Реставрация домов: описание, фото

10 лучших примеров реконструкции старых домов: «До» и «После»

Строители часто говорят, что проще снести старый и отслуживший своё дом, а на его месте построить новый, чем заниматься переделкой ветхого строения. Но, всегда ли верно это утверждение? Мы покажем вам реальные примеры удачной реконструкции домов, которые расставят все точки над «i» в вопросе: «сносить или восстанавливать старый деревенский сруб или кирпичный дом — привет из 90-х».

  • Реконструкция дома за границей: принципы и особенности.
  • Как переделать недостроенный кирпичный дом в стильный коттедж: опыт в РФ.
  • Деревянный дом-сарай с русским колоритом.
  • Переделка дачи в дом под постоянное место жительства.

Заграничные примеры реконструкции старых домов

Я создал тему на портале, где предложил пользователям продемонстрировать понравившиеся им варианты реконструкций домов, как западных, так и российских. Принцип такой: показываем фото «До» и «После». Делимся опытом, комментируем. Рассказываем о месте проведения реконструкции, сроках и особенностях проектов. Начну, пожалуй.

Старый дом переделанный в современный коттедж около Нью-Йорка.

Кровлю обновили, уложив гибкую черепицу с новым рисунком.

Интерьер дома на мансардном этаже.

А это пример от fedot84. Старый хлев в швейцарских Альпах переделали в уютный домик отдыха для туристов.

Старый сруб аккуратно разобрали, отсортировав каждое бревно.

Залили на склоне цокольный этаж.

На бетонном «постаменте» заново собрали старый-новый сруб.

Интерьер домика с потрясающим видом из панорамных окон.

После реконструкции дом органично вписался в природный пейзаж.

На фото ниже ещё один пример из Швейцарии — реконструкция каменного дома 19 века в стильный коттедж, сделанная в 2005 году.

Фишка проекта — в доме надстроили стены мансарды по монолитной технологии.

Поставили новые окна и сделали красивую кровлю без карнизного свеса.

Коттедж одновременно смотрится и аутентично и современно.

Только царство бетона и камня.

Бетонный полированный пол.

И ещё один стильный проект из Швейцарии — домик на склоне.

Дом собран из б/у материалов, оставшихся от старых построек.

А вот интерьер — деревянный новодел.

И снова заграничный пример – старый свинарник 1762 года постройки, превращённый в рабочий кабинет архитектора.

Создатели проекта думали нестандартно — сделав дом в доме.

Из-за ветхости стен свинарник не стали ремонтировать, а просто вложили в него по принципу матрёшки «коробку», собранную из фанеры.

Постройки — новая и старая, развязаны друг от другом и не соприкасаются даже кровлей.

У каменного и фанерного дома независимые фундаменты.

Вечером, когда дом подсвечен изнутри, контраст брутального старого объема и минималистичного нового наполнения кажется по-особенному привлекательным.

Все примеры выше наглядно демонстрируют западный подход к реконструкциик старым домам относятся бережно. Стараются не сносить, казалось бы, отжившее своё ветхие дома и строить на их месте новострой, а сохраняют историю, органично соединяя старые и современные материалы.

Но за всё надо платить. Зачастую реконструкция очень дорогое удовольствие, и не всем по карману. Есть ещё одно «но» — отечественная специфика.

За границей, вопреки сложившемуся у нас мнению, чаще всего реконструируют не фамильные замки, а старые дома или хозяйственные постройки — амбары, конюшни и т.д. Почему этого не делают в нашей стране? Скажите, а вы часто у нас видели частный сарай или хлев, возведённые из натурального камня? Для реконструкции нужна надежная основа. Которая сама по себе стоит того, чтобы заморачиваться с перестройкой и улучшением.

Например, если в реконструкции старого, но хорошо сохранившегося деревянного дома в живописном месте толк ещё есть, то целесообразность переделки развалившейся деревянной избушки с потолками высотой менее 2 м, стоящей на утонувшем в землю фундаменте, под большим вопросом.

Переделка кирпичных домов «привет из 90-х!» в стильные коттеджи

У пользователей портала накоплен большой и удачный опыт реконструкции старых домов и недостроя. В отличие от западных строителей, соотечественникам приходится учитывать местные реалии и проявлять смекалку.

Мой приятель купил недостроенный дом. Решили его реконструировать. Переделать планировку. Облагородить фасад. И всё это так, чтобы не разориться.

Получилось красиво и стильно.

А это переделка классического недостроя из 90-х годов.

Получился современный и красивый дом.

Ещё один стандартный дом из 90-х, как тогда было принято — обязательно из красного кирпича.

Такой дизайн и отделочные решения сегодня, конечно, устарели.

Дому подарили вторую молодость, переделав его в красивый и модный коттедж в английском стиле.

И ещё один проект реконструкции.

И вот, что в итоге получилось.

Фасад дома утеплили и отделали декоративной плиткой под фактурный кирпич.

Грамотная реконструкция базируется на экономическом расчёте. Если фундамент крепкий, а стены не трескаются, то почему бы не надстроить к «коробке» второй этаж. Возвести мансарду или пристройку. Вариантов масса. Главное всё как следует рассчитать и понять, что выгоднее и экономичнее — сносить дом или переделывать.

Barn house (дом-сарай) по-русски, или как переделать старую избу в красивый коттедж

Некоторые отечественные застройщики считают, что популярные за границей дома-сараи нам совершенно не подходят. И архитектура у них какая-то странная. И в родной пейзаж они не вписываются. И вообще — это чуждый нам классовый элемент. А если за дело берутся профессиональные архитекторы? И не слепо копируют западный проект, а вдумчиво реконструируют старый деревенский сруб — настоящее семейное гнездо из прошлого века, отталкиваясь от национального колорита и лишь слега его осовременив.

Честно говоря, меня разрывают противоречия. Получился самый настоящий дом-сарай по-русски, хотя проект мне нравился больше. Но такой дом, точно никого не оставит равнодушным.

Сруб находится в тверской области и главным условием заказчика было реконструировать старую избу, так, чтобы не уничтожить её самобытность, но в тоже время увеличить площадь для проживания большой семьи.

Читайте также:
Новинки тюля 2020 года: лучшие идеи, стильные решения, современные модели и советы по выбору (100 фото)

Геометрия продолговатого участка подсказала архитекторам путь реконструкции.

Обратите внимание, что на фронтальной части, если смотреть со входа на участок, сруб сохранил традиционный деревенский фасад с небольшими окнами.

Задняя приватная часть выглядит более современно, и застеклена окнами в пол, а «небрежно» оборванные выпуски бревен придают всему объему сруба дополнительную динамику.

Боковые фасады прорезаны множеством окошек, создающих «спонтанную» композицию на фасаде и интересную игру света в интерьере.

Переделка дачи в дом под ПМЖ

Не всегда реконструируют старые дома. Иногда люди берутся за переделку добротного строения, которое нужно дотянуть до уровня ПМЖ.

Жила была добротно построенная дача. Единственное чего ей не хватало — нормального утепления для круглогодичного проживания. Поэтому владелец взялся за реконструкцию и вот, что в итоге у него получилось.

Реконструкцию разбили на ряд этапов:

Сделали перепланировку: увеличили кухню, добавили второй санузел и сделали из трех маленьких спален две комфортные.

Пристроили гостиную, крыльцо и добавили эркер, что позволило разместить в нем столовую.

С южной стороны пристроили террасу и пробили дверной проем, ведущий в сад.

Пристройка к дому сделана по каркасной технологии.

Дом хорошо утеплили и обшили досками из лиственницы.

Гостиная — открытое многофункциональное пространство с печью-буржуйкой и большой площадью остекления, создаёт атмосферу домашнего уюта.

10 лучших примеров реконструкции старых домов: «До» и «После»

Нет ничего вечного в этом мире, со временем даже камни разрушаются, не говоря уже о конструкциях созданных человеком. Со временем они теряют свой внешний вид, прочность и надежность, комфорт или актуальность и требуют ремонта и переделки.

Оказываем ремонтные строительные и отделочные работы по реконструкции деревянных домов с отделкой под ключ

  • Перестройка существующих строений из дерева.
  • Реконструкция крыши — надстройка второго или мансардного этажа с изменение формы крыши.
  • Достройка не завершенных строений и исправление строительных ошибок.
  • Проведем капитальный ремонт и реконструкцию старого дачного или деревенского дома в Москве и Московской области.
  • При необходимости сделаем проект реконструкции — услуги архитектора.
  • Осуществим весь комплекс строительных и отделочных работ с устройством инженерных коммуникаций в вашем загородном доме.

Если планируется серьезная переделка и перестройка старого дачного или деревенского дома то это уже реконструкция и строению оставляют только его несущие конструкции. Для таких работ предусмотрено ряд последовательных мероприятий. По завершению работ строение как правило меняется полностью. Данный процесс достаточно трудоёмкий и длительный.

Перестройка дома часто проводится и в относительно новых домах, когда владелец не доволен имеющимся результатом и хочет внести изменения в планировку помещений дома и внести свои новые дизайнерские изменения.

А может быть, просто настала необходимость увеличить жилую площадь. Переделать и достроить дом для подрастающих детей надстроив второй этаж, сделать пристройку для кухни или санузла.

Обратившись к нам, мы поможем вам найти оптимальное решение. Спроектировать внутреннее пространство дома максимально удобным для жизни и провести ремонтные работы под ключ.

Фото реконструкции старого деревянного дома до и после ремонта, с отделкой под ключ включая электрику и отопление.

Нужна ли реконструкция?

Реконструкцию выполняют с целью улучшения жилищных условий. От косметического и профилактического ремонта, который проводится раз в 3-5 лет, реконструкцию отличает масштаб действий. В зависимости от состояния постройки может потребоваться замена перекрытий и кровли, замена фундамента или даже достройка этажа.

Прежде, чем решить, делать ремонт, реконструкцию или же вовсе сносить здание, надо оценить его состояние. Реконструкцию рекомендуют выполнять в следующих случаях:

  • деформация фундамента, в результате чего могут увеличиваться межвенцовые швы, выпадать конопатка, образовываться трещины. Проблемы с фундаментом можно заподозрить и при перекосе дома, когда окна и двери начинают открываться и закрываться с трудом;
  • стропила и балки перекрытия прогнили настолько, что образовались проблемы с кровлей;
  • гнилые нижние венцы дома;
  • деформация сруба, появление впадин и вмятин. Проверять стоит не только внешний слой древесины, но и внутренний – он может быть трухлявым. Верхний слой древесины можно проверить при помощи ножа или шила, нижний – при помощи молотка, сверла и бура;
  • стены сильно пропускают влагу;
  • одновременно с реконструкцией перекрытий, фундамента и стен многие реализуют расширение жилой площади. Это также считается одним из этапов реконструкции. К деревянному дому можно надстроить еще один этаж, мансарду или пристройку, если, конечно, в этом есть необходимость, а площадь участка позволяет.

В зависимости от обнаруженных дефектов может понадобиться полная/частичная замена фундамента или же его укрепление, замена поврежденных бревен, замена стропил и кровли, а также ремонт или полная замена полов, инженерных коммуникаций, замена окон и дверей. Кроме этих работ и достройки дома, при реконструкции обычно проводят утепление постройки и работы по обустройству фасада.

По идее, компания, которая возьмется за проведение реконструкции, должна сама выполнить анализ состояния строения и подготовить проект реконструкции с указанием перечня работ и необходимых материалов. Так как речь идет о старых домах, имеют место быть такие подвохи, которые не предугадает даже опытный и самый честный исполнитель, потому лучше быть готовым к непредвиденным тратам.

Оригинальный дизайн фасада

Довольно скромный фасад этого жилища преобразился просто в сказочный пряничный домик с украшениями в стиле викторианской архитектуры. Для завершающей отделки была выбрана интересная цветовая гамма, включающая светлые оттенки пурпурного и синего тонов, которые замечательно перекликаются с садовыми растениями. Также был установлен белый заборчик и проложена кирпичная дорожка ко входной двери.

Читайте также:
Пароизоляция Тайвек: технический обзор пленок и мембран серии AirGuard



Этапы проведения реконструкции

При реконструкции дома очень важно выявить все слабые места постройки и грамотно выполнить строительные работы, но не менее важно сделать все правильно с точки зрения закона и оформления документов.

Реконструкция частного дома проходит в несколько этапов:

  • техническая экспертиза с целью оценки состояния дома и определения необходимых мер по реконструкции;
  • разработка проекта реконструкции, составление сметы;
  • усиление фундамента, его полная замена;
  • ремонт стен;
  • перепланировка помещения при необходимости, достройка этажей;
  • обновление кровли;
  • замена инженерных коммуникаций;
  • фасадные работы.



Получаем разрешение

Перед посещением отдела архитектуры и строительства нужно собрать пакет документов, содержание которого в значительной мере способствует принятию положительного решения о реконструкции частного жилья. В соответствии с п. 4 ст. 51 ГрК РФ должны входить:

  • заявление собственника, копия паспорта;
  • технический план на дом, кадастровый паспорт БТИ;
  • копии документов, подтверждающие права собственности на участок, строение;
  • доверенность, заверенная нотариусом (если нужно);
  • нотариально заверенные согласия всех членов семьи (проживающих лиц);
  • выписка из домовой книги для подтверждения сведений о прописанных лицах;
  • проект по реконструкции, выполненный лицом или организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности.

Для справки: в случае, когда реконструкция может касаться законных прав соседей, потребуется их нотариально заверенное согласие.

Разрешение на реконструкцию требуется и в таких случаях, как реконструкция и достройка частных домов. Документы рассматривают в течение 7 рабочих дней, после чего выдают разрешение либо мотивированный отказ в выдаче, обжаловать который можно через суд.


Проект и смета

Когда проект реконструкции готов, необходимо получить разрешение в государственных органах. Сначала надо обратиться в местный исполком, который должен получить от местного органа строительства и архитектуры разрешение на проектировку, техпаспорт и разрешения от архитектора, санитарной, экологической и некоторых других служб. Возможно, собирать все эти разрешения вам придется лично. В итоге застройщик получает разрешение от исполкома вместе с архитектурно-планировочным заданием и заключением, на основании чего выдается паспорт застройщика. Только с этими документами можно считать, что все работы будут законными.

Если, например, вы провели в дом водопровод и газ, но не имеете договоров и соответствующей проектной документации, то коммуникации будут считаться незаконными, т.е. можно получить наказание. Возможно, проводимые работы не изменят планировку, конструкцию и коммуникации в доме. В этом случае усложнять себе жизнь получением массы бумаг не придется, но госэкспертиза проекта может понадобиться.

Когда реконструкция проведена, необходимо обратиться в БТИ, сотрудники которой зафиксируют новые параметры здания, разработают поэтажный план и выдадут техпаспорт.

В деревнях, отдаленных от цивилизации, реконструкцией деревянных домов обычно занимаются самостоятельно, заимствуя опыт поколений и советы соседей. Принимая во внимание то, что древесина может гнить и разбухать, а для ремонта здания используют самые дешевые материалы, такая реконструкция может привести к печальным последствиям. Лучше обращаться к профессионалам, которые составят проект реконструкции с учетом всех пожеланий и качественно выполнят все работы.

В ходе реконструкции можно будет не только сделать дом более надежным и устойчивым, но и значительно повысить комфортность конструкции. Можно увеличить площадь путем строительства пристроек и надстроек, можно возвести террасу или гараж, провести коммуникации, установить камин, утеплить здание и обустроить фасад. Компания, которая будет выполнять реконструкцию, подготовит проект, создаст трехмерные модели, рассчитает стоимость работ и материалов. Имейте в виду, что покупать лучше на 5-10% больше строительных материалов, чем рассчитано.

Barn house (дом-сарай) по-русски, или как переделать старую избу в красивый коттедж

Некоторые отечественные застройщики считают, что популярные за границей дома-сараи нам совершенно не подходят. И архитектура у них какая-то странная. И в родной пейзаж они не вписываются. И вообще — это чуждый нам классовый элемент. А если за дело берутся профессиональные архитекторы? И не слепо копируют западный проект, а вдумчиво реконструируют старый деревенский сруб — настоящее семейное гнездо из прошлого века, отталкиваясь от национального колорита и лишь слега его осовременив.

Реставрация домов: описание, фото

Политехнический музей закрылся на масштабную реконструкцию в 2013 году, а первые экскурсии для журналистов в ещё не отремонтированном здании состоялись только спустя шесть лет.

Как тогда рассказали специалисты, в процессе реставрации нужно было решить множество проблем, касающихся не только внешнего вида здания, но и его конструктивных особенностей. Например, кирпичные колонны, расположенные в подвалах музея, опирались на фундамент из песчаника, который за 150 лет существования здания пришёл в негодность. Из-за этого разница высот между корпусами в некоторых местах достигала полутора метров. Кроме того, в музее не было центрального отопления и системы вентиляции, а одним из самых сложных этапов реконструкции стало создание дополнительного подземного уровня, в котором решено было разместить вентиляционные камеры и другие коммуникации.

Одной из главных задач реставраторов было воссоздать изначальный облик интерьеров музея. Его историческая кирпичная кладка оказалась скрыта под множеством слоёв краски и штукатурки. По словам руководителя строительства Юрия Государева, в ходе реставрации в музее была восстановлена кирпичная кладка стен, заменены оконные и дверные блоки, покрыты металлом выступающие части фасадов, а весь фасад был обработан специальным составом для защиты здания от погодных условий.

Евангелическо-лютеранская кирха в селе Зоркино, Саратовская область

Церковь Иисуса Христа в неороманском стиле с 48-метровым шпилем — на два метра выше статуи Свободы — была построена в современных окрестностях Саратова в 1877 году. В то время здесь располагалась колония поволжских немцев Цюрих (впоследствии село Зоркино). Новая каменная церковь была спроектирована берлинским архитектором Иоганном-Эдуардом Якобшталем и стала одним из самых красивых зданий Поволжья.

Приход жил и процветал до 1918 года — тогда всё имущество церквей перешло к государству. Богослужения были прекращены, а кирха начала разрушаться из-за внешних и внутренних воздействий. На протяжении нескольких десятилетий в здании бывшей церкви работало зернохранилище, мастерская и сельский клуб с кинозалом. В 1992 году случился сильный пожар, после которого уцелели только стены, а здание со временем превратилось в руины, заросшие деревьями.

Новой главой в истории кирхи стал 2013 год, когда началось её восстановление фондом «Цюрих — Зоркино». Руководитель фонда — Карл Лоор, белгородский бизнесмен и меценат, отец которого вырос в колонии Цюрих. Для восстановления церкви в архивах были найдены оригинальные чертежи, работы велись в точном соответствии с ними и заняли два года. 3 октября 2015-го кирха была вновь открыта для прихожан, в ней появились краеведческий музей и библиотека. Каждое воскресенье в 11:00 в церкви проходит служба и играет орган, установленный на прежнем месте. Рядом с кирхой был построен гостевой дом, где могут остановиться туристы и паломники.

Миусское трамвайное депо, Москва

Реставрация ансамбля Миусского трамвайного депо на Лесной улице завершилась в 2019 году. Красные кирпичные здания строились в стиле промышленной неоготики с 1874 по 1910 год и были украшены витражами, декоративными элементами на фасаде и башенками. Известно, что в строительстве наряду с другими архитекторами и инженерами принимал участие Владимир Шухов.

Практически все здания депо хорошо сохранились. Правда, кирпичные фасады были выкрашены в красный и белый цвета, так что реставраторам пришлось их расчищать. Редевелопмент коснулся не только внешнего облика зданий, но и их интерьеров. В одном из корпусов, ранее выполнявшем роль ремонтных мастерских, восстановили лестницы, ограждения и пол из метлахской плитки.

После окончания реставрации летом 2019 года в здании депо открылся гастрономический квартал с одноимённым названием, быстро ставший культовым местом столицы.

Ликёро-водочный завод, Воронеж

Комплекс зданий бывшего ликёро-водочного завода является одной из главных архитектурных достопримечательностей Воронежа. Своим появлением здание обязано масштабной антиалкогольной кампании, развернувшейся в России в конце XIX века, и введению винной монополии.

Впечатляющее кирпичное здание винных складов было построено в Воронеже по проекту главного городского архитектора Александра Баранова и открылось в 1900 году — цифру на фасаде можно увидеть и сегодня. Главное здание изначально было четырёхэтажным, в советские годы решили достроить ещё этаж. Об архитектурном стиле здания, больше похожего на замок или крепость, а вовсе не на завод, спорят до сих пор.

В 1941 году завод, как и многие производства того времени, превратился в оборонное предприятие и выпускал горючую смесь для нужд фронта. В годы войны завод хоть и пострадал, но не был разрушен. Всё благодаря невероятной толщине стен.

В начале прошлого десятилетия ликёро-водочный завод «Воронежский», работавший в этих помещениях, был признан банкротом, но не превратился в очередные руины. Летом 2017 года на территории бывшего завода прошёл архитектурный образовательный форум «Зодчество VRN», а уже к 2018 году часть главного производственного корпуса-замка отреставрировали и открыли пространство «Винзавод». Сейчас здесь располагается областной департамент архитектуры и градостроительства Воронежа.

Конюшня усадьбы Татарниковых, Москва

Весной 2019 года в центре Москвы завершилась комплексная реставрация кирпичной конюшни, построенной в XIX веке на территории усадьбы купцов Татарниковых. Здание стало шестнадцатым объектом культурного наследия, восстановленным по программе льготной аренды « 1 рубль за 1 квадратный метр ». Программа действует в Москве с 2013 года, её цель — привлечение инвесторов к реставрации городских объектов культурного наследия. Взамен они получают отреставрированное помещение в аренду на 49 лет. Цена аренды символическая и составляет всего 1 рубль за квадратный метр.

На реставрацию одноэтажной конюшни и превращение её в светлое офисное пространство потребовался год. При работе были использованы старинные фотографии, документы и чертежи, а для восстановления фасада по всей стране искали оригинальный красный кирпич того времени. Только на поиски исторических кирпичей пришлось потратить несколько месяцев.

Реставрационные работы коснулись и интерьера: в здании появилась кухня и с нуля был восстановлен камин, от которого сохранилась только труба.

Машиностроительный завод «Арсенал», Санкт-Петербург

Фото: Пресс-служба администрации Петербурга

История российского промышленного гиганта, завода «Арсенал», началась в начале XVIII века, когда по указу Петра I был учреждён Пушечный литейный двор. Там изготавливали корабельные и полевые орудия, выпускали боеприпасы, а позже даже занялись художественным литьём.

В советское время завод работал на военную промышленность, а позже частично был переориентирован на нужды космической отрасли. Со временем некоторые из помещений завода освободились, но не были заброшены, а стали примером успешного редевелопмента. Ещё в 2016 году правое крыло завода отдали в аренду креативному пространству. В помещениях сделали капитальный ремонт, заменили окна, а кирпичную кладку отреставрировали и обработали специальным составом, сохранив в первоначальном виде. В настоящее время сохранившийся красный кирпич можно увидеть в интерьерах нескольких пространств завода.

Сейчас в здании расположены офисы, склады, производства, клубы, один из самых крупных скалодромов города и общественное пространство.

Хоральная синагога, Самара

В 1909 году в Самаре состоялось открытие хоральной синагоги, построенной по проекту архитектора Зельмана Клейнермана. Здание в неомавританском стиле с ярким фасадом из красного и белого кирпича стало заметной религиозной и архитектурной точкой города. Спустя всего 20 лет, в 1929 году, синагога была закрыта и передана в распоряжение Горсовета. Позднее там был открыт дом культуры, а потом разместился хлебозавод № 8.

В 1994 году здание синагоги было возвращено еврейской общине, однако комплексный проект по её реставрации был подготовлен только в 2012 году. Тогда в синагоге успели частично отреставрировать кирпичную кладку фасадов и кровельное покрытие купола западной башни, но из-за нехватки средств работы пришлось заморозить на неопределённый срок.

В октябре 2018 года фасад восточной стены и крышу снесли из-за аварийного состояния. Стену позже выстроили заново, воссоздав оригинальный рисунок кирпичной кладки синагоги, но градозащитники критически отреагировали на подобное решение. По их мнению, кирпич можно было сохранить и использовать при дальнейших работах, а не выкидывать, заменяя новым.

Сейчас реставрация продолжается. Все работы по восстановлению здания синагоги планируют завершить к 2021 году.

Крепостная стена Донского монастыря, Москва

Реставрация зданий и сооружений, которые входят в архитектурный ансамбль Донского монастыря, продолжается на протяжении нескольких лет. Прямо сейчас в лесах стоят Семинарский корпус и храм святого Иоанна Златоустого, а совсем недавно были завершены работы по восстановлению двух башен — № 11 и 12 — крепостной стены монастыря, построенной на рубеже XVII–XVIII веков из красного кирпича.

Летом 2019 года завершилась реставрация башен № 4 и 5 — ещё двух из двенадцати. По словам экспертов, в последний раз работы по их сохранению и восстановлению проводились в середине прошлого века. С тех пор кирпичная кладка успела сильно разрушиться в некоторых местах, а часть декора, отсылающего к московскому барокко, была утрачена. Задачей реставраторов было не только восстановить первоначальный облик башен, но и уберечь их от возможного разрушения.

Реставрация проводилась и на фасадах, и в интерьерах башен. Согласно информации на сайте монастыря, в ходе работ была отремонтирована кирпичная и белокаменная кладки, все поверхности расчищены от грязи и нескольких слоёв краски, отреставрированы оконные и дверные проёмы, а также сохранены оригинальные кованые элементы и изготовлены новые кованые светильники, отсылающие к XVII веку.

Дом Ярошенко на Хитровке, Москва

Фото: Фонд «Внимание»

Фото: Артем Бирюков

На сегодняшний день дом Ярошенко, упомянутый Владимиром Гиляровским в книге «Москва и москвичи», является самым старым зданием Москвы, где до сих пор живут люди. История дома началась в XVII веке, и с тех пор его очертания менялись, наслаиваясь друг на друга. Дом сохранил архитектурные черты четырёх веков, и в этом главная причина сложности его реставрации.

Особенному дому повезло с особенными жильцами, неравнодушными и интересующимися его историей и сохранением исторического наследия. Им удалось предотвратить застройку Хитровской площади и спасти собственный дом, который в 2013 году в рамках капитального ремонта планировалось оштукатурить, уничтожив таким образом изразцы и старинную кирпичную кладку.

В 2016 году жители дома Ярошенко зарегистрировали фонд Достопримечательного места «Хитровка», открыли счёт, взяли в Департаменте культурного наследия разрешение на исследования, провели их и подготовили проект научной реставрации здания. С 2017 года под надзором профессионального архитектора и при помощи архитекторов-волонтёров идёт реставрация. И хотя она ещё не закончена, результаты можно увидеть уже сейчас: на фасадах видны кирпичные арки и кладки разных периодов, начиная с XVII века.

Во время расчистки фасада под штукатуркой даже был случайно обнаружен карандашный рисунок XIX века, который сейчас закрыт оргстеклом и виден всем желающим.

Сергей Конев

Архитектор, реставратор первой категории, общественный деятель. Автор и соавтор множества проектов реставраций в России и за рубежом, научный руководитель работ по реставрации Малого театра

Кирпичная кладка реставрируется так: разрушенный, деструктурированный кирпич аккуратно вынимается из общего объёма кладки, а на его место устанавливается новый, имеющий такие же размерные, текстурные и другие параметры. Швы восстанавливаются связующим раствором, соответствующим по составу существующему образцу.

Если на объекте повреждена часть стены, то она восстанавливается кирпичом, соответствующим по размеру, плотности и цвету. Также важно сохранить цвет, размеры, глубину и систему наружной обработки растворного шва. Если в реставрируемом фрагменте повреждены наружные плоскости кирпичной кладки, применяются домазки, которые позволяют восстановить поверхность кирпича и раствора с подбором нужного колера.

На каждый объект производитель работ составляет методическую рекомендацию реставрации кирпичной кладки с описанием видов работ и применяемых материалов. Эти рекомендации согласовываются авторским надзором, научным руководством и утверждаются заказчиком. Впоследствии они входят в Научно-методический отчёт при сдаче объекта в эксплуатацию.

Особых сложностей при реставрации кирпича нет, но очень важна практика реставрационного ремесла. Осенью я смотрел, как восстанавливается кирпичная кладка в прусском замке. Вроде бы делается всё по написанному в теории, но по нюансам видно, что человек не реставратор. Возможно, каменщик, но реставрация — это высший уровень ремесла, где важна способность повторить технологию кладки исторического мастера. Это как повторить подпись чужого человека: кому-то это дано, а кому-то нет.

Пока в России реставрация кирпичной кладки ведётся людьми, которые могут заниматься всем, качества не будет. Во всём реставрационном мире каменщик-реставратор — это отдельная специальность. Он должен иметь аттестацию государственной организации, отвечающей за реставрационные работы на ОКН, и аттестацию местной ассоциации каменщиков-реставраторов. Только те специалисты, у которых есть аттестационная квалификация, имеют право работать на реставрационных участках. К сожалению, у нас под аттестованного специалиста организации получают реставрационные лицензии по направлениям работ, а на объекте часто работают пришлые люди, так как их квалификация позволяет платить им меньше.

Роман Зэноагэ

Директор по маркетингу BRAER

Индустрия производства кирпича находится на подъёме. Заводы внедряют новые технологии, строят современные печи и сушильные камеры, проводят лабораторные исследования. Более детальным стал процесс приготовления сырья. Рынок строительного кирпича растёт, особенно если проследить динамику за последние 20 лет. В России сегодня работает около пяти заводов с объёмом производства более 100 млн единиц условного кирпича в год. Счёт менее крупных предприятий идёт на десятки и сотни.

Если говорить о работе со старыми зданиями, то здесь есть множество подходов. Разумеется, исторические памятники, объекты культурного наследия и достопримечательности заслуживают самого бережного отношения. Речь идёт не только об эстетической стороне вопроса. Старые конструкции необходимо укреплять и восстанавливать таким образом, чтобы они смогли прослужить ещё долгое время после реставрации. Поэтому и строительные материалы должны быть не просто аутентичными, но и надёжными и долговечными.

Кирпич — это, по сути, уникальный строительный материал. Только здания, построенные из кирпича, можно восстановить путём частичной замены кирпича в кладке.

Часто исторические здания восстанавливают, а те полностью утраченные объекты архитектурного ансамбля, которые восстановить уже невозможно, отстраивают заново с применением современных технологий и наших строительных материалов, сохраняя при этом общую стилистику.

Особняк Палибина, Домжур и павильоны ВДНХ: что сегодня реставрируют в Москве

В Москве берегут историческое наследие. Все старинные постройки, имеющие культурную или историческую ценность, бережно реставрируют, стараясь максимально сохранить их привычный облик. За последние 10 лет реставраторы спасли и восстановили 1578 памятников. Еще на 100 объектах работы завершат до конца года.

Самые значимые проекты становятся лауреатами конкурса «Московская реставрация». В этом году он пройдет в 11-й раз: реставраторы, архитекторы и мастерские подали более 60 заявок. Но работа по возрождению памятников в столице не останавливается. Какие объекты культурного наследия реставраторы восстанавливают сегодня — в материале mos.ru.

Дом Абрикосовых

Малая Красносельская улица, дом 7, строение 31

Знаменитый двухэтажный особняк на Малой Красносельской улице в ходе реставрации сменил кирпично-красный цвет на нежно-оливковый. Именно таким здание задумал в начале XX века архитектор Борис Шнауберт. Чтобы узнать это, специалистам потребовалось снять с деталей фасада 14–15 слоев краски. Кстати, оливковый оттенок был любимым у модернистов, и в 2020 году зданию вернули подлинный цвет.

Реставрация фасадов уже завершена. Работа кипит внутри здания: специалисты воссоздают интерьеры. Они внимательно относятся к каждой детали. Стены в доме тоже покрасят в оттенки зеленого, в гостиной отреставрируют камин, а в эркере второго этажа установят пять окон в виде пчелиных сот со стеклами розового и медового оттенков. В центральной части особняка на место вернется удивительный витражный плафон. На его реставрацию ушло почти полгода. Детали плафона закрепят на металлическом каркасе и, как и задумывал архитектор, днем свет будет попадать в дом через витражное стекло.

Реставрацию особняка Абрикосовых планируется завершить до конца 2022 года. После этого памятник откроют для москвичей: здесь создадут образовательный центр или обучающий кластер для детей по кондитерскому мастерству.

Центральный дом журналиста

Никитский бульвар, дом 8а/3, строение 1

Продолжается реставрация в Центральном доме журналиста на Никитском бульваре. Специалисты проводят работы поэтапно, поэтому площадка открыта для посетителей.

Бывшая одноэтажная городская усадьба была построена в XVIII веке. В 20-е годы прошлого столетия здесь находился Дом печати, а само здание к тому времени уже стало трехэтажным.

В первую очередь исторический облик вернули парадной части здания и восстановили белокаменный цоколь с оконными перемычками. Но самая серьезная работа — внутри дома. Реставраторы восстанавливают роскошные интерьеры анфиладных залов второго этажа. Большой парадный, Мраморный (Овальный) и Каминный залы, Голубая и Розовая гостиные появились в особняке во время реконструкции под руководством архитектора Александра Вивьена во второй половине XIX века.

В Каминном зале воссоздан исторический паркет, в других комнатах отреставрированы стены и исторические люстры. Один из главных объектов Домжура — парадная лестница из натурального мрамора. Чтобы вернуть ей исторический облик и воссоздать утраченные элементы, специалисты обращались к старым чертежам и фотографиям.

Архитектурный ансамбль: павильоны ВДНХ

Реставрация памятников на ВДНХ не останавливается ни на день. Сейчас специалисты ведут работы в 23 павильонах. Например, завершается реставрация павильона № 5 «Физика» (бывший «Латвийская ССР»), продолжается создание музея Олимпийского комитета в павильоне № 15 «Радиоэлектроника и связь» (бывший «Поволжье»). Закончены основные работы в павильоне № 30 «Микробиологическая промышленность» (бывший «Масличные культуры»), начинается подготовка к монтажу экспозиции будущего музея «Биотех».

Павильон «Физика» станет таким же, как его задумали в 1954 году авторы проекта А.Я. Айварс, В.И. Закис и К.Я. Плуксне. В павильоне уже отреставрировали, а местами частично воссоздали лепной декор. Отреставрированы и восстановлены выявленные росписи на сводах арок и стенах центрального зала. Привели в порядок кессонированный потолок и отреставрировали 45 люстр-ромашек вводного зала. На свое место вернулись парадные резные двери с янтарными элементами.

По архивным материалам на главном фасаде восстановят полихромные витражи, утраченные в 1960-м. Известно, что девять из них вывезли в Латвийскую ССР, где они и находятся сегодня. Местонахождение остальных пока неизвестно. Проект воссоздания витражей уже разработан, специалисты определили цветовую гамму и подобрали образцы стекол. После утверждения эскизов витражи начнут изготавливать в мастерской.

Завершить работы планируют к концу года: осталось отреставрировать только витражи и люстры, а также установить в павильоне оборудование для экспозиции.

Своими витражами интересен и павильон № 15. Изначально он назывался «Поволжье», и эта тема обыгрывалась в интерьере, центральную часть которого занимал витраж с картой Поволжья. Но в первозданном виде павильон простоял всего четыре года: в 1959 году его реконструировали и переименовали в «Радиоэлектронику и связь». Теперь перед реставраторами стоит сложная задача — вернуть зданию первоначальный облик. В павильоне укрепили фундамент, восстановили барельефы, частично готова кровля.

Но главным открытием для реставраторов стали четыре полотна разных залах. Более 60 лет живопись была закрашена. О том, что на потолке были картины, свидетельствовали архивные фотоматериалы. Поэтому специалисты решили расчистить небольшие участки и обнаружили фрагменты росписи. Одну картину уже раскрыли и восстановили, еще одну продолжают реставрировать. Кроме того, в ближайшее время приступят к расчистке и восстановлению оставшихся двух.

«Картины находятся на холстах, которые приклеены к слоям штукатурки. Специалисты понимали, что основанию под картинами уже очень много лет. Поэтому реставраторы должны обладать большим опытом, важно правильно подобрать химические составы, чтобы раскрыть живопись и не повредить ни красочный слой, ни холст», — отмечает куратор проекта реставрации и приспособления павильонов на ВДНХ от городского Департамента капитального ремонта Игорь Пурынов.

Сейчас в павильоне обустраивают цокольный этаж, там разместят современное инженерное оборудование. Также в порядок приводят каскадные фонтаны: они вновь украсят фасады здания, как это было почти 60 лет назад. Планируется, что полностью реставрация завершится в 2022 году.

В павильоне «Микробиологическая промышленность» основные работы по воссозданию интерьеров завершили на прошлой неделе. Отреставрированы кровля и фасад, восстановлены резной фронтон с цветами масличных растений и лепнина, а также необычный орнамент и живопись на потолке — их специалисты обнаружили во время реставрации.

«В одном из залов мы раскрыли роспись, которая была закрашена еще до открытия обновленного павильона “Хлопок” в 1954 году. В боковых кессонах потолка на темно-зеленом фоне были изображены орнаменты, похожие на среднеазиатские. Видимо, их изобразили в тот момент, когда павильон переименовали в “Хлопок”, чтобы подчеркнуть связь с хлопководством. На центральных кессонах потолка этого зала еще были изображены растения, связанные с масличными культурами (им павильон был посвящен с 1939 по 1953 год). Но видимо, перед самым открытием такое соседство разных орнаментов не понравилось, и боковые росписи закрасили белым цветом. Раскрыть их удалось только сейчас», — рассказала Анастасия Замаренова, главный архитектор проекта реставрации павильона № 30 «Микробиологическая промышленность».

Территорию вокруг павильона благоустроили, а специалисты продолжают реставрацию фонтана в виде букета из масличных растений, расположенного во внутреннем дворике. Работы планируют завершить в 2022 году.

Деревянный особняк Палибина

Улица Бурденко, дом 23

В районе Хамовники можно встретить редкий образец деревянного зодчества — дом Палибина. Одноэтажный особняк серого цвета построили в 1818 году по заказу директора чертежного отдела Московской межевой канцелярии Гаврилы Палибина.

В 2019 году провели противоаварийные работы. В прошлом году началась реставрация, но работы проводили только в подвале. В этом году комплексную реставрацию продолжили. До наступления холодов специалисты закончат фасадные работы. Здание покрасят в исторический серо-голубой оттенок, также реставраторы воссоздадут утраченный декор ворот и ограды.

Одновременно специалисты работают внутри особняка. Они отреставрируют уникальные печные изразцы, которые сохранились в доме, а также наборный паркет, двери и другие детали интерьера. На стенах сохранят участки исторических обоев с росписями XIX века.

После завершения реставрации особняк Палибина будет открыт для москвичей: здесь организуют выставочное пространство.

Московский императорский воспитательный дом

Китайгородский проезд, дом 9

На Москворецкой набережной началась реставрация крупнейшего здания дореволюционного периода. Комплекс зданий Московского императорского воспитательного дома заложили еще при Екатерине II в 1764 году.

Воспитательный дом — самое значительное сооружение раннего классицизма, его возвели по проекту Карла Бланка. Выдающимся здание делают его масштаб (фасад протянулся вдоль набережной на 379 метров) и множество архитектурных деталей. Примечательно и то, что дом на берегу Москвы-реки расположен на одной красной линии с Кремлем.

Интересна и судьба этого ансамбля: его достраивали на протяжении нескольких веков. Так, главный корпус и западное каре, как и задумывал Карл Бланк, возвели еще в XVIII веке. А восточное каре построили только в 1960-х — инициатором проекта стал советский архитектор Иосиф Ловейко. Пережил воспитательный дом и страшный пожар 1812 года. Несмотря на то что Китай-город был практически весь уничтожен огнем, служителям дома удалось спасти главное здание.

Специалисты провели противоаварийные работы, внутри установили поддерживающие деревянные конструкции и металлические бандажи, а также усилили фундамент. Завершен монтаж особых строительных лесов, их разработали специально для реставрации памятника.

Кроме того, заканчивается реставрация центральной части ограды воспитательного дома с въездными воротами. Ограда состоит из более чем трех тысяч элементов, из них 2550 (почти 80 процентов) отреставрировано, а 950 восстановлено. Осталось завершить работы по белокаменной цокольной части ограды.

Усадьбы промышленников Кнопов

Колпачный переулок, дом 5, строения 1–4, 6 и дом 7, строение 2

В Колпачном переулке реставраторы восстанавливают городскую усадьбу Андрея Кнопа и усадьбу Четверикова — Кнопа. Оба здания возвели на рубеже XIX–XX веков.

Городская усадьба Андрея Кнопа похожа на готический замок — главное здание отличают зубчатые башенки и разнообразие геометрических фигур. Особняк построили в 1900 году по проекту архитектора Карла Треймана.

Усадьбу Четверикова — Кнопа возвели в 1869 году в стиле эклектики по заказу Федора Кнопа, брата известного промышленника.

Во время подготовки к реставрации специалисты обнаружили уникальные детали внутреннего убранства. В особняке Четверикова — Кнопа была найдена альфрейная живопись (рисунки, нанесенные на невысохшую штукатурку), керамические воздухоотводы и паркетные полы. Все оригинальные декоративные детали в усадьбах восстановят, интерьерам вернут исторический облик. Специалисты отреставрируют парадные залы, жилые комнаты, приведут в порядок окна, двери, лестницы и кровли, укрепят фундаменты зданий, отремонтируют перекрытия и обновят инженерные коммуникации.

Работы завершат в 2023 году. После окончания реставрации в усадьбе откроют фамильный музей.

“Наша миссия – спасти конкретный дом”: как люди восстанавливают загнивающие старинные дома

За последние восемь лет только в Москве отремонтировали более восьми тысяч фасадов и больше тысячи памятников. Сегодня в стране новый тренд – люди сами готовы вовлекаться и активно участвовать в сохранении исторических объектов. В нашем материале рассказываем о двух героях, которые по собственной инициативе начали восстанавливать старинные дома на территории своего города. Зачем они берутся за эту работу, сколько усилий приходится вкладывать в ремонт и как помочь сохранить архитектурное наследие страны – расскажут сами герои.

Алексей Будников, Томск

Фото: предоставлено героем статьи

Я не специалист в сфере строительства домов, вообще занимаюсь организацией поставки медицинских расходных материалов. Но в прошлом году от своего университетского куратора Никиты Олеговича Кирсанова (сегодня – председатель комитета по сохранению исторического наследия города Томска. – Прим. ред.) я узнал о программе “Аренда за рубль”, реализуемой в нашем городе. Мой бывший куратор на тот момент уже вошел в администрацию города и всегда ратовал за восстановление деревянных домов. Сначала я скептически отнесся к этой идее, ведь дом не передают в собственность: его нужно арендовать, полностью восстановить, вложить деньги, а потом отдать дом обратно.

В рамках этой программы объект сдается инвестору на 49 лет по стоимости один рубль за один квадратный метр. Мне нужно подготовить проект, согласовать его с городом и комитетом по охране объектов культурного наследия, на свои средства восстановить дом и реализовать проект. В нашем случае это будут небольшое кафе и хостел. Получается, что я вкладываюсь, эксплуатирую объект, а через 49 лет его забирает муниципалитет города.

Когда я увидел список домов, которые можно восстановить по этой программе, то сразу заинтересовался одним из адресов. Мимо того дома я довольно часто проезжал, и мне понравилось его расположение. Но строение было в таком ужасном состоянии, что раньше я его и не замечал. А когда узнал об историческом значении дома, посмотрел на него совсем по-другому. Оказалось, что строение является памятником регионального значения, которому уже более 100 лет. Здесь, на улице Савиных, в начале XX века жил исследователь Арктики и основатель Норильска Николай Урванцев, обучавшийся в те годы в Томске. История зацепила, я стал сравнивать дом с другими отреставрированными домами в городе, так и увлекся идеей восстановления.

Дом до начала восстановительных работ, г. Томск. Фото: Instagram.com/domwood_tomsk

Сам объект общей площадью около 400 квадратных метров состоит из трех этажей: первый – кирпичный, вторые два – деревянные. Он достаточно простой, там нет каких-то уникальных наличников и резьбы, но тем он мне и нравится.

Фактически уже на протяжении полугода мы занимаемся глобальной уборкой: сначала КАМАЗами вывозили мусор, которого было по пояс, потом дело дошло до отбивания старой штукатурки, даже землю каленую из перекрытий доставали. Это огромные усилия, которые приходится прилагать ежедневно, стараемся как следует все очистить.

Параллельно с уборкой мы делаем крышу: разобрали ее под ноль, сделали новую стропильную систему, новую обрешетку, сейчас будем покрывать металлом и делать снегозадержатели. Также нужно полностью поменять все окна, двери, заново провести все инженерные коммуникации: отопление, электрическую часть, вентиляцию.

Мы хотим привести дом в порядок в течение двух лет, но это процесс творческий, поэтому точной даты здесь нет. Задача – сделать это быстро, качественно, но чтобы недорого и на многие десятилетия вперед. Также планируем заняться близлежащим домом, который раньше входил в состав той же усадьбы. Думаю, нужно восстанавливать их вместе, чтобы потом установить исторические ворота усадьбы и облагородить участок.

Работы по восстановлению дома, г. Томск. Фото: Instagram.com/domwood_tomsk

Точных расчетов по финансам у нас нет. Хотя мы записываем траты, итоговую сумму все же не знаем, она может быть от пяти и до 25 миллионов рублей, это пока очень абстрактные цифры. Наша задача – минимизировать эти суммы, но не в ущерб качеству. Очень многое мы делаем своими руками, с друзьями и знакомыми в свободное от работы и учебы время. Иногда люди пишут, задают вопросы, как и чем помочь, но пока мы справляемся сами.

Конечно, брать старинный дом на восстановление – это такой кот в мешке. Мы только сейчас, после глобальной очистки, начинаем видеть все составляющие дома. Слава богу, в нашей ситуации подводных камней минимум, а ведь могли вскрыться какие-то проблемы, которые невозможно было предвидеть. Но запас прочности дома большой, все-таки деды его строили, дом мощный, поэтому есть уверенность в том, что дойдем до конца.

И потом, в каждом мужчине должна быть какая-то строительная самореализация. Здорово, когда можно направить свои знания и умения, пусть и небольшие, на благое дело. В таком состоянии, в котором исторические дома в городе находятся сейчас, они могут просуществовать от двух до максимум семи лет. Наша миссия состоит в том, чтобы спасти в данном случае конкретный дом. Но хотелось бы помочь и другим домам, чтобы они остались на наших улицах. По своим пропорциям и стилю они гораздо интереснее, чем те, что строятся сейчас. И если есть возможность сделать так, чтобы не снесли хотя бы один исторический дом, это нужно делать.

Андрей Кочетков, Самара

Фото: предоставлено героем статьи

Идея восстанавливать старые дома пришла мне от безысходности. Самара – один из немногих городов России с большим сохранившимся целостным историческим центром, но состояние домов на этой территории оставляет желать лучшего. Какое-то время назад я работал редактором в СМИ, и мы много писали об этой проблеме. Тем не менее подвижки в сфере реконструкции были очень слабыми, и мы решили попробовать сделать что-то своими силами.

Изначально захотелось просто покрасить три старых дома 1870-х годов постройки в центре Самары. Там был один красивый дом с резьбой, плюс мы захватили еще два соседних, ведь важно восстановление не каких-то отдельных объектов культурного наследия, а исторической среды в целом. И у нас была надежда, что эта территория как-то по-новому задышит.

Начинать было очень сложно:

Поэтому сначала мы разрабатывали проекты с реставраторами, потом согласовывали с жильцами-собственниками и после уже получали финальное одобрение от главного архитектора города. Тогда, в 2015 году, шла подготовка к чемпионату мира по футболу, и городу было стратегически выгодно привести в порядок внешний вид улиц и домов, поэтому к нашей идее отнеслись нормально.

Из трех первых строений два были деревянно-кирпичными и одно кирпичное. У них мы обновили фасады, на одном доме практически полностью восстановили резьбу, даже привлекли для этого специального резчика по дереву. Первый проект мы очень медийно сопровождали, делали фотографии домов до и после. Это положило начало целому фестивалю по восстановлению исторической среды “Том Сойер Фест”. Меня стали приглашать на разные всероссийские мероприятия по урбанистике и градозащите, благодаря чему об этой идее узнали другие города. На следующий год к нам присоединились уже Казань и Бузулук (Оренбургская область). С 2017 года добавились еще восемь городов, а в 2018-ом в фестивале приняли участие уже 27 населенных пунктов со всей России.

Дом до и после восстановления, г. Самара. Фото: vk.com/Том Сойер Фест – Россия

Мы называем это фестивалем, потому что работы по восстановлению домов проходят ежегодно в летнее время. А зимой мы занимаемся поиском объектов и спонсоров. Сейчас мне пишут много людей из разных городов, которые хотят присоединиться к фестивалю, но реально до дела доходит примерно один из десяти. Какие-то города раскачиваются по два-три года перед тем, как начать делать это у себя.

Фестиваль работает по графику, любой желающий может прийти хоть на 10 минут, хоть на три месяца и поработать. На каждой площадке есть координатор, который распределяет людей и контролирует процесс. Хотя волонтеры год от года меняются, но у нас в Самаре сейчас образовался некий костяк из 50 человек, многие из них будут участвовать уже в пятый раз. Публика в разных городах разная: у нас, например, ядро составляют горожане 25–40 лет. Это работающие люди, поэтому график стараемся подстроить под них – в выходные днем и в будни по вечерам.

Работы делаем разные: фасад, резьбу, крылечки восстанавливаем, двери реставрируем. Для более сложных работ приходится нанимать профессионалов. С ними обычно помогают спонсоры: либо финансово, либо предоставляя своих специалистов или строительные материалы. Иногда получается сделать кровлю или укрепить фундамент. Также стараемся обновлять в домах систему водоотведения, потому что вода очень опасна для исторических зданий. Строения не время убивает, а влажность. Иногда для того, чтобы дом перестал гнить, достаточно просто прочистить водосточные трубы. В Екатеринбурге, например, во время работ в водосточной трубе наши ребята обнаружили проросший клен. И никому из жильцов до этого дела не было, пока волонтеры трубу не прочистили.

Дом до и после восстановления, г. Саратов. Фото: vk.com/Том Сойер Фест – Россия

С домами, которые являются объектами культурного наследия, могут возникать сложности. Во-первых, работами на них могут заниматься только лицензированные реставрационные организации, но во многих городах их просто не существует. Во-вторых, сейчас юридически непонятен статус волонтера на объектах культурного наследия и неясно, какими работами он может заниматься. Из-за этого бывает сложно договориться с органами охраны.

На сегодняшний день фестиваль меняется, и если раньше мы думали в основном об архитектуре, то сейчас в первую очередь идем к людям, собственникам исторических домов. Даже если это не очень выразительный дом, но в нем живет хороший хозяин, который хочет его сохранить, мы стараемся помогать таким людям в первую очередь. Потому что из этих точек и складывается каркас, благодаря которому территория живет.

Для меня это уже дело жизни. Конечно, приходится жертвовать временем на семью, но все же у нас нет цели сделать миллион домов. Мы хотим донести ту мысль, что о них нужно ухаживать постоянно. В России, к сожалению, какие-то телодвижения в эту сторону предпринимаются, только если происходит крупное событие (чемпионат, универсиада, юбилей города). За два года пытаются сделать все, а ведь это такая тонкая материя, в которой нельзя работать нахрапом. Мы хотим, чтобы культура постоянного ухода за историческими домами укоренилась в России.

Рекомендации по реставрации фасадов

Внешняя привлекательность фасада как для частного дома, так и любой фирмы, очень важна для владельца. Для того чтобы сохранить на долго презентабельный внешний вид здания необходимо регулярно ремонтировать и реставрировать его фасад. Работы, связанные с реставрацией фасадов требуют привлечения специалистов из разных областей от художника до инженера. Для получения отличного результата необходимо вложить в работу частичку самого себя. Как выполняется мойка фасадов, читайте на этой странице.

На фото показан процесс реставрации фасада из штукатурки

Виды и способы реставрации фасадов зданий

Реставрация фасадов представляет собой достаточно трудоемкий процесс, который состоит из комплекса различных работ:

  • обследование и анализ ограждающих и несущих конструкций;
  • реставрационные и ремонтные мероприятия по отделке фасада;
  • восстановление и оживление различных архитектурных элементов, например, лепнины;
  • мытье и чистка фасадов и витражей;
  • восстановление либо замена теплоизоляции фасада.

Существуют различные виды фасадов, выполненные из разных материалов, соответственно и способы реставрации и ремонта их тоже отличаются.

  1. Реставрация кирпичных фасадов
      1. К реставрации и ремонту облицовки здания из кирпича приступают с диагностики всей кирпичной поверхности, выявления различных деформаций, повреждений и трещин.
      2. Далее необходимо выявить расположение проблемных мест,
      3. Взвесить все материальные затраты, исходя из объема работы и необходимого количества материалов.

    Если смотреть на процесс реставрации в целом, то сначала необходимо очистить кирпичную поверхность от различной грязи, пыли и высолов, а затем уже осуществлять восстановление кладки. Кирпичи, имеющие большие трещины, должны быть заменены на новые, а средние и мелкие трещины устраняются путем оштукатуривания поверхности и затирания ее шпатлевкой. Если не устранить все трещины, то попавшая в них влага в зимнее время начнет разрушать кирпичи после замерзания.

  2. Реставрация фасадов из панелей МДФ
    Поэтапность реставрационных работ деревянных фасадов, в том числе и фасадов из МДФ, напоминает работу с кирпичной поверхностью. Отличие состоит лишь в используемых материалах и смесях. Вначале также деревянную поверхность диагностируют на предмет наличия трещин, деформаций и различных насекомых. Затем производят фумигацию вредителей, после очищают деревянные панели от плесени, грибка и грязи. Далее проводится затирка трещин и неровностей шпатлевкой, предназначенной специально для древесины. После высыхания шпатлевки поверхность грунтуется и покрывается краской хорошего качества. Если реставрационные и ремонтные работы проводить в соответствии с технологией и использовать качественные материалы, то фасад из дерева будет служить долго.

Реставрация штукатурки фасада

Реставрация и ремонт фасадов, отделанных штукатуркой, производится по единой технологии, независимо от вида штукатурки. Инструкция по гидрофобизации фасадов здесь: https://frontfacade.com/uxod-za-fasadami/instrukciya-po-gidrofobizacii-fasadov.html.

    • Те места, которые необходимо освежить, сначала смачивают для наиболее лучшего скрепления между собой первоначального слоя штукатурки и нового. К тому же, после «сухого» нанесения новые трещины появятся очень быстро.
    • Следующий шаг, нанесение грунтовки и обрызг.
    • После перечисленных процедур необходимо выдержать некоторое время, чтобы материал хорошо мог схватиться со штукатуркой.
    • Затем следует обработать поверхность затиркой.

Любые работы, связанные с оштукатуриванием фасада необходимо проводить при температуре не менее 10 градус по цельсию, в противном случае высыхание растворов, как минимум, удвоится во времени.

Технология реставрации фасадов зданий

Для улучшения или восстановления внешнего вида фасада здания производится определенный комплекс работ в соответствии с технологией реставрации. Заключается технология в следующем:

  1. В первую очередь проводится тщательное обследование фасада здания, с целью выявления дефектов, неровностей, трещин и тому подобного.
  2. Исходя из полученных данных обследования, изучается требуемый вид реставрации, то есть следует слегка подретушировать фасад или же провести капитальный ремонт облицовки здания.
  3. Далее необходимо получить все требуемые разрешения для ремонтных и реставрационных работ фасадов зданий. Например, разрешение на возведение лесов (по необходимости), получение орденов и уточнение колерного паспорта.
  4. Затем выполняются согласованные с заказчиком те или иные реставрационные работы, куда входит подготовка поверхности здания, грунтовка и шпатлевка, и если требуется, восстановление различных декоративных элементов.
  5. После выполнения всех реставрационных работ объект сдается заказчику вместе с обновленной документацией.

Кроме самого заказчика, работы по ремонту фасада принимает Технадзор. Данный орган контролирует не только технологию, но и сроки выполнения работ.

По итогам реставрации данный контролирующий орган либо «принимает» работу, либо нет. Для контроля всего процесса еженедельно должны проводиться комиссии и совещания с участием подрядчика, заказчика и технадзора, с целью соблюдения всех условий и решения возникающих трудностей.

Читайте о преимуществах утепления фасада минватой и о стоимости работ и самого материала.

Реставрация фасада многоэтажного дома на снимке

Цена работ по реставрации фасадов зданий

Стоимость реставрационных работ зависит от вида выполняемых работ, если требуется поверхностная реставрация без вмешательства в конструкцию облицовки и замены каких-либо элементов, то такая работа будет стоить от 300 руб. за кв. м. В случае полного восстановления внешнего вида здания и продления срока службы, работа будет стоить дороже, от 600 руб. за кв. м. В указанную стоимость не входят материалы и дополнительные работы. О том, как утеплять фасад пенопластом, читайте здесь: https://frontfacade.com/uteplenie/rekomendacii-po-utepleniyu-fasadov-penoplastom.html

Где заказать реставрацию фасада?

Где заказать в Москве:

  1. Компания GOR, г. Москва, 4-й Лихачевский пер., д. 5, тел.: 8 (495) 966-37-38;
  2. Компания «Позолота-лепнина», г. Москва, пер. Духовский, д. 1/14, тел.: 8 (495) 374 7297;
  3. Компания «Промальпстрой», г. Москва, ул. Большая Черкизовская д. 11, тел.: 8 (495) 255-14-85.

Где заказать в С-Петербурге:

  1. Фасады под ключ «МАКОН», г. Санкт-Петербург, Приморский пр., д. 59, тел.: 8 (812) 333-30-03;
  2. Компания «Позолота-лепнина», г. С-Петербург, ул. Газовая, д. 10, тел.: 8 (812) 426-13-49;
  3. Группа компания «Интарсия», г. С-Петербург, ул. Куйбышева, д. 34, тел.: +7 (812) 318 32 42.

Видео

Смотрите видео ролик про реставрацию фасада здания ниже:

Реставрационные работы фасада необходимо проводить регулярно, для сохранения и поддержания привлекательного внешнего вида здания, а также для продления срока его эксплуатации. Ухоженный и красивый вид здания выгоден для владельцев зданий как с экономической точки зрения, это привлекает клиентов и покупателей, так и с эстетической точки зрения. Какие существуют материалы для утепления фасадов зданий, читайте на этой странице.

Реставрация дверей без специалистов

Ремонт дверей входных (металлических и деревянных)

Компания АРТ&СТАЛЬ производит качественные новые входные двери, а Арт&Сталь СЕРВИС предоставляет профессиональные услуги по ремонту дверей более 20 лет. Срок службы входной металлической двери не один десяток лет, но, к сожалению, со временем портится ее отделка. Дверь становится не красивой и пропускает холод, сквозняки и шум.

Мы поможем Вам:
  • Заменить старую дверь на новую;
  • Заменить внешнюю и внутреннюю отделку двери;
  • Заменить старые замки на новые;
  • Заменить личинку замка.
  • Отреставрировать входные металлические двери;
  • Заменить фурнитуру;
  • Установить панели МДФ и т.д;
  • Установить доборы (откосы) и наличники.

Мастера с многолетним опытом подробно проконсультируют Вас и выполнят все необходимые работы.

Обивка входной двери дермантином (винилискожей)

Представляем Вашему вниманию современный высококачественный материал для обивки входной двери. Эффектно выглядит, защищая ваше жилище от мороза и жары. С огромным ассортиментом материалов наша компания предоставляет возможность подобрать отделку на Ваш вкус. Дверь обретая новую жизнь порадует Вас своей привлекательной внешностью.

Обивка входной двери винилискожей — это легкое и недорогое решение, для обновления и утепления двери. Модификация покрытия обойдётся намного выгодней покупки новой двери.

Стоимость замены обивки зависит от:

  • Каркаса (дерево или металл);
  • Размера дверного полотна (высота и ширина);
  • Разновидности утепления;
  • Отечественный или импортный кожзаменитель;
  • Нужен ли рисунок или гладкая отделка

Профессиональные навыки и высокая квалификация наших мастеров позволит в срок, надежно и качественно все виды работ в сложных ситуациях и удовлетворит самых требовательных заказчиков.

Наши мастера выполнят заказ наилучшим образом! Им нужно поручить обивку двери!

Оформление и декорирование, улучшение сбережения тепло- и звукоизоляционных особенностей у входной металлической двери – это вопрос, решаемый обивкой винилискожей (дерматином), установкой панелей с отделкой МДФ, массивом и т.д.

Реставрация входной металлической двери

Царапины, потертости на входных дверях портят Вам настроение и эстетику интерьера? Думаете, что пора заменить дверь?

Арт&Cталь СЕРВИС предоставляет услуги реставрации входных дверей, изготовленных из металла.

ПРИМЕРЫ реставрации входных металлических дверей:

Отреставрировать дверь – это неплохой способ, где можно обойтись без серьезных финансовых затрат.

Мелкий ремонт дверей владелец может выполнить сам, однако для этого нужно время, инструмент и опыт. Проще доверить регулировку положения полотна, подтяжку петель и профилактические манипуляции профессионалам. Более сложные операции реставрации дверей (рихтовка, сварочные работы, укрепление, монтаж дополнительных замков) – исключительно прерогатива специалиста , излишняя самостоятельность в этом случае чаще приводит к дополнительным тратам.

Установка и замена панелей МДФ и массива на входную дверь

Внутренняя и внешняя сторона входных дверей с годами теряет свою красоту. Но если сама дверь качественная и дорогостоящая, зачем ее менять? Даже если Вам кажется, что никакой ремонт уже не спасет Вашу входную дверь, стоит обратиться к нам!

Преобразить внешний вид, улучшить тепло- и звукоизоляцию возможно, установив МДФ панель на входную дверь.

Современные МДФ панели очень практичны. При установке панелей МДФ все работы проводятся почти без шума, пыли и грязи. Монтаж занимает мало времени: и уже через 2-3 часа Вы будете любоваться на свою дверь.

Мы порекомендуем Вам лучшие варианты отделки МДФ:

  • Шпонированные панели МДФ;
  • Ламинированные МДФ панели;
  • МДФ накладки с антивандальным пластиком;
  • Накладки из массива дерева.

Заказывайте новую панель-накладку для двери у нас! Срок изготовления 1 день!

В зависимости от того, какой ремонт планируется выполнить, можно как восстановить целостность дверного покрытия, так и улучшить декоративные свойства.

Установка дверных доборов (откосов) на входную дверь

Входная дверь имеет большое значение в представительности квартиры или дома. Доборы в некоторых случаях нужны для того что бы пространство вокруг двери выглядело безукоризненно и обладало совершенным видом, для этого требуется что бы дверной косяк соответствовал ширине комнатных стен.

Установка доборов (квартира, г.Москва, Фрунзенская набережная)

Доборы на входную дверь являются специфическим изделием.

Недостающий объем дверной коробки до толщины стены компенсируется добором. Необходимые для проема материалы можно приобрести комплектом с дверью. Но, чаще всего, их приобретают после установки входной двери.

Нет необходимости делать измерения самостоятельно. В замерах присутствуют тонкости которые трудно учесть. Стоимость выезда мастера-специалиста, замеров, составления договора всего 500 руб.

Наша компания в целях улучшения качества обслуживания содержит производство где мы изготовим подходящие доборы и наличники. А наши специалисты установят их на входные двери!

ПРИМЕРЫ установленных доборов:
Ремонт уличных дверей

Замена двери. (Коттедж. г.Королев)

Ремонт так же может производиться для восстановления симметрии частей дверной коробки, замены фурнитуры, петлей, и для устранения трещин. Объёмы работ зависят от материала, из которого изготовлено полотно и вида декоративной отделки.

Уличные двери в ходе эксплуатации выдерживают влияние случайных повреждений, температурное воздействие, не редок и вандализм. Все это приводит к необходимости ремонта или реставрации входной двери.

При использовании дверной конструкции возникает большая динамическая нагрузка, приводящая к износу даже самого крепкого изделия. Будучи экспертом в дверном сервисе, Арт&Сталь СЕРВИС отлично ориентируется в вопросах ремонта дверей как наружных так и внутренних.

Возникла срочная необходимость провести текущий ремонт входной металлической двери. Звоните!

Ремонт замков

В отдельную услугу выделяется ремонт замков металлических дверей, когда необходимо обеспечить хорошую защиту от взлома.

Несанкционированное проникновение (взлом)

Ремонт замков требуется после “форс-мажорных” обстоятельств таких, как: аварийное вскрытие при выходе замка из строя и несанкционированного проникновения (взлома).

Мы гарантируем профессиональное исполнение работы, вскрытие замка без повреждения двери и максимально оперативно. Вызовите нашего специалиста и получите доступ за закрытые двери через 20 минут.

Вы так же можете посмотреть и перейти в разделы:

Любая поставленная перед нами задача в Москве и области будет выполнена на «отлично», будь то реставрация, ремонт металлических изделий отечественного или импортного производства.

Просто позвоните нам или закажите обратный звонок мы решим любую Вашу проблему!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: