоблюдение технологии укладки или ремонта дорожного полотна и воздействие автомобилей.
Внутренние факторы, связанные с разрушением асфальтобетонного покрытия, возникают вследствие неправильного составления проекта для дорог, их строительства и ремонта:
- К разрушению дорожной поверхности приводит неправильное проектирование асфальтобетонной автомобильной трассы. Неточно проведенные исследования, расчеты и допущенные ошибки при определении интенсивности потока транспортных средств могут способствовать образованию дефектов на дороге из асфальтобетона и привести к разрушению дорожного сооружения, а именно: нарушится целостность асфальтного слоя на дорожных покрытиях; грунт основания просядет; снизится прочность грунтовой подушки; последует износ асфальтобетонного настила.
- Применены старые методики и выбраны материалы низкого качества при работе с покрытием из асфальтобетона. Совсем недавно, для монтажа, укладки асфальтного раствора и ремонта трасс использовали горячие асфальтобетонные смеси, в состав которых входил некачественный битум. Он вызывал повреждения дорожного настила и ухудшал прочностные характеристики готовой смеси для асфальтирования дорожной поверхности. Однако строительство не стоит на месте, и уже сегодня разрабатываются и внедряются новейшие полимерно-битумные материалы, способные значительно повысить свойства материала и будущей трассы. Большую популярность приобрели различные добавки в смесь для: улучшения сцепления, повышения стойкости к воздействию воды и образованию трещин. Благодаря этим добавкам обеспечивается стойкость дорожного полотна к минусовым температурам. Чтобы избежать дефектов и износа дорожного полотна, следует не только применять новые смеси для укладки асфальта, но и выбирать новые технологии, которые позволят стабилизировать и укрепить ослабшие подвижные почвы основания. Чтобы предотвратить разрушения покрытий, используют армирующую сетку, которая усилит дорожную конструкцию и увеличит продолжительность срока эксплуатации асфальтированного полотна.
- Дефекты и износ на асфальтобетонном покрытии возникают вследствие неправильного технологического процесса при возведении дорожной конструкции. Разрушения образовываются из-за допущенных ошибок при укладке асфальта и ремонте трассы. Способствуют возникновению дефектов нарушения правил перевозки асфальтобетонного раствора, в результате чего, смесь подается неправильной температуры. При уплотнении уложенной смеси не были удалены пузырьки воздуха или, наоборот, раствор был слишком уплотнен, тогда асфальтированное полотно начнет трескаться и расслаиваться. Разрушения трассы могут возникнуть в результате некачественной подготовки земельного полотна и работ по укладке дорожного сооружения.
- Дефекты на дорожном покрытии чаще всего образовываются в результате погодных условий, когда во время дождей влага проникает в асфальтированное полотно, а жаркие лучи солнца портят верхний слой трассы – осуществляется ухудшение прочности асфальтобетона, что приводит к образованию выбоин. В период минусовых температур собравшаяся влага в слоях асфальтобетона способна увеличиваться в объеме и тем самым разрушать структуру и уплотнение асфальта.
- В результате больших нагрузок от транспортных средств происходит разрушение дорожного полотна. Высокие нагрузки на поверхность трассы обусловлены интенсивным потоком транспортных средств, в результате чего, норма пропускной способности за 24 часа превышается и как последствие – ресурс полотна трассы снижается. Повышение осевой нагрузки вследствие эксплуатации дорожного покрытия транспортными средствами большой грузоподъемностью, приводит к разрушениям асфальтобетонного полотна, образованию колеи и трещин.
Дефекты асфальтового покрытия и способы их устранения
Возникновение на поверхности асфальта различных повреждений связано в первую очередь с периодическим эксплуатационным воздействием. Многотонные грузовики и иная техника приводит к появлению колеи и повреждению слоя.
Также со временем накапливаются различные изменения и напряжение в структуре покрытия. Они также приводят к разрушению асфальта. Нередко приводят к образованию дефектов и неправильно выполненные работы, производимые с нарушениями.
Типы повреждений
Повреждения асфальтового слоя дороги возникают по различным причинам. Их классифицируют как: • проектные дефекты. Они возникают в результате неправильных расчетов во время проектирования, ошибок при вычислении или неверного применения нормативов, указанных в документации; • производственные дефекты. Они появляются из-за несоответствия произведенных работ с требованиями проекта; • технологические. В этом случае нарушаются технологические инструкции, происходит несоблюдение порядка и правил проведения строительства; • эксплуатационные. Они появляются в результате эксплуатации дороги, и они считаются естественными дефектами. Их образование провоцируют погодные условия, старение и износ асфальтового слоя. Для того чтобы определить масштаб повреждений, производится вычисление их дефектности на 1 кв. метре.
Как могут устраняться дефекты дорожного полотна
Есть дефекты устранимые и неустранимые. Во втором случае речь идет о том, что асфальтобетон настолько разрушен, что нет смысла его ремонтировать, нужно полностью заменять полотно. К устранимым повреждениям относятся незначительные дефекты так называемой дорожной одежды, которое можно устранить без глобального вмешательства. Рассмотрим все варианты.
Полная замена полотна
Капитальный ремонт подразумевает, что еще раз проводятся все необходимые исследования трассы, проверяется соответствие нормативам и находятся ошибки, которые были допущены ранее.
Полезно! Важным этапом являются исследования грунта, включая подробное изучение состава подстилающего слоя.
Если принято решение, что трасса больше не соответствует эксплуатационным требованиям, то асфальтобетонное покрытие и его основание разбирается. Старый асфальт вывозят самосвалами на заводы, где материал перерабатывается для повторного использования. После этого оборудуется новый подстилающий слой, укладывается новая дорожная одежда (желательно по новой технологии и с использованием более современных растворов). После этого магистрали может быть присвоена другая категория в соответствии с проходимостью.
Регенерация дорожного покрытия
Этим красивым словом называют горячий метод восстановления асфальтобетона. В этом случае вмешательства не такие глобальные, соответственно ремонт потребует куда меньше затрат рабочей силы, времени и средств.
Регенерация выполняется следующим образом:
- Сперва поврежденный слой дорожной одежды нагревается.
- Поверхность фрезеруется.
- Асфальтобетонная смесь дополняется современными вяжущими компонентами и другими модификаторами. Все перемешивается.
- Готовый усовершенствованный асфальтобетон равномерно распределяется по основанию.
- Производится уплотнение и другие технологические процедуры.
Кстати, далеко не каждую присадку можно использовать в этом случае. Допускается применение дорожных битумов, которые соответствуют ГОСТ 22245-90 и реюниваторов смесей. Последние представляют собой отдельную категорию модификаторов и пластификаторов. Такие компоненты позволяют понизить вязкость старого асфальтобетона.
Если говорить о новой смеси, которая укладывается при регенерации, то применяется асфальтогранулоетон фракцией 20-40 мм.
Ямочный метод восстановления
Нет, это не означает, что выбоины просто засыпаются гравием или щебнем. Хоть этот метод ремонта уже давно превратили в какую-то шутку, на деле действительно существует такой тип устранения дефектов.
Ремонт может выполняться тремя методами:
- Струйно-инъекционным. Применяется на начальных стадиях разрушения, когда размеры дефектов не превышают 50 мм. Метод позволяет выполнять работы в любое время года, исключением являются только обильные осадки. Подобная технология также применима и на внегородских дорогах. Работа по ремонту осуществляется в несколько этапов. Фрезой вырезается контур дефекта, выбоина очищается сжатым воздухом, грунтуется и в нее вводят новую смесь. После этого покрытие выравнивается.
- Путем использования специальных органоминеральных составов. Этот метод ремонта относится к холодному типу, поэтому выполняется в любых погодных условиях. Однако водостойкость «отреставрированного» покрытия будет в 2-3 раза ниже. Поэтому данный способ допускается применять только если речь идет о дорожном полотне категории 3 и 5.
- С использованием горячего асфальтобетона. Подобный ремонт выполняется начиная с ранней весны и до выпадения снега. Важным моментом является то, что в процессе работ температура смеси должна быть не менее 100 градусов. Ослабленный материал удаляется, поврежденный участок сушится, грунтуется, производится укладка и уплотнение ремонтного состава.
Классификация и виды
Повреждения покрытия дороги можно условно разделить на два вида. Это дефекты асфальта, и повреждения, приводящие к последующим разрушениям всех слоев дороги. Различают следующие виды дефектов: • просадка полотна (появляются впадины со скошенными краями); • колея (разрушения дороги вдоль линии наката); • выкрашивание (нарушение верхнего слоя из-за выпадения материала); • проломы (серьезное разрушение слоев дороги с резким изменением поперечного профиля); • крошение кромок; • сдвиги (смещение слоев покрытий, возникают которые на спусках или на участках, где происходит торможение). Также к дефектам покрытия относятся трещины, шелушения, волны.
Разновидности дефектов
Конструкционные нарушения дорожного полотна могут отличаться. В связи с этим они классифицируются, как:
- Просадки. В этом случае речь идет об искажении дорожного профиля. Просадка выглядит, как впадина с пологими гранями.
- Колеи. Очень часта проблема, которая представляет собой искажение вдоль линии наката.
- Проломы. Серьезные разрушения, затрагивающие конструкционные слои асфальтобетона.
- Выкрашивания. Такое происходит, когда части минерального состава начинают выпадать.
- Разрушения кромок. Нередко можно увидеть, как в месте, где дорога состыковывается с обочиной, появляются рваные края.
Также на дорожном полотне могут появиться сдвиги, волны, шелушение, трещины в виде сетки или одиночные. Разнообразие просто огромное, а причин появления таких дефектов еще больше.
Основные виды дефектов
Асфальтобетонные повреждения бывают следующих видов:
- Пролом. Представляет собой прорези на асфальтированном участке, где проходит поток транспортных средств. Если вовремя не залатать трещины, они способны увеличиться в размерах и превратиться в пролом большого диаметра.
- Истечение срока службы. Разрушения, связанные с продолжительной эксплуатацией полотна, на котором не осуществлялся ремонт, сказываются на толщине слоя асфальтобетона.
- Уменьшение прочности асфальтобетона. В результате больших нагрузок от тяжеловесных грузовых автомобилей образуется просадка полотна и разрушение верхнего слоя покрытия в виде неровностей, выбоин и колеи.
- Выбоины. Разрушения в виде выбоин – это углубления с резким обрывом края, которые происходят из-за неправильной кладки асфальтобетона с использованием материалов низкого качества.
- Шелушение. Образование шелушений на дорожной поверхности вследствие отделения из верхнего слоя частиц покрытия. Образуется из-за постоянных переменных воздействий на дорожную поверхность мороза и оттепели.
- Климатические воздействия. В период таянья снежных масс образуется большое количество жидкости, которая способна разрушить полотно трассы, что влечет за собой снижение прочностных характеристик асфальтобетона.
- Выкрашивание. Возникает этот тип повреждений вследствие нарушения укладки или ремонта дорожного полотна, а именно работы при атмосферных осадках или минусовых температурах.
- Трещины. Образуются щели на дорожной поверхности в результате резкой перемены температурного режима.
- Просадка. Возникает просадка из-за выбранных материалов низкого качества для укладки полотна, а также в результате недостаточного уплотнения асфальтной смеси или почвы.
Вернуться к оглавлению
Виды разрушения дорожного полотна, дорожной одежды
Основными видами разрушений дорожного покрытия являются: износ (истирание), представляющий собой уменьшение толщины дорожного покрытия за счет потери им материала в процессе эксплуатации под воздействием колес и природно-климатических факторов. Износ происходит по всей поверхности дорожного покрытия, но больше всего на полосах наката, где проходят колеса автомобилей. Для усовершенствованных дорожных покрытий износ измеряют в миллиметрах, на которые уменьшилась толщина верхнего слоя покрытия, а для дорожных покрытий переходного и простейшего типа определяют также объем потери материалов, м3/км:
- шелушение обнажение поверхности дорожного покрытия за счет отделения поверхностных тонких пленок и чешуек материала покрытия, разрушенного воздействием воды и мороза. Такой вид дефекта наиболее характерен для жестких дорожных одежд, где происходит отслоение цементного раствора с поверхности дорожного покрытия с последующим оголением крупного заполнителя. Такие разрушения в основном происходят при частом замораживании и оттаивании дорожного покрытия, особенно при использовании хлоридов для предупреждения гололеда;
- выкрашивание разрушение дорожного покрытия за счет потери им отдельных зерен гравийного и щебеночного материала. Такое разрушение происходит на дорожных покрытиях всех типов в результате потери связи между зернами материала. Причиной выкрашивания могут быть плохое перемешивание материала и его укладка в дождливую или холодную погоду;
- обламывание кромок разрушение дорожных покрытий (особенно нежестких) в местах сопряжения их с обочинами при переезде тяжелых автомобилей через кромку. Обломанные кромки проезжей части могут быть причиной дорожно-транспортных происшествий;
- волны деформация асфальтобетонных покрытий, обладающих пластичностью. Волны появляются под действием касательных сил в зоне контакта шины колеса с дорожным покрытием;
- гребёнка разрушение гравийных и щебеночных покрытий под действием движения тяжелых грузовых автомобилей. Гребенка представляет собой частое повторение выступов и впадин;
- сдвиги деформации, которые происходят при действии касательных сил от колеса автомобиля. Сдвиги являются причиной отсутствия связи верхнего слоя дорожного покрытия с нижним;
- вмятины углубления в пластических дорожных покрытиях, появляющиеся при прохождении по ним гусеничных машин или автомобилей в жаркую погоду;
- трещины деформации, обычно вызываемые резкими температурными изменениями. Сетка трещин появляется на дорожном покрытии как результат недостаточной прочности основания или покрытия;
- колеи, которые образуются на щебеночных или гравийных покрытиях при узкой проезжей части в результате многократного прохода автомобиля по одной полосе, а также на асфальтобетонных покрытиях в результате выдавливания колесами автомобиля из-за недостаточной сдвигоустойчивости асфальтобетона;
- выбоины углубления со сравнительно крутыми краями, образовавшиеся в результате местного разрушения материала дорожного покрытия. Причиной появления выбоин является, как правило, плохое качество строительных работ;
- повреждение кромок швов разрушение кромок швов в виде сколов и выкрашивание бетона в зоне до 15… 20 см от шва.
Обустройство подвала частного дома своими руками
Подвал – этаж ниже уровня земли, по площади и высоте значительно превосходящий подпол. Нередко главной функцией подвала считается возможность хранить варенье и консервированные овощи. Однако подвал в частном доме выполняет и другие функции.
- Разновидности подвалов
- Холодный погреб
- Теплый жилой подвал
- Устройство подвала
- Назначение подвала в частном доме
- Толщина подвальных стен
- Этапы строительства своими руками
- Внутреннее обустройство подвала
Разновидности подвалов
Строительство холодного подвала с естественной вентиляцией
Различают 2 основных вида подвалов: утепленный и неутепленный. Первый может служить не только хранилищем запасов или старой мебели, но и стать жилой комнатой. Второй вариант может выступать как подсобным, так и техническим помещением.
Холодный погреб
Такой подвал не имеет источников обогрева, не утепляется и свободно сообщается с внешним воздухом через вентиляционные отверстия и оконца. Такое помещение отделывается минимальным образом: утрамбовывается грунтовый пол, стены обшиваются деревом или оштукатуриваются. Важно обеспечить здесь хорошую вентиляцию, иначе подвал будет отсыревать.
На деле в эту же категорию нередко относят помещения с пассивным утеплением. В них тоже нет источников тепла, но стены и потолок теплоизолированы. Этот вариант способствует сохранению тепла в доме, предупреждает промерзание основания. Так как утепление сопровождается гидро- и пароизоляцией, такой погреб не отсыревает, а сухой и относительно теплый воздух в погребе сохраняет до 20% тепла в здании.
Утепленный подвал нередко используют для гаража. Теплоизоляция обеспечивает стабильную температуру.
Даже в холодном погребе необходимо теплоизолировать коммуникации. В противном случае возможно замерзание воды в трубах и разрушение трубопровода.
Теплый жилой подвал
Жилой подвал необходимо утеплить или установить батареи отопления
Чтобы подвал в доме считался теплым, его необходимо утеплить и отделать так же, как и жилой этаж. Стены и пол, иногда и потолок утепляют соответствующими материалами. Учитывается, что теплопотери здесь не меньше, чем в наземных этажах.
Обычно простой теплоизоляции недостаточно, поэтому подвальное помещение оборудуется источниками тепла. Это могут электрические обогреватели или водяное отопление. Последнее дешевле.
Основная проблема жилого подземного этажа – плохая вентиляция. Небольших окон достаточно для вентиляции нежилого погреба, однако в утепленном подвале приходится оборудовать принудительную вентиляцию.
Устройство подвала
Закладывать погреб в проект необходимо на начальном этапе. От его вида – холодный или теплый – зависят его размеры и высота, устройство вентиляции, метод прокладки труб и прочее.
Строительство подвала включает несколько обязательных условий.
- Глубина котлована под погреб составляет не менее 150 см. Иначе в нем не будет естественным образом поддерживаться низкая температура.
- Любое подземное сооружение необходимо гидроизолировать. Проще всего для этого брать влагостойкий бетон. Если стены выкладывают из кирпича, поверхность их дополнительно гидроизолируют рубероидом в 2 слоя.
- На наземных участках, на участках с почвой богатой глиной необходимо сооружать отмостку такой же величины как обратная засыпка, чтобы избежать подтапливания.
- Для перекрытия лучше использовать железобетонную плиту. Деревянное допускается, но только в срубе.
- Обязательно теплоизолируются все коммуникации.
Вход в жилой подвал представляет собой тамбур с лестницей. В погреб можно спускаться через люк.
Назначение подвала в частном доме
Подвальное помещение для хранения консервации нельзя утеплять
Подвальное помещение может использоваться по-разному:
- Погреб для хранения консервации – не нуждается в отоплении и теплоизоляции. Однако гидроизолировать его нужно.
- Ледник – холодный вариант. Здесь устанавливают металлические или деревянные емкости с теплоизоляцией и закладывают их льдом. Ледник успешно заменяет собой морозильник.
- Гараж или мастерская – теплоизолируется, но обычно обходится без отопления. Мастерская требует более качественной отделки, так как подолгу находиться в мрачном бетонном помещении неуютно.
- Техническое помещение – в подвале нередко размещают основные узлы коммуникаций, отопительные котлы, генераторы и прочее.
- Жилая комната – рабочий кабинет, гостиная, тренировочный зал. Спальню и детскую здесь не устраивают, так как закрытое помещение без окон не уютно.
Порой подвал превращают в настоящий СПА-комплекс, обустраивая здесь сауну, мини-бассейн, ванные.
Толщина подвальных стен
Отдельно стоящий подвал в грунте
Стены цокольного этажа во время эксплуатации испытывают высокое давление со стороны грунта. Чем выше потолок, тем больше нагрузка. Стены обязательно армируют стальными прутьями с шагом не менее 40 см. Лучшим вариантом выступает железобетон, но это не всегда возможно.
Толщину стен подвала рассчитывают заранее. Зависит она от материала и глубины погреба, длины. При длине менее 3 м толщина стенки из бута составляет не менее 60 см, из бутобетона – 40 см, из монолитного бетона – 20 см. Вариант из керамических блоков составляет 38 см.
Если длина стены больше 3 м, нагрузка при такой же высоте резко возрастает. Для жилого погреба сооружают стену из кирпича толщиной не менее 51 см, из бута – 75 см, из бетона – 30 см, из бетонных блоков – 30 см.
Приведенные показатели актуальны для высоты от 2 до 2,5 м.
На толщину стены влияет выбранный материал. Если фундамент возводят из монолита марки В12,5, при глубине подвала в 1,5 м стена должна достигать 30 см. Если из каменных блоков – 25 см.
При обустройстве этажа большой площади с длиной стен до 25 м учитывают возможность деформации. В этом случае на расстоянии в 15 м или меньше устраивают деформационные швы.
Этапы строительства своими руками
Котлован для подвальных стен
Подвал в частном доме можно построить своими руками, если это позволяют выбранные технологии. Строительство включает несколько этапов.
Работы по возведению:
- Роют котлован по периметру. Он не превышает размеры погреба более чем на 0,5 м. На дно утрамбовывают слой песка и щебня.
- Сооружают стены из кирпича, бетона, бута.
- Полости между стенами подвала и котлована заполняют грунтом.
- Ставят перекрытие.
- На поверхность пола и стен наносят проникающую гидроизоляцию. Состав надежно заполняет все микротрещинки.
- Обустраивают дренаж – линейный, то есть по направлению к сборнику, либо точечный.
- Делают отмостку. Ширина ее зависит от грунта. Обычно используют смесь песка и гравия, который затем заливают бетоном.
Если в подвале оборудуют бассейн или сауну, понадобится усиленная гидроизоляция, а для отделки стен лучше использовать керамический кирпич.
- Внешнее – вместе с гидроизоляцией прямо поверх битумной мастики. Укладывают плиты пенопласта так, чтобы они выступали над почвой на 50 см.
- Внутреннее – закрепляют на поверхность экструдированный пенополистирол и оштукатуривают.
Вентиляция в жилом погребе может быть только принудительной. Под потолком всех помещений подвала устанавливают пластиковые или металлические вентканалы, монтируют вентиляторы, ставят фильтры для очистки воздуха.
Внутреннее обустройство подвала
Винный погреб с каменными стенами
Подвал дома отделывают в соответствии с его назначением. Для гаража и мастерской достаточно оштукатуренных стен. Для зала, кухни или рабочего кабинета это не подходит.
Для обшивки подвального помещения материалы подбирают с учетом стиля всего здания. Возможностей масса:
- Декоративная штукатурка любого вида – структурная, мозаичная.
- Оклейка обоями – допускаются даже виниловые обои, так как принудительная вентиляция избавляет подвал от избытка влаги;
- Вагонка или деревянный сайдинг – придают комнате уют. Однако в помещении без окон создают впечатление излишней массивности: отделку рекомендуют сочетать с оштукатуренными фрагментами.
- Пластиковая вагонка – вариант, скорее, для кухни и ванной, где требуется высокая стойкость к перепадам влажности.
- Клинкер, облицовочная плитка – интересный вариант в стиле лофт и техно. Прекрасно сочетаются с первичным назначением помещения.
Полы настилают из ДСП, фанеры, досок, допускается линолеум и ламинат. Нередко здесь обустраивают систему «теплого пола», что позволяет брать для настила даже модульный паркет.
Очень важно организовать достаточное освещение. Использовать нужно лампы дневного света. Стоит комбинировать скрытые и открытые источники, чтобы создавать перепады освещения – это выглядит естественнее.
Инструкция по возведению подвала в частном доме
Подвал в частном доме, построенный своими руками, часто является необходимым помещением. Но при возведении такой конструкции можно столкнуться с множеством проблем. Важно учесть все нюансы, чтобы в будущем не возникло серьезных неприятностей и неожиданностей.
В первую очередь требуется определиться с назначением помещения. Подземный этаж может быть нескольких типов:
- Цокольный — этаж, который на половину или менее заглублен в землю. Цокольный этаж является наиболее оптимальным вариантом для устройства жилых помещений. Есть возможность сделать в стенах полноценные окна.
- Отапливаемый подвал — этаж, заглубленный в почву более чем наполовину. При этом в помещения проводится отопление. Устройство теплого подвала (так же, как и цоколя) сопровождается множеством требований, которые необходимо учесть еще на этапе проектирования дома.
- Неотапливаемый подвал — этаж более чем на половину заглубленный в землю, без отопления. Такой вариант является самым простым. Технология возведения своими руками отличается сокращенным составом дополнительных работ. Такой подвал может быть использован в качестве помещения для хранения, здесь можно располагать различные подсобные помещения (электрощитовая, водомерный узел, тепловой узел и т.п.).
Требования
Чтобы сделать своими руками фундамент с подвалом, необходимо выполнить несколько требований. Основные из них предъявляются гидроизоляции и тепловой защите. Перед началом строительства необходимо изучить геологические условия на участке. Если грунтовые воды расположены слишком высоко, строительство подвала обойдется в круглую сумму.
Гидроизоляция при низком УГВ (защита от капиллярной влаги)
Важно, чтобы горизонт расположения подземных вод находился на расстоянии не менее 50 см от подошвы фундамента. Если это требование не выполняется, необходимо обустройство систем водопонижения или надежной гидроизоляции. Оба этих варианта требуют внушительных денежных вложений.
Принцип работы дренажа при высоком УГВ
При высоком уровне грунтовых вод рекомендуется вовсе отказаться предусматривать подвал под жилым домом. Это вызвано тем, что увеличение площади не сможет стать компенсацией всех расходов на фундамент с подвалом. В этом случае разумно будет применить такие виды фундамента, как мелкозаглубленная плита или сваи.
Гидроизоляция
Даже при низком расположении влаги потребуется обустройство надежной системы защиты от влаги. При выполнении работ своими руками следует предусмотреть следующие виды (применяются все одновременно):
- вертикальная гидроизоляция стен подвала (обмазочная или из рулонных материалов);
- горизонтальная гидроизоляция по обрезу фундамента;
- дренаж;
- отмостка по периметру здания, которая защитит конструкцию от воздействия талой и дождевой влаги.
Схема гидроизоляции и утепления подвала при высоком УГВ (стены из ФБС или монолитные)
Дренаж устраивается по всему периметру здания. Он собирается из труб диаметром 100—200 мм. Правильно сделать дренаж своими руками можно с учетом нескольких требований:
- трубы необходимо прокладывать на расстоянии 300 мм от подошвы фундамента по вертикали;
- расстояние по горизонтали должно составлять от 300 до 1000 мм;
- вокруг дренажа необходимо обустройство фильтрующего слоя из щебня;
- чтобы предотвратить расползание щебня, его будет правильно обернуть его геотекстилем;
- уклон дренажных труб нужно сделать минимум 0,003 (это означает, что на каждый метр длины должно происходить изменение по вертикали на 3 мм).
Порядок слоев при гидроизоляции подвала
Дренаж сбрасывается в канализацию или на открытый участок. Важно, чтобы после сброса вода не возвращалась вновь к периметру здания.
Строительство подвала подразумевает наличие отмостки по периметру здания. Обычно ее принимают шириной 1-1,5 м. Такие размеры позволят не только эффективно удалять дождевую влагу на безопасное расстояние, но и обеспечат удобный проход вокруг дома.
Отмостка может быть изготовлена из асфальта, бетона, тротуарной плитки, щебня. Также сейчас популярны конструкции, которые расположены под поверхностью земли, сверху при этом высаживается газон (так называемая “мягкая отмостка“). Минимальный уклон отмостки в сторону от здания назначается в зависимости от используемого материала. В среднем величина принимает значение 0,02—0,04 (20-40 мм по высоте на каждый метр по длине). Читайте подробную статью об устройстве отмостки своими руками.
Чтобы защитить существующий подвал от грунтовых вод, можно также использовать внутреннюю гидроизоляцию и дренаж. Потребность в ней возникает при высоком расположении влаги. Такие мероприятия стоят дорого, поэтому широкого распространения они не получили.
В уже существующем подвале можно выполнить внутренний дренаж
Также внутреннюю гидроизоляцию можно выполнить с помощью оклеечных, обмазочных, проникающих или инъекционных материалов. Стоимость в этом случае буде ниже. Читайте об этом в подробной статье о гидроизоляции фундаментов уже построенного дома.
Утепление
Особые требования предъявляются и к утеплению. Они различны при возведении отапливаемого и неотапливаемого объема. Технология строительства этажа без отопления предусматривает наличие слоя утеплителя в пироге пола первого этажа. Он обычно укладывается поверх перекрытия. В качестве материала не рекомендуется использовать минеральную вату или пенопласт из-за из невысоких прочностных показателей. Лучшим вариантом для укладки в составе пола станет экструдированный пенополистирол (например Пеноплекс). Подробнее об утеплении пола Пеноплексом.
Обустройство своими руками этажа с отоплением предполагает наличие утеплителя в конструкции пола подвала и на стенах. Пол по грунту можно утеплить экструдированным пенополистиролом или керамзитовым гравием. Толщина утепления принимается в зависимости от климатических условий. Можно привести следующие рекомендации для общего случая:
- толщина пеноплекса 100—150 мм;
- толщина подсыпки из керамзита 300—500 мм.
Пеноплекс укладывают на слой песка, поверх него предусматривают пароизоляционный материал. Такая технология предусматривает минимальную толщину стяжки пола равную 30 мм. Бетонирование пола подвала осуществляется поверх теплоизоляционного материала. Также можно использовать вариант пирога пола, в котором под слой теплоизоляции устраивается бетонная подготовка. При использовании экструдированного пенополистирола можно обойтись без гидроизоляционного слоя.
Схема утепления пола Пеноплексом
Стены подвала при возведении нового здания своими руками утепляют снаружи. При ремонте можно сделать утепление изнутри, но такой вариант не будет корректным с точки зрения теплотехники: внутреннее помещение защищено, но фундамент подвергается разрушительному воздействию холода. В качестве теплоизолятора снова используют экструдированный пенополистирол. При размещении снаружи он также будет играть роль дополнительной гидроизоляции.
Утепление подвала изнутри
Толщину утеплителя правильно подбирать расчетом. Если нет возможности обратиться к специалисту, можно назначить величину примерно. В большинстве регионов будет достаточно использовать Пеноплекс толщиной 100 мм. Закрепление материала осуществляется на специальный клей и тарельчатые дюбеля. Листы необходимо располагать в шахматном порядке для обеспечения перевязки вертикальных швов.
Как построить подвал
Устройство подвала своими руками подразумевает ленточный фундамент. Он может быть монолитный или из блоков ФБС. При строительстве частного дома разумно выбрать первый вариант. Монолитная технология обладает следующими преимуществами:
- отсутствие потребности в большегрузной технике;
- низкая потребность в трудовых ресурсах;
- снижение расходов на транспортировку материалов.
Монолитные стены подвала
Бетон для выполнения работ можно изготовить самостоятельно, а можно заказать на заводе. Ленточный фундамент рекомендуется заливать из бетона заводского изготовления. Это вызвано тем, что на заводе проще сделать смесь, полностью отвечающую все требованиям. Особенно важно соотношение цемента, песка и щебня в составе.
Марка бетонной смеси определяется в зависимости от этажности здания и матерела стен. Для ленты в большинстве случаев будет достаточно классов В15 — В20 (или марок М200— М250).
Чтобы сделать монолитный ленточный фундамент своими руками, потребуется выполнить разметку территории и установить опалубку. Укладка раствора выполняется за один прием (желательно). Быстрее выполнить работу можно с использованием бетононасоса. Обычно такие услуги предлагают производители бетонных смесей.
Порядок работ в общем случае выглядит следующим образом:
- Расчистка территории, удаление мусора, разметка расположения здания;
- отрывка котлована;
- уплотнение грунта основания;
- устройство песчаной подушки толщиной 300—500 мм под фундамент;
- установка опалубки из деревянных щитов (возможен вариант несъемной опалубки из пенополистирола);
- арматурные работы (ленточный фундамент армируется каркасами, минимальный диаметр рабочих продольных стержней равен 12 мм, для связующих вертикальных и
- горизонтальных диаметр назначается минимум 8 мм);
- заливка бетона;
- далее необходимо дать фундаменту время на набор прочности, точный промежуток зависит от климатических условий, в среднем достаточно 1—2 недель (полная прочность достигается через 4 недели);
- следующим этапом потребуется сделать утепление и гидроизоляцию;
- обратная засыпка пазух по периметру стен песком средней или крупной фракции.
Ленточный фундамент для дома с подвалом принимается глубокого заложения. Объем работ в этом случае достаточно большой, но все их необходимо выполнить для надежной защиты внутренних помещений здания.