Как выбрать светодиодные светильники для дома
Интенсивное развитие технологий освещения расширило спектр используемых в быту ламп. Светодиодные светильники прочно вошли в повседневную жизнь, но далеко не всем известны преимущества современных источников света. Как выбрать для дома светодиодные светильники, в чем их особенности, рассмотрим детально.
Классификация светодиодных светильников
Огромный ассортимент светодиодных светильников вызывает закономерный вопрос, как выбрать подходящий для дома прибор. Форма и оригинальный дизайн, безусловно, влияют на результат выбора, но не стоит забывать и о практичной стороне вопроса. Соответствие требованиям безопасности, достаточный уровень освещенности и экономичность светодиодных светильников играют ключевую роль.
Разобраться в многообразии поможет условная классификация современных осветительных приборов по ряду критериев:
- Сфера применения. Различают светильники светодиодные для промышленной и офисной эксплуатации, оформления ландшафта, в виде подсветки архитектурных сооружений и, естественно, для освещения внутри дома. Светодиодные лампы для дома используются в качестве полноценного освещения или выполняют функцию дополнительной подсветки.
- Место установки. Есть возможность выбрать потолочные, настенные или мебельные светильники.
- Форма. Среди широкого диапазона моделей можно выбрать квадратные и прямоугольные экземпляры, пользуются популярностью круглые лампы, гораздо реже востребованы треугольные.
- Функции. Освещение спальни и гостиной, детской и кухни. При желании можно выбрать светодиодные светильники для ванной комнаты и прихожей.
- Конструкция. Для дома практично выбрать врезные светодиодные лампы, в качестве дополнительной подсветки применяют линейные изделия, имеют право на существование накладные светильники. Различают приборы со встроенным и внешним драйвером.
Внутреннее содержание светильников представлено светодиодной лампой или матрицей из нескольких светодиодов. Последний вариант является более надежным благодаря внедрению инновационных разработок. Чтобы выбрать светильник и не ошибиться, уделите внимание требуемой степени освещенности и возможности ее регулировки.
Преимущества и недостатки
Многочисленные достоинства LED-светильников сопровождают некоторые недостатки. Детальный анализ качеств позволит убедиться в их преимуществе перед другими осветительными приборами.
Итак, ключевые достоинства светодиодов:
- Безопасность с экологической точки зрения. Они не содержат ртути и прочих токсичных веществ. Выделение углекислого газа, как в случае с галогенными и люминесцентными источниками освещения, отсутствует. Применение светодиодных ламп безопасно для здоровья человека и окружающей среды в целом.
- Если выбрать для дома LED-светильники, экономия электропотребления на освещении составит порядка 65 %. Ресурс светодиодных ламп достигает 100 тыс. часов даже в условиях беспрерывной работы, при нестабильном напряжении и колебаниях температуры.
- Равномерное освещение – очередной стимул выбрать для оформления интерьера светодиодные приборы. Особенно ценно отсутствие пульсации.
- Впечатляют и характеристики прочности и долговечности. Поликарбонатное противоударное стекло в тандеме с металлическим корпусом обеспечивают надежную защиту внутреннему содержимому светильника. Приборы проявляют устойчивость перед механическим воздействием и вибрацией, не боятся перепадов температуры и влаги. Эта особенность особенно ценится при выборе светодиодов в ванную комнату.
Помимо перечисленных качеств, стоит отметить отсутствие инертности. То есть при включении прибора светодиод сразу начинает работать на полную мощность, ему не требуется разогрева, как в энергосберегающих лампах. Отдельные потребители ценят направленность света. Если обычные лампы рассеивают свет по всему пространству, то светодиодные светильники обеспечивают освещение нужной полусферы, не растрачивая энергию на остальные участки.
Если выбрать врезной светильник для подвесных конструкций, его толщина не превысит 1 см, а изделие бренда «Fusion» удивит даже искушенного потребителя, толщина прибора составляет всего 26 мм.
Для светодиодных светильников характерен неограниченный цикл включения-выключения, они не выходят из строя в момент начала или конца эксплуатации, как другие приборы освещения.
Если выбрать для дома освещение с применением светодиодов, потребителя может разочаровать только один недостаток – высокая стоимость изделия. При полноценной замене освещения в доме, сумму придется потратить немалую. Но за счет значительной экономии электроэнергии и отсутствии необходимости регулярно покупать новые приборы, затраченные средства быстро окупятся.
Нюансы выбора
Если рассматривать светильники светодиодные в целом, чтобы выбрать подходящий экземпляр, обращают внимание на следующие позиции:
- Тип и габариты корпуса. Встречаются конструкции полностью, частично встраиваемых светильников или накладные модели. Расстояние между базовой поверхностью и декоративным оформлением потолка должно давать возможность провести монтаж осветительного прибора и электропроводки.
- Мощность лампы. Имеет значение, если выбрать светодиодные изделия для натяжного потолка. В этом случае существует риск повреждения полотна в результате чрезмерного нагрева.
- Присутствие качественного радиатора. Актуально для габаритных приборов. Среди китайских изделий встречаются светильники, где полноценный радиатор с целью маскировки заменен матовой колбой. О долговечности светодиодной лампы в этом случае говорить не приходится.
- Световой поток. Измеряется в люменах (Lm). Если выбрать светильник с показателем 1000 Lm, излучаемый поток света будет соответствовать лампе накаливания мощностью 100 Вт.
- Важно выбрать подходящую температуру светового потока, измерение которой ведется в Кельвинах. Кому-то нравится интерьер, залитый холодным голубым светом, для других предпочтительно выбрать светодиодный прибор с теплым желтым излучением.
Форма цоколя светильника также заслуживает внимания. При желании выбрать недорогой вариант светодиода, отдайте предпочтение цоколю распространенного типа. Сюда относятся Е14 и Е27, GU10 и GU5.3. Причина – при поломке светильника найти ему замену не составит труда.
Составляя проект освещения с применением светодиодных светильников, ориентируются на пропорциональность мощности LED лампочек и ламп накаливания. Она примерно в 6 раз меньше, то есть при замене 75 Вт устаревшего экземпляра, достаточно установить светодиодный прибор на 8-12 Вт.
Типы светодиодных светильников
Чтобы выбрать подходящий для конкретного интерьера светодиодный светильник, следует разбираться в конструкции прибора. Основные модели делят на следующие категории:
- точечные врезные;
- панели;
- софиты;
- ленты.
Востребованность той или иной модели зависит от поставленных целей. Точечные врезные конструкции чаще встречаются в небольших помещениях: на кухне, в прихожей и ванной комнате. Для подсветки актуально выбрать светодиодную ленту. Освещение гостиной и прихожей организуют с учетом оформления потолка, здесь могут использоваться как накладные панели, так и врезные светильники. Необходимость выбрать софиты для освещения дома возникает редко.
Точечные врезные
Популярность подвесных потолочных конструкций из гипсокартона, панелей и других материалов породило востребованность врезных моделей. Монтаж прибора идет непосредственно в подготовленное отверстие, фиксация происходит за счет специальных усиков. Подпружиненные детали распирают светодиодный прибор вдоль плоскости потолка.
Если выбрать врезной светильник для натяжного потолка, ему требуется подготовить специальную конструкцию, которая фиксируется на базовой основе потолка. Подобная мера предупредит провисание натяжного полотна.
Как выбрать точечные светильники? Следующие рекомендации помогут избежать разочарований после установки дома светодиодных приборов:
- Отдайте предпочтение светодиодам 12 или 24В. Отсутствие преобразователя питания способствует продлению срока службы.
- При наличии блока питания его выносят за пределы натяжного или подвесного потолка. По заверениям специалистов, свыше 90% случаев проблем в системе освещения связано с поломкой именно блока питания. Легкий процесс демонтажа и замены прибора не создаст трудностей.
- При желании выбрать светильник в ванную комнату или другое помещение с повышенным уровнем влажности, обращают внимание на степень защиты светодиодного источника. Подойдут варианты с маркировкой не менее IP4.
Врезные светильники больше подходят для дома, в офис предпочтительно выбрать светодиодные панели.
Панели
Пропорция потребляемой и выдаваемой мощности у светодиодных светильников приблизительно кратна 6. Если выбрать панель с потребляемой мощностью 75 Вт, поток выделяемого ею света будет равен 5000 люмен, то есть идентичен 500 Вт лампы накаливания.
Панели выпускают накладные, подвесные и врезные. Причем они различаются по форме, кроме стандартных геометрических фигур, при желании можно выбрать асимметричную модель. Так как подвесная панель тяжелее точечного светильника, при монтаже на гипсокартонную конструкцию требуется закрепление на базовой поверхности потолка.
Софиты
Предназначение светодиодного софита – создать сфокусированный поток света. Обычно прибор содержит 2-3 лампы мощностью порядка 9 Вт. Если потолок оформлен подвесной гипсокартонной конструкцией, монтаж проводят на декоративную или базовую поверхность. В случае с натяжным потолком остается только вариант с креплением на базовую основу.
Светодиодные ленты
При желании стать обладателем красивой подсветки, специалисты рекомендуют выбрать ленту, состоящую из множества светодиодов и выносным БП. Ключевая особенность монтажа на потолок – ее не должно быть видно, любуются исключительно красивым световым потоком. Лента не предназначена для полноценного освещения и служит исключительно дополнительным декоративным элементом.
Заключение
Грамотный подход при выборе LED светильников обеспечит значительную экономию потребления электроэнергии. Расходы на закупку окупятся благодаря длительному сроку эксплуатации. Добиться эффектного освещения в интерьере поможет комбинирование различных конструкций. Совмещение светодиодной ленты и точечных врезных изделий – наиболее популярный способ оформления освещения.
Актуальность светодиодного освещения в 2020 году: экономичность, плюсы и минусы
Светодиодное (led) освещение все больше проникает в повседневную жизнь. Давайте разберем, на самом ли деле оно обладает максимальными достоинствами/минимальными недостатками.
Что такое светодиодное освещение
Светодиодное освещение – это одна из перспективных технологий искусственного освещения, базирующаяся на использовании светодиодных источников света.
Применение светодиодов в качестве источников света стало возможным после получения диодов, которые испускают белый спектр. Принцип действия led основывается на физике полупроводников. Диод представляет собой два соприкасающихся друг с другом полупроводниковых материалов, в одном из которых преобладают электроны, а в другом – положительный ионы. При прохождении через границу соприкосновения электрического тока происходит рекомбинация электронов и ионов. В результате электроны переходят на другой энергетический уровень, появляется избыток энергии. У светодиодов этот излишек выходит в виде светового излучения (в малой степени в виде тепла).
Схема появления излучения
В зависимости от используемых полупроводниковых веществ различается длина испускаемых световых волн. Самыми первыми (1962 год) были придуманы led-элементы, которые светили красным. Потом появились желтые и зеленые цвета. В 1971 году изобрели диод синего цвета, но лишь спустя 20 лет была придумана недорогая технология его изготовления.
Белый свет был придуман самым последним: в 1995 году. Но потребовалось еще несколько лет, чтобы создать лампочку, которая бы светила с яркостью, достаточной для бытового и промышленного применения.
С тех пор уже примерно 10-15 лет доля светодиодного освещения постоянно растет за счет многочисленных достоинств и постоянного снижения стоимости.
Качественная led-лампа состоит из нескольких элементов: цоколь, драйвер, радиатор, светодиод, рассеиватель (колба).
Конструкция LED лампы
Цоколь необходим для подключения к патрону светильника. Для удобства использования и взаимозаменяемости источников света цоколи у led выпускаются тех же видов, что и у других часто применяющихся ламп. Это винтовые е14, е27, штырьковые g4, g9, gu5,3 и другие.
Драйвер – самый важный элемент, который не видим глазу, он прячется в цоколе. Он стабилизирует поступающее напряжение, преобразует переменный ток в постоянный. За счет стабилизации электричества достигается долгий срок службы led-ламп и некоторые другие достоинства. Также драйвер питает светодиоды.
Драйвер состоит из микросхем, импульсного трансформатора, конденсаторов. Во многом высокая цена на светодиодные лампы объясняется ценой драйвера. Для снижения стоимости готовой лампочки производители заменяют этот элемент на простой блок питания. Блок питания не обеспечивает стабилизации тока и напряжения, что негативно сказывается на качестве источника света. Кроме того драйвер невозможно установить в миниатюрные лампочки: не хватает места.
Радиатор отводит от светодиода возникающее тепло. Чем он больше, тем лучше охлаждается источник света, что важно для мощных и больших ламп.
Рассеиватель помогает распределить световой поток в пространстве, защищает корпус от пыли, влаги.
Светодиоды – основной рабочий элемент, за счет которого появляется свечение.
Область применения
Квартира
Led устанавливают в потолочных, настенных, декоративных светильниках. Распространены светодиодные ленты для подсветки шкафов, ниш, потолков, мебели. Продаются неразъемные светодиодные светильники и модели с заменяемой лампой. Также за счет унификации led подходят к большинству уже имеющихся люстр, бра и торшеров.
Светодиодное освещение квартиры
Офисное
Для офисов и промышленных зданий применяются встраиваемые или накладные потолочные led-светильники. Часто они монтируются в навесные потолки (ПВХ или типа Армстронг). Led-модели дают равномерный рассеянный свет, не гудят и моментально выходят за рабочую мощность.
led освещение офиса
Торговое
От освещения в магазинах напрямую зависят продажи. Главная цель света: представить товар в нужном удачном ракурсе. Для этого используются светодиодные трековые, модульные, карданные, точечные модели светильников, а также светильники-даунлайты. Задача светильников – создать направленный световой поток для выделения товара.
Промышленное
В промышленности используются не только в офисах и кабинетах. Светодиодное освещение с нужной степенью защиты применяется для производственных цехов, складов, ферм, теплиц. Led-модели хороши тем, что выдерживают жесткие условия эксплуатации: повышенную влажность, разные температуры, пыль, грязь.
Промышленное led освещение
Аварийное
Используется при отключении основного освещения. Применяется в промышленности, медицинских, развлекательных учреждениях, торговых центрах. Светодиодные аварийные светильники бывают полностью автономными или подключающимися к отдельной аварийной линии питания.
Консольное (уличное)
Освещает трассы, городские дороги, улицы, парки, пешеходные дорожки. Также led применяются для подсветки фасадов исторических зданий, скульптур, торговых центров. Используется для трансляции рекламы на щитах и экранах, для создания световых инсталляций и картин.
Прожекторное
Светодиодами оснащаются прожекторы для подсветки стадионов, вокзалов, аэропортов и других общественных площадок большого размера.
Декоративные варианты светодиодного освещения
Декоративная подсветка придает законченность интерьеру, некую изюминку.
Один из способов сделать акцент на определенном предмете – подсветить его направленным световым лучом.
Световой акцент на картины
Напольная и потолочная подсветка визуально расширят пространство. Такой же цели служат миниатюрные светильники и светодиодные ленты: маленьким комнатам они придадут дополнительный объем.
Подсветка пола и потолка
Разноцветный свет сделает акцент на нишах и полках.
Удобно зонировать пространство при помощи разноцветной потолочной подсветки.
Лампы красиво подчеркнут потолочные балки, колонны и другие выступающие части стен.
Подсветка потолочной балки
Широко применяются светодиодные ретро-лампы. Светодиоды дали второе дыхание лампам Эдисона
LED лампы Эдисона
Удобно использовать для уличного украшения домов и городов.
Преимущества и недостатки
Светодиодные лампы во многом выигрывают у ламп накаливания, галогенных и люминесцентных. Сравнительные свойства приведены в таблице.
К достоинствам led можно отнести:
- Долгий срок службы. При соблюдении всех параметров, которые указаны производителем, светодиодная лампа способна работать до 50 тысяч часов и даже больше. Это в 50 раз больше, чем у лампы накаливания, в 12,5 – чем у «галогенок», и в 3,3 раза выше, чем у люминесцентных.
- Максимальная светоотдача при минимальном энергопотреблении. Их светоотдача примерно в два раза выше, чем у люминесцентных, в 4-5 раз выше, чем у «галогенок» и в 7-8 раз превышает лампы накаливания. Соответственно, энергопотребление, мощность led-ламп одинакового светового потока меньше в такое же количество раз.
- Большое количество цветовых температур.
- Экологическая безопасность, отсутствие проблем с утилизацией.
- Прочность конструкции. Лампа способна работать даже с разбитым рассеивателем.
- Низкий нагрев при работе.
- Мгновенное включение (в отличие от люминесцентных).
- Количество циклов включения-выключения не сказывается на работоспособности (в отличие от люминесцентных).
- Красивый внешний вид.
- Возможность синхронизации с технологией «умного дома».
- Работа не зависит от влажности и перепадов температур.
- Снижение требований к проводке из-за низкой мощности led-ламп.
Не обходятся led без недостатков:
- Высокая цена. Она заметно выше, чем у других типов источников света. Производители работают над снижением себестоимости, но, к сожалению, часто это происходит за счет качества. Снижение цены происходит из-за замены драйвера на блок питания. После этого светодиодная лампа быстро выходит из строя.
- Чувствительность к перепадам сетевого напряжения. Драйвер нивелирует перепады, поэтому дешевые модели без стабилизатора быстро выходят из строя.
- Мерцание (пульсация) светового потока. Мерцание крайне опасно для зрения человека. Оптимальный коэффициент пульсации не должен превышать 5%, свыше 30% использовать в домашних условиях опасно. Мерцание зависит от качества конструкции. Отсутствие драйвера резко снижает качество света.
- Падение яркости в процессе работы, связанное с физической деградацией светодиодов.
- Высокий процент брака, особенно среди недорогих ламп.
Какова экономия светодиодного освещения
Светодиодные источники света – действительно экономичные осветительные приборы. Следует лишь внимательно относиться к качеству покупаемых ламп и не гнаться за недорогими моделями, которые, вероятно, быстро выйдут из строя.
В целях максимальной экономии для освещения квартир и домов светодиодами экономически целесообразно заменять лампы накаливания мощностью свыше 60 Вт. Иначе стоимость самой светодиодной лампы не окупится.
Также стоит заменять только источники света, которые работают максимальное количество часов. Светильник в кладовке, который включается раз в неделю на полчаса, вполне может остаться оснащенным лампой накаливания.
При применении этих правил светодиодное освещение оправдает себя, но не в первый месяц работы. Срок окупаемости led-ламп составляет 1-2 года. Рассчитывается окупаемость по следующему алгоритму.
Допустим, надо заменить все лампы на led. Примем число ламп за n=10 штук. Сравнительная мощность при равном световом потоке указана в таблице.
Допустим, мы заменяем лампы накаливания мощностью 75 Вт. Заменим на аналогичные светодиодные или люминесцентные. Стоимость замены составит:
Характеристика | Накаливания | Светодиодная Osram | Люминесцентная Osram |
---|---|---|---|
Цена, руб | 15 | 200 | 150 |
Общая стоимость замены, руб | 150 | 2000 | 1500 |
Мощность,(P), Вт | 75 | 14 | 20 |
Срок службы, час | 1000 | 15000 | 8000 |
Примем, что за год электричество горит 5000 часов. Цена одного кВт электричества – 5 руб/кВт. Тогда:
Накаливания | Светодиодная | Люминесцентная | |
---|---|---|---|
Суммарная потребляемая мощность, (n×P/1000), кВт | 0,75 | 0,14 | 0,2 |
Суммарное годовое потребление электроэнергии, кВт*ч | 3750 | 700 | 1000 |
Годовые затраты на электроэнергию, тыс.руб. | 18750 | 3500 | 5000 |
Затраты на покупку светильников, руб. | 150 | 2000 | 1500 |
Затраты на обслуживание, тыс. руб. | 750 рублей (5 раз в год заменять лампы: каждую 1000 часов) | 2000 рублей каждые 15000 часов (замена ламп примерно каждые 3 года). | 1500 руб. каждые 8000 часов (замена ламп примерно через 1,5 года.) |
Суммарные затраты за 1 год, тыс.руб. | 19,65 | 5,5 | 6,5 |
Суммарные затраты за 3 года, тыс.рублей | 58,95 | 18,5 | 22,5 |
Таким образом, капитальные затраты на покупку новых ламп выше у светодиодных моделей. Но уже за первый год эксплуатации за счет экономии электроэнергии светодиодное освещение выигрывает и у ламп накаливания, и у люминесцентных. А за три года – срок службы led-ламп – суммарные затраты на светодиодное освещение самые минимальные.
В таблице не учитаны затраты на утилизацию (если таковые будут) люминесцентных ламп при их замене каждые 1,5 года. Также не учитывается падение яркости led с течением времени, из-за чего заменять панели придется чаще, чем каждые 9 года. Однако, и лампы для расчета брались не с максимальным заложенным сроком службы.
Актуальность светодиодного освещения в 2020 году
Снижение себестоимости часто происходит за счет качества
Доля светодиодных ламп на рынке электротехнических товаров постоянно увеличивается. Это связано с популяризацией led-технологий, удешевлением конструкции лампочек, появлением новых марок и брендов в широком доступе в магазинах. При помощи led можно освещать дом не только внутри, но и снаружи. Можно без лишних трудностей подсвечивать участки, бассейны, гаражи и любые другие помещения. В Европе и США постоянно растет доля «умного освещения», которое невозможно представить без светодиодов.
С другой стороны, тенденцией 2019-2020 годов является высокий процент брака среди выпускаемых моделей led. Это тоже связано с удешевлением конструкции, которая зачастую происходит за счет замены дорогого драйвера на дешевый блок питания. В итоге цена становится небольшой, но одновременно теряются и все преимущества led-технологий. Срок службы сильно снижается: без драйвера любой скачок напряжения приводит к выходу лампы из строя. Выросло количество случаев, когда светодиодные лампы возвращаются в магазины по гарантии, что совсем неудобно для пользователей. К сожалению, по внешнему виду невозможно понять, есть драйвер внутри или нет. Остается полагаться на добросовестность известных брендов.
Альтернативы светодиодному освещению
Из уже выпускаемых перспективных альтернативных источников света можно назвать индукционные лампы. Они имеют долгий срок службы (до 150000 часов), высокую светоотдачу (до 160 лм/Вт). Индукционные источники света нечувствительны к скачкам напряжения, частым включениям-выключениям. Правда, подходят они только для освещения больших пространств: промышленного, уличного. Использование индукционных ламп в быту ограничивается большими габаритами и вредными излучениями (ультрафиолетовым и электромагнитным).
По всему миру ведутся разработки новых технологий освещения. В США предложили альтернативный источник света, работающий на основе поливинилкарбазола с ирридием с углеродными многослойными нанотрубками. В России ученые опробуют технологию катодолюминесцентных ламп.
Но пока это только разработки, которым далеко до внедрения в производство. Светодиодное освещение остается на лидирующих позициях.
Вывод
При некоторых недостатках светодиодное освещение обладает весомыми преимуществами:
- экономичность;
- долгий срок службы;
- хорошее качество света;
- разнообразие цветов и оттенков света.
Производители стремятся к унификации, поэтому выпускают модели, которые без проблем заменяют другие типы лампочек, как в быту, так и в промышленности.
Несмотря на высокую цену качественных лампочек, за 1-1,5 года они окупятся за счет уменьшения платежей за электричество.
Лучшие светодиодные светильники для дома
В современном мире экономия ресурсов стала не только модным трендом, но и глобальной необходимостью. Современные экономичные и заботящиеся об окружающей среде решения можно найти практически в любых сферах человеческой жизни. Кроме того, они постоянно совершенствуются и улучшают свои качества. В частности, экономить электроэнергию человеку позволяют светодиодные или LED-лампы.
Светодиодные светильники обладают рядом преимуществ перед традиционными лампами накаливания. Среди них:
- Превосходная экономия. Даже самая маломощная светодиодная лампа может осветить довольно большое помещение. В сравнении с привычными лампами накаливания соотношение составляет примерно 10 Вт к 100Вт.
- Безопасность для зрения.
- Не нагреваются.
- Долгий срок службы.
- Экологичный способ утилизации.
- Небольшой вес и прочность.
Однако, есть у светодиодных светильников и минусы. Это их высокая стоимость и большая вероятность натолкнуться на некачественный продукт при выборе ламп в магазине.
На что обратить внимание
- Производитель. Это основа при покупке любого товара. Только лучшие производители светодиодных ламп для дома способны избавить от проблем обычного покупателя и дать гарантию на соответствие реальных технических характеристик с заявленными.
- Количество светодиодов в лампе. Со временем LED-лампы могут тускнеть. Поэтому, чем больше светодиодов в лампе, тем дольше она сохранит яркость свечения.
- Мощность. При выборе мощности ламп стоит помнить, что светодиода в 8 или 10 раз мощнее ламп накаливания. Например, если Вы пользовались лампой в 70 Вт, то при выборе LED-аналога просто разделите это число на 10. Часто производитель указывает соотношение мощности на упаковке своего товара.
- Защита лампы. Для бытовых нужд подойдут лампы с защитой от пыли IP40.
- Цена. При выборе такого долговечного устройства не стоит экономить — велик риск натолкнуться на некачественный и небезопасный прибор.
Лучшие светодиодные светильники для дома на 2021 год
Потолочные светильники
Xiaomi Yeelight LED Ceiling Lamp 1S
Стильный потолочный светильник от Xiaomi обладает круглой формой диаметром 32 см и высотой 73мм. Благодаря загнутым бокам, свет распространяется не только в стороны и вниз, но и на потолок, что визуально делает помещение светлее. Количества светодиодов хватит на освещение комнаты площадью до 15 кв. м. Кроме того, за счет наличия осветительных элементов теплого и холодного оттенка, температуру свечения можно регулировать в диапазоне от 2700 до 6500 Кельвинов. Для этого в комплекте предусмотрен пульт дистанционного управления. Он также позволит отрегулировать яркость, включить или выключить прибор. Светильник Yeelight LED Ceiling Lamp 1S поддерживает включение в систему умного дома Xiaomi, а мощность лампы составляет 28 Вт.
Eglo Pasteri 31592
Оригинальный светильник Eglo Pasteri снаружи выполнен из серого текстиля, а внутри имеет белое покрытие, что позволяет ему легко вписываться в любой современный интерьер. Предусмотрено 2 варианта установки: непосредственно под потолком или на подвесе. Лампа мощностью в 11 Вт создает приятный белый свет теплого оттенка со световой температурой в 3000 Кельвинов. Светильник обладает компактными размерами и рассчитан на освещение площади до 6-ти кв. м.
Citilux Паркер CL225115r
Светильник Citilux Паркер CL225115r выполнен в стиле «хай-тек», обладает лаконичным дизайном и повесной конструкцией. Он гармонично впишется в любой современный интерьер и дополнит его. Конструкция позволяет расположить плафон диаметром 25 см на высоте от 25 до 120 см под потолком. Температуру освещения можно регулировать при помощи выключателя, оснащенного диммером, или при помощи пульта дистанционного управления.
Lightstar Urbano 214904
Накладной потолочный светильник практически сливается с потолком благодаря своим компактным размерам и высоте всего 2,5 см. Корпус прибора имеет высокую степень защиты от влаги и пыли, благодаря чему его можно использовать даже на открытых площадках. Например, на крыльце. Мощность устройства составляет всего 10 Вт, а температура свечения – 4200 Кельвинов, что сравнимо со светом Луны. Lightstar Urbano 214904 идеально подойдет для освещения коридоров, прихожих или крыльца дома.
Точечные светильники
Lightstar 212020
Lightstar 212020 выполнен из стекла и металла, благодаря чему достигается дополнительное рассеивание света. Высокая степень защиты от влаги и пыли уровня IP44 позволяет установить светильник даже в ванной комнате. При этом можно не бояться, что металлические части пострадают, ведь они имеют хорошие антикорозийные свойства. Прибор обладает приятным теплым свечением (3000 Кельвинов – идеальное решение для жилых помещений) и добавляет помещению уюта.
Arte Lamp Technika A5930PL-2BK
Компактный точечный светильник привлекает своим необычным дизайном, выполненном в черном цвете. Станет идеальным дополнением для современных интерьеров. Прибор выполнен из металла с матовой рельефной поверхностью и обладает высокими антикоррозийными свойствами. Две галогеновые лампы по своему свечению близки к натуральному солнечному свету, поэтому не вызовут дискомфорта для глаз. Кроме того, благодаря особенностям конструкции, поток света можно направлять в разные стороны.
Настольные светильники
ERA NLED-426-3W-BK
Компактный и практичный настольный светильник ERA NLED обладает складной конструкцией, что позволяет с легкостью брать его с собой в дорогу. Работа прибора осуществляется от электросети или встроенного аккумулятора. Лампа включает в себя 32 светодиода, благодаря чему обеспечивается мощный световой поток. Количество потребляемой энергии при этом минимально. Кроме того, устройство имеет 2 режима свечения: яркий и приглушенный свет, за счет чего его можно использовать и как настольную лампу и как ночник.
ФАZA Светодиодный камин FL-L31
Настольная лампа в виде камина пользуется большой популярностью у покупателей. Светильник выполнен из пластика и имеет степень защиты от влаги и пыли уровня IP20. Теплое свечение обеспечивается благодаря 4-м встроенным светодиодам. Работает прибор от батареек и отлично подойдет в качестве подарка на торжество или может использоваться как ночник.
Особенности проектирования освещения в музеях Текст научной статьи по специальности « Строительство и архитектура»
Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Чернышкова Ирина Анатольевна, Бузало Нина Александровна, Лысенко Вадим Николаевич
Приведены результаты исследовательской работы, касающейся определения параметров естественного освещения в помещениях музея. В качестве объекта исследования выбран старейший на юге России Музей истории Донского казачества. Выполнены инструментальные замеры параметров освещенности музейных экспозиций. Результаты измерений и компьютерное моделирование показали, что программные комплексы, созданные для светотехнических расчетов, требуют дальнейшего совершенствования. Противоречивость нормативных требований по естественной освещенности и рекомендаций по проектированию музейных помещений приводят к выводу о необходимости принятия решения о будущей системе освещения (естественное или искусственное) на начальной стадии проектирования.
Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Чернышкова Ирина Анатольевна, Бузало Нина Александровна, Лысенко Вадим Николаевич
PECULIARITIES LIGHTING DESIGN IN THE MUSEUM
The results of research work are presented in the article. Authors define the parameters of natural lighting in the museum’s rooms. Museum of the History of the Don Cossacks the oldest museum in the south of Russia selected object of study. Students performed instrumental measurements of illumination parameters of museum exhibitions. The measurement results and computer simulations have shown that software systems, designed for lighting calculations, should be further improved. The contradictory of the normative requirements of lighting and recommendations of lighting for the design of museum spaces lead to the conclusion that the decision on the future of lighting system (natural or artificial) must be taken at the initial design stage.
Текст научной работы на тему «Особенности проектирования освещения в музеях»
СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА CIVIL ENGINEERING BUILDING AND ARCHITECTURE
УДК 721.01:628.973.4 DOI: 10.17213/0321-2653-2016-4-86-91
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ОСВЕЩЕНИЯ В МУЗЕЯХ
PECULIARITIES LIGHTING DESIGN IN THE MUSEUM
© 2016 г. И.А. Чернышкова, Н.А. Бузало, В.Н. Лысенко
Чернышкова Ирина Анатольевна – доцент, ЮжноРоссийский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия.
Бузало Нина Александровна – канд. техн. наук, профессор, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия.
Chernyshkova Irina Anatolevna – assistant professor, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia.
Buzalo Nina Alexandrovna – Candidate of Technical Sciences, Professor, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia.
Лысенко Вадим Николаевич – студент, Южно-Российский государственный политехнический университет (НПИ) имени М.И. Платова, г. Новочеркасск, Россия.
Lysenko Vadim Nikolaevich – student, Platov South-Russian State Polytechnic University (NPI), Novocherkassk, Russia.
Приведены результаты исследовательской работы, касающейся определения параметров естественного освещения в помещениях музея. В качестве объекта исследования выбран старейший на юге России Музей истории Донского казачества. Выполнены инструментальные замеры параметров освещенности музейных экспозиций. Результаты измерений и компьютерное моделирование показали, что программные комплексы, созданные для светотехнических расчетов, требуют дальнейшего совершенствования. Противоречивость нормативных требований по естественной освещенности и рекомендаций по проектированию музейных помещений приводят к выводу о необходимости принятия решения о будущей системе освещения (естественное или искусственное) на начальной стадии проектирования.
Ключевые слова: освещенность; коэффициент естественной освещенности; музейное освещение.
The results of research work are presented in the article. Authors define the parameters of natural lighting in the museum’s rooms. Museum of the History of the Don Cossacks – the oldest museum in the south of Russia selected object of study. Students performed instrumental measurements of illumination parameters of museum exhibitions. The measurement results and computer simulations have shown that software systems, designed for lighting calculations, should be further improved. The contradictory of the normative requirements of lighting and recommendations of lighting for the design of museum spaces lead to the conclusion that the decision on the future of lighting system (natural or artificial) must be taken at the initial design stage.
Keywords: illuminance; daylight factor; museum illumination.
Современный Новочеркасск имеет сложившейся музейный комплекс, включающий Музей истории Донского казачества, Атаманский дворец, Дома-музеи художников М.Б. Грекова, Н.Н. Дубовского и И.И. Крылова. Основными видами деятельности музеев являются фор-
мирование и хранение коллекций, научно-исследовательская работа, организация постоянной экспозиции, устройство выставок, культурно-просветительная деятельность. Каждый музей имеет индивидуальное архитектурно-художественное решение, определяемое конкретной кол-
лекцией и формами деятельности. Различают виды и подвиды музейных объектов: краеведческий, исторический, этнографический, изобразительного искусства и т.п. Каждый из них имеет особый вид экспозиции, требующий определенной световой подачи экспонатов и постановки.
Здание Музея истории Донского казачества (рис. 1), построенное по проекту академика архитектуры А.А. Ященко в стиле классицизма, изначально было предназначено для создания исто-рико-краеведческого музея, а не приспособлено под него, как это часто случается с музейными зданиями. Открыт музей (тогда Донской музей) был 22 ноября 1899 г. Здесь хранятся интереснейшие коллекции казачьего военного и бытового костюма, наградного жалованного оружия. Имеется обширное собрание живописи (одно из самых больших и значительных в Ростовской области): коллекции работ художников-передвижников, императорского портрета, западноевропейской живописи и многое другое.
Рис. 1. Здание музея Донского казачества
Основные требования, предъявляемые к экспозиции музея: цельность архитектурно-планировочного построения и научной концепции, создание комфортных условий для посетителей (продуманные графики движения, освещение, информация, учет интересов разных категорий посетителей, в том числе маломобильных групп населения); выразительная художественная форма подачи всего собрания и отдельных материалов в соответствии со структурой и тема-тико-экспозиционным планом; меры по сохранности экспонатов (освещение, температурно-влажностный режим, охрана).
Авторами были рассмотрены вопросы освещения экспозиций, так как до сих пор нет устоявшегося мнения по поводу выбора вида осве-
щения музейных залов. Из психофизиологических соображений предпочтительно естественное освещение, визуальная связь с окружением, но в то же время необходимо устранить попадание прямого солнечного света на экспонаты для соблюдения требований консервации. Уровень общей освещенности не должен создавать излишних контрастов. При резком перепаде освещенности следует предусматривать переходную зону для адаптации зрителей.
Цель выполненного исследования состояла в проведении анализа естественного освещения залов музея и выборе мероприятий по улучшению световой среды. Для этого были выполнены замеры параметров естественного освещения, моделирование существующей системы естественного освещения залов Музея истории Донского казачества, рассмотрены варианты использования совмещенного и искусственного освещения.
Работа была начата с обследования фасадов здания музея с использованием метода цифровой фотограмметрии в программе Agisoft Photoscan [1, 2]. Затем были обследованы интерьеры музея, в том числе зал с полотнами известного донского художника-передвижника академика Н.Н. Дубовского.
В соответствии с нормами освещения интерьеров общественных зданий, помещения, в которых зрительная задача состоит в различении объекта и обзоре окружающего пространства (музеи, выставки, галереи), световой климат характеризуется качественными и количественными характеристиками [3, 4]. К количественным характеристикам относятся освещенность, яркость, коэффициент естественного освещения (КЕО). К качественным характеристикам, определяющим комфорт и эстетичность световой среды, относятся распределение яркости в поле зрения, неравномерность освещенности на поверхности объектов и в пространстве, блескость, контрастность освещения и т.д.
Зал музея (рис. 2), выбранный для проведения исследования, расположен на втором этаже, демонстрирует картины академика Н.Н. Дубовского, коллекцию фарфора и мебели XIX в. Для этого зала были определены количественные характеристики освещения (КЕО, освещенности Е, коэффициента отражения р), выполнено сравнение нормируемых параметров освещенности (КЕО), полученных путем замеров в натурных условиях [5] и вычисленных с помощью современных программных комплексов.
Размеры зала в плане 7,0×17,6 м, высота 5,7 м. Четыре больших окна (размером 2,7×3,74 м каждое), ориентированных на юго-запад, закрыты шторами защитными и декоративными, обеспечивают достаточную естественную освещенность, распределение световых потоков в помещении, насыщенность пространства светом, цветовой колорит.
Замеры естественной освещенности проводились по методике ГОСТ Р 54944-2012 с помощью прибора «ТКА-ПКМ» модель 31 на уровне
рабочей поверхности (0,8 м от пола) при облачном небе [6]. Точки замеров и значения освещенности Е показаны на рис. 3. Среднее значение КЕО е = 0,45 %, среднее значение освещенности Е = = 230 лк, средний коэффициент отражения р = 0,5.
Следует отметить, что при проектировании освещения в музеях возникают противоречивые требования: с одной стороны, необходимо обеспечить благоприятные условия восприятия экспозиций и освещение окружающего пространства (СП 23-102-2003 п. 8.19).
Рис. 2. Общий вид зала музея
Рис. 3. Схема зала музея с нумерацией точек замера освещенности
С другой стороны, требуется обеспечить сохранность музейных экспонатов согласно «Единым правилам организации формирования, учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, находящихся в музеях Российской Федерации» (утвержденным приказом Минкультуры РФ от 8 декабря 2009 г. № 842). Музейные предметы по степени светостойкости разделяются на три основные группы. Масляная живопись, дерево, кость и другие предметы относятся ко второй группе. Для таких экспонатов освещенность в видимом диапазоне должна быть 75 – 150 лк [3].
Замеры освещенности в музейном зале выполнялись при наличии защитных штор, средняя освещенность составила Еср = 230 лк, что выше рекомендуемого значения Еср = 150 лк (для залов, экспонирующих масляную живопись), а КЕО = = 0,45 % что ниже величины КЕО = 0,6 %, требуемой СП 23-102-2003.
Расчеты КЕО выполнялись по методике СП 23-102-2003, а затем в программных комплексах «Base» и «DIALux».
Программный комплекс «DIALux» [7] ориентирован на профессиональное проектирование естественного и искусственного освещения, разрабатывается с 1994 г. Немецким институтом прикладной светотехники, постоянно обновляется и предоставляется в свободном доступе (нами была использована версия 5). Для оценки освещенности зала музея были смоделированы варианты: естественное освещение при наличии штор (существующий вариант); комбинированное освещение (естественное при наличии штор и искусственное освещение); искусственное освещение с трековыми светильниками. В расчете были учтены фактура, материал, цвет ограждающих поверхностей и определено значение КЕО. Среди возможностей программы следует отметить работу с трехмерным изображением объекта, различные способы визуализации (рис. 4).
Подводя итоги выполненной работы, можно сделать вывод о том, что распределение освещенности при натурных замерах и результатов, полученных в ПК «DIALux», идентично, но среднее значение КЕО, полученное расчетом по методике СП 23-102-2003 и вычисленное в программе «DIALux», отличаются (таблица). Это может быть объяснено ограниченным набором параметров затенения в программе «DIALux» и направленностью программы на расчет искусственного освещения.
Рис. 4. Трехмерная модель зала музея при естественном освещении с изолюксами, созданная в ПК Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Особенности освещения в музеях: типы подсветки и нормы
Культурное развитие человека предполагает посещение разнообразных мероприятий: театральные выступления, музеи и выставки, цирковые выступления и т.д. Если цирки и театры работают в определенный период, то музеи открыты круглый год. Именно музей наиболее интересен в плане освещения, ведь здесь нужно создать правильную композицию и ее подсветку для того, чтобы посетители приходили снова и снова.
Освещение музеев предполагает учет многих нюансов, без которых невозможно добиться качественной подсветки разнообразных выставок и предметов искусств. Данная статья расскажет вам о том, на что нужно обращать внимание в освещении музейных помещений, а также какие нормы и ГОСТы здесь следует соблюдать.
Особенности музейных помещений
Музеи, какой бы направленности и специфики они не были, всегда имеют одну единственную цель – обучение. В таких помещениях происходят разнообразные выставки, целью которые приобщение людей к культурным ценностям, а также демонстрация достижения в различных сферах человеческой деятельности: начиная с искусства и заканчивая археологией.
Поэтому здесь наиболее важна система освещения, так как благодаря ей можно достичь желаемого результата – акцентирования внимания людей на элементах выставки.
Выставочный зал музея
В музеях свет должен выполнять следующую функцию:
- полноценно освещать демонстрационные предметы;
- создавать акцентирующее освещение в зависимости от цели экспозиции;
- давать полноценное освещение помещений, чтобы люди по нему могли свободно передвигаться, не наталкиваясь друг на друга и не сбивая элементы выставки;
- обеспечивать собранность выставляемых объектов;
- выгодно выделять предметы искусства или иные изделия выставки на фоне музейного помещения.
Создать качественную подсветку в музеи довольно проблематично по следующим причинам:
- комнаты в музеи должны быть просторными, чтобы вмешать экскурсионную группу хотя бы среднего размера;
- в одном помещении экспозиция может быть размещена различными способами: вдоль стен, по центру на специальных витринах и пьедестала или в комбинированном варианте обоих вариантов;
Обратите внимание! Чтобы демонстрация прошла качественно, в помещении музея система света должна быть выстроена по универсальному пути, чтобы давать качественное освещение в не зависимости от размещения экспозиции.
- особенности освещения. Каждое помещение в плане организации в нем подсветки должно опираться на определенные нормы и требования, которые приведены в регламентирующей документации (СНиП и СанПин);
- не всегда наличие возможности качественно создать естественное освещения в музейных помещениях из-за специфики расположения здания.
Как видим, здесь очень легко нарушить по незнанию нормы и требования организации подсветки, что в конечном итоге приведет к уменьшению поток посетителей и их жалобам на некачественное освещение экспозиций.
Кроме этого, при создании освещения необходимо опираться не только на требования и нормы, приведенные в СНиП, о которых мы поговорим несколько ниже, но и на предназначение самих выставок.
Художественная подсветка музейных помещений
Превалирующее большинство музеев по всему миру, а также выставок и галерей приурочены изобразительному искусству. Поэтому для них самое большое значение имеет создание художественной подсветки.
Обратите внимание! Главной целью здесь является организация правильного светового образа для оказания мощного эмоционально-психологического влияния на посетителей.
В такой ситуации музейное освещение вынужденно искать компромисс между двумя диаметрально противоположными полюсами:
- обеспечением сохранности выставочных объектов (например картин, которые под действием постоянного освещения могут терять свои краски и разрушаться);
- эффектной демонстрацией шедевров.
Неправильное музейное освещение (сильное яркое, содержащее инфракрасное и ультрафиолетовое излучение) оказывает губительное воздействие на экспонаты, обладающие слабой светостойкостью. В результате они очень быстро теряют свой привлекательный внешний вид, а также ценность, что является абсолютно неприемлемым явлением для выставок и музеев.
Чтобы избежать такого негативного развития событий, существуют определенные требования для организации правильного художественного освещения. Такие требования включают в себя правильный подбор светового потока по следующим параметрам:
- цветопередача. Правильно подобранная цветопередача источника света наилучшим образом сможет передать колористическое решение выставленных полотен или иных видов произведений искусства, а также смягчить временные нарушения, которые неминуемы для такого рода изделий;
- мощность светового потока. Данный показатель может приводить к быстрому выгоранию полотен, а также их обесцвечиванию;
- расстояние экспозиции от источника света. Постоянный и направленный световой поток способен нагревать освещаемую поверхность, что может привести опять же к порче красок и полотна.
Беря во внимание тот факт, что предметы художественного искусства приобретают свою ценность с течением времени, которое их же и разрушает, то создание музейного освещения такого рода требует высочайшего профессионализма, а также глубокого понимания в искусствознании и светотехнике. Только в такой ситуации будут соблюдены не только требования и нормы, приведенные с СНиПе, но и индивидуальные особенности каждого демонстрируемого на выставке предмета искусства.
В данной ситуации мастерство светотехника и современное оборудование – главный залог успеха художественных музеев и выставок.
Экспозиционное музейное освещение
Кроме художественного освещения в музеях часто используют экспозиционную подсветку для акцентирования внимания посетителей на определенных участках помещений.
Экспозиционное освещение в музее
Перед таким освещением высевочных залов и музеев ставятся следующие требования:
- качественная демонстрация объекта, чтобы посетители смогли полностью рассмотреть все его элементы и нюансы: цвет, материал, фактуру;
- учет физиологических особенностей зрительного анализатора человека;
Обратите внимание! Чтобы не переутомлять человеческое зрение, экспозиционная подсветка не должна создавать слепящего эффекта, бликов и резких контрастов.
- опять-таки сохранность демонстрационных объектов. Под действием света бумага становится желтой, органические элементы распадаются, а химический состав красок подвергается необратимым изменениям.
Стоит помнить, что из-за таких требований, предъявляемых музейному освещению, стандартные методы в данной ситуации не будут приносить желаемый результат, а скорее наоборот, ускорят порчу выставляемых экспонатов. Здесь нужно учитывать не только нормы уровня освещённости, а также ГОСТы применяемого осветительного оборудования, но массу других дополнительных факторов. К примеру, при выставке картин при создании оптимального светового потока важно учитывать фактуру и цвет стен, а также архитектурные особенности самого выставочного помещения и расположение оконных проемов.
Оформление помещения музея
Обратите внимание! Идеальными условиями для экспонирования разнообразных произведений искусства является помещение, которое полностью закрыто от естественного освещения.
Установленные нормы для музейного освещения
Вся система света, установленная в музее направленна на сохранение выставляемых экспонатов, а также на их наиболее эффективную демонстрацию посетителям. Все это гарантируют нормы освещённости, которые указаны в специальной документации (СанПин и СНиП).
Обратите внимание! В данной ситуации, в отличии от производственных, общественных и жилых помещений, где нормы представлены как минимальное значения, для музеев они приведены в своем максимуме. Это означает, что указанные в СНиП нормы нельзя превышать.
При этом каждый тип экспоната имеет свой уровень освещенности:
- газетная бумага, ткани, акварели имеют максимальный уровень освещенности в 50 лк;
- масляная живопись — 150 лк;
- драгоценные камни и металлы— 500 лк.
Помимо этого, имеющиеся требования предписывают сведение к минимуму в световом потоке инфракрасного и ультрафиолетового излучений. Ультрафиолетовое излучение способно оказывать прямое негативное влияние через разрушение молекулярных связей, а инфракрасное – косвенное, провоцируя старение материалов вследствие увеличения скорости протекания химических реакций при повышенной температуре.
Обратите внимание! Причем наибольшую опасность несет именно ультрафиолетовое излучение, поскольку оно имеет свойство накапливаться (кумулятивным эффектом).
Отечественные нормы и требования, а также ГОСТы разрабатывались тогда, когда еще не было в полной мере изучено пагубное влияние света на некоторые объекты искусства. Поэтому сегодня в мире наблюдается четкая тенденция к пересмотру норм для музейного освещения.
По новым требованиям, музейным экспонатам, после непрерывной экспозиции в течение 2-3 лет нужно дать «отдых». Это позволит продлить срок их сохранности лучше, а также в некоторой степени нивелирует негативное влияние от постоянного освещения в течение нескольких лет.
Также было установлено, что наибольшее влияние на художественные объекты оказывает не столько уровень освещенности, сколько количество получаемого ими облучения. Поэтому сегодня для каждого отдельного объекта необходимо устанавливать его норму облученности.
Как видим, в плане организации освещения музейного типа существуют достаточно много нюансов, норм и требования, учет которых обязателен, если вы хотите добиться сохранности выставляемых объектов.
Нормы экспонирования и хранения художественных экспонатов
Сегодня признано, что наилучшими условиями для демонстрации произведений изобразительного искусства является помещение, лишенное возможности естественного освещения. Это связно с тем, что солнечный свет несет в себе определенную долю ультрафиолетового излучения, которое пагубно влияет на состояние художественных полотен.
Закрытое от солнечного света музейное помещение
Но в тоже время в роли хранилищ таких изделий часто выступают исторически сложившиеся здания:
- особняки;
- дворцовые сооружения;
- а иногда – вокзалы.
В ситуации, когда в помещениях все же имеются окна и рекомендуется плотно закрывать или зашторивать. При этом на стекла следует наклеить специальные пленки, способные на поглощение ультрафиолетового света. Но они не могут гарантировать стопроцентного эффекта защиты
Поэтому для музейных помещений и хранилищ предъявляются следующие требования:
- жесткое соответствие новым нормам, которые в большинстве своем опираются на старые исследования;
- создание светового потока с качественной цветопередачей;
- высокая адаптируемость помещений к различным уровням естественного освещения;
- устранение вредного воздействия создаваемого осветительными приборами вредного воздействия;
- удобство и правильность размещения выставляемых экспозиций.
Только руководствуясь этими требованиями, можно создать оптимальное и качественное по своим техническим характеристикам музейное освещение.
При этом все осветительное оборудование должно соответствовать требованиям ГОСТ.
Заключение
Особенности музейных помещений, а также выставляемых в них экспозиционных объектов предъявляются жесткие требования, нормы и ГОСТы. Руководствуясь ими можно создать оптимальную подсветку для любого объекта (художественного, биологического и т.д.), который из-за длительного освещения не понесет заметных разрушений. Эти нормы и требования должны неукоснительно соблюдаться всеми типами музеев.
Освещение для музеев
Освещение для музеев создано не для искусства, а для человека.
Человек любого возраста постоянно пытается развиваться. Кто-то читает книги, кто-то занимается искусством, а кто-то впитывает в себя культуру через различные мероприятия, будь то театральные постановки, цирковые выступления либо музыкальные концерты. Если предыдущие события можно застать в определенное время, так как они проходят сезонно, музейные выставки открыты круглый год и доступны каждому.
Именно в музее большой интерес уделяют освещению, благодаря которому можно акцентировать внимание на определенных моментах в картине, создать необходимую атмосферу, навеять различные чувства. Правильным световым сопровождением можно даже запугать человека. Освещение — проводник зрителя к богатствам изобразительного искусства. Из-за несоответствующей цветовой палитры и насыщенности экспонат воспринимается совсем не так, как это задумывал автор. Например, мрачность, ужас, заложенные в картину, легко испортит яркий световой поток. Наоборот, можно помочь в восприятии полотна или другого произведения искусства, приглушив подсветку или подчеркнув определенные места.
Освещение для музеев и его задачи
Выделяются 2 основные задачи: придание особенности каждому экспонату и облегчение ориентирования в пространстве. Честно говоря, эти 2 пункта можно расширить до бесконечности, так как только свет позволяет усилить восприятие того или иного полотна либо архитектурного сооружения. Теоретические задачи плавно переливаются в практические: нужно выбрать подходящее освещение, правильно расставить источники света и предотвратить разрушение музейных экспонатов. Цветовой баланс работы нарушится из-за тусклого или интенсивного свечения. Важным является то, что искаженный свет не всеми посетителями воспринимается одинаково. К примеру, оранжево-желтый цветовой спектр хуже различают люди преклонного возраста, которые составляют большую часть всех гостей музея. Нужно чувствовать каждого посетителя, предугадывать целевую аудиторию, их желания, и подстраивать все условия под зрителей. Для правильной подсветки художественных или скульптурных работ учитывается множество факторов, иногда даже противоречащих друг другу — экспонаты одновременно нужно и освещать, и защищать от света.
Чтобы визуально увеличить объем трехмерных фигур, совмещают рассеянный и прямой свет в определенном соотношении. На практике это деление скорее относительно, чем абсолютно, потому что оба потока света переменяются и поддерживают друг друга. Разработчики считают, что пропорция освещенности музейной ценности и фона должна составлять 2:1. С одной стороны, объект не становится излишне драматичным, а с другой, внимание акцентируется на экспонате.
Изящество скульптурных элементов, например, зависит от заднего плана: контрольный свет – контражур – приятнее выглядит в условиях скульптурной подсветки. Боковой свет также важен, он удаляет блики и препятствует появлению тени от проходящего человека.
Живопись освещается по-другому, часто не требуя обильного и естественного свечения. В музее некоторые произведения, освещаемые только рамочными светильниками, выставляются в полной темноте. Классические картины таким методом нельзя подсвечивать, так как в них предполагается восприятие всего пространства.
Освещение для музеев в помещении
Для ориентации сотрудников музея и посетителей обязательно нужно общее освещение. Для чувствительных предметов ограничивают интенсивность яркости светового потока, общее свечение корректируется соответственно. Во время архитектурного и светового проектирования рекомендовано осуществить зонирование светлых и темных помещений.
Интересно, что произведения искусства лучше воспринимаются при том освещении, при котором его создавал сам автор. В таких условиях можно получить такое же впечатление от картины, которое вкладывал в свою работу мастер. Несмотря на этот очевидный факт, работники музеев не могут показывать экспонаты при дневном освещении, при котором писало большинство старых художников, так как солнечный ультрафиолет разрушит строение работы и исказит все краски.
Функции, которые должен выполнять свет каждого музея:
- освещение экспозиционных объектов;
- акцентирование отдельных особенностей;
- полноценное освещение помещения, дающее свободу передвижения;
- обеспечение собранности демонстрационных предметов;
- выделение произведений искусства или других выставочных объектов.
Факторы, ограничивающие возможность создания качественной подсветки в музейных помещениях:
- необходимый простор в комнатах для того, чтобы вместить хотя бы среднюю экскурсионную группу;
- возможность размещения экспозиции разными способами: вдоль стен, в центре, в специальных витринах, на пьедестале или в объединенном варианте — пьедестал в витрине;
- требования к освещению.
Любое помещение – не только музейное – должно соблюдать установленные нормы.
Следует учесть, что для элегантной демонстрации светильники нужно установить освещение для музеев так, чтобы выставочный объект освещался со всех сторон, на нем не оставалось бликов и теней.
Перемены в освещении
Осветительное искусство не стоит на месте, и на смену старым галогенным лампам пришли светодиодные аналоги. Приверженцы LED-подсветки выделяют много преимуществ диодов над галогенными светильниками. Рассматривать все не обязательно, поэтому поговорим о главных доводах.
- безопасность;
За счет отсутствия тепла у светодиодов полотно не повредится, краски не выцветут, а картина не изменит свой вид, чего нельзя сказать о галогенных источниках. Проводились эксперименты над галогенным освещением, при котором за 2 часа выцвела фотография и расплавилась шоколадка. - экономичность;
Диоды потребляют мало электроэнергии, что избавляет музей от нужды переплачивать за электричество. - увеличенные возможности цветового баланса.
Галогенные лампы выделяют мало синего цвета, а RGB светильник можно подстроить под любой экспонат.
У сторонников галогенов есть множество опровержений, которые мы тоже рассмотрим кратко. Суть заключается в высокой стоимости диодных светильников и отсутствии долгосрочного тестирования. Их доводы становятся абсурдными после детального изучения многих источников, где говорится лишь о тех преимуществах, которые мы назвали.
Что необходимо учитывать при установке света
Людям, занимающимся освещением музейных помещений, нужно обращать внимание на следующие факторы:
- пропорция комнаты;
- дизайн интерьера;
- цветовая схема;
- доступность солнечного света;
- природа выставки;
- задумка автора и желаемые впечатления посетителей.
Видимость
Видимость — степень освещенности, удаляющая лишние блики, создающая бестеневой контраст и качественную цветопередачу. Тип экспозиции определяет требования к подсветке, поэтому они могут меняться, в зависимости от определенного экспоната. К примеру, пространственные объекты – бюсты, памятники – нуждаются в видимости по всем направлениям, а объемная поверхность и живопись на плоском холсте предполагают другие световые условия.
Объекты должны быть защищены от светового воздействия, а для больших предметов – археологических достояний или памятных сооружений – максимально используется натуральное освещение без искусственных источников света.
Воздействие на экспонаты
Освещение для музеев часто противоречит сохранению музейных ценностей, в особенности картин. Задача подсветки заключается в хорошей видимости, которая улучшается с увеличением интенсивности свечения. Излишнее освещение несет разрушающий эффект: стены и колонны, конечно, не рухнут, но предметы искусства пострадают и потеряют свою ценность. Экспонаты начинают стареть: краски выцветают, материал обесцвечивается и трескается. Чем короче световые волны, тем излучение интенсивнее, поэтому голубой спектр или ультрафиолет критичнее для музея, чем красный и инфракрасный. Как говорилось ранее, музейные помещения постепенно переходят на светодиодные светильники, так как те менее опасны для экспонатов.
Направление светового потока и тень
Появление предмета перед посетителями определяет направление света. Используя прямое освещение для музеев, не забывайте о том, что зрители способны отбрасывать тень на выставочные предметы. Это становится проблемой при освещении пространственных объектов, решить которую можно комбинированием прямого и рассеянного светового потока. Пластичность экспонатам придает их собственная тень. Отсутствие ошибок в построении теневых зон говорит о профессионализме светового декоратора.
Если ошибки все же допущены, могут образоваться глубокие тени, к примеру, в том случае, когда солнечные лучи падают на поверхность объекта экспозиции. Рамы окон при неправильном проектировании покрывают изделия полосатым узором, отвлекающим от наслаждения прекрасным. Погружение углов зала в тень или появление затемнение по краям картинных рам также говорит о плохом размещении света.
Освещение музеев нормы
Освещение для музеев при том условии, что оно правильно выстроено, направлено на сохранение демонстрируемых предметов искусства, а также на эффектность показа зрителям. Если посетителя поразит представление, задача светотехника выполнена. Все это гарантирует соблюдение норм освещенности, указанных в специальных документах — СанПин и СНиП.
В этих документах для производственных, жилых и общественных помещений нормы приведены в качестве минимума, а в случае музейного освещения нормы представлены в максимальном значении. «Максимум» значит, что эти числа превышать нельзя.
Для каждого типа изделия существует определенная степень освещенности:
- газетная бумага, ткань, акварель — 50 лк;
- масляные краски — 150 лк;
- драгоценные камни, металлы — 500 лк.
Важным условием является уменьшение инфракрасного и ультрафиолетового свечения. Ультрафиолет опаснее воздействует на предметы, так как имеет накопительное свойство — кумулятивный эффект.
Сейчас пересматриваются ГОСТ и нормы, так как они были установлены еще до того, как ученые изучили негативное воздействие света на объекты творчества. Современные требования сводятся к тому, что каждые 3 года демонстрации экспонатов им нужно давать передышку. Это продлит жизнь выставочным предметам в том же виде и снизит накопленные негативные элементы от постоянного освещения. Также доказано, что картины портит больше облучение, чем степень освещенности, поэтому сейчас для каждого художественного объекта устанавливается не только уровень освещения, но и количество оптимального излучения.
Нормы хранения и демонстрирования экспонатов
Ученые признают помещения, лишенные естественного света, лучшими для хранения и демонстрации произведений искусства. Главной причиной этого является ультрафиолетовое излучение, находящееся в солнечных лучах, которое, как мы помним, разрушает строение художественных объектов.
В роли хранилищ достояний изобразительного творчества выступают не только здания, специально построенные для музеев, но и:
- особняки;
- дворцы;
- вокзалы.
Если в помещении окна все же есть и их не хочется закладывать кирпичами, рекомендовано плотно закрыть либо зашторить дополнительные источники света. Предварительно нужно заклеить их пленками, поглощающими ультрафиолет. Но даже такое сооружение не гарантирует абсолютной защиты.
По этой причине для музейных помещений выделены следующие особенности:
- необходимость соблюдения новых норм, в большинстве опирающихся на старые исследования;
- качественная цветопередача подсветки;
- способность помещений адаптироваться к разным степеням натурального освещения;
- отсутствие или уменьшение вредного воздействия осветительного оборудования;
- правильное расположение светильников;
- соответствие оборудования ГОСТу.
Художественное освещение для музеев
В основном, освещение для музеев, выставки и галереи представляют произведения изобразительного искусства, поэтому большую роль играет художественное освещение. Освещение для музеев и его главная цель изобразительная подсветка находят в организации оптимального светового образа для вызова у посетителей запоминающихся эмоций. Это заставляет метаться работникам музеев между двух противоположных решений:
- обеспечить светом каждый экспонат, осветить все важные детали и избавиться от тени;
- сократить световое воздействие для сохранения культурных сооружений.
В результате неправильного освещения – интенсивной яркости, содержания инфракрасного и ультрафиолетового излучений – экспонаты, обладающие низкой светостойкостью, теряют привлекательность и ценность, что ставит крест на этом шедевре.
Во избежание таких негативных последствий нужно соблюдать установленные правила для правильного проектирования художественной подсветки. Правила подразумевают световое размещение по определенным параметрам:
- цветопередача;
Правильно подобрав цветопередачу освещения, музей сможет передать колористический эффект выставленных холстов и других объектов искусства. - мощность света;
Из-за избыточной мощности полотна подвергнутся выгоранию, а краски — выцветанию.
- расстояние источника освещения до предмета искусства.
Постоянный направленный световой поток будет нагревать освещаемый экспонат, из-за чего картина испортится даже при небольшой мощности.
Объекты художественного искусства становятся ценнее с годами, которые их же и разрушают. Чтобы не испортить полотна с течением лет, нужно обладать высоким уровнем профессионализма и разбираться в искусстве и светотехнике. В таком случае предполагается соблюдение не только норм СНиП, но и особенностей определенного объекта, демонстрируемого в галерее или на выставке. Успех художественных музеев состоит из мастерства светотехника и современного оборудования.
Экспозиционная подсветка
Помимо художественного освещения, в музеях используется и экспозиционное, с помощью которого акцентируют внимание на определенных местах.
Требования к экспозиционной подсветке:
- качественное представление изделия;
При правильной подсветке зритель может рассмотреть все нюансы картины и других выставочных образцов: его цвет, материал, структуру. - даже человек с плохим зрением должен иметь возможность подробно рассмотреть экспонат;
- сохранность демонстрируемых предметов.
Под световым потоком холст желтеет, органические вещества распадаются, а химические элементы, содержащиеся в составе красок, подвергаются существенным изменениям.
Кроме норм освещенности, нужно учитывать ГОСТ оборудования для освещения и ряд других параметров.
Например, при выставке полотен для создания правильного светового потока нужно обращать внимание на фактуру, окрас стен, архитектурные особенности музея и расположение окон. Идеальным вариантом станет помещение, изолированное от натурального света, то есть без оконных проемов.
Заключение
К музейным помещениям и освещению экспонатов предъявляются особые требования, нормы и ГОСТ, руководствуясь которыми, можно обеспечить правильную и безопасную подсветку для любого культурного достояния: художественного, архитектурного, биологического. Если эти условия будут соблюдать все музеи, большее количество поколений застанет известные картины, скульптуры, поделки и многие другие ценности.
Музейный свет глазами картин и экспонатов
Сегодня в музеях и выставочных галереях уделяется повышенное внимание профессиональному освещению пространства и экспонатов. Это неслучайно, так как и посетители становятся все более взыскательными. Основной задачей при дизайне музейного освещения является организация световой среды, которая будет наиболее комфортной для посетителей и сотрудников музея, а также создание акцентов на определенных экспонатах. Свет в таком случае должен быть максимально интегрирован в представленную среду. Важно подчеркнуть, что музейное освещение — индивидуальная работа, которая зависит от каждой конкретной экспозиции.
Музейное освещение — это своего рода связующее звено между зрителем и искусством, а следовательно, и большая тема для дискуссий. В прошлой статье я провела анализ преимуществ и недостатков дневного освещения в музеях, поэтому сейчас хотела бы сконцентрировать внимание на искусственном освещении и выделить следующие аспекты (рис. 1):
- выбор источников света и осветительного оборудования;
- выбор оптики для музейных светильников;
- игра со светом;
- выбор современных гаджетов для управления светом.
Рис. 1 Государственный музей Гессена, Дармштадт
Выбор источников света и осветительного оборудования
За последние годы музейное освещение очень сильно изменилось из-за появления на рынке светодиодов, которые в достаточной степени вытеснили галогенные лампы, и на то есть причины. Но прежде чем перейти к выбору осветительного оборудования и сравнению источников света, хотелось бы добавить, что все источники света должны иметь высокий индекс цветопередачи (минимум Ra > 90), а дизайн светильников должен соответствовать по цвету и форме общей эстетике помещения и представленных экспонатов. Сейчас светодиоды уже активно захватили нишу музейного освещения, но вот почему? Давайте разберемся и сделаем сравнение.
Светодиоды vs галогенные лампы (рис. 2):
- В отличие от галогенных ламп, светодиоды не создают ультрафиолетовый или инфракрасный свет.
- Цветопередача светодиодов не меняется, когда они диммированы, тем самым все время создается постоянство цвета света освещаемым объектам.
- Светодиоды являются более энергоэффективными, чем галогенные лампы, что бережет музей от лишних расходов на энергию.
- Благодаря уменьшенному испусканию тепла светодиодов ( более безопасны для экспонатов ), затраты на кондиционирование также меньше, чем для галогенных.
- Цветные фильтры, используемые для светодиодов, дают дизайнерам неограничейную возможность для творчества. В свою очередь, галогенные лампы требуют специальных фильтров из-за УФ-излучения и испускания тепла, а также расположения светильников на определенном расстоянии от экспонатов.
- Для рассеивания света для светодиодов можно просто применить рассеивающие фильтры, а вот для галогенных ламп требуются дорогие линзы.
- Срок службы светодиодов больше, чем у галогенных ламп, тем самым уменьшаются затраты на обслуживание и замену ламп.
Рис. 2 Светодиодная и галогенная лампы
Подводя итоги сравнения наиболее часто встречающихся типов музейного освещения, с большим перевесом можно отдать предпочтение светодиодному освещению, которое выигрывает у галогенного по многим показателям.
Выбор оптики для музейного освещения
Выбор оптики для музейного освещения является очень деликатным заданием, ведь от этого зависит, как посетители будут видеть и воспринимать экспонаты и искусство в целом. Чтобы зритель мог полностью сфокусироваться на том или ином экспонате, его ничего не должно отвлекать, в том числе и свет, который играет здесь важную роль (рис. 3). Светильники должны создавать качественный свет, но при этом оставаться незаметными в интерьере (рис. 4).
Рис. 3 Музей Прадо, Мадрид
Рис. 4 Светильник Parscan, ERCO
Сейчас на рынке существует большое количество различной оптики. На рис. 5 показаны четыре варианта световых лучей: Narrow Spot — очень узкий световой луч (8-10°), позволяющий сконцентрироваться на маленьких объектах; Spot — узкий световой луч (10-20°), в основном используется для акцентного освещения ЗП-объектов; Flood — широкий световой луч (25-35°) и Wide Flood — суперширокий световой луч (> 45°) для подсветки больших картин, а также для создания равномерного освещения на больших поверхностях. Таким образом, дизайнеры и кураторы выставок могут добиться любых световых эффектов и настроить освещение с высокой точностью.
Рис. 5 Световые лучи
Свет может быть узко- или широконаправленным, а также иметь несколько источников. Но главным здесь является правильное соотношение поверхности падающего света и размера экспоната. Отсутствие локального света на экспонате создает огромные световые пятна вокруг, что зрительно мешает восприятию и не подчеркивает архитектуру пространства, поэтому его подбирают индивидуально для каждого объекта. Следует отметить, что внимание со стороны дизайнера должно быть обращено не только на экспонат, но и на фон. Таким образом, будет создано целостное восприятие выставки и архитектуры помещения. Чем точнее подобрана оптика, тем изящнее будет выглядеть экспонат. Без преувеличения можно сказать, что музейное освещение является одним из самых сложных из всех типов освещения и предполагает высочайший уровень профессионализма и качества оборудования.
Одна из главных задач музейного освещения — акцентирование уникальности экспонатов. Очень важно рассчитать, чтобы свет не был слишком сильный или слишком слабый, иначе он нарушит цветовой баланс произведения искусства. Это является важным критерием, так как не все посетители музея смогут хорошо воспринять искаженный свет. Правильно подобранный свет влияет не только на цвет экспоната, но и на его фактуру, ведь неправильные тени или блики в музейном освещении недопустимы. В итоге свет фактически определяет в музее все, что мы видим.
Для того чтобы наглядно представить зависимость «света и материалов» и «света и объектов», можно провести очень простой эксперимент, выбрав для этого несколько объектов с разной текстурой. Для подсветки вы можете взять обычный светодиодный фонарик, который также имеется в мобильных телефонах. В нашем случае для эксперимента «света и материала» мы выбрали соль, кофейные зерна, хлопок и шерсть (рис. 6), а для «света и объекта» — подсвечник, еловую шишку, парфюм и светильник (рис. 7).
Рис. 6 «Свет и метриал»
Рис. 7 «Свет и объект»
Исходя из полученных результатов мы видим, как свет взаимодействует с объектами, как воспринимается текстура или объем в зависимости от расположения в пространстве источника света и что не любой свет может правильно донести до нас информацию об экспонате. Поэтому при дизайне освещения всегда надо помнить об этом нюансе, и если необходимо, то сделать макет, чтобы убедиться в правильности своего выбора, или наоборот.
Существуют разные контрольные системы, которые хорошо работают со светодиодным освещением. Наиболее распространенными контроллерами для светодиодного освещения являются DALI, 0-10 В, 1-10 В и DMX.
Для того чтобы понять, какой контроллер лучше всего использовать для музейного освещения, необходимо рассмотреть каждый их них и выделить их преимущества и недостатки. Различные диммирующие протоколы имеют различные характеристики, и их выбор также зависит от требований к системе.
DALI (Digital Addressable Lighting Interface — цифровой интерфейс освещения с возможностью адресации) является гибкой системой управления, с ее помощью можно создавать группы, которые контролируются и по отдельности. Гибкость в системе управления DALI также подразумевает и специальные знания для установки и использования системы. DALI является однонаправленным протоколом, что делает его применение легче, а устройство управления более гибким. DALI чаще всего используется для общего освещения, например в офисах, музеях, госпиталях и т. д. В отличие от систем с управлением по сигналу 0-10 В на цифровую шину DALI не оказывают существенного влияния аналоговые помехи из-за высокой амплитуды полезного сигнала, что важно для точного поддержания требуемого уровня мощности светильника.
К преимуществам DALI относится и его топология. Топология — это способ подключения приборов в сеть. На рис. 8 приведены возможные варианты подключения:
- «Кольцо» — похожий тип подключения, как и цепь, но с улучшенной рабочей силой, в случае если одна из его частей вылетает.
- «Звезда» — каждое устройство подключено только к одному центральному (головному) устройству.
- «Дерево» — похожий тип подключения, как и в цепи, но может иметь дополнительные разветвления.
- «Цепь» — каждое устройство подключено только к предыдущему и следующему устройству в сети.
Преимущества:
- Открытый IEC-стандарт (IEC 62386) и может быть использован любым производителем.
- DALI имеет активную организацию, а также постоянно улучшается и расширяется.
- Полностью цифровой контроль — групповое создание или индивидуальный контроль устройств.
- Системы управления освещением DALI можно легко интегрировать в другие системы автоматизации.
- DALI — децентрализованная шина, то есть не имеет центрального контроллера.
- DALI допускает любую топологию кабельной сети.
- DALI-сигнал имеет высокое соотношение сигнал/шум, которое допускает безвредное воздействие шумов высокого уровня.
Недостатки:
- Максимальное количество устройств на контроллер — 64.
- Медленный — менее подходящий для динамических изменений яркости.
- Особые знания требуются для управления и работы с DALI.
- Для работы необходимо специальное программное и аппаратное обеспечение.
- Только 254 цифровых значений (0-100%) дают низкое диммируемое разрешение.
0-10 В и 1-10 В — легкие в понимании системы, не требующие особых знаний при эксплуатации. Тем не менее для получения разных контрольных групп необходимо отдельное подключение каждой. Контроллеры 0-10 В и 1-10 В являются двунаправленной связью, поэтому, возможно, понадобятся дополнительные системы, если нужно подключить, например, сенсоры.
DMX изначально создавался для театральной и сценической индустрии, но сегодня он также широко применяется в динамической архитектурной подсветке. Одним из преимуществ DMX-контроллеров является их быстрота, смена интенсивности и цветов может быть сделана виртуально очень быстро. С DMX/RDM-контроллерами возможно двунаправленное соединение. DMX/RMD можно использовать для автоматической адресации во время настройки, а также для статуса, отвечающего за подключенные устройства.
Резюме:
- DALI — гибкая система с возможностью создания отдельных световых групп с легким подключением. Специальные знания необходимы для настройки и эксплуатации контроллера.
- 0-10 В и 1-10 В — дешевые системы с простым управлением, но меньшими возможностями, чем у DALI.
- DMX/RDM — системы для управления динамичным цветным светом, например сценическим или архитектурным освещением.
В зависимости от требований к выставке или задумки светового дизайнера все виды контроллеров находят свое применение.
В настоящее время музеи и выставочные залы предъявляют высокие требования к освещению. Одной из основных задач для светового дизайнера является создание световой среды как для экспонатов, так и для атмосферы в целом, которая будет максимально комфортной для посетителей. Свет должен быть максимально интегрирован в среду и работать как единое целое с представленными экспонатами. При проектировании искусственного освещения особое внимание следует уделить отсутствию чрезмерной контрастности, бликов и эффектов ослепления. Требуется создать баланс между необходимым уровнем освещенности, зрительным комфортом для посетителей и безопасным светом для сохранности экспонатов.