Расстояние между столбами освещения: в городах и на трассах по ГОСТу и СНиП

Расстояние между столбами освещения: в городах и на трассах по ГОСТу и СНиП

Создание комфортных условий, а также освещения территории – основная задача каждого владельца недвижимости. В этой связи знание такого показателя, как расстояние между столбами освещения, позволяет грамотно и с требуемой экономией обеспечить оптимальные условия подъезда и прохода к дому. Однако при реализации подобного проекта необходимо учитывать ряд особенностей, связанных с соблюдением расстояний между фонарями.

Важные нюансы размещения столбов освещения

В целях организации освещения в темное время используются уличные фонари, которые крепятся на опорах. В качестве материалов для их создания в зависимости от личных предпочтений чаще всего применяется железобетон, бетон и дерево.

Несмотря на то, что расстояние между осветительными столбами – важнейшее значение, в ходе выполнения работ важно понимать предназначение опорных конструкций. Таковые в своем составе имеют следующие составные части:

  1. Основной удерживающий элемент, представляющий собой стальную прожекторную мачту. Выяснить, какое расстояние является наиболее оптимальным, не представляет сложности. Высота варьируется в зависимости от функций и места размещения столбов освещения. Чаще всего для организации освещения этот показатель складывается с учетом количества опор электропередачи в населенном пункте и подбирается так, чтобы ниспадающие световые лучи формировали пересекающиеся между собой конусы.
  2. Столбы с распределительными лючками. Эти приспособления размещаются в верхней части опор. Они различаются по виду, форме и мощности. В ходе монтажа таких деталей важно учитывать место предполагаемой установки. Так, если планируется создание иллюминации для транспортных дорог с радиусом поворота, то целесообразнее использовать мощные приборы. В случае применения для освещения пешеходных зон или подхода (подъезда) к дому рациональнее воспользоваться умеренными декоративными источниками с меньшей высотой опорных столбов.

Важной особенностью при определении дистанции между опорами освещения является обязательный учет размещения на таких конструкциях дополнительного оборудования.

Это обусловлено тем, что очень часто столбы с фонарями применяются и в качестве удерживающих элементов различных проводных линий: телефона, ЛЭП и пр.

В такой ситуации расстояние между опорами уличного освещения обязательно должно составлять несколько большие значения, чем установленные нормами.

Параметры расстояний при расчете согласно ГОСТу и нормам СНиП

Согласно требованиям СНиП и ГОСТа дистанцию между соседними опорами принято называть пролетом. Если планируется устанавливать столбы освещения вдоль дорог, то этот показатель в зависимости от мест расположения фонарей необходимо устанавливать на основе следующих параметров:

  • требуемого уровня света;
  • числа, типа и мощности фонарей, установленных на одной мачте;
  • необходимой высоты.

С учетом перечисленных особенностей следует понимать, что минимальным расстоянием между опорами освещения признано 35 м. При этом данный показатель относится именно к мачтовым конструкциям, а каких-либо требований к установке светодиодных лент на определенных частях улиц не предъявляется.

От дороги расстояние определяется с учетом наличия бордюра (от крайнего положения земли – начала дорожного полотна или от бордюра).

В парках, на городских аллеях, как правило, невысокие светильники устанавливаются на расстоянии не менее 3 метров друг от друга. Этот параметр не является нормативным и зависит только от мощности осветительных приборов.

Дополнительные значения удаленности от опор

При определении оптимальной длины пролета важно брать во внимание и необходимые промежутки до объектов архитектурного и дорожного строительства, в частности, расстояние от дороги до опоры с учетом характеристик проводов ОСТ.

Числовые показатели таких параметров также регламентируются требованиями руководящих документов, и наиболее распространенные из них представлены в таблице.

№ п/п Наличие бордюра Тип объекта Минимальное расстояние от опоры, м
1. Да Магистральная дорога 1 м
2. Да Остальные виды дорог 0,5 м
3. Нет Все типы трасс 1,75 м
4. Нет Не предназначенные для крупного автомобильного движения дороги 0,3 м
5. Нет Балкон, окна жилых домов, металлоконструкции, металлические рамы 1 м

Кроме представленных характеристик, технической документацией также закреплен показатель интенсивности и загруженности дорожных трасс, относящийся и к установкам транспортных развязок.

Значения такового для разных объектов с учетом устанавливаемых ламп или светодиодов представлены в таблице.

№ п/п Уровень загруженности, чел./час Нормы освещенности дорог, люксы
1. 3000 и выше 20 и более
2. 2500–3000 15–20
3. 1000–2000 10–15
4. 500–1000 8
5. до 500 4

Стремясь к соблюдению приведенных требований, в ряде случаев при определении расстояния не всегда получается выдержать предписанные нормы. Это обусловлено тем, что смещение одного из столбов может коренным образом изменить потоки света и вызвать необходимость пересчета промежутков.

ГОСТ в городе предусматривает оптимальные значения такого показателя, как высота осветительных конструкций, с учетом движения городского транспорта в 20 м. При этом перед началом монтажа столбов освещения необходимо также продумать возможность последующего обслуживания.

Расчет основных параметров

Перед установкой фонарных опорных элементов нужно следовать пути предварительного вычисления и измерения, для чего устанавливаются:

  • одинаковая дистанция между всеми столбами или опорами освещения;
  • расстояния каждой мачты прожекторной от иных объектов.

В последнем случае существенным образом изменить промежутки не получится ввиду четкого их закрепления нормативными документами. С длиной пролета между столбами ситуация иная – таковая может изменяться на несколько метров, что связано со следующими факторами:

  • предполагаемой мощностью и высотой размещения светильника;
  • количеством устанавливаемых на столбе приборов освещения.

Перед проведением расчета параметров размещения осветительных опор целесообразнее всего с учетом конкретных правил установки опор ЛЭП и существующих объектов предварительно узнать необходимые дистанции, после чего набросать план строительства.

При разработке этого документа следует исходить из того, что расстояние между столбами устанавливается соответствующими правилами и составляет 35 м.

Целесообразность проведения точных расчетов

Точные расчеты расстояний и установка фонарных столбов – не прихоть законодателя, а выверенные показатели, выявленные на основе опыта строителей. Правильное вычисление этого значения как от объектов, так и между столбами освещения позволяет:

  • сократить число аварий;
  • обеспечить безопасность передвижения в пешеходных зонах;
  • создать благоприятные условия освещенности в ночное время;
  • снизить уровень преступности.

Знания требований нормативных документов и того, на каком расстоянии стоят столбы освещения, в совокупности с правильной подготовкой будут способствовать обустройству грамотной иллюминации на участке собственника, а также наружной подсветки на прилегающей территории.

Читайте также:
Смывается ли акриловая краска водой и эффективные способы удаления

Какое должно быть расстояние между фонарными столбами

Расстояние между столбами освещения подбирается по строго установленным нормативам ГОСТ и СНиП. Чтобы определить точный показатель, надо учесть ряд факторов, поэтому стоит разобрать их, чтобы понимать, как проводятся расчеты. От правильного расположения зависит освещенность дороги и безопасность движения.

Общие особенности определения расстояния на трассе и в городе

Расстояние от одного столба до другого называют пролетом. Оно меняется в зависимости от ряда условий, поэтому нет четких норм, которыми можно руководствоваться везде. В первую очередь нужно учесть следующее:

  1. Какая зона освещается. Это может быть трасса с разной интенсивностью движения, городские улицы различной ширины или парковые зоны. Нормы для каждого из видов отличаются.
  2. Тип столбов и их высота. Тут важно не только расстояние от фонаря до земли, но и количество плафонов на опоре, их расположение относительно проезжей части и т.д.
  3. Тип источников света и характеристики используемых ламп. Очень часто после замены лампы освещенность меняется, если был использован вариант с другими характеристиками. Поэтому расчеты всегда проводятся под конкретное оборудование, чтобы менять вышедшие из строя лампы на такие же.
  4. Расположение столбов относительно освещаемых участков. Тут важно соблюдать нормы, так как слишком близко ставить опоры нельзя, а если сдвинуть их далеко, то качество света снизится.
  5. Рельеф местности и другие особенности, которые могут влиять на освещенность. Например, на спусках и подъемах нужно располагать фонари так, чтобы ни один участок не остался без света и при этом световой поток не бил в глаза.
  6. Схема расположения столбов. От этого напрямую зависит освещенность дорожного полотна

Улучшить освещение можно за счет замены ламп на более мощные или использования плафонов с более эффективными вариантами.

Нормы по ГОСТу и СНиПу

Строительные нормы позволяют точно определить все параметры, чтобы подобрать правильное расположение освещения. Кроме того, есть ряд других аспектов, которые надо учесть. Они показаны на схеме для наглядности:

  1. Высота расположения осветительного плафона над проезжей частью. Чем этот показатель больше, тем шире световое пятно, но тем меньше интенсивность освещения. Обычно высоту отмечают буквой Н, она подбирается под конкретную дорогу, средним показателем является 9-12 метров.
  2. Ширина пролетов. Норматив определяется исходя из вида дороги, ее категории по освещению и загруженности трассы. Она может составлять от 30 до 65 метров, поэтому от правильного расчета зависит, сколько столбов придется установить на том или ином участке. Ширину на схемах отмечают буквой L.
  3. Положение осветительного плафона относительно проезжей части. Для улучшения показателей и обеспечения освещения дороги, а не обочины светильник обычно выносится с помощью кронштейнов подходящего размера. Они могут входить в конструкцию или же закрепляться отдельно в верхней части. Этот показатель обозначают буквой I.
  4. Ширина проезжей части – еще один важный фактор, от которого отталкиваются при определении расстановки светильников вдоль дороги. Если показатель до 12 метров, можно ставить фонари с одной стороны, если от 12 до 18, лучше всего располагать их по обеим сторонам дороги в шахматном порядке. Для проезжих частей шириной от 18 до 32 метров применяют прямоугольную шахматную схему. Показатель обозначается символом W.
  5. Угол наклона плафона относительно проезжей части также надо подбирать индивидуально, так как от этого зависит, как будет распределяться световой поток. Его отмечают символом α и измеряют в градусах. За счет изменения угла можно точно выставить освещение и отрегулировать его, если это нужно.

При определении расстояния между фонарями в первую очередь учитывают пересечение конусов света соседних фонарей. Именно на этих участках измеряют уровень освещенности и проверяют его на соответствие нормам. Так как это самые слабо освещенные части дорожного полотна, их и берут в расчет контролирующие органы. Ниже представлена таблица показателей для светильников с натриевыми лампами, одними из самых популярных на сегодня.

Главные факторы в определении пролета между фонарными столбами

Требования к освещенности дорог прописаны в ГОСТ Р 54305-2011 (пункт 4.1). Основным показателем, который влияет на определение расстояния и другие важные моменты является горизонтальная освещенность. А она зависит от категории объекта по освещению:

  1. Категория А – это автомобильные магистрали и крупные городские улицы. Значения зависят от интенсивности движения по дороге, если она свыше 3000 транспортных средств в час, то средний показатель горизонтальной освещенности должен быть не меньше 20 люксов на кв.м. При интенсивности от 1000 до 3000 норма такая же – 20 люксов, а если в час проезжает от 500 до 1000 машин, то ориентироваться нужно на показатель в 15 единиц.
  2. Категория Б – магистральные дороги районного значения и приравненные к ним объекты. Если интенсивность движения превышает 2000 в час, норма горизонтальной освещенности составляет 15 лк. Она используется и при среднем проезде от 1000 до 2000 транспортных средств. При загрузке до 1000 единиц транспорта до 1000 показатель должен составлять 10 люксов.
  3. Категория В – улицы и дороги местного значения в городах, самая многочисленная группа. Если плотность транспортного потока свыше 500 автомобилей, то норма составляет 6 лк. Для проезжих частей, на которых ездит до 500 авто в час или намного меньше достаточно горизонтальной освещенности в 4 люкса.

Расстояние между фонарными столбами, расположенными с одной стороны дороги, в пропорции к их высоте составляет 5:1. Если применяется шахматная расстановка, пропорция увеличивается до 7:1.

Материал изготовления опор

Используемые столбы надо подбирать по нормам ГОСТ 32947-2014. При выборе учитываются сейсмические особенности региона, минимальные температуры в зимний период. Нельзя упускать из вида воздействие агрессивных сред.

Металлические столбы

Для изготовления этого варианта используют сталь. Подходит только для регионов, в которых зимой морозы не превышают показатель в -40 градусов. У опор из металла такие особенности:

  1. Чаще всего соединяют два или 3 элемента с помощью сварки. Но при небольшой высоте могут быть и цельные опоры, которые устанавливают краном.
  2. Металлические столбы могут использоваться только для освещения, в этом случае их называют не силовыми. Если же конструкция применяется для установки проводов и служит как линия электропередач, опоры называют силовыми.
  3. По сечению профиль может быть круглым или многогранным. В некоторых моделях толщина столба одинакова по всей высоте, а в некоторых уменьшается, придавая ему коническую форму.
  4. По методу установки выделяют прямостоечный и фланцевый виды. Первый устанавливают традиционным способом, выкапывая яму нужной глубины и бетонируя основание. Фланцевый тип удобнее за счет того, что основу заливают заранее и в ней размещают крепежный фланец. Нужно установить столб, чтобы отверстия совпали со шпильками и затянуть гайки.

Металл прочен, но сильно повреждается коррозией, поэтому для столбов используют противокоррозионные краски, покрытие обновляют раз в несколько лет по мере его износа.

Железобетонные опоры

Самое распространенное решение, так как имеет большой срок службы и не требует особого ухода в процессе использования. Поверхность не нужно очищать от ржавчины и красить. Особенности такие:

  1. Для производства используют вибрационное оборудование, которое уплотняет бетон высокой марки, чтобы внутри не оставалось пузырьков воздуха. Для надежности внутрь вкладывается каркас из сваренной арматуры.
  2. Конструкции можно использовать в регионах с температурами до -55 градусов. Они подходят почти для всех районов, потому что могут выдержать и сейсмические толчки силой до 7 баллов.
  3. Стойкость к обледенению и сильным ветрам у железобетона тоже на порядок выше, чем у металлических столбов.
  4. По форме могут быть разными: пирамидальными, круглыми, коническими, призматическими. Каждый из вариантов предназначен для определенных условий, поэтому подбирать надо по требованиям к освещению.
  5. Способы монтажа такие же, как и металлических опор. Можно бетонировать нижнюю часть в земле, а можно использовать фланцевый метод крепления. По весу этот вариант намного тяжелее, поэтому для его установки нужна соответствующая техника.

Бетонные опоры могут применять для крепления проводов. В частном секторе и на улицах с малым движением чаще всего используется именно такой вариант.

Столбы из композитных материалов

Современное решение, которое с каждым годом используется все чаще. Оно отличается от традиционных столбов, но при этом имеет много плюсов:

  1. Изготавливаются из полимерных смол или других составов. Для придания жесткости и обеспечения нужной формы изделия армируют стекловолокном.
  2. Столбы намного легче бетонных и металлических, что упрощает перевозку и установку. При этом они имеют большой срок службы – десятки лет и не требуют защиты от коррозии и обновления защитного покрытия.
  3. Профиль и размеры могут быть разными. Все изделия сертифицируются, должна быть документация на соответствие требованиям.
  4. Опоры подходят как для фонарей, так и для проводов, поэтому могут быть и силовыми.
  5. Крепление чаще всего производят фланцевым способом. Но есть варианты, которые можно бетонировать в земле.
Читайте также:
Протекает балкон сверху: кто должен ремонтировать

Расстояние между фонарями уличного освещения – не единственный критерий их установки. Также надо учесть несколько требований по расположению столбов. От этого зависит, где лучше прокладывать кабель и какой вынос фонаря от опоры нужно использовать. Помнить следующие ограничения:

  1. От столба до бордюра должно быть не меньше метра, если освещается скоростная трасса или городская магистраль с большим потоком движения. Это минимальный показатель, его можно делать больше, но уменьшать нельзя. Это касается и остальных норм.
  2. На большинстве городских улиц минимальная дистанция от бордюра составляет 50 см. Это касается второстепенных дорог и других вариантов с низкой интенсивностью движения.
  3. Если на проезжей части запрещено движение грузовых автомобилей, то наименьшее расстояние должно быть 30 см. Этот вариант используют там, где нет риска повреждения опор габаритным транспортом.
  4. Когда фонари устанавливаются на разделительной полосе, ее ширина должна быть не меньше 5 метров. При этом на каждой опоре обычно располагают по два плафона на каждую сторону.
  5. Для парков, жилых зон и мест отдыха расстояния и расположение столбов подбирают индивидуально. Тут нет строгих норм, следует исходить из соображения безопасности, чтобы опоры не создавали помех.
  6. Если по краю проезжей части нет бордюра, то минимальное расстояние до столба должно быть 1,75 метра.

Если столбы устанавливают в жилых зонах, то от столба до балконов или окон должно быть не меньше 1 метра. А лучше сделать расстояние еще больше, чтобы исключить любую опасность.

При установке столбов надо учесть ряд критериев, чтобы обеспечить хорошую видимость и создать безопасную систему. Главный показатель – поверхностная освещенность, поэтому расстояние между столбами, их расположение, высота фонаря и его мощность подбираются так, чтобы система соответствовала нормам.

Какое должно быть расстояние между фонарными столбами?

Реализация уличного освещения намного сложнее бытового. Это связано с существованием множества правил и требований. В первую очередь, освещение должно быть как можно более функциональным, а приборы, в нем задействованные, иметь длительный срок службы. При несоблюдении всех норм уличное освещение не будет эффективным. Для его успешной реализации самым важным моментом считается расчет интервала между будущими столбами для светильников. Расстановка осветительных опор в центре города намного проще, нежели на его окраинах или в частном секторе, не говоря уже о деревнях.

  1. Основные принципы уличного освещения
  2. Расстояние между фонарными столбами
  3. Второстепенные параметры при монтаже опор
  4. Расчет параметров размещения осветительных опор
  5. Польза от правильно проведенных расчетов

Основные принципы уличного освещения

Для обеспечения улиц светом в темное время суток на протяжении долгих лет применяются столбы. За все эти годы наиболее применяемыми материалами для их изготовления стали дерево, бетон, железо и железобетон. Это связано с их прочностью и долголетием, особенно это относится к железобетону. В наличии постоянного света в темное время суток нуждается множество различных участков как жилых, так и нежилых районов населенного пункта, в частности:

Читайте также:
Подпорки для книг своими руками

  • уличные тротуары и дорожки для пешеходов;
  • проезжие части для автомобилей и магистральные дороги;
  • территории, на которых расположены различные учреждения;
  • заправочные станции;
  • автомобильные стоянки и т. д.

Качественное уличное освещение

Хотя расстояние между столбами освещения и является важнейшим моментом при выполнении монтажа, все равно необходимо знать и понимать суть и предназначение самих конструкций для светильников. Она имеет две составные части:

  • Главная часть опоры представляет собой столб, который может быть разным по высоте. Это связано с его функцией и местом расположения. Обычно при их установке в деревне или городе высота подбирается таким образом, что падающий свет образует на земле своеобразные конусы, которые должны пересекаться.
  • Источник, воспроизводящий световой поток. Это оборудование устанавливается сверху осветительных столбов и может быть разной формы, мощности и т. д. Этот фактор зависит от места размещения линии освещения. Например, при обустройстве иллюминации автомобильных дорог требуется использование светильников с мощными лампами, что, соответственно, увеличивает размер самого осветительного прибора. Для освещения парков отдыха, площадей и скверов можно использовать столбы меньшей высоты и декоративные источники света.

Виды столбов для уличного освещения

Очень часто столбы с фонарями выполняют не только осветительную функцию, но и являются одновременно опорами для удержания различных проводов и линий электропередачи. В таком случае расстояние между ними может быть увеличено.

Расстояние между фонарными столбами

Для начала нужно уточнить, что дистанция между двумя ближайшими столбами называется пролетом. Для контроля этих расстояний существуют определенные нормы и требования, которые указаны в СНиП и ГОСТ.

Выбрать, какое расстояние будет между опорами уличного освещения в городской черте, в деревенской местности или на частной территории иногда бывает затруднительно. Однако для каждого случая есть четкие пункты, прописанные в СНиП. Их реализация может также быть разной. При соблюдении правил, указанных в регламентирующей документации, дистанция между опорами освещения должна рассчитываться исходя из следующих параметров:

  • необходимый уровень освещенности для определенной территории, где требуется установка фонарей. Для городской местности и деревни эти параметры будут существенно различаться;
  • количество установленных светильников на столбе;
  • мощность и тип осветительного прибора;
  • высота установки фонарей на опорах;
  • вид используемых в светильниках ламп, они могут быть светодиодными, накаливания, люминесцентными и т. д.

Опоры с двумя светильниками

Необходимо знать, что наиболее приемлемым расстоянием между столбами для освещения и линий электропередач является расстояние в 35 метров.

Второстепенные параметры при монтаже опор

При монтаже столбов под освещение нужно знать не только дистанцию между соседними опорами, но и то, сколько метров должно быть до элементов дорожного и архитектурного значения по всей протяженности улиц, дорожного покрытия и площадей. Поэтому также необходимо учитывать прописанные нормы в регламентирующей документации перед началом планирования размещения осветительных столбов. К этим нормам можно отнести следующие нюансы:

  • При установке столбов вдоль дорог магистрального значения расстояние от столба до бордюра не должно быть меньше 1 метра. Для всех остальных дорог эта норма составляет 0,5 метра. Разрешена установка осветительных опор по разделительной полосе, ширина которой не менее 5 метров.
  • В тех случаях, когда вдоль дороги отсутствует бордюр, дистанция должна составлять не менее 1,75 метра от опоры до дорожного покрытия.
  • Вдоль автомобильных дорог, на которых отсутствует движение крупногабаритных автомобилей, расстояние может составлять 0,3 метра.
  • При подводке электрического кабеля к светильникам с помощью воздушной ЛЭП дистанция от столбов до балконов и окон жилых домов не должна быть менее 1 метра.

Влияние высоты и расстояния на количество люкс

Регламентирующей документацией установлены специальные нормы интенсивности и загруженности уличного движения в черте города и на дорогах магистрального значения, составляющие 3 000 человек за один час. При превышении этого параметра средняя освещенность на этом участке должна составлять не менее 20 люкс. При снижении этого показателя до 1 000 человек уровень освещенности допускается до 15 люкс. В районах с проходимостью до 500 человек эти цифры могут равняться 8 пунктам. Что касается мест с дорожными развязками, мостами и городскими площадями, уровень освещенности достигает 25 люкс, а во дворах не менее четырех.

При соблюдении таких требований не всегда получается выполнить необходимое расстояние между столбами, на которых размещены уличные светильники. Ведь смещение опоры может сменить пропорциональность радиусов потока света, а следовательно, придется пересчитать дистанцию пролетов, чтобы те были одинаковыми.

Нормы освещенности улицы

В условиях городской местности высота осветительных столбов должна достигать 20 метров. Перед началом монтажа необходимо удостовериться в наличии специализированной техники и персонала для обслуживания данной линии освещения, а также обосновать с технической и экономической точек зрения необходимость такой высоты опор.

Расчет параметров размещения осветительных опор

Перед началом установки фонарных столбов требуется провести все необходимые расчеты и замеры, а именно:

  • наиболее приемлемая расстановка опор со светильниками с учетом дистанции их отдаления от близлежащих конструкций и объектов непосредственно каждой единицы линии освещения;
  • длина будущего пролета, рассчитанная от одного столба к другому.

В первом случае изменить расстояние расположения монтируемых опор не удастся, так как их установка выполняется без отклонений от установленных норм. А вот с определением длины пролетов возникают серьезные трудности, они могут немного смещаться на несколько метров. Это связано со следующими нюансами:

  • численность монтируемых светильников, размещенных на столбе;
  • мощность конкретно каждого осветительного прибора;
  • высота, на которой будут устанавливаться светильники.

Параметры для расчета расстояний между опорами освещения

При проведении расчетов и использовании специальных таблиц, которые регламентируют правила освещения улиц и дорог, можно составить план с разметкой установки осветительных столбов.

При использовании данных из таблиц упрощается процесс расчета необходимых параметров для каждого индивидуального объекта. Каждая линия освещения имеет свои особенности, что в итоге может повлиять на отклонение от установленных правил. Но во всяком случае монтаж опор для светильников в городской местности сводится к наиболее благоприятным 35 метрам между близстоящими столбами.

Читайте также:
Разнообразие держателей для полотенец и их виды

Важным нюансом для монтажа осветительных приборов является их шаг относительно высоты установки. Существует четыре типа размещения осветительных приборов:

  • одностороннее – шаг до 5:1;
  • прямоугольного вида и осевого – до 5:1;
  • шахматное – до 7:1.

Уличное освещение по разделительной полосе

При использовании приведенной таблицы необходимо знать, что указанные в ней данные относятся к максимальным значениям. Эти цифры опираются на утвержденные и нормированные параметры размещения опор со светильниками.

Польза от правильно проведенных расчетов

При правильном определении интервалов между столбами можно получить:

  • уменьшение аварийных ситуаций на автомобильных дорогах и безопасность перемещения пешеходов по тротуарам;
  • качественное освещение в ночное время суток;
  • отличную иллюминацию парков и площадей;
  • уменьшение уровня преступности.

Знание существующих требований по расстояниям между осветительными опорами может помочь проконтролировать монтажные работы на своем дачном участке либо при самостоятельных работах по установке фонарных столбов.

Расстояние между столбами освещения: в городах и на трассах по ГОСТу и СНиП

Главная / Освещение / Улица

Время на чтение: 10 мин

  • Общие особенности определения расстояния на трассе и в городе Нормы по ГОСТу и СНиПу
  • Главные факторы в определении пролета между фонарными столбами
      Материал изготовления опор
  • Металлические столбы
  • Железобетонные опоры
  • Столбы из композитных материалов

    Расстояние между столбами освещения подбирается по строго установленным нормативам ГОСТ и СНиП. Чтобы определить точный показатель, надо учесть ряд факторов, поэтому стоит разобрать их, чтобы понимать, как проводятся расчеты. От правильного расположения зависит освещенность дороги и безопасность движения.


    Фонари располагают строго по установленным нормам.

    Общая информация

    Расстояние между двумя соседними опорами освещения называется пролётом. Его размер зависит от таких основных факторов, как:

    • тип освещаемой зоны;
    • высота опор;
    • мощность источников света;
    • их тип и конфигурация;
    • расположение опор относительно освещаемой зоны;
    • особенности рельефа местности.

    Например, если в современных системах уличного освещения используются LED технологии, то при расчёте делается поправка на потребляемую мощность и интенсивность излучаемого света. Эти параметры отличаются, если применяются газоразрядные лампы и лампы накаливания. В частности, светодиодные источники света обладают более высокой эффективностью. Грубо говоря, дают больше света, потребляя меньше электроэнергии.

    Что касается типа освещаемой зоны и расстояния между опорами, то в этом плане оно рассчитывается, исходя из требований освещённости. Найти их можно в документе СН 541-82. Инструкция по проектированию наружного освещения городов, посёлков и сельских населённых пунктов. К примеру, на оживлённых дорогах требуется более интенсивное освещение, чем на улицах местного значения с низким количеством проезжающего транспорта и передвигающихся людей.

    Что влияет на высоту установки светильников

    Чтобы разобраться с этим моментом, надо учитывать целый ряд факторов. Только так можно определить оптимальное расположение источника света, чтобы обеспечить хорошую видимость и исключить любые проблемы в процессе эксплуатации. Надо помнить следующее:

    1. Световой поток светильника, который будет установлен на опоре. Чем он больше, тем выше следует располагать плафоны, чтобы обеспечить оптимальный уровень освещения и не создавать дискомфорта для зрения. Для освещения автомобильных обычно диапазон от 6 до 13,5 метров. Что касается пешеходных зон и частных территорий, для них выбирают высоту от 3 метров, все зависит от мощности лампы.


    Чем выше расположен светильник, тем большую территорию он охватывает, но при этом освещенность снижается.

  • Тип источника света. Если это специальный вариант с распределением светового потока на определенную площадь, то его чаще всего надо крепить на кронштейн, чтобы расположить под определенным углом. При использовании плафона, распределяющего рассеянный свет во все стороны, высота будет намного меньше, так как в этом случае для эффективного светораспределения не нужно поднимать источник света.
  • Материал производства. Тут все зависит от технологии изготовления. Если из металла можно делать столбы практически любой высоты – от полуметра и больше, то бетон не дает таких возможностей, обычно из этого материала делают опоры от 4 метров. Что касается дерева и композитных материалов, тут также бывают разные варианты, все зависит от целей использования и конструкции.

  • Во дворах частных домов фонари могут быть любой высоты.

    Если после установки фонаря оказалось, что свет слишком яркий или наоборот, тусклый, не нужно переставлять светильник. Проще всего заменить лампу, выбрав вариант с подходящей мощностью.

    Какие бывают опоры освещения

    Классификация опор освещения и требования к их исполнению представлены в стандарте ГОСТ 32947-2014. Дороги автомобильные общего пользования. Опоры стационарного электрического освещения. Технические требования. В частности, этим документом регламентируются особенности эксплуатации опор в зависимости от температурных условий, сейсмической активности, а также в агрессивной среде, влияющей на ресурс железобетонных конструкций.

    Согласно стандарту опоры для организации освещения могут быть:

    • металлические;
    • железобетонные;
    • композитные.

    Металлические опоры — изготавливаются из листовой стали, и предназначены для установки в регионах, где минимальная годовая температура не опускается ниже -40°C. В зависимости от их длины и диаметра конструкции чаще всего собираются из одного, двух или трёх звеньев, соединяемых сваркой. В особых случаях используются опоры, состоящие из четырёх, пяти и более звеньев.

    По назначению металлические опоры освещения делятся на силовые и не силовые. В первом случае конструкция используется как для установки осветительной техники, так и для крепления различных проводов — электрических, коммуникационных. Соответственно, не силовые опоры выполняются исключительно для монтажа освещения.

    Металлические опоры классифицируются также в зависимости от их продольной формы и конфигурации поперечного сечения. По первому признаку они могут быть цилиндрической формы, или же конической с сужением к верхней части. В поперечнике опоры из металла могут быть либо круглыми, либо многогранными. Гранёные столбы делаются исключительно конической продольной формы.

    Кроме этого, металлические опоры классифицируются по способу установки на прямостоечные и фланцевые. Первый тип устанавливается на месте методом бетонирования. Второй — крепится на предварительно забетонированные фланцы.

    Железобетонные опоры — изготавливаются из бетона методом литья с применением армирования. Преимущественно изготавливаются для организации освещения в регионах с минимальными температурами до -55°C, а также в районах, где сейсмическая активность достигает 7 баллов. Железобетонные опоры также более устойчивы к ветровым и гололёдным нагрузкам, чем металлические.

    Читайте также:
    Основные правила безопасного хранения и перевозки газовых баллонов

    По способу установки ничем не отличаются от металлических, и бывают двух типов — прямостоечные и фланцевые. Однако по продольной форме и конфигурации поперечного сечения имеют намного больше вариантов исполнения. В том числе, они могут быть круглыми, пирамидальными, призматическими, коническими.

    Композитные опоры — изготавливаются из двух и более компонентов, чаще с применением стеклопластика. Отличаются многообразием форм и конфигураций, долговечностью, стойкостью к коррозионным нагрузкам и другими преимуществами. По назначению могут быть как силовыми, так и не силовыми. По способу крепления — аналогично с металлическими и железобетонными — прямостоечные и фланцевые.

    Принципы организации уличного освещения

    Основной фактор, который согласно СНиП влияет на расстояние между двумя столбами освещения — это пересечение двух соседних конусов света. Осветительный конус — это условный пучок света, который излучается источником, и падает на освещаемую территорию. При расчёте расстояния между опорами два соседних пучка света должны в итоге пересекаться таким образом, чтобы в зоне их действия минимальный уровень освещённости был не ниже установленных требований.

    Осветительный конус с увеличением высоты опоры сильнее расширяется, обеспечивая освещение большей площади. Однако, следует учитывать, что одновременно с этим слабеет интенсивность освещение территории. Регулировать все эти параметры можно несколькими способами. В том числе:

    • путём подбора мощности и типа осветительных приборов;
    • изменением высоты опор;
    • добавлением дополнительных источников света на каждую опору;
    • подбором оптимального расстояния между двумя соседними опорами.

    Кроме того, при расчёте расстояния между столбами освещения на трассах, например, учитывается ряд других, второстепенных факторов:

    • высота подвеса фонарей;
    • вылет светильника от края дороги;
    • ширина дорожного полотна;
    • угол наклона лицевой части светильника относительно освещаемой территории;
    • конфигурация дороги и особенности организации движения на ней.

    Также при определении расстояния между фонарными столбами учитывается их оптимальное соотношение к высоте. Этот параметр сильно зависит от конфигурации расстановки опор, которая может быть шахматной, односторонней и осевой. Шахматный порядок установки опор — это когда каждая следующая располагается на противоположной стороне улицы или дороги. При такой конфигурации оптимальным соотношением пролёта и высоты столба является 7:1.

    При одностороннем и осевом расположении опор рекомендуемое соотношение составляет 5:1. Одностороннее расположение — это когда все опоры, световые конусы которых принимаются в расчёт интенсивности освещения, находятся с какой-либо одной стороны дороги. Осевое расположение — это когда опоры устанавливаются на разделительной полосе, а освещённость отдельно рассчитывается для правой и левой стороны дороги.

    Дополнительные нюансы, которые нужно учитывать

    При установке опор, которые будут размещены вдоль улиц, площадей и дорог (в городе или в деревне), важно учитывать не только расстояние между столбами, но и их удаление от других архитектурных и/или дорожных элементов.

    Опоры освещения вдоль дорог

    В связи с этим существуют рекомендации и правила, о которых не стоит забывать:

    • от опоры до бордюра должно оставаться расстояние не меньше 1 м. Это требование актуально для скоростных магистральных дорог. Для остальных дорог это расстояние уменьшается и составляет 0,5 м;
    • для дорог, на которых не ездят габаритные грузовики, расстояние составлять 0,3 м;
    • при отсутствии бордюра, расстояние от дороги до опоры должно составлять не менее 1,75 м.

    Эти параметры, хоть и косвенно, могут оказать влияние на расстояние между столбами. Любое изменение положения столба будет влиять на конус света, создаваемого фонарем. Если нет возможности соблюсти такие требования размещения опор, тогда пролеты между ними нужно будет уменьшить в пропорциональном соотношении. В черте города высота осветительных опор должна составлять 20 м. Но этот параметр должен быть экономически и технически обоснованным, а также удобным в обслуживании.

    Расстояние между опорами для разных типов освещаемых зон

    Стандартное расстояние между столбами освещения на трассе или в городе может варьироваться от 39 до 65 метров. Пролёт рассчитывается индивидуально в зависимости от факторов, описанных выше. Кроме того, расстояние может корректироваться в случае, если основным назначением опор является монтаж силовых линий электропередачи.

    Кроме того, на трассах и в городах учитывается соблюдение следующих норм:

    • на трассах расстояние от опоры освещения до дороги должно быть не менее 1 метра;
    • для городских дорог — не менее 0,5 метра;
    • при осевом расположении опор ширина разделительной полосы должна быть не менее 5 метров;
    • при организации освещения дорог вблизи жилых домов, воздушные линии электропередачи не должны быть ближе, чем 1 метр к окнам и балконам.

    Расстояние между фонарями уличного освещения в парках, как правило, подбирается, исходя из требуемой функциональности. При выборе опор и источников света добиваются освещения, не ниже 5 люкс. В зонах, где проложены дорожки для велосипедистов, расчёту освещения уделяют особое внимание. В целом, расстояние между фонарями в парках варьируется в очень широком диапазоне, зависит от назначения, требуемой функциональности, а также учитывается наличие элементов декора (фонтанов, например) и выделенных зон.

    Расстояние между фонарными столбами во дворах определяется индивидуально в зависимости от их конфигурации. К примеру, высота устанавливаемых опор зависит от того, возможно ли обеспечить доступ к ним подъёмной техники для обслуживания. Если нет, то высота столбов будет не более 4 метров, и в соответствии с этим рассчитываются пролёты.

    Целесообразность проведения точных расчетов

    Точные расчеты расстояний и установка фонарных столбов – не прихоть законодателя, а выверенные показатели, выявленные на основе опыта строителей. Правильное вычисление этого значения как от объектов, так и между столбами освещения позволяет:

    • сократить число аварий;
    • обеспечить безопасность передвижения в пешеходных зонах;
    • создать благоприятные условия освещенности в ночное время;
    • снизить уровень преступности.

    Знания требований нормативных документов и того, на каком расстоянии стоят столбы освещения, в совокупности с правильной подготовкой будут способствовать обустройству грамотной иллюминации на участке собственника, а также наружной подсветки на прилегающей территории.

    Читайте также:
    Подпорки для книг своими руками

    Что следует знать о расстоянии между столбами при создании уличного освещения

    Создание комфортных условий, а также освещения территории – основная задача каждого владельца недвижимости. В этой связи знание такого показателя, как расстояние между столбами освещения, позволяет грамотно и с требуемой экономией обеспечить оптимальные условия подъезда и прохода к дому. Однако при реализации подобного проекта необходимо учитывать ряд особенностей, связанных с соблюдением расстояний между фонарями.


    Опоры в городе

    Общие особенности определения расстояния на трассе и в городе

    Расстояние от одного столба до другого называют пролетом. Оно меняется в зависимости от ряда условий, поэтому нет четких норм, которыми можно руководствоваться везде. В первую очередь нужно учесть следующее:

    1. Какая зона освещается. Это может быть трасса с разной интенсивностью движения, городские улицы различной ширины или парковые зоны. Нормы для каждого из видов отличаются.
    2. Тип столбов и их высота. Тут важно не только расстояние от фонаря до земли, но и количество плафонов на опоре, их расположение относительно проезжей части и т.д.
    3. Тип источников света и характеристики используемых ламп. Очень часто после замены лампы освещенность меняется, если был использован вариант с другими характеристиками. Поэтому расчеты всегда проводятся под конкретное оборудование, чтобы менять вышедшие из строя лампы на такие же.
    4. Расположение столбов относительно освещаемых участков. Тут важно соблюдать нормы, так как слишком близко ставить опоры нельзя, а если сдвинуть их далеко, то качество света снизится.
    5. Рельеф местности и другие особенности, которые могут влиять на освещенность. Например, на спусках и подъемах нужно располагать фонари так, чтобы ни один участок не остался без света и при этом световой поток не бил в глаза.
    6. Схема расположения столбов. От этого напрямую зависит освещенность дорожного полотна


    Уровень освещенности отличается на разных участках поверхности.

    Улучшить освещение можно за счет замены ламп на более мощные или использования плафонов с более эффективными вариантами.

    Нормы по ГОСТу и СНиПу


    Эту схему используют специалисты при проведении расчетов и планировании расположения столбов.

    Строительные нормы позволяют точно определить все параметры, чтобы подобрать правильное расположение освещения. Кроме того, есть ряд других аспектов, которые надо учесть. Они показаны на схеме для наглядности:

    1. Высота расположения осветительного плафона над проезжей частью. Чем этот показатель больше, тем шире световое пятно, но тем меньше интенсивность освещения. Обычно высоту отмечают буквой Н, она подбирается под конкретную дорогу, средним показателем является 9-12 метров.
    2. Ширина пролетов. Норматив определяется исходя из вида дороги, ее категории по освещению и загруженности трассы. Она может составлять от 30 до 65 метров, поэтому от правильного расчета зависит, сколько столбов придется установить на том или ином участке. Ширину на схемах отмечают буквой L.
    3. Положение осветительного плафона относительно проезжей части. Для улучшения показателей и обеспечения освещения дороги, а не обочины светильник обычно выносится с помощью кронштейнов подходящего размера. Они могут входить в конструкцию или же закрепляться отдельно в верхней части. Этот показатель обозначают буквой I.
    4. Ширина проезжей части – еще один важный фактор, от которого отталкиваются при определении расстановки светильников вдоль дороги. Если показатель до 12 метров, можно ставить фонари с одной стороны, если от 12 до 18, лучше всего располагать их по обеим сторонам дороги в шахматном порядке. Для проезжих частей шириной от 18 до 32 метров применяют прямоугольную шахматную схему. Показатель обозначается символом W.
    5. Угол наклона плафона относительно проезжей части также надо подбирать индивидуально, так как от этого зависит, как будет распределяться световой поток. Его отмечают символом α и измеряют в градусах. За счет изменения угла можно точно выставить освещение и отрегулировать его, если это нужно.


    На схеме показано, насколько уменьшается уровень освещенности по мере увеличения светового пучка.

    При определении расстояния между фонарями в первую очередь учитывают пересечение конусов света соседних фонарей. Именно на этих участках измеряют уровень освещенности и проверяют его на соответствие нормам. Так как это самые слабо освещенные части дорожного полотна, их и берут в расчет контролирующие органы. Ниже представлена таблица показателей для светильников с натриевыми лампами, одними из самых популярных на сегодня.


    При использовании светильников одного типа можно предварительно провести расчеты и составить таблицу, чтобы подобрать интервал между столбами по ситуации.

    Главные факторы в определении пролета между фонарными столбами

    Требования к освещенности дорог прописаны в ГОСТ Р 54305-2011 (пункт 4.1). Основным показателем, который влияет на определение расстояния и другие важные моменты является горизонтальная освещенность. А она зависит от категории объекта по освещению:

    1. Категория А – это автомобильные магистрали и крупные городские улицы. Значения зависят от интенсивности движения по дороге, если она свыше 3000 транспортных средств в час, то средний показатель горизонтальной освещенности должен быть не меньше 20 люксов на кв.м. При интенсивности от 1000 до 3000 норма такая же – 20 люксов, а если в час проезжает от 500 до 1000 машин, то ориентироваться нужно на показатель в 15 единиц.
    2. Категория Б – магистральные дороги районного значения и приравненные к ним объекты. Если интенсивность движения превышает 2000 в час, норма горизонтальной освещенности составляет 15 лк. Она используется и при среднем проезде от 1000 до 2000 транспортных средств. При загрузке до 1000 единиц транспорта до 1000 показатель должен составлять 10 люксов.
    3. Категория В – улицы и дороги местного значения в городах, самая многочисленная группа. Если плотность транспортного потока свыше 500 автомобилей, то норма составляет 6 лк. Для проезжих частей, на которых ездит до 500 авто в час или намного меньше достаточно горизонтальной освещенности в 4 люкса.


    Чем меньше интенсивность движения, тем ниже требования к освещенности.

    Расстояние между фонарными столбами, расположенными с одной стороны дороги, в пропорции к их высоте составляет 5:1. Если применяется шахматная расстановка, пропорция увеличивается до 7:1.

    Материал изготовления опор

    Используемые столбы надо подбирать по нормам ГОСТ 32947-2014. При выборе учитываются сейсмические особенности региона, минимальные температуры в зимний период. Нельзя упускать из вида воздействие агрессивных сред.

    Читайте также:
    Правила выбора и установки счетчика на канализацию: Инструкция + Фото и Видео

    Металлические столбы


    Крепление металлического столба фланцевым способом.

    Для изготовления этого варианта используют сталь. Подходит только для регионов, в которых зимой морозы не превышают показатель в -40 градусов. У опор из металла такие особенности:

    1. Чаще всего соединяют два или 3 элемента с помощью сварки. Но при небольшой высоте могут быть и цельные опоры, которые устанавливают краном.
    2. Металлические столбы могут использоваться только для освещения, в этом случае их называют не силовыми. Если же конструкция применяется для установки проводов и служит как линия электропередач, опоры называют силовыми.
    3. По сечению профиль может быть круглым или многогранным. В некоторых моделях толщина столба одинакова по всей высоте, а в некоторых уменьшается, придавая ему коническую форму.
    4. По методу установки выделяют прямостоечный и фланцевый виды. Первый устанавливают традиционным способом, выкапывая яму нужной глубины и бетонируя основание. Фланцевый тип удобнее за счет того, что основу заливают заранее и в ней размещают крепежный фланец. Нужно установить столб, чтобы отверстия совпали со шпильками и затянуть гайки.

    Металл прочен, но сильно повреждается коррозией, поэтому для столбов используют противокоррозионные краски, покрытие обновляют раз в несколько лет по мере его износа.

    Железобетонные опоры


    На железобетонные столбы часто крепят металлические кронштейны под светильник.

    Самое распространенное решение, так как имеет большой срок службы и не требует особого ухода в процессе использования. Поверхность не нужно очищать от ржавчины и красить. Особенности такие:

    1. Для производства используют вибрационное оборудование, которое уплотняет бетон высокой марки, чтобы внутри не оставалось пузырьков воздуха. Для надежности внутрь вкладывается каркас из сваренной арматуры.
    2. Конструкции можно использовать в регионах с температурами до -55 градусов. Они подходят почти для всех районов, потому что могут выдержать и сейсмические толчки силой до 7 баллов.
    3. Стойкость к обледенению и сильным ветрам у железобетона тоже на порядок выше, чем у металлических столбов.
    4. По форме могут быть разными: пирамидальными, круглыми, коническими, призматическими. Каждый из вариантов предназначен для определенных условий, поэтому подбирать надо по требованиям к освещению.
    5. Способы монтажа такие же, как и металлических опор. Можно бетонировать нижнюю часть в земле, а можно использовать фланцевый метод крепления. По весу этот вариант намного тяжелее, поэтому для его установки нужна соответствующая техника.

    Бетонные опоры могут применять для крепления проводов. В частном секторе и на улицах с малым движением чаще всего используется именно такой вариант.



    Расчет основных параметров

    Перед установкой фонарных опорных элементов нужно следовать пути предварительного вычисления и измерения, для чего устанавливаются:

    • одинаковая дистанция между всеми столбами или опорами освещения;
    • расстояния каждой мачты прожекторной от иных объектов.


    Нормы освещения в городе и на трассе согласно ГОСТу

    В последнем случае существенным образом изменить промежутки не получится ввиду четкого их закрепления нормативными документами. С длиной пролета между столбами ситуация иная – таковая может изменяться на несколько метров, что связано со следующими факторами:

    • предполагаемой мощностью и высотой размещения светильника;
    • количеством устанавливаемых на столбе приборов освещения.


    Нормы освещенности в парках отдыха

    Перед проведением расчета параметров размещения осветительных опор целесообразнее всего с учетом конкретных правил установки опор ЛЭП и существующих объектов предварительно узнать необходимые дистанции, после чего набросать план строительства.

    При разработке этого документа следует исходить из того, что расстояние между столбами устанавливается соответствующими правилами и составляет 35 м.


    Трасса


    Нормы расстояния между опорами ЛЭП — требования при установки столбов для линий электропередач

    Главная / Освещение / Улица

    Время на чтение: 10 мин

    • Общие особенности определения расстояния на трассе и в городе Нормы по ГОСТу и СНиПу
  • Главные факторы в определении пролета между фонарными столбами
      Материал изготовления опор
  • Металлические столбы
  • Железобетонные опоры
  • Столбы из композитных материалов

    Расстояние между столбами освещения подбирается по строго установленным нормативам ГОСТ и СНиП. Чтобы определить точный показатель, надо учесть ряд факторов, поэтому стоит разобрать их, чтобы понимать, как проводятся расчеты. От правильного расположения зависит освещенность дороги и безопасность движения.


    Фонари располагают строго по установленным нормам.

    Важные нюансы размещения столбов освещения

    В целях организации освещения в темное время используются уличные фонари, которые крепятся на опорах. В качестве материалов для их создания в зависимости от личных предпочтений чаще всего применяется железобетон, бетон и дерево.


    Столбы освещения для парков в городе

    Несмотря на то, что расстояние между осветительными столбами – важнейшее значение, в ходе выполнения работ важно понимать предназначение опорных конструкций. Таковые в своем составе имеют следующие составные части:

    1. Основной удерживающий элемент, представляющий собой стальную прожекторную мачту. Выяснить, какое расстояние является наиболее оптимальным, не представляет сложности. Высота варьируется в зависимости от функций и места размещения столбов освещения. Чаще всего для организации освещения этот показатель складывается с учетом количества опор электропередачи в населенном пункте и подбирается так, чтобы ниспадающие световые лучи формировали пересекающиеся между собой конусы.
    2. Столбы с распределительными лючками. Эти приспособления размещаются в верхней части опор. Они различаются по виду, форме и мощности. В ходе монтажа таких деталей важно учитывать место предполагаемой установки. Так, если планируется создание иллюминации для транспортных дорог с радиусом поворота, то целесообразнее использовать мощные приборы. В случае применения для освещения пешеходных зон или подхода (подъезда) к дому рациональнее воспользоваться умеренными декоративными источниками с меньшей высотой опорных столбов.


    Схема для расчета освещения дорог в городе

    Важной особенностью при определении дистанции между опорами освещения является обязательный учет размещения на таких конструкциях дополнительного оборудования.

    Это обусловлено тем, что очень часто столбы с фонарями применяются и в качестве удерживающих элементов различных проводных линий: телефона, ЛЭП и пр.

    В такой ситуации расстояние между опорами уличного освещения обязательно должно составлять несколько большие значения, чем установленные нормами.

    Читайте также:
    Планировка кухни 10 кв: лучшие варианты дизайна


    Нормы установки осветительных столбов в городе по ГОСТу и СНиП

    Параметры расстояний при расчете согласно ГОСТу и нормам СНиП

    Согласно требованиям СНиП и ГОСТа дистанцию между соседними опорами принято называть пролетом. Если планируется устанавливать столбы освещения вдоль дорог, то этот показатель в зависимости от мест расположения фонарей необходимо устанавливать на основе следующих параметров:

    • требуемого уровня света;
    • числа, типа и мощности фонарей, установленных на одной мачте;
    • необходимой высоты.


    Расчет освещенности

    С учетом перечисленных особенностей следует понимать, что минимальным расстоянием между опорами освещения признано 35 м. При этом данный показатель относится именно к мачтовым конструкциям, а каких-либо требований к установке светодиодных лент на определенных частях улиц не предъявляется.

    Общая информация

    Расстояние между двумя соседними опорами освещения называется пролётом. Его размер зависит от таких основных факторов, как:

    • тип освещаемой зоны;
    • высота опор;
    • мощность источников света;
    • их тип и конфигурация;
    • расположение опор относительно освещаемой зоны;
    • особенности рельефа местности.

    Например, если в современных системах уличного освещения используются LED технологии, то при расчёте делается поправка на потребляемую мощность и интенсивность излучаемого света. Эти параметры отличаются, если применяются газоразрядные лампы и лампы накаливания. В частности, светодиодные источники света обладают более высокой эффективностью. Грубо говоря, дают больше света, потребляя меньше электроэнергии.

    Что касается типа освещаемой зоны и расстояния между опорами, то в этом плане оно рассчитывается, исходя из требований освещённости. Найти их можно в документе СН 541-82. Инструкция по проектированию наружного освещения городов, посёлков и сельских населённых пунктов. К примеру, на оживлённых дорогах требуется более интенсивное освещение, чем на улицах местного значения с низким количеством проезжающего транспорта и передвигающихся людей.

    Расчет основных параметров

    Перед установкой фонарных опорных элементов нужно следовать пути предварительного вычисления и измерения, для чего устанавливаются:

    • одинаковая дистанция между всеми столбами или опорами освещения;
    • расстояния каждой мачты прожекторной от иных объектов.


    Нормы освещения в городе и на трассе согласно ГОСТу

    В последнем случае существенным образом изменить промежутки не получится ввиду четкого их закрепления нормативными документами. С длиной пролета между столбами ситуация иная – таковая может изменяться на несколько метров, что связано со следующими факторами:

    • предполагаемой мощностью и высотой размещения светильника;
    • количеством устанавливаемых на столбе приборов освещения.


    Нормы освещенности в парках отдыха

    Перед проведением расчета параметров размещения осветительных опор целесообразнее всего с учетом конкретных правил установки опор ЛЭП и существующих объектов предварительно узнать необходимые дистанции, после чего набросать план строительства.

    При разработке этого документа следует исходить из того, что расстояние между столбами устанавливается соответствующими правилами и составляет 35 м.


    Трасса

    Виды опорных конструкций, их расположение

    Фонарные столбы освещения улиц должны удовлетворять двум основным требованиям: экономичность и высокая степень надежности.

    Различные виды опор

    Различают несколько видов опорных конструкций уличного освещения на основании отличий в используемых материалах:

    • Деревянные;
    • Металлические;
    • Бетонные;
    • Полимерные.

    Первый вариант из названных ранее был очень популярен ввиду отсутствия более технологичных решений, сегодня же деревянные столбы уличного освещения чаще всего можно встретить лишь в отдаленных поселках.

    Предпочтительными же являются бетонные и металлические исполнения. Полимерные столбы принято использовать как дополнение к декору.В качестве опорной конструкции для плафона и лампы любого типа, включая и светодиодное освещение, может выступать не только столб, но и мачта.

    Если нецелесообразно устанавливать индивидуальные столбы освещения (экономически невыгодно или нет физической тому возможности), допускается монтировать светильники на опорных конструкциях контактной сети. Металлические и бетонные столбы используются при организации общегородской осветительной системы.

    В случае, когда нет возможности установить опоры из-за насаждений, предпочтительным является вариант с тросом и крепежными кабелями. При этом должно соблюдаться расстояние между светильниками.

    Требования, предъявляемые к расположению опор

    Для начала следует рассмотреть схемы возможного расположения светильников вдоль дорог:

    • Односторонняя;
    • Двусторонняя (шахматная);
    • Двусторонняя (прямоугольная);
    • Осевая;
    • Двухрядная прямоугольная (расположение по осям движения);
    • Двухрядная прямоугольная (расположение по осям улицы).

    В зависимости от вида объекта подбирается соответствующая схема. Например, если речь идет об аллеях, тогда предпочтительной будет вариант расположения столбов односторонний, при условии, что по ширине аллея превышает 10 м. Если более этого значения, то используется прямоугольная или двухрядная шахматная схема.

    Схемы расположения светильников вдоль дорог

    Расстояние между столбами определяется тем, какой мощности используются лампы в светильниках. Чем выше интенсивность освещения, тем дальше могут быть расположены опоры друг от друга. Что касается того, какое расстояние считается допустимым между столбом и бордюром дороги, то строительные нормы и правила регламентируют следующие ограничения:

    1. Расстояние между опорой и бордюром соответствует 1 м при условии, что движение на дороге довольно интенсивное;
    2. На второстепенных дорогах нормальным считается расстояние 0,6 м между опорой и бордюром;
    3. Если отсутствует грузовой транспорт, можно принять за норму расстояние 0,3 м;
    4. В случае, когда бордюра вовсе нет, опора устанавливается на расстоянии 1,75 м от края дороги.

    При необходимости организовать освещение на участке дороги с закруглением от 60 до 250 м столбы располагают с внешней стороны. В противном случае допускается установка опорных конструкций с внутренней стороны, при условии, что будет увеличено расстояние между ними. Также оговаривается минимальная и максимальная высота установки лампы с плафоном. В зависимости от типа используемого осветительного прибора значение этого параметра может варьироваться от 3 до 4 м.

    Конструкционные особенности

    Все без исключения столбы (металлические, бетонные и другие) должны быть устойчивы к сильным порывам ветра (до 160 км/ч). С этой точки зрения более предпочтительным вариантом являются металлические опоры, так как они оснащены ребрами жесткости в форме круга, многогранника. Такие конструкции имеют большую площадь основания и сужаются кверху, что очень способствует устойчивости.

    Читайте также:
    Основные правила безопасного хранения и перевозки газовых баллонов

    Опоры подразделяются на группы в соответствии с высотой:

    • От 3 до 12 м, применяются для освещения парков, жилых массивов;
    • Металлические опоры высотой более 12 м, применяются для освещения муниципальных объектов, стадионов, спортивных площадок, портов.

    Что касается фундамента, существует ряд требований, которые должны учитываться при обустройстве осветительной системы:

    1. Основание опорной конструкции может располагаться поверху земли и ниже ее уровня (наземные и подземные блоки фундамента).
    2. Размеры основания должны соответствовать целевому назначению столба, его высоте, типу грунта.
    3. Для установки нужно получить разрешение на земельные работы.

    Глубина залегания фундамента может разниться: 0,8 м и менее для газонов, 1,25 м и более для проезжей части.

    Разновидности кронштейнов

    Лампы с плафонами устанавливаются на специальный крепежный элемент, именуемый кронштейном. Изготавливается эта деталь из стали, а покрываться может лакокрасочными материалами или оцинковкой.

    • Одинарный;
    • Двойной;
    • В форме гусака на один или более плафон;
    • Настенные, Г-образные;
    • Оголовник;
    • Торшерного типа.

    Каждый из видов используется на разных объектах.

    Целесообразность проведения точных расчетов

    Точные расчеты расстояний и установка фонарных столбов – не прихоть законодателя, а выверенные показатели, выявленные на основе опыта строителей. Правильное вычисление этого значения как от объектов, так и между столбами освещения позволяет:

    • сократить число аварий;
    • обеспечить безопасность передвижения в пешеходных зонах;
    • создать благоприятные условия освещенности в ночное время;
    • снизить уровень преступности.


    Схема освещения дороги

    Знания требований нормативных документов и того, на каком расстоянии стоят столбы освещения, в совокупности с правильной подготовкой будут способствовать обустройству грамотной иллюминации на участке собственника, а также наружной подсветки на прилегающей территории.

    Для чего это нужно

    Правильное определение пролета между осветительными опорами позволит добиться:

    • создания полноценного светового обеспечения на всем участке дорожного полотна;
    • качественной подсветки тротуаров, скверов и парков;
    • создания условий для безопасного перемещения по дорогам транспортных средств, а также людей по тротуарам и пешеходным переходам;

    Городское уличное освещение

    • снижения уровня незаконных действий, которые по статистике совершаются в плохо освещаемых участках улиц, парков и скверов;
    • поддержание инфраструктуры города на нужном уровне.

    Если хоть где-то закралась ошибка, то система наружной подсветки не сможет на должном уровне выполнять свои прямые функции.

    Нормативы безопасности СНиП и СанПиН

    Совсем обезопасить себя и своих близких от воздействия ЛЭП не удастся, но, если есть возможность, при проектировании строительства лучше отдалиться от высоковольтных линий на максимально возможное расстояние. Некоторые современные строительные материалы выполняют функцию защиты от влияния электричества и магнитных волн. Поэтому при покупке стройматериалов нужно поинтересоваться преимуществами товара.

    При строительстве дома с железобетонными стенами можно не беспокоиться о вредном воздействии радиоволн и электричества – материал хорошо справляется с вредными излучениями, в отличие от каркасного дома.

    Деревянные дома с легкостью пропускают электромагнитные излучения. Если учитывать санитарные нормы, то для защиты каркасного дома из дерева от вредного излучения прекрасно подойдут заземленные кровельные перекрытия.

    Вред электромагнитных излучений

    Мало кто задумывается о вреде излучаемых магнитных волн, которые исходят от высоковольтных линий. Чтобы такая беспечность не стала причиной возникновения проблем со здоровьем, надо изучить подробности правильного соседства с линиями электропередачи.

    Прежде чем заняться вопросом установки столба для электропередачи, необходимо изучить все нюансы, чтобы не принести вреда организму.

    К тому же существуют нормативы, установленные российским законодательством. Расстояние от столба до дома четко регламентируется санитарными нормами (СанПиН) и строительными нормами (СНиП). Не рекомендуется их игнорировать и рисковать здоровьем домочадцев.

    Современные люди и без этого подвержены большой нагрузке радиоволнового излучения, создаваемой различной бытовой и компьютерной техникой. Мобильные телефоны при разговоре находятся в непосредственной близости от головного мозга, а это негативно влияет на его нормальное функционирование.

    При строительстве жилых и нежилых сооружений в зоне прохождения линий электрического снабжения надо соблюдать разрешенную дистанцию. Еще в процессе проектирования объекта необходимо ознакомиться с особенностями местности и нормативной документацией. От того, насколько серьезно человек отнесется к этому вопросу, будет зависеть здоровье всей семьи.

    Расчет расстояния между буронабивными сваями в свету

    В проекте строительства здания расстояние между буронабивными сваями является результатом расчета с учетом всех местных условий. В этом случае исполнитель работ и заказчик соблюдают требования соответствующего раздела проектной документации, выполненной специалистами. Показатели для вычислений нормируются строительными сборниками по результатам анализа данных, полученных в ходе инженерно – геологических исследований участка застройки.

    Влияние участка на параметры фундамента

    Особенности при проектировании фундамента с использованием свай даны в СНиП 2.02.03-85:

    • Длина выбирается таким образом, чтобы нагрузка приходилась на прочный слой, прорезая более слабые напластования;
    • На просадочных почвах исследования для проектирования выполняются только специализированными организациями;
    • Буронабивная свая

    Исходя из сложности площадки бурят контрольные скважины с шагом не более 50 метров. На каждый контур отдельного здания не меньше 4 бурений. Допускается 3 скважины для площади подошвы здания до 1300 м².

  • По результатам изучения гидрогеологического режима (подземные воды), составляется прогноз вероятного его изменения при возведении проектируемого сооружения. Все характеристики почв, которые могут меняться при замачивании, принимаются в расчет исходя из полного водонасыщения;
  • В набухающих грунтах установка может проводиться как с полной прорезкой слоя набухания, так и без. В случае полного прохождения с опорой на не набухающие слои, соблюдения СНиП 2.02.01-83, подъем отдельных составляющих фундамента практически исключен;
  • Дополнительно учитывается СНиП 2.01.09-91, когда строительство ведется на подрабатываемых площадях;
  • Обязательно применение СНиП II-7-81* в сейсмических районах.
  • Проведение инженерно-геологических изысканий может значительно сократиться, если застройщик имеет опыт строительства на данном участке и ранее проводил исследования.

    Основные показатели для расчета

    Для буронабивных свай количество, размеры, расстояние между ними в свету выбирают исходя из следующих условий:

    • Свойства грунта;
    • Общий вес конструкции, включая сами опоры;
    • Наличия в проекте цокольных, подвальных помещений;
    • Прогноз изменения условий эксплуатации (возможность подтопления, подработки, техногенного и вибрационного воздействия соседних объектов);
    • Климатическая зона (плюсовых температур или глубокого промерзания).

    Стандарты заглубления буронабивных свай

    По результатам исследований показатели для почв и пород, климатического районирования берутся из таблиц. Удельный вес строительных материалов, для определения суммарного показателя, указан в справочниках.

    При совпадении типовых показателей можно воспользоваться сводными таблицами. По сопротивлению почвы и диаметру столба определяется величина несущей способности одной опоры. Расчетная величина часто оказывается ниже фактической, полученной в результате испытаний. Это объясняется применением осредненных табличных значений величин.

    При глубине до 3 м рекомендуется выбирать сечение бетонного стержня диаметром от 30 см (п.15.2.,СП 24.13330.2011;СНиП 2.02.03-85; п.1810.3.5.2.2, Международного строительного кода IBC -2009).Подошва колонны выступает на 100 мм. Пример: для 300-мм столба подошва – Ø 500 мм.

    Сколько надо бурить

    Рассчитаем минимальное количество точек распределения нагрузки на основе со значением несущей способности 4,5 кг/см². Вес постройки, включая весь фундамент, примем равным 140 000 кг. У колонны 40 см подошва составит 60 см. Следовательно, площадь нижней части одного элемента 2826 см². Для распределения всего веса потребуется (140000 : 2826)/4,5 = 11,0089. Всего 11 буронабивных стержней. Для сравнения одна такая опора Ø 40 см из бетона марки 100 выдерживает 40 т (100 кг/см²).

    Важно не путать несущую способность бетонного изделия с такой же способностью площадки.

    Распределение нагрузки

    Каждая стойка в отдельности может просесть или быть выдавлена вспучиванием при промерзании грунта. В таком случае произойдет перераспределение нагрузки, нарушение устойчивости здания. Решение проблемы объединяет отдельные столбы в единой связке – ростверке, увязывающем лентой или плитой все элементы. Для этого из верхней части бетонных цилиндров выпускаются края армирующего каркаса. Конструктивное решение должно учитывать количество точек опоры, расстояние между ними в свету, расположение несущих стен. Материалом служит наливной или сборный железобетон, стальной профиль, деревянный брус. Проектируют, исходя из выбранной конструкции будущего дома. Стальное профиль не самый лучший выбор – металл подвергается агрессивному воздействию окружающей среды, поэтому нуждается в постоянном поддержании защитного покрытия. Больше всего достоинств имеет такое решение, как монолитная заливка. Для наборного варианта потребуется подъемный механизм. Да и подвижность у него выше.

    Как посчитать шаг

    Наибольшее расстояние между буронабивными опорами определают как отношение несущей способности сваи (Р) к нагрузке строения на один погонный метр фундамента (Q). В свою очередь, Р представляет собой суммарный показатель боковой поверхности и основания.

    Росн = 0,7 * Rн * F,

    где Rн — нормативная несущая способность, F — площадь основания буронабивной сваи, а 0,7 — коэффициент однородности грунта.

    Рбок. пов-ти = 0,8 * U * fiн * h,

    где 0,8 — коэффициент условий работы, U — периметр сваи по сечению, fiн — нормативное сопротивление грунта у боковой поверхности сваи, h — высота слоя грунта, контактирующего с фундаментом.

    Расположение буронабивных свай

    Разделив массу здания на его периметр, получим Qк примеру, 6,2 т/м. В размер приплюсовывается длина основания не только наружных, но и внутренних стен, находящихся под нагрузкой (если есть). Предварительно выберем сваю Ø 30 и длиной 3 м. Р= 12,31 т.

    Максимальное расстояние составит 1,98 м.

    Теперь начинаем привязку промежутка между опорами к геометрии проектируемого здания. Учитывать необходимо кратность сторон периметра расстоянию между столбами. Увеличить размер просвета можно, приняв расчетную деталь с большим диаметром или длиной (увеличиваем числовое значение Росн, Рбок. пов-ти).

    При увеличении расстояния между опорами, растет сечение ростверка. Требуется больше бетона и арматуры. Рекомендуется просчитать несколько вариантов для оптимального расхода строительных материалов, сметной стоимости строительства.

    Строительные правила рекомендуют соблюдать расстояние между буронабивными колоннами от 3 до 6 их диаметров. То есть, в свету минимальный зазор 2 диаметра. Уменьшение возможно, ноне рационально. При бурении не происходит такого сдавливания грунта, как при забивании. Однако, близкое расположение столбов (менее 1 м) распределяет нагрузку на поверхность основания с взаимным наложением зон деформации основания. Получаем принцип куста. При расчете трения по боковой поверхности в кусте учитывается только внешний условный периметр всего куста опорных стержней, что уменьшает общее значение этого показателя. Также растет напряжение деформации под подошвой, что может увеличить осадку. Взаимовлияние в кусте рассчитывается по СП 50-102-2003 (п.7.4.4).

    Особенности самостоятельного строительства

    Устройство фундамента из буронабивных составляющих несложно при строительстве своими руками. Ручным буром нужного диаметра выполнят скважину в 2 – 3 метра глубиной. Буронабивная основа может получаться сечением от 15 до 40 см. Технология ТИСЭ дает возможность применить специальный фундаментный бур для получения скважины Ø 20 см с уширением на дне 40 см, 60 см возможно применение таких буров на приводных механизмах. Для уверенного прохождения в твердый слой залегающих пород, скважину бурят ниже уровня промерзания, где слои уплотнены. У средних, сухих грунтов несущая способность составляет 6 кг/см². Посмотрите видео, как рассчитать расстояние между сваями и разместить их.

    Существенный плюс изготовления железобетонных составляющих при строительстве в одиночку –возможность приготовления малых объемов бетона для каждой заливки. Другие виды фундаментного устройства требуют единовременно гораздо большего количества готового раствора.

    Потребность материалов для получения изделий с заданными свойствами видна из таблицы:

    Таблица потребности материалов

    Подведем итоги

    Когда строится здание с буронабивным свайным основанием, расстояние от одной опоры до следующей принимается из условий:

    • Не меньше 1 м;
    • От 3 до 6 диаметров сваи;
    • На основании расчета. Нормы относятся к требованиям, а не к рекомендациям;
    • Для нужного значения можно изменить в расчете параметры бетонного столба -площадь основания или боковой поверхности (глубину прохождения грунта);
    • Результат практических исследований отличается от табличных данных;
    • Застройщик, имеющий опыт работы на этом участке, сокращает затраты на подготовительные исследования и минимизирует вероятность просчета.
    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: