Освещение в музеях – сложная задача, требующая точного расчета

Освещение в музеях – сложная задача, требующая точного расчета

ИСКУССТВО ОСВЕЩАТЬ: ВЫСТАВОЧНЫЙ СВЕТ, КАКОЙ ОН БЫВАЕТ И КАК ЕГО ПРАВИЛЬНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ. ПОДБОР ОСВЕЩЕНИЯ ДЛЯ МУЗЕЯ ИСТОРИИ ГОРХОЗА В Г. ВОЛГОГРАД.

Лабутина Анна Сергеевна
Бакалавр кафедры «Дизайн и монументально-декоративное искусство»,

ФГБОУ ВПО «Институт архитектуры и строительства ВолгГТУ »,
Россия, г. Волгоград
Юшин Вячеслав Викторович
Доцент кафедры «Дизайн и монументально-декоративное искусство»,

член Союза архитекторов РФ,

ФГБОУ ВПО «Институт архитектуры и строительства ВолгГТУ »,
Россия, г. Волгоград

Аннотация . Основная функция искусственного освещения — компенсация нехватки естественного света. Освещение музеев и выставочных пространств — это достаточно сложная светотехническая задача, которая подразумевает под собой множество аспектов, тонкостей и подводных камней уже на этапе проектирования.

Ключевые слова: искусственный свет, освещение, выставочное пространство, выставочный свет, светотехнические задачи.

Освещение, в общем своем понятии, обозначает наличие на каком-либо участке пространства света в той или иной степени, а также характер этого света. Освещение какого-либо пространства — это процесс, благодаря которому это пространство наполняется светом и все находящиеся в нём предметы делаются видимыми, детально или выгодно «читаемыми».

Само по себе освещение делится на несколько видов: естественное, искусственное, комбинированное, рабочее, аварийное, охранное, дежурное, общее и другие виды.

Искусственные источники света — технические устройства различной конструкции и с различными способами преобразования энергии, основным назначением которых является получение светового излучения (как видимого, так и с различной длиной волны, например, инфракрасного). В источниках света используется в основном электроэнергия, но также иногда применяется химическая энергия и другие способы генерации света (например, триболюминесценция, радиолюминесценция и др.) [1].

Музейные пространства, как и другие высокотехнологичные объекты, нуждаются в должном подборе качественного освещения и должны придерживаться строгим сводам правил: СНиПам и ГОСТам. Нормативы музеев предъявляют высокие требования, поэтому пренебрежение этими правилами может привести к таким серьезным последствиям, как нарушение восприятия экспонатов зрителями, неправильное хранение и экспонирование музейных объектов, а вследствие и порча предметов хранения. Все это может привести к потери музейного фонда, как следствие, снижение качества работы музея и количества посетителей, а также повлиять на целостность и сохранность объектов истории.

Также, определенным правилам необходимо придерживаться и при подборе осветительных приборов. Освещение музеев и выставочных пространств — это достаточно сложная светотехническая задача, которая подразумевает под собой множество аспектов, тонкостей и подводных камней уже на этапе проектирования. У освещения выставок и музеев есть две противоположные задачи. С одной стороны, оно должно показывать экспонат наиболее выразительно и достоверно, максимально проявить все его характеристики, обеспечить эмоциональный контакт со зрителем, вызвать «эмоциональный» отклик. С другой стороны, необходимо сохраняя экспонат уберечь его от неверного воздействия естественного света и сложных физико-технологических процессов, связанных с искусственным освещением среды, химических и механических повреждений.

Еще на этапах проектирования архитектор должен учитывать два важных момента: каким маршрутом посетители будут передвигаться по залу и где будут размещены музейные экспонаты и светильники. В особенности это касается многофункциональных залов и пространств, где экспозиции часто сменяются.

Очевидно, чем большей гибкостью будут обладать осветительные компоненты, тем больше возможностей откроется при использовании зала. В светильниках должен регулироваться как уровень освещенности, так и направленность света, а иногда и спектральный состав. Следует выбирать помещения без прямого воздействия солнечных лучей. Если в зале есть окна, в нем также необходимо предусмотреть инструменты, которые ограничивают попадание солнечных лучей на экспонаты, регулируют направление светового потока (используют широкий диапазон светозащитных пленок или жалюзи, которые позволяют направлять и рассеивать прямой свет – световой поток).

Пространственные и объемные особенности выставочного света зависят от соотношения трех составляющих:

· Общий рассеянный свет. Как правило, его создают с помощью световых плоскостей (потолков) или отражения света от стен и белого потолка. Используют жалюзи, а также пилоны на фасаде здания.

· Направленный (моделирующий) акцентирующий свет. Чаще всего для него используют специализированные светильники с определенными оптическими свойствами и направленностью. Их обычно размещают на световых карнизах или других осветительных конструкциях (на треках).

· Архитектурное освещение. Оно также играет большую роль, а порой служит для создания общего рассеянного освещения.

Говоря о музейных экспонатах, следует различать несколько типов светостойкости, по которым определяется в том числе и рекомендуемая доза светового облучения. К экспонатам высокой стойкости относятся объекты из металла, камня, стекла; средней стойкостью обладают масляная живопись, некоторые ткани, кость и дерево. Самая низкая светостойкость у акварели, пастели, газет, фотографии и росписи по ткани. Эти показатели диктуются хранителем или научным отделом музея. [2]

Читайте также:
Самодельные котлы в баню: используемые материалы, основные принципы сооружения и монтажа

Также свет разнится в зависимости от типов экспонатов:

· Для скульптуры и объемных произведений важны моделирующие свойства света, создающие ощущение объема;

· Для плоскостных экспонатов критично направление света и свойства светового пятна. Его нужно располагать таким образом, чтобы восприятию посетителя не мешали блики от светильников на плоскости картины (стекла, витрины), тени от окружающих объектов и светильники, направленные на другие экспонаты. Для этого используют антибликовое стекло, которое помогает сохранить экспонаты и убирает дефекты, связанные с освещением;

· Произведения из светопрозрачных материалов могут иметь более сложные системы освещения — например, снизу или сзади. Такой свет позволяет особенно выразительно продемонстрировать свойства материала.

Уже по вышеперечисленным пунктам можно судить, что проработка выставочного освещения сопровождается огромным числом тонкостей. Но и это еще не все: необходимо помнить о качестве цветопередачи и спектральном составе источника света.

Освещение подразумевает три фактора:

· Визуальный — обеспечивает необходимый уровень света в соответствии со стандартами.

· Эмоциональный — очень важный фактор для создания эмоциональной среды музея, который создает позитивную, комфортную среду, которая создает определенное психологическое состояние.

· Биологический — соотносит биологические ритмы организма и искусственной световой среды [3].

Если важно показать тончайшие цветовые переходы в экспонате (обычно, это живопись, роспись тканей, натуральные материалы), следует применять источники света с высоким индексом цветопередачи (например, Ra >95). Экспонаты с монохромными изображениями или однотонные объекты могут быть менее требовательными.

Что касается спектрального состава, то для многих материалов и пигментов особо критичной является сине-голубая область видимого спектра. Она наиболее интенсивно воздействует на химическом уровне и усиливает разрушение молекулярных связей и выцветание пигментов. Необходимо отметить, что невидимые части спектра (УФ- и ИК-диапазоны) излучения должны быть полностью исключены. В некоторых особых случаях спектр излучения подбирается индивидуально для конкретного экспоната.

На выставках в исторических интерьерах свет зачастую вызывает трудности: необходимо подумать не только о качестве экспозиционного освещения, но и о том, как не нанести визуальный ущерб архитектуре залов и их «гигиене» – то есть минимизировать скопление частиц пыли в воздухе. В таких пространствах приходится идти на компромисс и внедрять исключительно современные системы, не претендующие на соответствие интерьеру — стенды, витрины, арматуру освещения (треки, профили и так далее). К примеру, нагрев воздуха за счет искусственных светильников, создает предпосылки движения воздуха, что провоцирует на сквозняки, переносит пылевые частицы. Все это влияет на влажностный и температурный режимы, создает многокилограммовые слои пыли на полотнах, как это происходит в Панорамах.

Вообще исторические здания, которые создавались специально для музеев в конце XIX — начале XX века, всегда активно использовали естественное освещение — ему не было альтернативы. Для этого в залах создавали специальные световые фонари с многослойным остеклением. Они давали достаточно света и препятствовали прямым солнечным лучам, но зависели от множества факторов: географической широты, времени суток и погоды. А в таких городах, как Мурманск или Санкт-Петербург, на свет и вовсе не приходилось рассчитывать, а свечи с подобными задачами не справлялись [2].

Надо сказать, что и в настоящее время принципы использования естественного освещения не утратили актуальности, а даже наоборот, с развитием технологий строительства, разработкой новых светопропускающих материалов, стали еще более насущными. Поэтому именно сочетание естественного и искусственного света обеспечивает достаточный уровень освещенности на протяжении всего времени работы музея, и именно оно на сегодняшний день является одной из важнейших и актуальных задач музейной архитектуры.

Проблема электропотребления в случае с большими по площади пространствами становится особым пунктом. Снизить его можно несколькими путями, а лучше — их комбинацией:

· Использовать источники света с большей энергоэффективностью (светодиоды – справляются с подсветкой на очень близком расстоянии, экономичны и т.д.);

· Применять светильники длительного срока службы;

· Использовать системы управления освещением.

В качестве примера для рассмотрения и анализа освещения можно рассмотреть проектируемую музейную экспозицию при Институте Архитектуры и Строительства – ИАиС при ВолгГТУ (ранее ВолгГАСУ , ГорХоз ) в городе Волгограде студентом Лабутиной А.С. и дипломным руководителем Юшиными В.В.. За свою многолетнюю историю институт достиг определенных успехов в области строительства, прославился богатой историей, своими стройотрядами и высоким профессионализмом в области строительства. Разрабатываемый музей, имеющий корпоративный статус, призван максимально бережно сохранить документы, фотографии, артефакты, воспоминания ветеранов, которые существуют в богатом музейном фонде института.

Читайте также:
Ремонт аккумуляторов ноутбуков

Несмотря на все сложности при подборе помещения, для музея было решено выбрать небольшое помещение с 2-мя уровнями. Основная задача состояла в том, чтобы использовать данную площадь с максимальной пользой. В разработку музей входила работа над планировочной структурой, разработка экспозиции и оборудования, а также, расчет и подбор освещения. Экспозиция разделена на 2 части: нижнюю и верхнюю. Нижняя часть будет посвящена разработкам в научной области и строительной деятельности и включать в себя такие элементы, как: разнообразные строительные материалы, фрагменты, элементы строительных конструкций и другие образцы научной работы за многие годы. Она будет освещаться естественным светом с использованием жалюзи на оконных проемах. Верхняя же часть будет олицетворением студенческой жизни и активной работе прославленных горхозовских стройотрядов. Эту часть решено освещать с помощью искусственного освещения (светодиоды и точечное освещение).

Заключение. Правильность подобранного освещения помогает избежать визуального ущерба архитектуре залов и его гигиене. А также, это способствует сохранению и продлению первозданного вида экспонатов, что является ключевым посылом в музейных пространствах.

Список используемой литературы:

1. Искусственные источники освещения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%81%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D1%81%D0%B2%D0%B5%D1%82%D0%B0 ( дата обращения: 09.03.2019).

2. Искусство освещать: большой гид по выставочному свету [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://archspeech.com/article/iskusstvo-osveshhat-bol-shoy-gid-po-vystavochnomu-svetu (дата обращения: 23.03.2019).

3. Снизить стресс и совместить биоритмы: какой свет необходим для комфортной работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://archspeech.com/article/snizit-stress-i-sovmestit-bioritmy-kakoy-svet-neobhodim-dlya-komfortnoy-raboty (дата обращения: 14.03.2019).

Сведения об авторах:

Юшин Вячеслав Викторович доцент кафедры «Дизайн и монументально-декоративное искусство», член Союза архитекторов РФ, ФГБОУ ВПО «Институт архитектуры и строительства ВолгГТУ », Россия, г. Волгоград

Лабутина Анна Сергеевна – бакалавр кафедры «Дизайн и монументально-декоративное искусство», ФГБОУ ВПО «Институт архитектуры и строительства ВолгГТУ », Россия, г. Волгоград

THE ART OF LIGHTING: THE EXHIBITION LIGHT, WHAT IT HAPPENS AND HOW IT IS RIGHT TO USE. SELECTION OF LIGHTING FOR THE MUSEUM OF THE HISTORY OF GORKHOZ IN VOLGOGRAD.

Abstract. The main function of artificial lighting is to compensate for the lack of natural light. The lighting of museums and exhibition spaces is a rather complex lighting task, which implies many aspects, subtleties and pitfalls already at the design stage.

Keywords : Artificial light, lighting, exhibition space, exhibition light, lighting tasks.

Световое проектирование в музее

В музее свет выступает таким же важным элементом, как и архитектурно-пространственное решение. С его помощью по-разному можно показать одну и ту же картину. Рамочное освещение позволяет обособить произведение, сделать так, чтобы работала только одна картина. Это драматическое, усиленное воздействие. Другой способ – создание более спокойного восприятия, когда картины подсвечиваются вместе со стеной, на которой они висят, а отдельные акценты расставляются направленными светильниками. В любом случае свет – это инструмент, участвующий в подаче предмета.

Чтобы организовать правильное освещение в музее, необходимо учесть большое количество иногда очень противоречивых факторов – экспонаты должны быть одновременно хорошо освещены и защищены от света. Соотношение рассеянного и прямого света определяет ощущение от пространства в целом, придаёт больший объём трёхмерным объектам. Например, для скульптуры важен задний фон: когда задник подсвечен, на контражуре она начинает работать; а также боковое освещение, чтобы одновременно не было бликов, и подходящий зритель не отбрасывал тень на предмет.

Совершенно другого освещения требует живопись. Работы импрессионистов могут экспонироваться без естественного света, в полной темноте, с использованием только рамочных светильников. Классические же или барочные произведения таким способом освещать невозможно, поскольку их развешивают шпалерно, и необходимо восприятие всего пространства.

Видимость

Видимость предполагает уровень освещения, обеспечивающий контраст без теней, хорошую цветопередачу и отсутствие бликов. Требования к освещению сильно различаются в зависимости от типа экспозиции. Объёмная структура поверхности и плоскостная живопись нуждаются в световых условиях, отличных от тех, которые требуются для пространственных объектов, таких как скульптура, для которой видимость необходима со всех сторон.

Световые объекты или видеоинсталляции должны быть защищены от света, а если речь идёт о больших объектах, таких как памятники или законсервированные археологические раскопки, то для их показа необходимо максимально возможное естественное освещение.

Сохранение экспонатов

Сохранение музейных предметов, особенно живописи, часто противоречит световому дизайну. Его задача состоит в обеспечении хорошей видимости, она увеличивается с усилением интенсивности освещения, которое, в свою очередь, из-за излучения разрушает объекты. Появляются признаки старения, такие как выцветание красок, обесцвечивание и разрушение материала. Поскольку интенсивность излучения возрастает с уменьшением длины волн, ультрафиолетовый или голубой спектр более разрушителен, чем красный или инфракрасный.

Читайте также:
Поделки из яичных лотков, которые выглядят как покупные вещи

Музейное освещение сейчас находится в процессе перестройки. Происходит переход от галогенного света на светодиодный. Подсветка с помощью LED-освещения имеет ряд преимуществ. Прежде всего, оно повышает сохранность экспонатов, поскольку у светодиодов нет ультрафиолета, который был у галогеновых ламп. Кроме того, повышается цветопередача, поскольку появляются различные возможности для цветового баланса. Ещё одно преимущество – такое освещение потребляет намного меньше энергии, цикл жизни и работоспособности светодиодов намного выше, что оберегает музеи от излишнего расхода энергии.

Освещение помещений

Общее освещение залов обязательно для ориентации персонала и посетителей. Если защита чувствительных к свету предметов предполагает ограничение интенсивности яркости света, общее освещение должно быть скорректировано соответствующим образом. По этой причине, при архитектурном и световом проектировании здания музея необходимо осуществлять зонирование с устройством светлых и тёмных пространств.

Стоит учитывать, что для освещения произведения искусства идеально то освещение, при котором оно создавалось. В этом случае зритель получает такое же впечатление от работы, которое получал и хотел передать художник. Однако условия дневного освещения, при котором работало большинство старых мастеров, невозможно полностью воспроизвести в музее, во многих случаях оно способно сильно повредить картину.

Направление света и формирование тени

Направление света определяет то, каким образом предмет появится перед зрителем. При использовании прямого света необходимо помнить, что посетители могут отбрасывать тени на экспонаты. Поэтому для освещения пространственных объектов идеальным будет сочетание прямого и рассеянного света.

Собственная тень объектов придаёт им пластичность, и её качество – показатель качества музейного освещения. Если при световом проектировании были допущены ошибки – могут появиться глубокие тени, например, когда лучи солнца падают прямо на экспонат. Оконные рамы могут стать причиной узора в полоску, полностью покрывающего экспонаты. Также плохо размещённый свёт может погружать углы зала в тень или стать причиной появления тени по краям глубоких картинных рам.

Освещение выставок и музеев

Освещение музея или выставки сложная светотехническая задача, но она может быть решена хорошо в эстетическом отношении только при участии архитектора, а в особых случаях (освещение музея-дворца с собранием картин) и искусствоведа.

Специалисты-светотехники утверждают, что в залах с экспозицией общее освещение обязательно, но одновременно признают, что в темном зале экспонаты выглядят лучше. Практика подтверждает это положение, но оно годится не для всех музеев и выставок.

По времени работы музеи (выставки) разделяются на работающие только при естественном освещении, естественном и искусственном и только при искусственном. Первый тип помещений встречается сравнительно редко и его освещение требует особых расчетов. Обычно музеи или выставки представляют собой комбинации вторых двух типов, что диктуется планировкой помещений, особенностями экспозиции, эстетическими, гигиеническими и экономическими соображениями.

По характеру экспозиции музеи и выставки разделяются на такие, где не только выставлены определенные предметы, но и сам интерьер представляет интерес (например, старинные дворцы), и музеи-выставки, где важны только экспонаты. Такие помещения освещаются но разному и требуют использования различных приемов.

Освещение выставочных помещений с естественным и искусственным светом может иметь два варианта. Первый вариант: и музеях дворцах источники света размещают скрыто, чтобы не нарушать характер интерьера; лампы прячут либо в больших люстрах (если они имеются), либо встраивают в высокие предметы шкафы, горки и т.д.

При втором варианте, используемом в различных музейных помещениях, искусственный свет совмещается с естественным, являясь средством «продолжения дня». Для этого лампы скрыто встраивают в световые фонари.

Чаще всего архитектору, работающему над музеем, приходится иметь дело с помещениями, предназначенными только для экспонатов, и интерьер в данном случае имеет второстепенное значение.

При проектировании освещения музеев должны быть решены две прямо противоположные задачи: создание наилучших условий для обозрения экспозиции (или всего интерьера помещения) и создание наименее вредного для экспонатов освещения, т. к. всякий свет их в какой-то мере разрушает (выцветание красок и пожелтение бумаги и есть одним из проявлений этого разрушения). Не вдаваясь в светотехнические рассуждения и расчеты вредности света для экспонатов, нужно констатировать следующее: осветительные лампы, в спектре света которых развита сине-фиолетовая сторона с ее невидимым ультрафиолетовым излучением (все типы люминесцентных ламп), более вредны, чем лампы с развитой желто-красной стороной спектра света (различные лампы накаливания). Ксеноновые и йодные лампы имеют спектр света, приближающийся к спектру солнца, но фото химически очень активны.

Читайте также:
Проверка УЗО в домашних условиях: как проверить на срабатывание и обзор основных параметров устройства защиты электросети (видео и 145 фото)

Больше всего подвержены разрушительному действию света живопись, графика (включая акварель) и ткани. Для них особенно важен спектр света освещающих их ламп.

Таким образом, улучшение условий восприятия экспозиции увеличение се освещенности ведет к ухудшению условий сохранности экспоната, и поэтому в мировой практике освещения музеев до сих пор не решен вопрос о том, какие лампы должны здесь использоваться. Твердо установлено только то, что естественный свет вреднее искусственного.

Создать наилучшие условия для рассмотрения выставленного можно, в первую очередь, только путем хорошего освещения экспозиционной площади. Как правило, она представляет собой вертикальную поверхность (стена или стенд), нижний край которой выше пола на 70-80 см, а высота 170 см. Особенность освещения в том, что источник света (направленного) должен быть вне ее и освещать ее равномерно.

Направленное освещение в музее почти всегда местное, т. к. освещается определенное место экспозиционная площадь или объемные экспонаты. Однако благодаря многократным отражениям лучей света от ограждающих поверхностей и от самих экспонатов, направленное освещение служит и общим освещением зала.

Обычно источник света находится над экспонатами. Для этого осветительные приборы должны отстоять от освещаемой поверхности довольно далеко, что определяется светотехническим расчетом.

Равномерная освещенность стены музея или стенда обеспечивается лампами со специальными отражателями глубокими с непрозрачными кожухами, хорошо отражающими свет находящейся внутри лампы накаливания или длинными параболическими полуцилиндрами для люминесцентных ламп. Первыми освещено большинство залов Лувра, осветительные установки из вторых применены в залах Государственного музея ирландского искусства в Дублине. Хотя направленное освещение экономичнее всякого другого, но, во-первых, оно создаст специфический выставочный интерьер, а, во-вторых, отражатели для ламп до сих пор изготовляются лишь индивидуально из стальных, зеркализованных с одной стороны щитов.

Направленное искусственное освещение лампами в кожухах создает ограниченное местное освещение, линейными лампами в полуцилиндрах местное и общее.

Отраженное освещение это общее освещение зала и его достоинством является скрытое расположение ламп, что исключает ликование экспонатов, даже застекленных картин.

Недостаток отраженного света в музее, как и всюду, – малая экономичность и повышенная «запыляемость» установки. Кроме того, в музеях отраженное освещение можно устраивать в карнизах стен, однако из архитектурных соображений это не всегда возможно и желательно.

Равномерность освещения при отраженном освещении с карнизов в музее обеспечивается соблюдением следующих правил: визирная линия должна пересекать противоположную стену не ниже 1,5 м над полом, а створная не выше ее середины; карнизы должны быть как можно более плоскими и размешаться на всех стенах по периметру зала; отношение B:h должно быть при лампах накаливания и люминесцентных лампах 5; при зеркальных лампах 7,5. Если в карнизах для увеличения отражения сеть зеркала, отношение B:h может быть 5-7,5; размер, а должен составлять 1,2-1,5 м (при зеркальных лампах не меньше 1,25 м); при лампах накаливания расстояние между их осями должно быть 1,5-1,7 а; люминесцентные лампы необходимо ставить «внахлест».

Если в помещении много стендов, отраженное освещение лучше устраивать со стендов тогда лампы или светильники оформляются как завершение их.

При использовании рассеянного (отраженного в данном случае) света необходимы еще световые акценты хотя бы на отдельных экспонатах.

Светящий потолок, дающий рассеянный свет обеспечивает не только общее освещение зала, но и освещение экспозиции, поэтому требует устройства световых акцентов.

В музеях и на выставках светящие потолки устраиваются либо под фонарем естественного света (например, обрамляют его), либо подшиваются к конструктивному потолку. В первом случае потолок превращается в светящую полосу, дополняя естественный свет, и является как бы элементом фонаря; во втором случае служит только для искусственного света. Сочетание светящего потолка с фонарем естественного света, с которым он имеет общее остекление, не рекомендуется: остекление фонаря очень запылятся, что поглощает иногда до 85% света.

Противопожарные требования в музеях и на всевозможных выставках ограничивают применение светящих потолков и сводятся к следующему: при потолках с остеклением из различных ластиков должны применяться только лампы как более холодные; при остеклении из пластиков светящий потолок должен состоять из отдельных секций площадью не больше 10 м 2 ; между секциями должны быть несгораемые полосы шириной не меньше 30 см; конструкция светящего потолка должна предусматривать обслуживание снизу.

Равномерность освещения обеспечивается соблюдением отношения расстояний между осями ламп и расстояния до остекления. Это отношение при зеркальных лампах глубокого свстораспределения должно быть 0,7-0,9; при открытых лампах накаливания и светильниках с люминесцентными лампами 1,2-1,8; при открытых люминесцентных лампах 1,4-2,4.

Читайте также:
Плоская инверсионная кровля: отличия эксплуатируемой от обычной

При устройстве светящих потолков в полости между конструктивным потолком и остеклением обычно устанавливают готовые светильники, однако экономичнее соответственно обработать полость (добившись отражения не меньше 85%) и установить в ней открытые лампы.

Кроме сплошного остекления, в светящих потолках музеев устанавливают экранирующие решетки.

Часто в музеях при общем освещении зала акцентируют светом отдельные места путем создания здесь пятен света.

Лучший, но не всегда осуществимый способ направить световой поток скрытых небольших ламп (например, зеркальных, применяемых для торговых витрин) на нужное место. Используется и комбинация экранирующих решеток и светопрозрачных или непрозрачных частей потолка. Соответственный наклон экранирующих решеток придает световому потоку нужное направление.

Особая задача при освещении музея освещение витрин. Принципы освещения плоскостных витрин у стен, просматриваемых с одной или двух противоположных сторон, и объемных.

Небольшие залы музея, где выставлены мелкие макеты, стекло, миниатюры, часто делают темными для того, чтобы сосредоточить внимание посетителя на этих предметах. В этом случае освещают лишь витрины или сами предметы; а на потолке размещают источники света, которые должны освещать проход и обеспечивать дополнительный свет на витрины (так, например, освещен Государственный исторический музей в Лондоне).

Темный зал, особенно если он находится среди освещенных, выделяется и заостряет внимание на выставленных экспонатах (как зал с золотой маской Тутанхамона на выставке сокровищ гробницы Тутанхамона).

Однако, оборудуя темный зал, нужно помнить об адаптации: после него человек будет некоторое время плохо видеть в освещенном зале и поэтому лучше, если такой зал будет последним по ходу выставки. Стенды в нем не должны быть слишком интенсивно освещены, иначе свет не даст возможности рассматривать экспонаты, он будет «забивать» их.

Таким образом, для архитектора очень важно знать особенности искусственного освещения, его значение для архитектуры, в частности, для интерьера помещения. Следует подчеркнуть, что именно автор архитектурного проекта должен задумывать освещение интерьера его психологическую и архитектурно-художественную роль. Архитектор должен помнить, что после того, как создан проект здания, поздно думать о свете. Для применения даже простейших приемов его освещения (например, встроенных светильников с лампами накаливания) нужны определенные условия в данном случае подшивной потолок, который должен быть предусмотрен заранее. Для более сложных необходимо в одних случаях сравнительно большое расстояние между потолком и проемами, в других возможность устройства сильно развитых карнизов, в третьих полость в стене и т. д.

Одна из главных задач архитектуры на современном этапе развития – полнее использовать архитектурно-художественные возможности искусственного освещения для определенного восприятия интерьера.

Освещение для спортивных залов: правила, требования и нормы освещенности, выбор ламп и светильников, применение светодиодных источников света в спортзалах школ, тренировочных залах

Во время организации тренировки или спортивных состязаний, нельзя забывать о необходимости правильного освещения.

Если было установлено неподходящее освещение спортзала, занятия могут оказаться сорваны.

В силу специфики спортивных мероприятий, прострaнcтво нуждается в рассеянном свете дневного типа.

Нормы освещенности спортивных залов

Освещение для спортивных залов должно решать следующие задачи:

  • снизить риск травматизации спортсменов;
  • создать рабочую обстановку;
  • требуется также предусмотреть организацию аварийного освещения и подсветку путей эвакуации из зала;
  • зонирование;
  • формирование положительных впечатлений у участников соревнований и тренировочных занятий, а также у посетителей.

Уровень освещенности тренировочных залов и спортплощадок определяет СНиП. Единица измерения уровня освещенности – люкс, или Лк. Люкс равен 1 единице светового потока, приходящейся на 1 квадратный метр площади прострaнcтва. Поток света измеряется в Лм.

Нормируется именно освещение, падающее на пол:

Вид спорта Люминисцентное освещение Лампы накаливания
Легкая и тяжелая атлетика, бег на коньках 150 Лк
Школьный спортзал 200 Лк 150 Лк
Бокс, фехтование, гимнастика, борьба, плавание 200 Лк
Фигурное катание, хоккей 300 Лк
Спортивные игры 300 Лк падает на поверхность пола, 150 Лк на расстоянии до 2 м от пола.
Настольный теннис 400 Лк

Нормы освещенности в зависимости от типа спортивного сооружения:

  • свыше 50 Лк для закрытого сооружения;
  • более 10% от нормы освещения, установленной по виду спорта – сооружение открытого типа для досуга граждан (футбольное поле, дворовая площадка);
  • более трети от установленной нормы – для освещения открытых сооружений, предназначенных для тренировок или массовых спортивных мероприятий.

Важно! Освещение залов для зимних видов спорта формируется из нескольких источников. Основной источник света при этом должно отдавать немного меньше излучения в люксах. Недостающие Лк плюсуются из мощности равномерно установленной дополнительной светодиодной подсветки.

Еще несколько обязательных требований к освещению в спортивном зале:

  • допустимый коэффициент пульсации – 10%;
  • цветовая температура – приблизительно 4000 по Кельвину;
  • большие прострaнcтва освещаются прожекторами, которые устанавливаются под углом к полу от 27%.
Читайте также:
Роскошный проект семейного дома в современном стиле

Читайте также Как организовать освещение и выбрать светильник для террасы

Во время спортивных игр, к залам обязательно применяется дополнительное требование. Искусственный свет должен равномерно и с двух сторон освещать прострaнcтво спортивной площадки на расстоянии 2 метров от уровня пола.

Каждая закрытая спортивная площадка должна быть оборудована крупными окнами. Проникновение естественного дневного света в помещение спортивного назначения очень важно для человеческого самочувствия.

Коэффициент света – это отношение прострaнcтва, занятого окнами, к полу. В спортзале он не должен быть меньше одной шестой.

Общие правила освещения спортзалов

Главные принципы, которым нужно следовать при освещении спортивного зала:

  • отсутствие слепящего блеска;
  • отсутствие мерцания, равномерное излучение;
  • лампы естественного света, максимально приближенного к дневному.

Во время организации спортивных игр, около 10% Лк направлено в воздух зала, чтобы было хорошо видно прострaнcтво в 2 метра от пола.

Повседневная тренировка подразумевает уровень освещения от 200 до 600 Лк. На зал с большой вместимостью нужно использовать от 500 Лк. Чтобы записывать спортивное состязание на камеру, требуется поддерживать высокий уровень освещенности. Желательно, чтобы он составлял от 1500 до 4000 Лк. Здесь 1500 – минимальный предел, а 4000 – рекомендуемый.

Выбор светильников

Чтобы снизить слепящий эффект излучения, организаторы устанавливают устройства с оптической системой ограничения светового потока:

  • решетки;
  • затемненные рассеиватели;
  • жалюзи;
  • линзы.

Интересно! Основной источник света должен состоять из ряда однотипных приборов. Это ни в коем случае не должны быть точечные светильники, поскольку они оставят на поверхностях зала слишком много бликов.

Угол раскрытия луча – так называется угол, в котором излучатель дает свет оптимальной мощности. В спортивных залах часто монтируются светильники с углом раскрытия в 120 градусов.

Светильники для спортзалов оборудованы специальным кожухом. Это каркасная решетка, установленная на прибор. Ее задача – защитить лампы от случайной неприятности вроде попадания мяча, а также выполнять роль дополнительного рассеивателя в организованной оптической системе.

Какие подходят лампы

Для организации освещения спортзалов лучше всего выбирать:

  • люминисцентные светильники;
  • светодиодные лампы.

Для люминисцентных ламп хаpaктерно формирование стробоскопического эффекта на сетчатке глаза человека. Это может сбивать спортсменов с толку. Чтобы избежать неприятностей, работу люминисцентных ламп должен дополнительно контролировать пускорегулирующий аппарат.

Чтобы задать положительное настроение в тренажерном спортзале, организаторы могут использовать ленточное RGB-освещение.

Оптимальный вариант – применение подвесного освещения светодиодными спортивными светильниками с углом раскрытия в 120 градусов. Белые светодиодные светильники для спортзала дают мягкое и рассеянное излучение, напоминающее дневной свет.

Последствия несоблюдения норм

Неправильное освещение вызывает излишнее напряжение глаз и лишает людей работоспособности. Это приводит к:

  • ухудшению самочувствия;
  • сонливости;
  • снижению результативности.

Важно! Однако главная проблема, это повышение травматизации. В спорте часто ключевую роль играет способность мгновенно сопоставить расстояния между объектами и рассчитать свои силы с ориентацией на это.

Когда глазомер спортсмена не может работать в нормальном режиме, риск получить травму значительно возрастает. В результате человек может оказаться надолго в больнице, покинуть спорт, а в некоторых ситуациях – cмepтельно пораниться.

Основные выводы

Организация освещения играет важную роль при организации прострaнcтва спортивного зала. Если он будет освещен неправильно, спортсмены не смогут показать максимальные результаты. Адекватное освещение спортивного зала подразумевает применение рассеянного излучения дневного типа. Для этого лучше всего подходят светодиодные лампы. Желательно использовать нескольких видов светильников. Один вид следует установить в зал в качестве основного освещения. Второй вид при этом нужно задействовать в роли дополнительного источника света.

Требования к освещению спортзалов светодиодными светильниками

Освещение в любом помещении, где находятся люди, имеет большое значение не только для их комфортного, но и безопасного пребывания. Наиболее ярким примером того, как свет влияет на безопасность людей, является освещение, которое необходимо для спортзалов.

Светодиодное освещение в спортивном зале

Сегодня все чаще для подсветки спортивных залов стали использовать именно светодиодные источники света. Почему светодиоды стали широко востребованы именно здесь, и какие светильники подойдут для такого освещения вам расскажет наша статья.

Задачи подсветки

Сегодня спортивные залы посещают много людей, не только школьники на уроках физкультуры, но и те, кто профессионально занимаются спортом. Поскольку в спортзале люди занимаются физическими упражнениями, к этому помещению предъявляются особые требования, особенно по части освещения. Здесь подсветка преследует следующие цели:

  • создание яркого и рассеянного света. При этом световой поток должен получаться заливающим;
  • создание бодрящей рабочей атмосферы, которая стимулирует на физическую активность;
  • освещение должно быть общего плана, чтобы на любом участке зала отсутствовали тени. Видимость на площадках спортивных залов должна быть 100%;
Читайте также:
Прочистка и Прорыв

Вариант подсветки спортзала

  • отдельно должно быть спроектировано эвакуационное и аварийное освещение. Это требование для спортзалов обусловлено тем, что здесь постоянно находится большое количество людей.

Кроме этого освещение спортивных залов должно выполнять следующие задачи:

  • зонирование помещения на отдельные зоны при разбивке пространства на области, где люди играют в разные игры, тренируются и т.п.;
  • создание безопасных условий пребывания внутри спортзала.

Обратите внимание! Из-за того, что в спортивных залах люди часто играют в подвижные игры: баскетбол, футбол, бадминтон, то все светильники должны быть защищены решеткой от случайного попадания в стеклянные элементы осветительной установки спортивного инвентаря. Решеткой должны быть защищены все осветительные приборы.

Решетка на светильнике

  • создание красивого и привлекательного вида для спортзала.

Все эти задачи и цели легко решаются при использовании светильников, оснащенных светодиодными источниками света.

Почему выбирают светодиоды

Светодиодные лампочки в спортивных залах уже практически вытеснили остальные источники света по нескольким причинам:

  • они создают световой поток высокой мощности, потребляя при этом значительно меньшее количество электроэнергии;
  • позволяют создавать полноценное общее освещение;
  • имеют продолжительный период службы. Срок их эксплуатации составляет более 10 лет;

Варианты светодиодных лампочек

  • возможность установить практически в любые осветительные установки;
  • полная экологичность и безопасность использования. Светодиодные лампочки в своем составе не содержат, в отличие от тех же люминесцентных источников света, ядовитые вещества. Это очень важно для спортзалов, где даже светильники, защищенные решеткой, не всегда выдерживают механические повреждения спортивным инвентарем.

К минусам такой продукции стоит отнести лишь высокую стоимость. Но обычна цена led-светильников окупается за первый год.

О чем необходимо помнить при подборе светильников

Светодиодные светильники, применяемые для освещения спортивных залов, должны давать световой поток, который полностью отвечает вышеперечисленным требованиям. Поэтому, чтобы создать оптимальный уровень освещения для спортивных залов, необходимо знать нормы освещенности. Пример норм приведен в таблице.

Нормы освещенности для спортивных залов

Все приведенные в таблице нормы должны соблюдаться как частными спортивными залами, так и образовательными учреждениями, в которых учащиеся занимаются физической культурой.

Обратите внимание! Нормы в таблице указаны для ламп накаливания. Поэтому для вычисления нормы освещенности для светодиодных светильников нужно использовать коэффициент перерасчета.

При этом необходимо помнить, нормы степени освещенности будут различными как для самого зала, так и для трибун, на которых во время спортивных состязаний размещаются зрители и судьи. Для них уровень освещенности при проведении масштабных соревнований следует повышать на одну ступень. Этот требование актуально при количестве зрителей на трибунах до 800 человек. Если зрителей будет больше, то освещенность должна находиться на уровне 500 лк, а для рингов — 1000 лк. В тоже время для крытых трибун степень освещенности должна составлять 50 лк.
Управление светом для трибун должно вестись раздельно.

Разновидности подходящих осветительных приборов

Освещение спортзалов должно осуществляться специальными осветительными приборами, которые не только дают требуемый уровень подсветки различных участков помещения, но и оснащены защитной решеткой.
Если говорить в общем, то в спортзалах для подсветки часто используют три вида ламп:

  • светильники, оснащенные лампами накаливания РСП. Эти приборы рассчитаны на различную мощность (от 250 до 700 ватт). Однако сегодня такие светильники являются неэкономными, ведь лампы накаливания потребляют много электроэнергии. В связи с этим их использование становится все более и более нерациональным. Такие лампы обязательно, без всякого исключения, должны быть защищены решеткой, так как эти источники света довольно хрупки;

Светильник с лампой накаливания РСП

  • светодиодные осветительные установки. Это наиболее популярные и рациональные светильники, которые в качестве источника света используют светодиодные лампы. Достоинствами этих ламп является их низкое потребление электроэнергии, устойчивость диодной части к различного рода механическим и вибрационным воздействиям, а также отменный световой поток. Светодиоды считаются современными источниками света, что обладают наибольшим числом преимуществ. Они отлично подходят для спортивных залов. Такие лампы также должны быть защищены решеткой, защищающей прибор от повреждений в результате ударов спортивным инвентарем;
Читайте также:
Разновидности газгольдеров: чешские и отечественные модели + италия

Светодиодные светильники в спортзале

  • люминесцентные светильники. Они так же, как и светодиодные модели считаются экономными источниками света (их еще называют «экономками»). Но по некоторым параметрам экономки значительно проигрывают диодным аналогам. Вместе с тем, они намного превосходят лампы накаливания. Поэтому их, хоть и не столь часто, но можно встретить в спортивных сооружениях. Такие светильники тоже должны быть защищены решеткой.

Люминесцентные светильники в спортзале

Сегодня чаще всего в качестве подсветки используют подвесные модели люминесцентных и светодиодных светильников, которые имеют угол раскрытия 120 градусов и выше. И пальму лидерства здесь уверенно удерживают за собой светодиодные осветительные приборы.
Какой бы вариант осветительной установки не был бы выбран для спортзалов, она должна создавать рассеянный свет, равномерно освещающий всю поверхность помещения. Лампы направленного света могут давать блескость, искажение светотеней, а также неравномерность яркости. Это нужно непременно учитывать при создании комбинированной подсветки, с разделением на разные зоны.
Не забывайте про обязательное требование к спортивным помещениям, в особенности к тем, где предполагается проведение подвижных занятий (работа с мячами, футбол, баскетбол, теннис и т.п.): все светильники должны быть защищены специальными противоударными решетками.
Сегодня существует большое разнообразие осветительных приборов и самым оптимальным решением в качестве подсветки спортивных помещений будет использование прожекторов на шинопроводе. Таким образом можно создать наилучшее общее освещение для любых типов залов. А применение диммируемых светильников позволяет автоматизировать систему управления подсветкой и создавать различные режимы подсветки конкретных участков помещения.

Заключение

Спортивные залы являются специфическими помещениями, где очень важно не только правильная организация системы освещения, но и качество света. Поэтому здесь оптимальным решением будет установка светодиодных светильников.

Задачи и требования к освещению спортивных сооружений

В соответствии с проведенными исследованиями ученые подтвердили негативное влияние некачественного освещения спортзалов на самочувствие и мотивацию спортсменов. Более яркие светодиодные светильники для спортзала улучшат их результативность, позволят избежать травм.

Основные требования к освещению спортзалов

Переутомление зрительных органов из-за недостаточного или чрезмерного количества света неизбежно приведет к спортивным травмам. Сильная пульсация источников света усложняет поставленную задачу. Особенно актуально это для теннисистов, которые не могут правильно определить скорость полета мяча, расстояние до снаряда и остальные моменты.

Уровень освещенности – основной параметр, позволяющий описать качество освещения. То, каким он должен быть, связано с видом спорта, для которого предназначен спортзал. Нормы освещения одинаковы для всех спортивных помещений, независимо от габаритных размеров. Если в залах на 25 и 50 кв. м проводятся одни и те же соревнования, то требуемый уровень освещенности будет одинаковым. Но для его достижения во втором случае понадобится гораздо больше осветительных приборов.

При вместимости 800 человек нужно позаботиться о высоком уровне освещенности – порядка 500 лк будет достаточно. В универсальных залах на крытых трибунах используют осветительные приборы с общей освещенностью от 50 до 100 лк. И действительно, важно учитывать утомляемость не только спортсменов, но и зрителей, которые должны чувствовать себя максимально комфортно. Избегайте прямых источников света, лучи которых падают на посетителей – это ухудшает их самочувствие.

То же самое касается спортсменов, из-за чего могут притупиться рефлексы, что приведет к травмам. Защитный угол для светильников в тренажерных залах должен быть не ниже 400.

Для огромных площадей используют прожекторы, причем угол между световым потоком и плоскостью не уменьшают ниже 280.

Важно! В залах, где проводятся спортивные мероприятия, связанные с подвижными играми, 10% всего светового потока направляют вверх.

На универсальных спортивных площадках принято использовать зонирование, поскольку далеко не всегда требуется его полное освещение. Обычные спортивные занятия требуют уровня освещенности от 200 до 400 лк.

Во время съемок турнирных состязаний включают максимальное освещение залов, которое достигает 1500–2000 лк. Наилучшее качество съемки гарантируется при освещенности 4000 лк.

Минимально допустимый уровень аварийного освещения – 0,6 лк.

Задачи подсветки

Спортивные залы – места скопления не только школьников или профессиональных спортсменов, но и любителей спорта, желающих поддерживать себя в тонусе. В таких помещениях занимаются физическими упражнениями, поэтому к залам предъявляются повышенные требования:

  • свет должен быть ярким и рассеянным, а световой поток – заливающим;
  • атмосфера в целом должна стимулировать к физической нагрузке, не переутомлять человека;
  • используется общее освещение, исключающее образование теней на каких-либо участках спортзала;
  • обеспечивается стопроцентная видимость всех снарядов на площадке;
  • отдельно обустраивается аварийное и эвакуационное освещения – это связано с большим скоплением людей.
Читайте также:
Самодельные котлы в баню: используемые материалы, основные принципы сооружения и монтажа

Есть и ряд дополнительных целей, которые преследуют при организации освещения спортивных залов:

  • зонирование помещения – в зависимости от того, каким спортом занимаются в той или иной части зала, должна быть разной интенсивность света;
  • обеспечение безопасности людей, находящихся в зале;
  • создание эстетичного внешнего вида – этот фактор влияет на утомляемость и активность спортсменов не меньше самого освещения.

Важно! В спортивных залах, где проводятся подвижные соревнования с мячом, осветительные приборы должны быть обязательно с решетками, защищающими от летящих снарядов и предотвращающими биение стеклянных элементов. Делается это со всеми приборами. По возможности устанавливаются светильники из более крепких, небьющихся материалов.

Применяя светодиодные источники света, можно без труда учесть все перечисленные требования.

Разновидности подходящих осветительных приборов

Для освещения спортзалов зачастую используют лампы трех видов:

  1. Светильники с лампами накаливания РСП. Мощность варьируется от 200 до 750 Вт. Из-за крайне высокого потребления электроэнергии сегодня эксплуатируются реже остальных. Обязательно дополняются защитными решетками, поскольку характеризуются исключительной хрупкостью.
  2. Светодиодные осветительные установки набирают популярность и постепенно заменяют лампы накаливания РСП. Источником света в таких приборах являются светодиоды. К преимуществам можно отнести низкое энергопотребление, стойкость к механическим воздействиям, вибрациям и высокий уровень светового потока. Светодиоды сами по себе считаются современными источниками света, поэтому подходят для спортзалов. Так же, как и в случае с лампами накаливания, дополнительно оснащаются защитными решетками.
  3. Энергосберегающие приборы – еще один экономичный вариант, пришедший на смену лампам накаливания. «Экономки» уступают светодиодам сразу по нескольким параметрам, но все равно существенно превосходят РСП-светильники. Необходима защитная решетка.

Обратите внимание на современные спортивные залы. При средней площади и посещаемости в них чаще используют подвесные светильники на светодиодах и энергосберегающих источниках света с углом раскрытия не ниже 120˚. Независимо от выбора в пользу того или иного варианта освещение должно создавать рассеянный свет, равномерно падающий на каждый сантиметр пола. Применение направленного света приводит к появлению блескости, игры светотеней и неравномерной яркости. Очень важно учитывать данный факт при построении комбинированной подсветки с зональным делением.

Большие спортивные залы освещаются громоздкими прожекторами на шинопроводе. Для автоматизации системы управления используются светильники, подключенные через диммеры.

Применение светодиодных светильников для спортивных сооружений

Светодиодные светильники – лучший вариант для освещения спортивных залов и фитнес-центров, что связано с их экономичностью и высоким уровнем яркости.

Параметры светодиодов

В зависимости от спортивного сооружения изменяется схема установки светильников. К каждому спортивному сооружению выдвигаются отдельные требования по норме освещенности, которые прописаны в СНиП и ВСН 1-73.

  • для крытых спортивных объектов освещенность составляет от 100 до 500 лк (помещения в школах, университетах – не ниже 200 лк);
  • спортзалы с трибунами – не ниже 500 лк, а в случае организации видеотрансляции параметр возрастает до 1500 лк.

Для трибун, где находятся зрители, освещенность составляет не менее 50 лк.

Коэффициент пульсации – еще один параметр, который важно учитывать при освещении зала. Этот параметр должен быть ниже 20%. И вновь светодиодные источники света идут «впереди планеты всей»: их коэффициент пульсации равен 1%. Исключите мерцание осветительных приборов, которое негативно сказывается на работоспособности и самочувствии спортсменов. Низкое освещение и наличие теней на поверхностях приведет к переутомлению.

Особенности и преимущества светодиодных светильников для спортзала

Светодиодные лампы – это экономичные осветительные приборы, потребляющие минимальное количество энергии. На их установку требуются минимальные затраты, которые быстро себя окупают. При эксплуатации светодиодных ламп происходит имитация дневного света. Если в зале недостает окон, естественное освещение на низком уровне, то идеальным решением станет применение светодиодных приборов.

К другим преимуществам отнесем продолжительный срок эксплуатации – от 50 000 часов, устойчивость к скачкам напряжения в диапазоне от 180 до 250 В, высокой индекс цветовой передачи (85 Ra), обеспечивающий естественный вид объектов, отсутствие искажения и игры светотеней.

В люминесцентных лампах используются пары ртути, из-за чего даже при наличии защитной решетки они представляют угрозу здоровью человека. Особо актуально это в школах, где в помещении могут находиться несколько десятков подростков.

Более дорогостоящие светодиодные приборы дополнительно оснащены регуляторами светового потока, яркости и цветовой гаммы.

Расчет количества осветительного инвентаря

В первую очередь учитывают площадь и высоту потолков в спортзале. В зависимости от этих параметров высчитывается количество и мощность осветительных приборов. Диодные мосты размещаются вдоль более длинных стен, тогда как на стене, задающей ширину объекта, источники света могут и вовсе не использоваться. Делается это не в целях экономии, а для того чтобы избежать ослепляющего эффекта или зеркального отражения.

Обратите внимание! С целью повышения эффективности светодиоды могут крепиться к потолку. В помещениях с высокими потолками используются подвесные люстры.

Освещение в спортивных сооружениях играет первостепенную роль. Плохой уровень освещенности в любых помещениях приводит к утомляемости, рассеянности и снижению работоспособности. Пренебрежение рекомендациями в случае со спортзалами повлечет за собой различные травмы и увечья. Спортсменам будет сложнее показать хорошие результаты, выиграть соревнования, а любителям посещать тренажерные залы – получить удовольствие.

Читайте также:
Очистка вытяжки и других поверхностей от копоти и жира

Выбор светодиодной системы освещения для спортивных объектов

Led светильники отличаются экономичностью, долговечностью и эффективностью в работе. Все чаще на их основе строится система освещения спортивных объектов. Грамотный подбор устройств позволяет приводить специальные площадки даже к самым жестким требованиям. Светодиодные элементы гарантируют максимальную безопасность не только для спортсменов, но и для зрителей, расположенных на трибунах. Ключевой особенностью представленных устройств, считается отсутствие ослепляющего воздействия и создание комфортной обстановки.

Влияние светодиодного светильника в спорте

Основная задача освещения – обеспечение идеальных условий для восприятия мельчайших деталей в определенных соревнованиях, играх, событиях. Иногда становится важным различение объектов на большом расстоянии. В этом плане идеальным решением считается выбор led устройств. Они для профессиональных спортсменов жизненно необходимы. Неправильно расставленные акценты способны как украсить обстановку, так и стать преградой для выполнения сложных элементов. Например, слишком резкий свет или появление эффекта мерцания в биатлоне могут стать причиной поражения спортсмена.

В каждом случае необходимо предъявлять индивидуальный подход. Отметим, что исключительно профессионалу будет под силу выбрать подходящий режим освещения, тип лампы, систему в целом. Поэтому, в качестве примера, рассмотрим разные виды спорта. В хоккее с шайбой освещение соответствующего помещения должно быть не менее 1500 люкс. В случае с фигурным катанием – 1600 люкс, футболом – 1400 люкс. Сложность поставленной задачи тем больше, чем объемнее будет спортивное сооружение. Интересно, что большая арена в среднем за одно событие потребляет от 1500 кВт, что также следует учитывать.

В настоящее время подвесные светодиодные светильники применяются на ледовых аренах, теннисных кортах, бассейнах, закрытых залах, тренажерных площадках. Подобные системы освещения отличаются не только своей экономичностью, но и эффективностью, а также простотой в обслуживании. Они считаются незаменимыми в ситуациях, когда есть необходимость подачи света на большой высоте, помещениях с высокими потолками. Трековые светильники позволяют создавать, менять, выбирать акценты в зависимости от ситуации и планируемого события.

Практически все led устройства имеют защиту от перепадов напряжения. Многие их них устойчивы к механическим воздействиям. Некоторые модели подходят для использования в запыленных или влажных помещениях. Для большинства спортивных событий они позволяют обезопасить участников и обеспечить для тренировочных или соревновательных процессов идеальные условия. Светодиодные светильники устанавливают также в условиях низкой температуры. Ими оборудуют лыжные трассы, ледовые арены. Подобные устройства подходят для монтажа на высоте свыше 40 метров на любой твердой поверхности.

Очевидны следующие достоинства светильников светодиодных:

  • Отсутствие эффекта мерцания;
  • Экономное потребление электроэнергии;
  • Срок службы от 30 – 50 тысяч часов;
  • Повышенная механическая прочность;
  • Приятный, естественный спектр излучения;
  • Экологическая чистота, отсутствие в необходимости специальной утилизации.

В большинстве своем выше перечисленные моменты определяют окончательный выбор при организации спортивных комплексов, проведения соответствующих мероприятий.

Что нужно знать о led светильниках?

На их основе получится построить систему освещения небольших, средних и крупных спортивных залов, комплексов, стадионов. Экономные светильники используются в спортивных высших учебных заведениях, колледжах и школах. Параллельное расположение устройств позволяет добиться мягкого рассеивающего эффекта. Таким образом, обеспечивается равномерное распределение светового потока по всему помещению.

Выбирая светильник на шинопровод, необходимо учесть его степень освещенности и оценить данный параметр с объемом помещения. Следует учитывать, что свет должен поступать практически в любой уголок пространства, включая зону над трибунами, игровое пространство. Допускается использование как встраиваемых, так и накладных элементов. В ряде ситуаций светильники устанавливают на мачте. Практически все современные светодиодные светильники поддаются быстрому и простому монтажу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: