Светильник светодиодный потолочный: как выбрать для квартиры, офиса или складского помещения, какой мощности лампочку подобрать, в чем преимущество и недостатки led лампы

Грамотный выбор светодиодных ламп для дома. Как это сделать с помощью таблицы мощности

Оглавление:

  • Номинальный световой поток
  • Угол рассеивания
  • Цветовая температура
  • Индекс цветопередачи
  • Класс энергоэффективности
  • Разновидности цоколей
  • Выбор формы
  • Распределение ламп по комнатам
    • Кухни и ванные комнаты. Максимальная яркость
    • Обеденные залы и кабинеты. Средняя яркость
    • Спальни и гостиные. Минимальная яркость
    • Яркость каждого источника света

На момент приобретения лампы накаливания, количество ватт, указанное на упаковке, дает потребителям лишь точное указание на то, сколько придется платить за электричество. Одно мы знаем точно — чем больше значение, тем ярче лампа.

Но правила изменились. Светодиод, который использует 60 Вт энергии, никоим образом не сравнится с аналогичной лампой накаливания. Фактически, LED-прибор с характеристикой 60 Вт может просто ослепить вас.

Начнем с таблицы, в которой указана подробная информация о том, как правильно выбрать хорошие светодиодные лампочки на основе их мощности.

Номинальный световой поток

Значение измеряется в люменах (лм) и указывает на силу светового потока, который излучает LED-лампа. Чем выше параметр, тем интенсивнее свет, необходимый для комфортного пребывания в квартире.

Например, традиционная лампа накаливания мощностью 25 Вт излучает 220 лм, 60 Вт — 710 лм, а 100 Вт – 1340 лм. Подробности приведены в таблице соответствий:

Площадь комнаты, м² Лампы накаливания, Вт Люминесцентные, Вт Светодиодные, Вт Люмены, лм Применение
1-4 25 5-6 4 220-250 Рабочий стол, ночная лампа, точечное освещение
3-8 40 7-8 6 410-470 Небольшая комната, письменный стол, кухня, ванная, коридор
6-12 50 11-13 10 700-800 Маленькая комната, средняя комната, кухня, ванная, коридор
12-18 75 15-16 12 920-970 Средняя комната, большая комната, коридор
18-30 100 18-21 15-17 1300-1500 Гостиная, большой коридор, прихожая, наружное освещение
Больше 30 150 35-42 20 Больше 1400 Наружное освещение, промышленное использование

Мощность в ваттах точно определяет, сколько электроэнергии потребляет лампочка. Цифры в люменах сигнализируют о том, сколько света будет излучать источник.

Предполагается, что приборы обладают следующими качествами:

От 200 лм — довольно слабые лампы. Применяются в составе от 3 до 6 штук. Только тогда они могут быть основными «генераторами» света в жилом помещении.

От 200 до 500 лм — средняя мощность. По отдельности не обеспечивают комфортного уровня освещенности в комнате.

От 500 лм — мощный световой поток. Способны осветить большую площадь, например, прихожую или просторную гостиную.

Угол рассеивания

Важная характеристика. Без нее будет сложно реализовать дизайнерский замысел. Какие осветительные приборы помогут выделить единичную деталь интерьера, или наполнят всю комнату? Все просто:

Свет, излучаемый с углом рассеивания 120º — очень слабый и расфокусированный.

Свет, излучаемый с углом рассеивания в 30º — максимально направленный. Он способен выполнить свои задачи даже с большой высоты.

Вывод таков: чем меньше угол, тем выше концентрация лучей.

Для потолочного освещения лучше применять лампы с малым углом в 30°-40°. Чтобы выделить небольшие полки и ниши, подойдут приборы с углом в 60°. Классические лампы накаливания мощностью 40 и 60 Вт можно заменить светодиодными источниками с углом 120°.

Цветовая температура

Единицей измерения цветовой температуры является Кельвин (К). На этот параметр нужно обращать пристальное внимание, поскольку от него зависит метод использования источника света для дома.

Типичный разбег показателей цветовой температуры находится в диапазоне от 2000 до 10000 К:

Теплый: 18003900 К, отличный вариант для установки в местах отдыха.

Нейтральный: 40005300 К, хорошо сочетается с естественным освещением.

Холодный: 54006700 К, дает голубоватый оттенок с морозными нотками.

Лампы с низкой цветовой температурой идеально подойдут для гостиных, спален и других комнат, в которых можно расслабиться. А для офисов, учебных комнат и рабочих кабинетов следует использовать светодиоды с параметрами выше 5000 К.

Индекс цветопередачи

Индекс цветопередачи (Ra) означает способность производимого света без искажений передавать оттенки предметов. Чем выше, тем лучше. Максимальное значение показателя составляет 100. За очень хорошее качество считается индикатор Ra выше 80. Этого вполне достаточно для всех бытовых нужд.

В местах, где необходимо много света с максимальной цветопередачей, следует использовать лампы с индексом Ra выше 90.

Класс энергоэффективности

Характеристика, определяющая класс потребления тока, где маркировка A означает высокий уровень энергосбережения, но есть еще дополнительные индексы A+ и A++, которые наносят на упаковку ламп, требующих минимального расхода электричества.

Наглядно уровень расхода электричества по классам представлен в таблице:

Класс Уровень потребления
A 20-50 %
B 50-75 %
C 75-90 %
D 90-100 %
E 100-110 %
F 110-125 %
G больше 125 %

Для создания одинакового светового потока, компактная люминесцентная лампа, отмеченная классом А, потребляет только 1/3 энергии, необходимой для питания галогенной лампы класса C.

Разновидности цоколей

В маркировке светодиодных изделий буква обозначает тип цоколя, а цифра — диаметр, или расстояние между контактами. Основная информация представлена в таблице:

Резьба Фото Описание
E27, 27 мм Классический цоколь с навинчивающейся резьбой Эдисона. Используется в большинстве домашних ламп.
E14, 14 мм Широко применяется в быту, чаще всего в установках малой мощности, например, настольных приборах, точечных светильниках.
GU10, 10 мм Изделия с цоколями GU10, GU5.3 и G4 полностью заменяют устаревшие галогенные лампочки этого типа.
GX53, 53 мм Цоколь для накладных светильников, которые используются для натяжных потолков и мебели.

Выбор формы

Светодиодные лампы пришли на смену своим вольфрамовым «предкам» и активно занимают их места даже в старых хрустальных люстрах, оставшихся от бабушек. Поэтому формы у представителей LED-семейства остались традиционными.

Для точечных светильников попробуйте использовать PAR (параболический рефлектор) или BR (зеркальный вытянутый шар). «Дорожки» и встроенные системы хорошо сочетаются с формой R (зеркальная лампа). В люстрах достойно смотрится тип C (свеча).

Распределение ламп по комнатам

Теперь давайте соберем всю информацию воедино и определим нужное количество света в каждой комнате. За основу возьмем значение в люменах (лм). В зависимости от ваших предпочтений и размера помещения, цифры можно менять на +-20 %.

Читайте также:
Просторный дом с бассейном на Ибице

Чтобы оживить атмосферу дома, рассмотрим вопрос об увеличении общей площади освещения. Основные источники — встроенные потолочные светильники. Дополнительные — бра, люстры и другие.

В конце этого раздела, есть математическая формула, помогающая определить, сколько люмен светодиодные лампы должны излучать в каждой комнате.

Кухни и ванные комнаты. Максимальная яркость

Использование — нуждаются в большом количестве света:

Яркость: ванная комната — не менее 4000 лм, в кухнях — от 5000 до 10000 лм.

Температура: высокое значение — 50006000 кельвин, энергичный свет.

Дополнения: световые ленты или точечные светильники.

Обеденные залы и кабинеты. Средняя яркость

Использование — решение конкретных задач:

Яркость: от 3000 до 6000 лм на комнату.

Температура: по центру светодиоды со значениями 40004500 кельвин для приятного, сбалансированного освещения.

Дополнения: настольные лампы, торшеры, световые ленты, направленные светильники.

Спальни и гостиные. Минимальная яркость

Использование — отдых, расслабление:

Яркость: гостиная — 15003000 лм, в спальнях — от 2000 до 4000 лм.

Температура: низкое значение — 27003500 кельвин, мягкий и теплый свет.

Дополнения: бра, напольные и настольные лампы.

Яркость каждого источника света

Яркость каждой лампы можно определить по формуле:

Общее рекомендованное количество люмен ÷ число светильников = показатель люмен на каждую светодиодную лампу

В качестве примера возьмем ванную. Общие 4000 люмен достаточно разделить на количество ламп, допустим, их будет 3 штуки:

4000 (люмен) ÷ 3 (лампы) = 1300 люмен на 1 лампу.

Предлагаем посмотреть видео, в котором автор предостерегает потенциальных покупателей продукции от типичных ошибок:

Используя наши таблицы и рекомендации, вы легко решите задачу выбора светодиодных бытовых ламп для использования в доме или квартире.

Светодиодные светильники

  1. Что такое?
  2. Преимущества и недостатки ламп
  3. Характеристики
  4. Устройство
  5. Виды
  6. Функции
  7. Формы
  8. Типы крепления
  9. Размеры
  10. Материалы
  11. Цвета
  12. Применение LED
  13. Как выбрать стильные диодные модели?
  14. Модные современные интерьеры

Технологические новинки быстро входят в нашу жизнь и значительно облегчают быт. Современные светодиодные лампы позволяют не только экономить, но и выбирать подходящего размера светильники с оптимальным уровнем освещения. Об основных видах, особенностях и целесообразности использования светодиодных светильников читайте в нашей статье.

Что такое?

Светодиодные светильники имеют широкую область применения и внедрены во все сферы и виды освещения. Другое название – LED-светильник от английского сочетания Light-emitting diode, который переводится как светоизлучающий диод. На сегодняшний день такие лампы являются заменителями привычных ламп накаливания. Потребляя значительно меньше электроэнергии, современные модели преобразовывают в разы больше света.

В корпус светильника встроены светодиоды, которые при помощи адаптера преобразуют энергию в световой поток. Освещение от лампы направлено только в одну полусферу. И нет необходимости установки рефлектора для ограничения света. Но это не значит, что светодиодные лампы могут использоваться только узконаправленно.

Светодиоды могут использоваться в качестве основного, декоративного или уличного освещения. Светового потока достаточно для комплексного освещения помещения.

Преимущества и недостатки ламп

Светодиодные светильники – это основное открытие в мире освещения. К основным преимуществам можно отнести:

  • Комфортное неутомляющее освещение.
  • Возможность воплощения любых дизайнерских фантазий и создания световых экспозиций.
  • В отличие от люминесцентных и стандартных ламп накаливания, светодиоды отличаются высокоинтенсивным световым потоком и небольшим энергопотреблением.
  • Большой срок эксплуатации – от 50 тыс. до 100 тыс. часов – это примерно 25 лет при ежедневной 10-ти часовой работе. Что в 60-200 раз больше, чем у других лампочек.
  • Быстрое включение и бесшумная работа.
  • Легко комбинируются с другими видами освещения.
  • Светодиодные светильники, ленты и панели имеют компактные размеры при оптимальном уровне освещения. Поэтому LED-системы можно встраивать в подвесные потолки и использовать достаточно компактно.

  • Возможность выбора цветовой палитры (теплое/холодное/цветное освещение).
  • Корпус выполнен из поликарбонатного стекла, способного выдержать механические нагрузки.
  • Элементы конструкции не требуют замены в процессе эксплуатации.
  • Комплектация пультом управления и датчиком движения.
  • При падении напряжение в сети светодиоды не выключаются и не мигают. Индекс светопередачи сопоставим с естественным дневным светом 75-85 Ra.
  • Экологичность ламп – светодиоды лучше люминесцентного освещения, потому что в процессе работы не вырабатывают пары ртути и не требуют специальной утилизации.
  • Диапазон эксплуатационных температур от -50°С до +60°С.

Недостатки ламп:

  • Стоимость ламп. Хотя цена светильников компенсируется долговечностью, надежностью и энергоэкономичностью.
  • Необходимость дополнительной установки LED-драйвера. Адаптер будет служить для снижения напряжения и поможет избежать резких скачков в сети.
  • Во время эксплуатации уменьшается яркость лампы.

Характеристики

Производители классифицируют светильники по основным характеристикам. Основные критериями является мощность, устойчивость к перепадам температуры и прочность конструкции:

  • Чтобы правильно определить необходимую мощность светодиода, необходимо мощность заменяемой лампы накаливания поделить на 8. Чем меньше показатель, тем меньше потребление электроэнергии и тем больше энергосбережение.
  • Светодиодные светильники отличаются рекордно низким потреблением энергии – около 25-35 Ватт. А средний срок службы составляет 6-8 лет.
  • Цветовая палитра варьируется от теплого света с желтым оттенком до холодного – показатель 2700 К-7000 К. Для квартиры лучше выбирать лампочки комфортного мягкого дневного света – 3000К-3200К; для офиса – нейтрально-белого света 4000 К -5000 К; для улицы – холодный белый с высокой световой отдачей 6500 К.
  • Оптимальный уровень светового излучения измеряется в люменах (лм) и определяется исходя из области применения. Чем больше показатель – тем ярче светит лампа. Для квартиры и офиса достаточно 3200 люменов, а для улицы необходимо минимум 6000 люменов.
  • Светодиодные лампы имеют различные степени защиты: IP40 – для дома и офиса; IP50 – для производственного помещения; IP65 – для открытого пространства и улицы.
Читайте также:
Септик из бетона своими руками

Сравнительная таблица мощности ламп:

Выбор офисных потолочных светильников – нормы и рекомендации освещенности

На производительность труда влияет огромное количество факторов начиная от эмоционального и физического состояний человека, которые зависят от качества офисного освещения. Оно состоит из источников искусственного и естественного света, которые в комплексе должны создавать благоприятную для работы обстановку, упрощать рабочий процесс и сводить к минимуму те случаи, когда человеку приходится щуриться и всматриваться в мельчайшие детали.

Таким образом, даже если в административное здание попадает достаточное количество солнечного света, рекомендуется обязательно использовать офисные потолочные светильники.

Искусственное освещение офисного помещения: специфика

Редко какой-либо офис работает только в светлое время суток, да и пасмурную погоду нельзя исключать. Специфика искусственных систем освещения сводится к достижению нескольких целей: получению максимального уровня комфорта и рабочей атмосферы, экономичности. Чтобы достигнуть поставленных задач, придется учитывать огромное количество факторов и параметров.

Влияние света на производительность

Первым и главным фактором является соблюдение условий труда, которые состоят из многочисленных ответвлений. К ним относятся: продолжительность рабочего дня, наличие обеда, столовой, вредность производства, освещение офиса и т. д.

Широким разнообразием пользуются абсолютно все искусственные источники света, и светильники для офиса не исключение. Есть несколько правил, которым нужно следовать при их выборе. Например, в комнатах с высокими потолками следует монтировать лампы с максимальным рассеиванием света. Для офисов с низкими потолками подойдут светильники с направленным или прямым излучением. В среднем интенсивность свечения на рабочем месте должна составлять около 450 лк, в коридорах и на лестничных площадках предприятия — 250 лк.

Существуют менее специфичные, но важные требования. Если для мелких компаний и офисов можно использовать любые источники света, то на крупных предприятиях нужно стремиться к установке светильников, работающих на светодиодных и люминесцентных лампах. Именно они гарантируют максимальную экономичность и минимальное потребление электроэнергии в целом.

Типы и нормы освещения офиса

Для подбора качественных осветительных приборов и монтажа всей системы следует руководствоваться нормами и правилами, прописанными в СНиП. В офисах используют общее, местное и зональное освещение, поэтому нужно разобрать каждую разновидность:

  1. Общее освещение предназначено для того, чтобы обеспечивать на рабочем месте требуемую интенсивность свечения. Могут применяться как верхние, так и боковые осветительные приборы, хотя последние используются реже из-за того, что при эксплуатации образуется чересчур много бликов и теней. В качестве приборов верхнего общего освещения применяют люстры, встраиваемые светильники и отражающие предметы.
  2. Местное освещение используется для незначительного повышения интенсивности общего на отдельно взятом рабочем месте. Это могут быть настольные лампы, подвесные люстры, расположенные над рабочим столом либо приборы направленного свечения, размещения как на потолках, так и на стенах.
  3. К зональному освещению можно отнести такие системы, которые применяются для визуального разделения офиса на отдельные участки. Например, в зонах отдыха могут использоваться более приглушенные источники света, относящиеся к декоративному типу.

Помимо разновидностей систем офисного освещения к каждой из них применяются определенные требования. Их конкретные значения связаны со спецификой выполняемых в офисе работ. Одни специалисты уверяют, что норма освещенности офиса составляет 300 лк, другие — 500, третьи — 400. На самом деле указывать конкретное значение данной величины и заявлять, что она актуальна для любого офиса, категорически неверно. 300 лк — это, скорее, минимальная освещенность для рабочего кабинета, прописанная в СНиП 23-05-95.

Характеристика должна рассчитываться индивидуально, при этом учитывается эксплуатационное обслуживание: например, часть светильников со временем может быть загрязнена, две-три лампочки могут выйти из строя (если офис большой, то менять их незамедлительно будет проблематично) и т. п. Таким образом, конечное значение должно быть увеличено на 20-30 %.

Данная норма освещенности относится лишь к системам общего освещения. Для определенного рабочего места может потребоваться еще больше света, для другого — его будет достаточно. Норма освещенности рабочих мест в чертежном офисе или конструкторском бюро может достигать 600-700 лк, что вполне закономерно. С другой стороны, не на всех столах в просторном офисе требуется такая величина, поэтому достигается она путем совмещения общего и местного освещения. В зоне отдыха требования существенно ниже и составляют около 150 лк.

Интересно! Во всех этих расчетах нормы освещенности связаны с тем, что конкретные значения указаны исключительно для рабочего места.

Вам не нужно добиваться 500 лк под столом, если все чертежные работы проводятся на его поверхности на уровне 0,8 м. Достаточно добиться 500 лк именно на рабочей поверхности, а под столом может быть хоть кромешная тьма.

Виды осветительных приборов для потолков

К выбору осветительных приборов для офиса следует подходить с осторожностью и внимательностью. Некачественное освещение может снизить производительность труда рабочих на 20-40 %, привести к утомляемости и потере прибыли для предприятия (на такие же величины).

Читайте также:
Обзор радиаторов отопления Kermi

Все светильники для потолков принято условного делить на три основных типа:

  • встраиваемые;
  • накладные;
  • подвесные.

Встраиваемые приборы освещения

Данный вариант позволяет по максимуму сэкономить офисное пространство. Наиболее ярким примером являются лампы дневного света офисного типа, встраиваемые в подвесные потолки «Армстронг». Один такой светильник представляет собой отдельный квадрат 600х600 мм и устанавливается вместо элементов данной потолочной системы. За счет зеркального корпуса осветительные приборы позволяют добиться максимального рассеивания света.

В светильниках используются люминесцентные лампы от Philips, за счет чего существенно возрастает коэффициент полезного действия, снижаются затраты на электроэнергию и достигается интенсивность в районе 400-500 лк. Если сравнивать с подвесными лампами, то к преимуществам можно добавить доступные цены и простоту монтажа светильников растровых типов.

Для подключения используют параллельную разводку, поэтому даже если испортится один из приборов, остальные продолжат функционировать. Проводка скрыта под потолочными плитами «Армстронг», поэтому вам не придется думать об ее маскировке.

К числу встраиваемых светильников можно отнести точечные приборы. Они будут актуальны для зональных систем освещения в зонах отдыха или тех местах административного здания, где нет необходимости в применении интенсивных источников света (коридоры, лестничные площадки, уборные). Можно эксплуатировать вкупе с LED-лампочками.

Накладные светильники

Накладные лампы для офиса отличаются от предыдущих типов способом крепления. Фиксируются данные изделия непосредственно к потолку или стенам. Для упрощения процесса монтажа нужно использовать крепежные планки, причем они обязательно поставляются в комплекте со светильниками.

Накладной осветительный прибор может представлять собой отдельные плафоны, люстры или споты (точечные изделия). Последние в большинстве случаев позволяют задавать желаемое направление света и менять его в течение дня, чего нельзя сказать о встраиваемых точечных светильниках. Примечательно, что плафоны и люстры в потолках из ПВХ-материалов, ткани или гипсокартона эксплуатируются вместе со специальной закладной деталью.

Основные преимущества систем накладного типа:

  • простота монтажа;
  • возможность использования и светодиодных, и люминесцентных ламп;
  • самостоятельная настройка направления света, рассеивание полярными и биполярными отражателями;
  • широкий ассортимент светильников по формам и цветовой гамме;
  • простота обслуживания, включая замену источников света.

Для крепления светильников к потолку достаточно использовать два дюбеля. Крепежная планка оснащена отверстием под провод и двумя для фиксации светильника. После зачистки электрического провода остается подключить его к клеммам. В спотах используется поворотная деталь, позволяющая изменять направление светового потока в двух разных плоскостях.

Подвесные светильники

Данный вариант является самым бюджетным, что обусловлено рядом причин. Светильники крепятся к потолочным перекрытиям с помощью анкерного крюка, а электрическая проводка маскируется декоративной цепью, которая соединяет отражатель с крюком. Обслуживание приборов удешевляется за счет простоты конструкции.

Внутрь подвесной люстры можно установить абсолютно любые лампочки, поскольку сведено к нулю влияние рабочей температуры на потолочную поверхность. Тем не менее рекомендуют устанавливать светодиодные, энергосберегающие и люминесцентные источники света. Несмотря на все перечисленные достоинства, есть у осветительных приборов подвесного типа и общий недостаток.

Важно! Основные трудности возникнут с тем, чтобы хорошенько замаскировать провод освещения. Он находится на виду, что снижает эстетичность картины в целом.

Оценка экономической эффективности

Рассмотрим, как быстро можно окупить затраты на переход офиса с растровых люминесцентных светильников на светодиодные лампы. Предположим, что параметры выполнения работ следующие:

  • стоимость перехода на новые светильники — 20 000 рублей;
  • световая отдача старых люминесцентных источников — 70 лм/Вт;
  • световая отдача новых светодиодных источников — 100 лм/Вт;
  • норма освещенности для офиса — 50 000 лм;
  • приблизительная продолжительность работы системы освещения за год составляет 250 дней;
  • в конце рабочего дня обязательно проводится уборка, что увеличивает его продолжительность;
  • за 1 кВт предприятие платит 10 рублей.

Займемся расчетами и подсчитаем количество потребляемой мощности старых ламп с учетом нормы освещенности: 50 000/70

715 Вт. Если заменить люминесцентные лампы на светодиодные изделия, то данная величина составит 50 000/100 = 500 Вт.

Далее следует высчитать, какое количество электроэнергии мы сэкономим за час при переходе на данную систему: 715-500 = 215 Вт/ч. Если выразить это значение в рублях, то получится 0,215 (кВт*ч) * 10 = 2,15 руб.

Теперь определимся, за какой период окупится система освещения при обозначенных выше расходах на переход: 20 000 / 2,15 = 9302 часа. Учитывая режим работы системы освещения, итоговое значение составит 9302/10/250 = 3,7 года.

Внимание! Для получения более точных значений вам придется учесть еще и срок эксплуатации люминесцентных и светодиодных источников света. Ресурс первых составляет около 5 лет, в то время как ресурс вторых превышает 10 лет.

Преимущества и недостатки светодиодного освещения в офисе

Главным достоинством светодиодных систем освещения является экономичность, о чем можно судить по сравнению мощности и световой отдачи разных источников света:

  • лампы с нитью накала — 13 лм/Вт;
  • галогенки — 25 лм/Вт;
  • люминесцентная энергосберегающая — 55 лм/Вт;
  • люминесцентная стандартная — 75 лм/Вт;
  • светодиодная — 100 лм/Вт и выше.

Но это не предел: световая отдача современного светодиодного светильника превышает 200 лм/Вт, но реальное значение обусловлено ограничениями, связанными с потерей на преобразователе питания.

Экономичность — не единственное достоинство светодиодных изделий:

  • минимальное выделение тепловой энергии в процессе эксплуатации, благодаря чему допустимо применение вкупе с натяжными потолками независимо от мощности;
  • на натяжных потолках из ПВХ-материалов можно использовать лампы накаливания до 40 или галогенки до 35 Вт;
  • за счет минимальной потребляемой мощности упрощаются предъявляемые требования к электрической проводке и снижаются шансы на ее перегрев;
  • продолжительность эксплуатации светодиодных источников намного выше галогенок и ламп накаливания, вплоть до 80 000 часов;
  • частота включения и выключения системы освещения не влияет на рабочий ресурс отдельных светодиодов;
  • люминесцентные лампы заполнены вредными газами, что обуславливает специфические требования для их утилизации;
  • светодиодные изделия абсолютно безопасны с экологической и практической точки зрения.
Читайте также:
Разновидности детских ночников

Недостатки

У данных изделий есть два основных недостатка:

  • высокая стоимость в сравнении с аналогами;
  • ухудшенная цветовая передача в сравнении с лампами накаливания и галогенками, что очень важно для дизайнеров и визажистов.

Как рассчитать необходимое количество ламп в помещении

Возьмем за основу нормы освещенности для офисных помещений, установленные на 400 лк (400 лм/кв. м). Задача проста: нужно подобрать светильники, общая светимость которых будет равна норме освещенности, помноженной на площадь офиса.

На освещенность влияют несколько факторов:

  • дистанция между светильником и рабочей поверхностью (стол, пол или стеллажи);
  • разновидность источника света, от выбора которого зависит распространение излучения по комнате;
  • отражающая способность стен и потолка (глянцевые покрытия будут усиливать освещение).

Для расчета можно использовать упрощенную формулу E=n*(F/S), где:

  • E — освещенность комнаты (лк);
  • F — суммарная освещенность нескольких источников света (лм);
  • S — площадь офиса (кв. м);
  • n — коэффициент поправки (зависит от высоты потолков, для 3 м коэффициент составит 0,5).

Таким образом, для офиса площадью 100 кв. м при коэффициенте поправки 0,5 и указанной норме освещенности общая светимость будет равна 100*(400/0,5) = 80 000 лм.

В офисных комнатах используются сложные системы освещения, при организации которых следует обязательно учитывать несколько важных факторов и технических характеристик. Предложенные для расчетов формулы являются упрощенными, поскольку в них были опущены некоторые менее значимые величины.

Поскольку от выбора системы освещения зависит производительность труда работников, то к данному процессу следует подходить с должной ответственностью. Рекомендуется доверить работу опытным профессионалам.

Все об освещении при видеосъемках / Часть 1: Советы, освещенность, освещение

Светотехнические советы оператору

Давно известно, что дневное «солнце в молоке» (небесная дымка), высокие перистые облака или яркое пятно вместо солнца за сплошными неплотными облаками — идеальное освещение для съёмки. Свет и тень белеют, а это значит, что могут получаться и наилучшая цветопередача, и мягкая светотень. Как правило, освещённость в это время уменьшается в два раза, и светочувствительная матрица видеокамеры дает наилучшее разрешение, ведь избыточная освещенность матрицы приводит к растеканию электрических зарядов фотоэффекта и, следовательно, к потере четкости изображения.

Для ровного освещения нескольких объектов и при съемке в больших помещениях лучше использовать непрямой (отраженный) или сильно рассеянный свет, а чтобы избежать теней от одного человека на другом, надо применить несколько источников света.

Обратите внимание на освещение: в жилых помещениях оно почти всегда верхнее, с потолка. Это не очень хорошо, слишком контрастно, в кино этот свет называется «тюрьма», потому что именно с таким освещением снимают драматические и трагические сцены. Попытайтесь использовать естественный свет из окна, а если съемка происходит вечером, включите торшер, настольные лампы и все, что найдете подобного, чтобы сцена съемки освещалась более равномерно.

Красивое небо лучше снимать над светлыми отражающими и блестящими поверхностями, например над песком, снегом, водой, иначе контраст получится чрезмерным. Вода при высоком солнце (более 42° над горизонтом) становится темной, при низком — искрится, приобретает цвет неба.

Естественное освещение сцены (солнце) — лучше всего, если сбоку — так оно будет освещать сцену съемки рельефно. Если солнце будет у вас за спиной, то в кадре как раз и окажется пестрая каша веселых оттенков. Очень хорош на натурных съемках туман, он потрясающе подчеркивает глубину композиции, объемность кадра, поэтому на съемках настоящего кино дальние планы часто «затуманивают» с помощью специальных дымов.

В ясную погоду основными источниками света являются солнце и небо. Спектральный состав прямого солнечного света зависит от положения нашего светила относительно горизонта, так как атмосфера поглощает коротковолновые (сине-фиолетовые) лучи больше, чем красные. По мере подъема над горизонтом солнце из красного становится в зените бело-желтым, цветовая температура повышается с 2200 °К до 5700 °К. Цвет неба зависит от многих факторов и изменяется от голубого до синего, цветовая температура соответственно увеличивается от 104 до 3 х 104 °К.

Тени, которые освещаются преимущественно голубым небом, кажутся холоднее светов (освещенных участков) под желтым солнцем. Синие тени и желтые света дополнительно увеличивают контраст изображения. Днем в пасмурную погоду и при солнце в дымке разница в окрашивании света и тени мало заметна (цветовая температура около 5500 °К и 7000-8500 °К соответственно).

Солнце на рассвете или при закате стоит над горизонтом под углом 0-6° и дает резкий контраст светотени. Освещены только вертикальные поверхности предметов, прямой солнечный свет окрашивает их в красный цвет, тени черные, другие цвета приглушены. Такое положение солнца подчеркивает рельеф местности и подходит для съемки пейзажей, тихой глади воды при встречном свете. Для съемки людей крупным планом подобное освещение непригодно, особенно неприемлем боковой свет из-за чрезмерного контраста. Вечер — хорошее время для съемки городских пейзажей, так как при еще достаточном свете на улице уже зажигаются окна домов.

Низкое солнце (13-15° над горизонтом) утром, вечером или зимним днем дает резкое отличие в освещении горизонтальных н вертикальных поверхностей. На свету предметы окрашиваются в оранжево-желтые оттенки, а тени — в синие (цветовая темцература солнца — 2500-3500 °К, неба — более 15 000 °К). Контраст высокий, цветопередача искажена.

Читайте также:
Потолочные панели из ПВХ на кухне, достоинства и недостатки

Освещенная часть лица приобретает золотистый теплый оттенок. В крупных планах полезна подсветка встроенной лампой для выравнивания освещенности теневой части до уровня яркости неба и коррекции ее цветности. Для съемки дальних планов больше подходит утреннее освещение, а не вечернее, так как воздух после жаркого дня становится менее прозрачным. Низкое солнце в пасмурную погоду не дает теней и для съемки едва ли пригодно.

Универсальным освещение бывает, когда солнце светит под углом 30-60°, свет белый, цветовая температура — около 55 000 °К. В это время освещенность горизонтальных и вертикальных поверхностей примерно одинаковая, и цветопередача освещенных участков наиболее удачная. Тени голубые, в нужных местах их можно смягчить отражающими белыми экранами на подставках. Можно снимать и людей, и пейзажи.

Солнце в зените мало пригодно для съемки, так как освещаются в основном горизонтальные поверхности. Но только такое естественное освещение и бывает в лесных чащах, глубоких карьерах, дворах-колодцах. Здесь требуется фронтальная подсветка и подсветка снизу, удовлетворительные результаты получаются при съемке на светлом песке или на снегу.

В солнечный день под сенью деревьев образуется множество световых пятен и бликов, из-за чего контраст становится запредельным. По этой причине снимать в парке или в лесу лучше пасмурным днем или при солнце в дымке. Место для съемки желательно выбрать на поляне, чтобы в кадр попал хотя бы небольшой участок неба.

Рваное предгрозовое небо, когда из-за темных туч пробивается яркое солнце, может стать отличным, но непредсказуемым освещением для разворачивания драматичных событий. Пейзажи приобретают внутреннюю напряженность. Солнце за плотной тучей при голубом небе дает тусклый и рассеянный свет, в котором исчезают тени, предметы становятся плоскими. Такое освещение не слишком хорошо для съемки.

Пасмурный день не дает теней, контрастность очень низкая, цветовая температура более 6500 °К, цвета блекнут. Изображение получается плоским, необходимы дополнительные средства для подчеркивания объема и формы предметов. Освещение подходит для съемки людей крупным планом, но при этом желательна боковая направленная подсветка, особенно для плоских лиц, нужны цветовые контрасты. Яркая теплая подсветка встроенным осветителем даст эффект съемки при заходящем солнце.

Освещенность – базовые понятия

Освещённость — это физическая величина, характеризующая освещение поверхности, создаваемое световым потоком, падающим на поверхность.

Единицей измерения освещённости в системе СИ служит люкс (1 люкс = 1 люмену на квадратный метр), в СГС — фот (один фот равен 10000 люксов).

В отличие от освещённости, выражение количества света, отражённого поверхностью, называется яркостью.

Освещённость прямо пропорциональна силе света источника света. При удалении его от освещаемой поверхности её освещённость уменьшается обратно пропорционально квадрату расстояния.

Когда лучи света падают наклонно к освещаемой поверхности, освещённость уменьшается пропорционально косинусу угла падения лучей.

Для примера:

  • Освещение солнечными лучами в полдень – 100 000 люкс
  • При киносъёмке в студии – 10 000 люкс
  • На открытом месте в пасмурный день – 1000 люкс
  • В светлой комнате вблизи окна – 100 люкс
  • На рабочем столе для тонких работ – 100–200 люкс
  • Необходимое для чтения – 30–50 люкс
  • На экране кинотеатра – 85–120 люкс
  • От полной луны – 0,2 люкс
  • От ночного неба в безлунную ночь – 0,0003 люкс

Освещение – базовые понятия

Как правило, освещение бывает направленным, рассеянным и комбинированным.

  • Направленный свет — это свет, дающий на объекте резко выраженные света и тени и в некоторых случаях блики.
  • Рассеянный свет — это свет, равномерно и одинаково освещающий все поверхности объекта, вследствие чего на них отсутствуют тени, блики и рефлексы.
  • Комбинированное освещение представляет собой сочетание направленного и рассеянного света.

Уменьшение общей освещённости изменяет соотношение между яркостями светов и теней: яркость свето́в убывает быстрее, чем теней. Это может происходить за счёт некоторого освещения теней рассеянным светом. Таким образом, уменьшение общей освещённости вызывает одновременно и уменьшение контраста.

Освещение является простым, если свет имеет одно направление, и сложным, если он идет по нескольким направлениям, от двух и более источников.

Освещение будет жёстким, когда источником света является вольтова дуга или электролампа без арматуры; смягчённым — если он заслонен полупрозрачным экраном (из бумаги, молочного стекла, лёгкой ткани), и мягким — когда он заключён в широкий софит с полупрозрачным экраном.

Вид освещения сказывается на очертании теней и характере рельефа. При жёстком освещении границы теней очень точно очерчены, а рельеф объекта преувеличивается — созидается впечатление, что все впадины углубились. Смягчённое освещение размывает контуры теней и уменьшает рельефность объекта. Мягкое освещение ещё более увеличивает этот эффект.

Если источник света близко расположен к освещаемому телу, то тени будут конусообразными и резко очерченными. Если два источника света посылают в пространство взаимно перекрещивающиеся лучи, то они дадут тень и полутень, которые смягчат контраст изображения.

Лучи, падающие на поверхность объекта под углом больше 45°, дают прямое освещение, а под меньшим — косое.

Косое освещение подчёркивает форму предметов и хорошо выявляет их детали. Его разновидностью является скользящее освещение, когда угол падения на поверхность объекта близок к нулю градусов. Скользящее освещение особенно чётко выявляет фактуру объекта. Для смягчения контраста при скользящем освещении дают дополнительное прямое освещение объекта съёмки, но от более слабого источника света, чем источник скользящего освещения.

Читайте также:
Радиальный угловой шкаф купе: описание, советы по выбору

При освещении искусственными источниками света крупных планов (портретов, натюрморта и т.д.) пользуются следующими видами освещения:

  • Заполняющий, или общий свет – равномерное, рассеянное, бестеневое освещение объекта, имеющее достаточную интенсивность для короткой выдержки. Осуществляется комбинацией источников верхнего и переднего света.
  • Рисующий свет — пучок света, направленного на объект или его сюжетно важную часть. Его задача — создание основного светового эффекта. Такой свет должен давать бо́льшую освещённость на освещённом участке объекта по сравнения с освещённостью общего света. Самостоятельно рисующий свет употребляется редко, так как он даёт контрастное освещение, затрудняющее проработку деталей в тенях или света́х из-за большого интервала яркостей.
  • Моделирующий свет — узкий направленный пучок света малой интенсивности, используемый для получения бликов, улучшающих передачу объёма объекта и подсветки теней с целью их смягчения, а иногда и полного устранения. Назначение моделирующего света — улучшение градации светотени. Прибором для моделирующего света служит глубокий узкий софит с обыкновенной лампой накаливания небольшой мощности или обычный софит с надетым на него тубусом.
  • Контурный, или контрово́й, свет — задний скользящий свет, используемый для выделения контура объекта от фона. Таким светом выявляют форму всего объекта или какой-либо его части. Источник контурного света помещают позади объекта на близком расстоянии от него. Получают тонкую линию светового контура, которая расширяется с удалением источника света от объекта. В качестве прибора для контурного света используют софит со средним диаметром рефлектора.
  • Фоновый свет — свет, освещающий фон, на котором проецируется объект. Освещённость фона должна быть меньше, чем освещённость, даваемая общим и рисующим светом. Фоновый свет бывает равномерным и неравномерным. Обычно его распределяют так, чтобы светлые участки объекта рисовались на тёмном фоне, а тёмные — на светлом. Для равномерного освещения фона используют источники света в широком софите, а для создания на нем световых пятен — в узком софите. Прекрасные результаты смягчения света дает отраженный свет, для этого используются зонты с отражающей поверхностью и плоские отражатели изготовленные из белой ткани на каркасе.

Варианты света для съемки видео в домашних условиях — как лучше выставить и что использовать.

Уже давно известно, что грамотно подобранный, хороший свет для видеосъемки может заставить даже бюджетную видеокамеру или смартфон снимать значительно лучше.

И для этого не всегда требуется покупать дорогостоящее оборудование.

Давайте рассмотрим основные правила и способы видеосъемки в домашних условиях, которые позволят вам получить вполне качественную картинку.

Первый вариант самый известный и бесплатный — свет от окна. Лучше всего, чтобы он падал на объект съемки под углом в 45 градусов.

В этом случае на вашем лице появляется некий объем. Если же вы будете сидеть прямо к окну, то лицо будет выглядеть плоским.

Однако с другой стороны, так можно убрать морщины.

Также никогда не садитесь к окну под углом в 90 градусов. Иначе получите глубокую и некрасивую тень на второй половине лица.

Если придвинуться к окну поближе, то вы создадите еще и цветовой контраст. То есть, задний фон будет немного темнее вас. Это хорошо притягивает внимание зрителя к лицу.

И вообще каждый раз при съемке, старайтесь располагаться как можно дальше от заднего фона (стена, шкаф и т.п.). В противном случае получается плоский и скучный кадр.

Помимо этого, ваша тень будет падать на эту поверхность и отвлекать зрителя.

Это проявляется не только на солнечном свете, но и при искусственной подсветке.

Однако при всей простоте такого освещения, есть здесь свои проблемы и сложности. Свет за окном часто меняется и вы эти изменения не в состоянии контролировать.

Солнышко может в любой момент спрятаться за тучку, а потом опять выглянуть наружу. Моментально перестроить кадр под эти изменения невозможно.

Чтобы сделать картинку чуть более интересной и профессиональной, поиграйте со своими источниками света, которые присутствуют в квартире (торшер или настольная лампа).

Добавьте их в комбинацию к солнечному свету.

В этом случае с одной стороны у вас появится блик, а с другой будет свет от окна. Это дает уже совсем другую картинку.

Также можно собрать все переносные осветительные приборы, которые есть в доме и подсветить себя только ими. Но это наихудший вариант, и он редко заканчивается успехом.

Во-первых, такой свет получается жестким и не рассеянным.

Если кто не знает, свет для съемки бывает мягким и жестким. Для девушек больше подходит мягкий вариант.

Для парней можно использовать оба. Жесткий свет сильнее подчеркивает фактуру кожи и делает резкие, глубокие тени.

При необходимости это создает отличный художественный эффект. Мягкий же свет, заполняет все ямки на коже и она выглядит красивее и сглаженнее.

Не забывайте, что мягкость и жесткость также зависит от размера источника света. Чем он больше, тем более мягкий свет вы получите.

Но в то же время, чем дальше вы его поставите, тем более жестким он будет становиться.

Второй отрицательный момент подсветки от переносных домашних светильников — разнородность ламп.

Если лампочки в них будут разными (мощность, цветовая температура), то вся картинка будет выглядеть совсем плохо и по любительски.

Вообще большинство начинающих видеоблогеров используют стандартную схему освещения. Она состоит из 3-х источников:

    рисующий свет
Читайте также:
Сколько стоит шифер: ценообразование и ориентировочная стоимость

    заполняющий

Рисующий – это основной источник, который освещает всю сцену. В самом первоначальном варианте это может быть свет из окна.

При этом за окном не всегда должно быть ясно и солнечно. Наоборот, при относительно пасмурной погоде, может получиться очень мягкий и холодный свет.

В этом случае, разница между светом и тенью будет нивелироваться. А переход между освещенной частью лица и неосвещенной, получается не ярко выраженным.

Что касается заполняющего света, то при бюджетном варианте, опять же можно использовать естественное освещение. Как это сделать?

Очень просто. Воспользуйтесь стандартным рефлектором или отражающей поверхностью.

Они стоят гораздо дешевле софтбоксов. Поэкспериментировав с расстоянием и углом, можно запросто подсветить теневую сторону объекта съемки.

Если у вас нет заводского рефлектора, сделайте его сами, воспользовавшись пенопластом и фольгой.

Далее, чтобы отделить объект от заднего фона, переходим к контровому источнику света. Здесь подойдет обычная переносная стандартная лампа.

Лучше взять модель на прищепке. Ее без проблем получится приспособить в самые разные места.

Вкручиваете в нее светодиодную или энергосберегающую лампочку с температурой 5000-6500К, и цепляете позади объекта съемки за любой высокий предмет (вешалка, полка шкафа). Только так, чтобы она не попадала в кадр.

Этот контровой свет должен располагаться сзади “актера”, примерно напротив рисующего света из окна. Он поможет отделить его от общего заднего фона.

Наглядно трехточечная схема при комбинировании естественного и искусственного освещения, будет выглядеть следующим образом.

Какие лампы лучше выбрать для подсветки при фото и видеосъемке? Идеальным вариантом считаются энергосберегающие с температурой 5500 Кельвин.

Но они продаются в основном в специальных магазинах с фотооборудованием. Кроме того, они большие, дорогие, не совсем удобные и небезопасные.

Их очень легко разбить. При этом не забывайте, что внутри таких изделий находится ртуть.

Поэтому профессионалы советуют выбирать светодиодные лампы известных фирм Philips, Osram.

У них более стабильное качество по цветопередачи и заявленной цветовой температуре, чем у многих других фирм. Продаются они в обычных супермаркетах.

Подбирайте самые мощные модели 12-14Вт с индексом цветопередачи CRI от 85% и выше. Чем больше, тем лучше.

Разница между CRI больше 90 и гораздо меньшими значениями, весьма существенна и видна даже невооруженным глазом. Не говоря уже о камере.

Старайтесь никогда не использовать для фото и видеосъемки дешевую китайскую светотехническую продукцию. Даже к светодиодным Led панелям, которыми завален Али Экспресс относитесь с опаской.

Они зачастую дают зеленоватый оттенок. Поэтому лучше брать проверенные бренды.

Цветовая температура домашних ламп для видеосъемки должна быть минимум 4100К. Эти же лампочки можно использовать в софтбоксах.

Для подсветки кожи человека они вполне подходят. 5500К дороже и их сложнее найти.

Многие эксперты советуют также покупать накамерный свет. Это такие прямоугольные или круглые лед панели на 160 или 216 светодиодов.

Однако такой свет является больше оперативным, а не стационарным. Даже с рассеивателем он дает жесткий и не особо хороший результат. Если вы в качестве оператора выезжаете в час ночи на съемку ДТП, то вам такой вариант отлично подойдет.

Он мобильный и яркий. Но это не свет для видеоблога, которым стоит постоянно освещать лицо. Его можно использовать только для подсветки фона.

При направлении на человека, такая лед панель будет еще и слепить, заставляя прищуриваться.

Кстати, продаются и увеличенные варианты таких панелей на 600 светодиодов, с возможностью регулировки яркости.

Это уже более приемлемый вариант, за исключением одного НО. Они дорогие. И это никак не попадает в категорию бюджетного света.

Также будьте осторожны с регулировкой яркости при помощи диммеров.

Из-за них даже на хороших лампочках может получиться эффект стробоскопа.

Светодиодные лампы при уменьшении яркости начинают мерцать и пульсировать. Причем невооруженным глазом, это может быть и не заметно.

Есть вообще модели светильников, которые длительное время способны отработать на компактных батарейках.

С ними вы не будете зависеть от удаленности розеток и путаться в проводах переносок. Но здесь опять встает вопрос цены.

А теперь поговорим о самом оптимальном варианте. Это конечно же софтбоксы.

Обычно они приобретаются комплектами по 2шт. У тех же китайцев можно найти действительно хорошие и не совсем дорогие варианты.

Если пока не хватает средств, сделайте их самостоятельно из подручных материалов. Ничего сложного в их изготовлении нет.

Единственный минус софтбоксов – они занимают немало места.

И тут возникает главный вопрос – как правильно поставить такой свет для видео? При каком расположении светильников съемка будет выглядеть наиболее удачно?

Все зависит от вашей комнаты и поставленной задачи. Если вы хотите выглядеть моложе и показать всем, что у вас нет морщин – ставьте основной свет сразу за камерой, чуть выше чем она есть.

Если вам нужно добавить драматичности в картинку или прибавить себе возраста, то размещайте основной свет сбоку.

Второй источник света при этом располагается за собой, чтобы создавать объем. Его направьте или на фон, или в свою сторону. Но так, чтобы его не было видно в кадре.

Когда накопите деньги на несколько софтбоксов и светильников, можете попробовать “голливудскую” схему освещения, по которой снимает большинство зарубежных блогеров. Вот она.

По центру стоит камера. Справа и слева от нее два софтбокса, расположенных под углом в 45 градусов.

Чуть сзади и сбоку, вас подсвечивает еще один софтбокс. А для освещения фона применяются 2 флуоресцентных светильника.

Читайте также:
Пропал свет на кухне с натяжными потолками - что делать?

Это самая главная фишка схемы – фон тоже нужно подсвечивать. Причем освещать не просто обычными лампочками, а именно флуоресцентными.

Что они из себя представляют? Это довольно здоровые панели, дающие яркий и мощный свет.

Такую же схему можно применить и для хромакея.

Чтобы на нем не было никаких пятен, вам просто нужно подсвечивать задний зеленый фон. В итоге после обработки видео, ничего лишнего в картинке не останется.

Если с освещением человека в кадре все более менее понятно, то вот со съемкой товаров и предметов на столе без заднего фона, все гораздо сложнее.

Здесь уже не достаточно выставить два софтбокса по бокам на равном расстоянии и наклонить их к столу. Придется существенно заморочиться со схемами подсветки.

Ну и в заключении хотелось бы отметить, какие бы профессиональные или бюджетные светильники вы не использовали, помните, что хорошее освещение больше зависит от вашего вкуса и от вашей способности видеть сцену, а не от количества денег затраченных на то или иное оборудование.

Инструкция по освещению для портретной съемки

Свет – это основа фотографии, поэтому при съемке портретов, важно не только понимать, как он работает, но и уметь манипулировать им для создания нужного настроения и атмосферы на снимке. У нас нет времени на уроки физики, но мы постараемся дать вам некоторые подсказки и советы по поводу того, как подходить к освещению объекта съемки, когда вы фотографируете портрет. Вы сможете более эффективно его использовать.

Чего вы хотите добиться?

Первым делом нужно выяснить, чего вы хотите достичь в своем снимке. Это важно, потому что только так вы сможете определить, какие методы необходимо использовать для того, чтобы получить задуманные кадры. Попробуйте собрать несколько примеров изображений, которым вы хотели бы подражать. А затем уделите некоторое время на их рассмотрение и изучите характер освещения.

Обратите внимание естественный это свет или студийный. Если второе, то в каком количестве и под каким углом по отношению к объекту его использовали? Такой анализ поможет вам определить то, что необходимо для вашей собственной работы и даст гораздо больше шансов на получение желаемого результата.

Естественный свет

Использование дневного света может быть очень хорошим вариантом для достижения более тонкого, четкого и естественного вида ваших портретов. Многие профессиональные фотографы любят использовать свет из окна для портретной съемки. Прибегая к этому методу, вы можете контролировать количество света с помощью жалюзи или шторы, а также изменять дальность и угол наклона в зависимости от конфигурации окна.

При работе на открытом воздухе, вы должны быть внимательны, чтобы правильно выбрать время суток для съемки. Предпочтительно избегать периодов, когда солнце находится высоко в небе. Тогда свет работает слишком ярко и резко. Лучше выберите время с утра пораньше или поздно вечером, когда свет утратит яркость и станет теплее. Это позволит вам избежать чрезмерного воздействия и сильных контрастов.

В случае необходимости, при работе с естественным светом можно использовать отражатель прямого света. Это позволит вам избежать тени на лице, так как вы можете направлять на него свет, отраженный из угла.

Фото: Simon Bray

Студийный свет

Использование студийного освещения не должно быть сложной наукой. Для некоторых фотографов, которые всегда снимали при дневном свете, это может показаться сложной перспективой. Но следует отметить, что использование студийных установок для освещения дает очень много преимуществ. Поэтому желательно уделить некоторое время на ознакомление с премудростями искусственного света. Оно того стоит.

Основным преимуществом студийного освещения является то, что вы можете управлять светом, его силой и углом, под которым он направлен к вашему объекту. Это открывает море творческих возможностей, которые не доступны при использовании естественного света.

Для начала, можно взять один источник постоянного искусственного света. Поэкспериментируйте с его размещением по отношению к объекту съемки и посмотрите, как это повлияет на ваши снимки. Вы все равно сможете добиться довольно естественно выглядящих кадров, так как у вас всего один источник света, так же как и при солнечном свете. Только теперь у вас больше контроля и в этом очевидное преимущество.

Фото: Yarden Sachs

Углы света

Как только ваш объекты успешно расположится, вы можете перейти к использованию передвижного света для того, чтобы получить желаемое освещение. Переносите его вокруг. Таким образом, вы активно управляете углом и количеством света проливаемого на объект.

Вы обнаружите, что, казалось бы, незначительные перемены приводят к существенным изменениям в снимке. Поэтому не начинайте с резких передвижений. Просто экспериментируйте, настраивая свет и делая пробные снимки. При этом объект съемки остается статичен. Двигается лишь освещение.

Фото: Лиза Харпер

Несколько источников искусственного света

Как только вы почувствуете, что можете управлять одной студийной установкой, задумайтесь об использовании несколько более сложного набора, в который входят две лампы или еще больше. Здесь действительно много возможностей для расположения огней и все зависит от вашего воображения и от того, чего вы хотите достичь.

Фото: Alex Campos

При портретной съемке, вы стремитесь к тому, чтобы изобразить объект в лучшем виде. Это означает, что вы стремитесь объединить основные черты и характер человека в одном кадре, что требует много навыков и, возможно, немного удачи.

Тем не менее, чтобы помочь себе, убедитесь, что вы не используете слишком много света, избыток которого делает лицо плоским. Важно иметь различные тона, продиктованные особенностями лица. Из-за переизбытка света вполне может исчезнуть характерная черта, и вы потеряете естественный интерес и глубину кадра.

Читайте также:
Основные ошибки при выборе стеклореза
Хорошие и плохие тени

При использовании мощных источников света легко может возникнуть отбрасывание теней на стенах и потолках. Это не всегда плохо. Вы можете делать это намеренно, чтобы использовать в кадре. Но они также могут добавлять излишнюю мрачность и угрюмость вашему снимку. Как правило, если вы не планируете тени, то их случайное появление будет не лучшим образом работать в кадре. Поэтому просто убедитесь в том, что вы их не создаете.

Фото: Simon Bray

Ракурс камеры

После того как ваш объект занял выгодное положение, даже если смотреть на него действительно приятно, важно, чтобы вы не зацикливались на достигнутом. Изменяя угол освещения, не забудьте об использовании также различных ракурсов. Некоторые фотографы предпочитают использовать штатив, что абсолютно нормально, но если вы используете студийный свет, то имеете доступ к достаточно сильному освещению для того, чтобы снимать с рук. Съемка сверху, снизу, сбоку или над головой – все это будет изображать объект совершенно по-другому. Так что не бойтесь бродить вокруг него, чтобы выяснить, какие ракурсы лучше подходят для конкретной фотосессии.

Контакт с глазами

Одно из золотых правил портретной фотографии состоит в том, чтобы убедиться, что у вас есть контакт глазами или, по крайней мере, с одним глазом субъекта. Конечно, случаются очень удачные исключения из правил, но это скорее везение. А для того, чтобы создать сильную связь зрителя с объектом, вы должны убедиться, что в кадре виден хотя бы один глаз фотографируемого.

Объект не должен смотреть в камеру, но если вы используете студийный свет, то различные тени, тона и углы иногда отчасти скрадывают глаза и они могут быть видны не достаточно ясно.

Попробуйте сами

Мы надеемся, что для тех из вас, кто испытывал затруднения с применением освещения для портретной съемки, эти несколько советов позволили понять, насколько методы освещения могут быть эффективными и простыми. Чтобы вы развили в себе больше уверенности, можете арендовать фотостудию на пару часов. Попросите кого-то из друзей перемещать освещение, используя имеющуюся технику, и попробуйте различные варианты освещения. Это позволит вам наблюдать за изменением результатов и даст вам хорошую возможность сформировать свои предпочтения.

Свет при видеосъемке

Естественное освещение

Естественное освещение – это свет, создаваемый солнцем, а также рассеянный свет от неба.

Если видео съемка производится на улице, это вовсе не значит, что нет необходимости работать со светом.

Читайте также

При съемке в солнечную погоду рекомендуются отдать предпочтение утренней или вечерней съемке: когда солнце расположено не так высоко. Так характер света будет более выразительным.

Чтобы смягчить свет от солнца, есть два основные способа: пропускать солнечный свет через рассеиватели, или подсвечивать тени специальным отражателем.

Кроме того, так популярная всеми фраза: «нельзя снимать против света» не имеет ничего общего с профессиональной работой. Напротив, контровое низкое солнце выглядит очень эффектно, а с передней стороны его можно также доработать отражателями. А вот прямое солнце от камеры светит в глаза, заставляя людей щуриться, заливает лицо плоским необъемным светом.

При съемке в пасмурную погоду часто используют отражатели, чтобы создать блик в глазах актера, иначе взгляд выглядит мертвым.

Искусственное освещение

Искусственное освещение – это свет, создаваемый осветительными приборами. Это как бытовые приборы: настольные лампы, верхнее комнатное освещение, так и профессиональный свет для видеосъемки.

Виды света

1. По протяженности источника

  • Направленный свет

Направленный свет – это свет от направленного прибора (прожектора, солнца), расстояние от которого до объекта съемки в 5 раз больше, чем линейный размер самого источника.

Направленный свет создает резкие тени, и освещает только те грани объекта, с какой стороны он светит.

Рассеянный свет

Рассеянный свет создается рассеянными источниками света. Тени в таком случае или мягкие, или отсутствуют вовсе. Физический размер таких источников сопоставим с расстоянием до объекта съемки. Так что все относительно: солнце, линейный размер которого значителен, расположено далеко, и создает направленный свет, а метровый отражатель на расстоянии 1-2 метров от лица актера уже будет являться рассеянным.

2. По цветовой температуре

Цветность источников освещения может быть различной в широких пределах. Измеряется она в Кельвинах. Чем ниже значение цветовой температуры, тем теплее визуально выглядит свет, и наоборот.

  • Пламя свечи – 2000К
  • Лампа накаливания – 3000К
  • Галогенные лампы для видеосъемки – 3200К
  • Солнечный свет – 5000К
  • Металлогалогенные лампы для видеосъемки – 5500К
  • Рассеянный свет от неба – 7000К
  • Ясное голубое небо зимой – 15000К

В зависимости от того, где производится съемка и при каких условиях, выбирается определенный вид искусственного освещения: холодное (5500К) или теплое (3200К).

Если съемка производится на натуре, днем, используют приборы с металлогалогенными лампами, так как их температура наиболее приближена к дневному свету (5500К), а при балансировке светофильтрами теплых приборов, очень большая часть светового потока теряется. Поэтому с точки зрения КПД фильтровать теплый свет под холодный не выгодно.

В павильоне почти всегда используют прожекторы с галогенными лампами, так как освещение там не смешанное, а теплые приборы дешевле в аренде и обслуживании.

Читайте также:
Обзор радиаторов отопления Kermi

Если же съемка ночная – то здесь варианты могут быть различными, в зависимости от творческой задачи.

3. По характеру освещения

Помимо технической стороны вопроса свет для видеосъемки является очень важной составляющей творческого процесса в работе оператора. Ведь именно благодаря правильному освещению создается атмосфера той или иной сцены. Существует пять видов света:

Рисующий свет

Рисующий свет задает основное направление света, прорисовывает фактуры предметов или лиц, создает рисунок теней. Рисующий свет может быть как направленным, так и мягким, соответственно и рисунок теней будет различаться. Точечный источник света даст резкие, очерченные тени. Как, например, солнце или любой прожектор. Если же размер вашего источника больше, например, между солнцем (прожектором) и актером можно поставить рассеивающую светораму, тем самым увеличивается линейный размер источника, и тени становятся мягче.

Стандартное положение рисующего света относительно лица – под 45° и немного выше уровня объекта съемки. Одна половина лица в таком случае получается освещенной, а тень от века и носа на теневой части лица создают световой треугольник. Этот треугольник также называют треугольником Рембрандта, а данную схему света светом Рембрандта.

Но, как показывает опыт, одного рисующего света для видеосъемки оказывается недостаточно: теневая часть лиц и объектов получается абсолютно черной, без возможности различить фактуру. Человеческий глаз способен быстро адаптироваться к изменениям яркости, поэтому мы можем видеть и теневые, и освещенные части предметов. Матрицы видео и фото камер имеют охват контраста значительно ниже, поэтому суть постановки света сводится к тому, чтобы то освещение, которое наш глаз способен воспринять, передать и зафиксировать и на видео.

Заполняющий свет

Заполняющий свет – это свет, который помогает подсветить тени, образованные рисующим светом. Например, рассеянный свет от неба является заполняющим по отношению к солнечному. Но в случае пасмурной погоды свет от неба становится уже основным, то есть рисующим.

Заполняющий свет по стандартной схеме освещения ставится с той же стороны, с которой стоит рисующий. Таким образом, на лице получается плавный переход от наиболее яркой части к теневой. Если же поставить заполняющий свет с противоположной стороны, то на лице образуется вертикальная тень. Альтернативой может быть постановка заполняющего света от камеры, в таком случае он просто поднимет по яркости все темные детали изображения, или верхнее рассеянное освещение (например, свет от прожектора, отраженный от потолка помещения).

Фоновой свет

Фоновой свет – это свет, освещающий фон, находящийся за объектом съемки. Одно из правил, которого придерживался и Леонардо да Винчи, – «темное на светлом, светлое на темном». Так лучше всего читаются контуры объектов. Поэтому, при стандартном портретном освещении, за освещенной частью лица располагается темный фон, а за теневой частью – наоборот, более светлое пятно, которое как раз и создается светом. При съемке в студии фон заливается светом равномерно, или создаются световые градиенты, пятна, полосы.

Контровой свет

Контровой свет – это свет, направленный в обратном направлении, то есть в сторону камеры. Контровой свет создает световой контур, абрис. С помощью контрового света отделяется теневая часть объекта от темного фона. Контровой свет располагается прямо за объектом съемки или под углом 10-20°.

Моделирующий свет

Моделирующий свет – это свет, с помощью которого отрабатываются детали и нюансы. Это своеобразное дополнение рисующему свету, когда творческая задача диктует расстановки акцентов. Это может быть и блик на волосах, и скользящий свет, подчеркивающий скулы, или световой акцент на деталях одежды.

Сочетание этих пяти разновидностей освещения дает то, что называется характером света.

В работе со светом очень важен баланс между этими приборами. Во всем должна быть мера. Заполняющий свет не должен перебивать рисующий, контровой не должен создавать световую шапку на волосах актеров.

Что касается положения света, то основная цель здесь – выявление объемов лиц, предметов, интерьеров. Фактуры, такие, как, например, дерево или пластик, будут требовать совершенно различного подхода в работе со светом. Дерево имеет мелки ворсинки, шероховатости, которые хорошо будут смотреться в скользящем моделирующем свете. Пластик же, и другие глянцевые поверхности в таком свету не будут смотреться эффектно. Их фактура строится на том, что они отражают другие предметы. То есть постановка света для них будет основана на расположении вокруг освещенных и затеняющих поверхностей, которые создадут темные и светлые части объекта. Если поставить направленный источник, мы лишь увидим в одной точке объекта отражение яркого пятна, ничего больше. Для стекла хорошо бывает освещение на просвет, то есть фоновое. Освещается фон, а стекло вырисовывается темными силуэтными линиями.

Постановка света, работа со светом – основные задачи оператора.

Если вы только начинаете познавать азы работы со светом, вы можете приобрести небольшой комплект света для видеосъемки, или сделать свет для видео своими руками.

Возьмите обычные лампы накаливания, выберете объект, который будете освещать и фон. Начните с одной лампы и поэкспериментируйте с рисующим светом: двигайте лампу под разными углами и смотрите, какой рисунок теней получается при разном положении света. Дальше вы можете попробовать сделать рассеянный источник: поместите лампу в матовый бумажный шар (такие можно купить в Икее). Комбинируйте точечные и рассеянные источники света.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: