Подбор камня для строительства забора – пошаговая инструкция по установке

Великолепные вечные заборы из природного камня

Ещё и сегодня можно увидеть элементы ограждений, построенных нашими предками века назад. Изначально суть сооружения заборов заключалась лишь в ограждении своей территории от посягательств извне. Но человеку свойственно чувство прекрасного, равно как и беспокойство о том, как его воспринимают окружающие — ему нужно красивее, полезнее и прочнее. А какой из естественных материалов лучше всего подходит для сооружения такого забора? Правильно! Натуральный камень.

Как устроить на участке забор из камня

Установка ограждения на своём земельном наделе — старая традиция. Первоначально предназначенное для охраны, в настоящее время оно стало ещё и элементом декора, и показателем статуса владельца.

Одним из популярных материалов для устройства забора является строительный камень натурального или искусственного происхождения. Причина — в его прочности и долговечности, позволяющих строениям из камня служить многим поколениям людей. Широчайший выбор и природная красота материала позволяют вписать такое ограждение в экстерьер любого участка.

Забор не только оберегает участок, но и является его украшением

Достоинства и недостатки ограждений из камня

Говоря о положительных качествах и недостатках каменных заборов, оговоримся, что подразумевается квалифицированное изготовление таких строений. К достоинствам следует отнести:

  1. Долговечность ограждений. Они могут служить многие десятилетия и даже века.
  2. Экологичность. Натуральные материалы не наносят ущерба окружающей среде.
  3. Возможность гармонично вписать ограду из камня в окружающий ландшафт.
  4. Устойчивость к воздействиям любых климатических явлений.
  5. Разнообразие видов камня и широкие возможности при выборе способов кладки.
  6. Прекрасная сочетаемость с другими материалами, такими как древесина, металл, профилированный лист и многое другое.

Забор из такого материала может стоить недорого, особенно при строительстве своими руками, но может и подчёркивать элитарность участка при использовании красивых дорогостоящих камней.

При многих положительных качествах каменные заборы имеют существенный недостаток — высокую трудоёмкость изготовления. Будучи тяжёлым сооружением, такая ограда требует устройства мощного фундамента.

Виды камней для забора

Строительный камень для забора можно приобрести в строительных магазинах или на рынках. Если есть возможность — можно заготовить его самостоятельно. Для кладки обычно применяются такие виды камня:

    Валуны или булыжники. Стоят недорого, широко распространены в природе. Камень долговечен, устойчив к воздействию природной среды. Легко обрабатывается скалыванием, что позволяет при кладке производить подгонку по месту. Наиболее часто встречается серого или коричнево-красноватого цвета.

Использование такого природного камня придаёт забору дополнительную прочность и долговечность

Забор из гранита не только прочен, но и очень красив

Заборы из доломита (плитняка) технологичны, красивы и долговечны

Известняк — прочный и лёгкий материал для строительства ограждений

Использование песчаника в постройке забора придаёт поверхности неповторимо красивый вид

Красиво подобранную гальку используют для отделки наружной поверхности, помещая между крупными камнями в заборе

Надёжный и красивый забор можно построить из бутового камня

Популярны и заборы из искусственного строительного камня. Обычно это материалы на основе бетона с добавлением различных красителей. При сходных с природным камнем эксплуатационных характеристиках заборы из такого материала возводятся с гораздо меньшими трудозатратами.

Ограждение из «колотых» блоков менее затратно, но не менее красиво, чем из дикого камня

Подготовка к строительству забора

Для подготовки к постройке ограждения нужно рассчитать потребность в материалах и затраты на них, чтобы оценить свои финансовые возможности. Для этого нужно:

  1. Рассчитать площадь, которую будет занимать само ограждение. Это позволит правильно определить количество бетона и арматуры на создание опорной плиты. Её ширина зависит от несущей способности грунта под фундаментом. Это строго индивидуальный показатель для каждого участка. Он определяется специалистами по результатам разведочного бурения на месте строительства и лабораторного анализа образцов. Такая услуга может стоить 6–9 тысяч рублей, но эти затраты могут быть компенсированы за счёт экономии материалов.
  2. Определить высоту фундамента. Показатель зависит от наличия и величины уклона. Нормальный выступ бетонного фундамента над поверхностью составляет 15–20 сантиметров. С учётом уклона он может быть выше.
  3. Рассчитать ширину опорного основания под забор. Она зависит от калибра используемых для возведения камней. Из практики установлено, что она должна составлять не менее двух максимальных размеров. Нормальным показателем считают толщину забора 60–80 сантиметров.
  4. На основе перечисленных показателей рассчитать объём бетона, который понадобится для возведения фундамента ограждения.

Это первый этап расчёта, результаты которого, возможно, придётся корректировать.

Далее, нужно определить массу верхнего строения забора. Для этого необходимо:

  1. Определить основной материал для устройства ограждения. Это значит, что выбор состоит в назначении нужного вида материала в определённой фракции. Таким образом, определяется толщина пролёта забора.
  2. Используя данные о высоте пролёта, назначаемой застройщиком, можно вычислить объём материала, требующегося для одной секции.
  3. На основе данных об удельном весе материала рассчитывается масса материала для пролёта забора.
  4. Зная вес материала и массу фундамента, которая определена ранее, можно рассчитать удельную нагрузку на грунт фундамента и верхнего строения забора. Если она превышает допустимые нагрузки, рассматривают вариант использования другого материала или комбинированную конструкцию забора с частичным использованием заменителей.

Пример расчёта материалов для забора

Прежде всего, определяемся с объектом расчёта. Удобнее всего вычислить потребность для одного пролёта, состоящего из столба и перемычки между отдельными секциями.

Размеры столба определяются качеством грунта и глубиной промерзания почвы в регионе строительства. Подошва столба в любом случае должна находиться ниже этой точки. Для его установки нужно выкопать или пробурить шурф нужной глубины плюс 35–40 сантиметров. Этот «плюс» нужен для устройства дренажа из гравия и песка слоем до 30 сантиметров, который нужно тщательно утрамбовать и пролить водой для уплотнения.

Бурение шурфа для основания столба можно выполнить обыкновенным садовым буром. После устройства дренажа на дно вертикально устанавливается металлическая основа столба, для чего можно использовать:

  • металлическую балку или швеллер от №12;
  • трубу круглую оцинкованную диаметром 100–120 мм;
  • трубу квадратную 60х60 или 100х100 миллиметров;
  • уголок 150х150 миллиметров;
  • квадратный или круглый остов из арматуры или сетки.
Читайте также:
Преимущества проживания в коттеджном поселке

Основание столба опускается в шурф и производится его бетонирование раствором марки 200 до уровня подошвы фундамента. Далее, нужно установить опалубку и в один приём произвести заливку остального фундамента с предварительным армированием.

Фотогалерея: поэтапное возведение фундамента для каменного забора

Чтобы рассчитать нагрузку столба на фундамент, нужно вычислить его объем и умножить на удельный вес материалов.

Расчёт количества секций для забора длиной 36 метров (приблизительно 10 соток при квадратном участке) производится следующим образом:

  1. Учитываем длину воротного и калиточного пространства. Для ворот расстояние между осями опорных столбов составляет 3,6–4,2 метра, для калитки 1,8–2,2 метра. Общая длина неогораживаемого участка составит (в средних величинах) 3,9 + 2,0 = 5,9 метра.
  2. Длина забора при ограждении остального пространства будет равна 36,0 — 5,9 = 30,1 метра.
  3. Расстояние между осями столбов забора должно быть 2,5–3,0 метра, рассчитываем количество секций: 30,1 : 2,75 = 10,95, принимаем 11 штук.
  4. Далее, объём каждой составляющей секции умножаем на их количество и получаем потребность каждого материала в отдельности.

Инструменты

При возведении забора поочерёдно выполняется ряд различных операций, каждая из которых требует специфического набора различных инструментов. Основные инструменты перечислены в таблице.

Таблица: основные инструменты для заливки фундамента

Этап работ Содержание операции Инструменты Примечания
1. Расчистка стройплощадки Удаление растительности и почвенного слоя Лопаты штыковая и совковая
2. Разметка фундамента Выполнение замеров и натяжка шнуров по контуру опорного основания Шнур строительный, колышки деревянные, топор, молоток
3. Рытьё траншеи Выемка грунта Лопаты штыковая и совковая
4. Трамбовка дна траншеи виброплитой Уплотнение грунтового основания по дну траншеи Виброплита Возможна аренда
5. Устройство дренажа по дну траншеи Отсыпка слоя гравия толщиной 30 сантиметров и песка 15 сантиметров, трамбовка вручную, поливка водой Лопаты штыковая и совковая, тачка садовая, трамбовка, шланг садовый
6. Монтаж опалубки Установка ограждения фундамента из древесины и лицевых плит: распиловка брусков и досок, заострение кольев и нагелей, сборка каркаса с помощью гвоздей, установка лицевых плит и распорок с помощью винтов Ножовка, топор, молоток, шуруповёрт
7. Установка арматуры Нарезка прутков необходимой длины. Укладка прутков в траншею, вязка армирующей сетки Болгарка, бокорезы, плоскогубцы
8. Приготовление бетонного раствора Дозирование компонентов, смешивание и затворение раствора Лопата совковая, бетономешалка, ведро возможна аренда бетономешалки
9. Заливка фундамента Подача раствора в траншею, трамбовка Лопата совковая, трамбовка ручная, вибратор возможна аренда вибратора
10. Контроль горизонтальности фундамента Проверка заливки инструментальным способом Уровень строительный лазерный
11. Демонтаж опалубки Разборка ограждения фундамента Монтировка, ломик с гвоздодёром, молоток

Устройство каменного забора пошагово

Одной из причин отказа от использования природного строительного камня является сложность выполнения кладки. Но если разобраться и понять принцип, ничего особо сложного в ней нет.

Способы кладки из натуральных камней

Применяются несколько способов кладки из природного камня.

Кладка «дикая»

Стену формируют из камней неопределённой формы и разного размера. Камень укладывают на основание, следующий тщательно подбирают по максимальному примыканию к предыдущему. Плоская грань ориентируется на лицевую сторону забора. Скрепление камней производится кладочным раствором. Заполняют один пролёт между столбами, при этом работы нужно прекратить, когда проявятся первые признаки отвердения раствора. Далее, нужно разделать швы. Для этого используют прочный полиэтиленовый пакет, заполненный раствором. Раствор подаётся на шов через срезанный уголок и распределяется по незаполненным местам, затем производится разделка швов. Крупный камень размещают по передней и задней плоскости кладки, середина забивают обломками и гравием, заливают раствором, утрамбовывают. Лучшими материалами для такой кладки являются сланцы, бут, доломит и песчаник.

Дикая кладка придаёт забору презентабельный вид при высокой прочности

Тесовая кладка

Принцип тот же, но камни перед кладкой подвергаются обработке стёсыванием для придания формы, близкой к прямоугольной.

Тесовая кладка придает забору упорядоченный вид

Кладка плоская горизонтальная

Выполняется продолговатыми камнями слоистых минералов природного происхождения, которые при укладке размещаются горизонтально.

Ограждение такой кладки гармонично вписывается в любой экстерьер

Кладка плоская вертикальная

Применяются такие же материалы, только ориентируются в вертикальном направлении.

Бутовая кладка

Для неё используют округлые камни примерно одинакового размера. Кладка производится с применением опалубки. Промежутки между камнями заполняются гравием средней фракции и заливаются кладочным раствором. По мере заполнения пространства опалубка наращивается и работа продолжается.

Из недорогого материала бута можно построить красивое и долговечное ограждение

Для кладки стен из природного камня нужны опыт и определённые навыки. Однако, начав с неответственного участка, любой домашний мастер способен быстро понять принцип действий и качественно выполнить работу самостоятельно. Однако нужно помнить, что эта работа потребует немалых затрат времени и сил.

Отделочные работы

Выше мы уже рассмотрели порядок выполнения подготовительных работ при строительстве ограждения. Говоря о завершающих фазах, нужно выполнить разделку швов. Для этого понадобится инструмент:

  • щётка металлическая;
  • чистик;
  • кельма шовная;
  • губка.

Как заполняются швы с помощью пакета с раствором, мы уже рассмотрели выше. Расшивка производится спустя 3–4 часа после заполнения. В противном случае масса начнёт отвердевать и формирование стыков будет проблематично.

Вначале поверхность камней нужно очистить щёткой от следов раствора. После этого нужно сформировать швы, используя кельму или чистик.

Для придания забору окончательного вида его необходимо помыть. Трудноудаляемые следы кладочного раствора можно устранить, используя раствор соляной кислоты в концентрации порядка 30% и губку. Операция выполняется обязательно в резиновых перчатках. В противном случае химических ожогов не избежать.

Завершающей операцией при строительстве забора является установка колпаков на столбы и наверший на пролёты забора. Это позволит избежать попадания воды внутрь кладки. Иначе при её замерзании вся конструкция может быть разрушена.

Прекрасное комбинированное решение дизайна забора

Советы и рекомендации

  1. Приступая к строительству на загородном участке, нужно продумать гармоничность композиции. Цветовое решение крыши дома должно гармонировать с тоном ограждения. В этом случае экстерьер будет смотреться как единое целое.
  2. По окончании установки ограждения его желательно покрыть специальным лаком. Он позволит выделить всю природную красоту камня. Эта операция является обязательной в случае высокой пористости материала.
  3. Если участок имеет уклон, на этапе устройства фундамента в нижних точках нужно предусмотреть установку дренажных отверстий. Это позволит избежать скопления воды на участке.
  4. Остатки камня от строительства ограждения можно использовать для мощения тротуаров на участке.

Видео: устройство забора из природного камня

Каждый хозяин, мечтающий сделать не только дом, но и все постройки на участке по-настоящему эксклюзивными, думает о том, каким забором оградить свой участок. Каменный забор — это идеальный вариант придать завершённость внешнему виду строения. Да и расходы можно намного уменьшить, если построить это сооружение своими руками.

Подбор состава асфальтобетона

Асфальтобетонная смесь представляет собой строительный материал, полученный искусственным путем. Согласно технологии получения, осуществляется рациональный подбор основных компонентов, а затем производится уплотнение материала вибраторами. Требования к характеристикам асфальтобетонного состава включены в ГОСТ 9128.

Какие ингредиенты используются в смеси?

В асфальтобетонном растворе присутствуют такие ингредиенты:

  • компоненты минерального происхождения, такие как натуральный либо измельченный песок, щебенка (гравий), примеси тонкодисперсного порошка (по необходимости);
  • вяжущие ингредиенты органического происхождения, например, битум.

Изначально вместо битума применялся деготь. Однако от него отказались по причине вредного влияния на здоровье человека и окружающую среду. Для смешения компонентов асфальтобетонную смесь нагревают. Назначение асфальтобетона — укладка дороги аэродромов и автодорог, обустройство промышленных полов. По принципу кладки асфальтобетон бывает:

  • уплотненный;
  • литой, отличается высокой текучестью и большим содержанием вяжущего материала, поэтому позволяет вести кладку без уплотнения.

По составу асфальтобетон бывает:

  • щебеночный;
  • гравийный;
  • песчаный.

Вязкость битума и максимальная температура кладки определяют такие разновидности смесей:

  • горячие, укладываемые при 120 °С со связующими в виде вязко-жидких дорожных битумов;
  • холодные, укладываемые до 5 °С, где в качестве вяжущего выступают жидкие битумные материалы нефтяного происхождения;
  • теплые для кладки до 70 °С на основе вязко-жидких битумов.

Однако последний тип, как отдельный вид, не встречается с 1999 года. Виды горячего асфальтобетона по величине остаточной процентной пористости:

  • высокоплотные — 1—2,5%;
  • высокопористые — 10—18%;
  • плотные — 2,5—5%;
  • пористые — 5—10%.

В холодных растворах эта величина составляет 6—10%. По максимальной величине частиц используемого минерального компонента асфальтобетонное полотно может быть:

  • крупнозернистым с величиной частиц до 4 см;
  • мелкозернистым с частицами до 2 см;
  • песчаным с величиной до 5 см.
  • тип А, в котором состав минерального камня 50—60%;
  • тип Б с содержанием камня 40—50%;
  • тип В, включающего 30—40% заполнителя.

Какие существуют алгоритмы проектирования компонентного состава асфальтобетонов?

Для подбора состава асфальтобетонного раствора выбирают рациональное соотношение компонентов. Полученные составы имеют заданную плотность и технические свойства. Существует четыре алгоритма проектирования:

  1. Метод профессора Сахарова П. В.
  2. Способ по модулю насыщения, предоставленный профессором Дюрье М.
  3. Алгоритм проектирования по требуемым условиям эксплуатации покрытия, полученный изысканиями профессора Рыбьева И. А.
  4. Подбор по кривым плотности, разработанный профессором Иванов Н. И. при содействии СоюзДорНИИ.

Вернуться к оглавлению

Пример оптимального подбора ингредиентов асфальтобетонной смеси

В качестве примера компонентов асфальтобетона предлагается рассмотреть задачу: нужна мелкозернистая горячая смесь типа Б второго сорта для создания плотного верхнего шара дороги в третьей климатической зоне. Доступны такие ингредиенты:

  • гранитная и известняковая щебенка зернистостью 0,5—2 см;
  • речной песок;
  • отсев после измельчения гранитной крошки;
  • отсев после измельчения известняка;
  • неактивированный минпорошок;
  • битум материал БНД 90/130.

На первом этапе проводится тестирование и сравнение характеристик, представленных выше ингредиентов. По результатам проверки образцов с различным соотношением компонентов сделаны выводы, что для получения асфальтобетонных смесей Б типа и второго сорта подходят гранитный щебень, речной песок, гранитная пыль, минпорошок, битумный материал.

Известняк и пыль измельченного известнякового компонента не ответили нормативам ГОСТа по прочностным параметрам. На втором этапе рассчитывается щебень. Его содержание при крупности более 0,5 см равно 35-50%. Оптимальным в смесях является содержание 48%. В материале присутствует 95% частиц, указанной крупности, поэтому формула имеет вид:

Таким способом рассчитывают количество щебенки в смеси для фракционного состава.

На третьем этапе определяется состав минерального порошка. Вычисления начинаются с выведения массовых пропорций щебенки, песка и минпорошка с фракционным составом, согласно ГОСТу. Следовательно, содержание зерен размером менее 0,0071 см в минматериале асфальтобетона должно лежать в диапазоне 6-12%. Для вычислений берется 7%. При содержании элементов крупностью 0,0071 см 74% в порошковом минерале, формула расчета выглядит так:

Ввиду присутствия в смеси частиц менее 0,0071 см из гранитных отсевов, фракцию минпорошка принимают, равную 8%. На четвертом этапе рассчитывается количество песка. Общее его содержание составляет:

Песок =100 – (Щебенка минпорошок) = 100 – (50 8) = 42%.

В примере используется речной и гранитный отсев песка. Поэтому пропорции каждого определяются по отдельности. Процентное отношение речного компонента и гранитного отсева устанавливается по их фракции крупностью менее 0,125 см. Для асфальтобетонной смеси зерна должны находиться в количестве 28—39%. Берутся средние 34%, 8% из которых рассчитаны как доля минпорошка. Следовательно, песка нужно 34-8=26% для частиц крупностью менее 0,125 см. Так как массовая часть этих зерен в речном песчаном материале составляет 73%, гранитной пыли — 49%, пропорция для асфальтобетонных смесей Б типа имеет вид:

Округляем полученную величину до 22%, следовательно, содержание отсева из гранитной крошки составляет 42 – 22 = 20%. Подобный расчет проводится для каждой фракции песка и отсева. Данные сводятся в таблице и суммируются величины с размерами меньше заданных для каждого отдельного ингредиента, затем сравниваются с требованиями ГОСТа.

На пятой стадии рассчитывается содержание битумного компонента. Согласно условиям, щебенка, песок, отсев измельченного гранита, минпорошок смешиваются с 6% вяжущего ингредиента, что соответствует средней величине, требуемой в нормативном документе. Готовятся три образца смеси с высотой 7,14 см и соответствующего диаметра. Далее, производится уплотнение комбинированным методом:

  • три минуты на виброплощадке при давлении 0,03 МПа;
  • трехминутным уплотнением на вибропрессе при давлении 20 МПа.

Спустя двое суток определяется средняя плотность, то есть масса в величинах объема асфальтобетона, реальная плотность минеральной составляющей смеси r°. По полученным данным, помимо плотности, рассчитывается пористость минеральной составляющей тестируемых образцов.

Приблизительное количество битумного вяжущего определяется по действительной плотности всех ингредиентов с учетом остаточной пористости асфальтобетона V пор = 4%. При этом средняя плотность проб асфальтобетона с содержанием битума 6% на 100% минералов составляет 2,35 г/см3. Следовательно, формулы расчета имеют вид:

Далее готовится еще три образца асфальтобетона с содержанием битума 6,2% для определения остаточной пористости. Если ее величина составит 4,0 ± 0,5%, готовятся дополнительные 15 образцов такой смеси и тестируют их, согласно ГОСТ 9128-84.

При обнаружении несоответствия с требованиями нормативного документа, производится корректировка смеси и последующие ее испытания, как указано выше.

Подбор асфальтобетонной смеси — правила выбора состава

Определение и подбор оптимального состава асфальтобетонной смеси и всех исходных материалов обеспечивает получение строительного дорожного полотна высокого качества. Для этого проводят испытания асфальтобетона, чтобы оценить его характеристики по сдвигоустойчивости, трещиностойкости, влагостойкости, износостойкости и устойчивости к старению.

  1. Состав раствора: что включает?
  2. Проектирование структуры
  3. По модулю насыщения
  4. По условиям эксплуатации
  5. По предельным кривым
  6. Подбор состава и расчеты

Состав раствора: что включает?

Количественный, качественный и фракционный состав определяет ГОСТ 9128–2009. Асфальтобетонную смесь разделяют на несколько групп по количеству заполнителей:

  • 1 — до 60%;
  • 2 — около 50%;
  • 3—40% и менее.

Для изготовления асфальтобетонной смеси применяется очищенный мелкозернистый песок.

Основные ингредиенты для асфальтобетона:

  • песок мелкозернистый речной либо очищенный, с добавлением гравия и примесей;
  • органические вяжущие, такие как битум или деготь.

Битум обеспечивает материалу вязкость только в разогретом состоянии, которым покрывают всю площадь заполнителей. Однако важно следить, чтобы этот компонент не стекал с них, обеспечить стойкость, пластичность и противостояние механическим и химическим влияниям. Когда при изготовлении асфальтобетонной смеси добиваются вязкого материала, тогда опираются на ГОСТ 22245, а если жидкого — на ГОСТ 11955. При этом основываясь как на марку битума, так и на класс получаемого асфальта и температуру смеси. Плотность асфальтобетона считают одной из главных характеристик этого материала.

Проектирование структуры

Чтобы подобрать состав асфальтобетона, необходимо четко понимать для каких целей и, в каких условиях он будет эксплуатироваться, например, это пешеходная дорожка, автомагистраль с небольшим потоком транспорта или же максимально загруженная трасса. Все эти подвиды дорог несут разную нагрузку и, соответственно, для каждой необходимо правильно определить состав материала, чтобы не допустить деформаций со стороны полотна. Для испытаний разработана специальная компьютерная программа автодорожных исследований SHRP и ручные труды профессоров. Выведенными формулами и графиками удобно пользоваться при проектировании.

По модулю насыщения

Это значение для вяжущего вещества

асфальтобетона было определено научно-экспериментальным путем. Модуль отображает его содержание в минеральных компонентах с удельной поверхностью 1 м2/кг. Значения этого модуля равны m=3,0—5,0. Он определяет количество вяжущего вещества, которое крайне необходимо знать для получения прочного слоя.

По условиям эксплуатации

Этот метод проектирования подразумевает тесную связь структуры ингредиентов, входящих в состав, и получаемых свойств. Прочность материала зависит от структуры асфальтополотна и влияния на него (механического и температурного), в котором немаловажную роль играют показатели сцепления битума и остальных элементов, а также эластичность формы, реологические свойства, что изменяются в зависимости от температуры. Просчет слоя асфальтобетона путем подставления в выведенное уравнение проф. И.А.Рыбьевым исходных данных позволяет узнать до момента укладки, какую нагрузку будет нести полотно.

По предельным кривым

Суть этого метода заключается в сравнительной характеристике зернового состава, планируемого для использования. Он должен удовлетворять заявленным требованиям в нормативном документе относительно качества материалов. Проводят расчет гранулометрического состава и сравнивают с допустимыми показателями.

Если в таблице данные состава будут совпадать с разрешенными, в таком случае его считают правильным и переходят к следующему этапу строительства. Однако, если данные не отвечают нормативам, делают перерасчет минеральных заполнителей. Объемные доли (частные остатки) фракций переводят в полные, и строят графики предельных кривых плотных смесей. Гранулометрический состав плотной зернистой смеси задан уравнением, варианты которого соответствуют кривым, ограничивающим область допустимых зерновых составов.

Подбор состава и расчеты

Вычисление компонентного состава проводят по этапам:

  • оценка качества исходных ингредиентов;
  • проведение расчета минеральных составляющих;
  • подсчет необходимого количества вяжущего вещества;
  • распределение согласно полученным данным.

Если прочностные характеристики асфальтобетона не удовлетворяют требованиям нормативного документа, тогда разрешено повысить содержание минерального порошка или взять для основы битум более вязкой консистенции. Если же значения прочности меньше допустимого, в таком случае количество минеральных веществ значительно снижают, при этом следует понизить вязкость или даже добавить в смесь полимер.

Количество всех компонентов определяют в зависимости от всей массы по их процентному содержанию.

Водостойкость материала обеспечивают ПАВами. Не менее важное и главное условие, при котором смесь правильной пропорции должна верным образом храниться, исключая слеживаемость ингредиентов. Этот показатель для холодного плотного асфальтобетона отслеживается исходя из параметров остаточной пористости по ГОСТу. В итоге проектирование состава будет достигнуто, если пористость как минерального состава, так и остальные показатели отвечают необходимым требованиям государственного стандарта.

Подбор асфальтобетонной смеси — правила выбора состава

  • 1 Какие ингредиенты используются в смеси?
  • 2 Какие существуют алгоритмы проектирования компонентного состава асфальтобетонов?
  • 3 Пример оптимального подбора ингредиентов асфальтобетонной смеси

Асфальтобетонная смесь представляет собой строительный материал, полученный искусственным путем. Согласно технологии получения, осуществляется рациональный подбор основных компонентов, а затем производится уплотнение материала вибраторами. Требования к характеристикам асфальтобетонного состава включены в ГОСТ 9128.

Какие ингредиенты используются в смеси?

В асфальтобетонном растворе присутствуют такие ингредиенты:

  • компоненты минерального происхождения, такие как натуральный либо измельченный песок, щебенка (гравий), примеси тонкодисперсного порошка (по необходимости);
  • вяжущие ингредиенты органического происхождения, например, битум.

Изначально вместо битума применялся деготь. Однако от него отказались по причине вредного влияния на здоровье человека и окружающую среду. Для смешения компонентов асфальтобетонную смесь нагревают. Назначение асфальтобетона — укладка дороги аэродромов и автодорог, обустройство промышленных полов. По принципу кладки асфальтобетон бывает:

  • уплотненный;
  • литой, отличается высокой текучестью и большим содержанием вяжущего материала, поэтому позволяет вести кладку без уплотнения.

По составу асфальтобетон бывает:

  • щебеночный;
  • гравийный;
  • песчаный.

Вязкость битума и максимальная температура кладки определяют такие разновидности смесей:

  • горячие, укладываемые при 120 °С со связующими в виде вязко-жидких дорожных битумов;
  • холодные, укладываемые до 5 °С, где в качестве вяжущего выступают жидкие битумные материалы нефтяного происхождения;
  • теплые для кладки до 70 °С на основе вязко-жидких битумов.

Однако последний тип, как отдельный вид, не встречается с 1999 года. Виды горячего асфальтобетона по величине остаточной процентной пористости:

  • высокоплотные — 1—2,5%;
  • высокопористые — 10—18%;
  • плотные — 2,5—5%;
  • пористые — 5—10%.

В холодных растворах эта величина составляет 6—10%. По максимальной величине частиц используемого минерального компонента асфальтобетонное полотно может быть:

  • крупнозернистым с величиной частиц до 4 см;
  • мелкозернистым с частицами до 2 см;
  • песчаным с величиной до 5 см.

По гравийной составляющей асфальтобетоны классифицируются на:

  • тип А, в котором состав минерального камня 50—60%;
  • тип Б с содержанием камня 40—50%;
  • тип В, включающего 30—40% заполнителя.

Вернуться к оглавлению

Расход дорожной смеси

При выведении средней величины расхода материала учитываются толщина слоя и площадь участка, структура исходной и конечной поверхностей.

Основная формула для горячего материала выглядит так: 1м2 участка требует 25 кг асфальтобетона для укатки слоя толщиной 1 см.

Расход холодного асфальтобетона выше в 4 раза, но это компенсируется его эксплуатационными характеристиками и особенностями укладки.

Читать по теме: Дорожное покрытие из пластика

Несмотря на наличие формулы и регулирующих стандартов, расчеты объемов производятся специалистами после тщательного изучения участка. Нередко требуется лично посетить место будущей стройки, чтобы учесть все геодезические нюансы.

Какие существуют алгоритмы проектирования компонентного состава асфальтобетонов?

Для подбора состава асфальтобетонного раствора выбирают рациональное соотношение компонентов. Полученные составы имеют заданную плотность и технические свойства. Существует четыре алгоритма проектирования:

  1. Метод профессора Сахарова П. В.
  2. Способ по модулю насыщения, предоставленный профессором Дюрье М.
  3. Алгоритм проектирования по требуемым условиям эксплуатации покрытия, полученный изысканиями профессора Рыбьева И. А.
  4. Подбор по кривым плотности, разработанный профессором Иванов Н. И. при содействии СоюзДорНИИ.

Вернуться к оглавлению

Как проходит производство асфальтобетонных смесей?

Прежде, чем приступить к производству смеси, проводится анализ будущего покрытия согласно его основному назначению. Состав асфальтобетонной смеси для тротуара будет существенно различаться от смеси для автобана.

Технологический процесс состоит из следующих этапов:

  1. Подготовка минеральных материалов, в нее входит сушка и нагрев.
  2. Подготовка битума. При подаче вяжущее вещество распыляется для равномерного обволакивания каждой фракции.
  3. Порционное деление всех компонентов.
  4. Смешивание всех компонентов, длительность варьируется в зависимости от зернистости. Очередность добавления компонентов влияет на качество смеси. Лучший эффект достигается единовременным смешиванием всех составляющих.
  5. Погрузка смеси в специальные бункеры или сразу в кузова самосвалов.

Пример оптимального подбора ингредиентов асфальтобетонной смеси

В качестве примера компонентов асфальтобетона предлагается рассмотреть задачу: нужна мелкозернистая горячая смесь типа Б второго сорта для создания плотного верхнего шара дороги в третьей климатической зоне. Доступны такие ингредиенты:

  • гранитная и известняковая щебенка зернистостью 0,5—2 см;
  • речной песок;
  • отсев после измельчения гранитной крошки;
  • отсев после измельчения известняка;
  • неактивированный минпорошок;
  • битум материал БНД 90/130.

На первом этапе проводится тестирование и сравнение характеристик, представленных выше ингредиентов. По результатам проверки образцов с различным соотношением компонентов сделаны выводы, что для получения асфальтобетонных смесей Б типа и второго сорта подходят гранитный щебень, речной песок, гранитная пыль, минпорошок, битумный материал.

Известняк и пыль измельченного известнякового компонента не ответили нормативам ГОСТа по прочностным параметрам. На втором этапе рассчитывается щебень. Его содержание при крупности более 0,5 см равно 35-50%. Оптимальным в смесях является содержание 48%. В материале присутствует 95% частиц, указанной крупности, поэтому формула имеет вид:

Таким способом рассчитывают количество щебенки в смеси для фракционного состава.

На третьем этапе определяется состав минерального порошка. Вычисления начинаются с выведения массовых пропорций щебенки, песка и минпорошка с фракционным составом, согласно ГОСТу. Следовательно, содержание зерен размером менее 0,0071 см в минматериале асфальтобетона должно лежать в диапазоне 6-12%. Для вычислений берется 7%. При содержании элементов крупностью 0,0071 см 74% в порошковом минерале, формула расчета выглядит так:

Ввиду присутствия в смеси частиц менее 0,0071 см из гранитных отсевов, фракцию минпорошка принимают, равную 8%. На четвертом этапе рассчитывается количество песка. Общее его содержание составляет:

Песок =100 – (Щебенка минпорошок) = 100 – (50 = 42%.

В примере используется речной и гранитный отсев песка. Поэтому пропорции каждого определяются по отдельности. Процентное отношение речного компонента и гранитного отсева устанавливается по их фракции крупностью менее 0,125 см. Для асфальтобетонной смеси зерна должны находиться в количестве 28—39%. Берутся средние 34%, 8% из которых рассчитаны как доля минпорошка. Следовательно, песка нужно 34-8=26% для частиц крупностью менее 0,125 см. Так как массовая часть этих зерен в речном песчаном материале составляет 73%, гранитной пыли — 49%, пропорция для асфальтобетонных смесей Б типа имеет вид:

Округляем полученную величину до 22%, следовательно, содержание отсева из гранитной крошки составляет 42 – 22 = 20%. Подобный расчет проводится для каждой фракции песка и отсева. Данные сводятся в таблице и суммируются величины с размерами меньше заданных для каждого отдельного ингредиента, затем сравниваются с требованиями ГОСТа.

На пятой стадии рассчитывается содержание битумного компонента. Согласно условиям, щебенка, песок, отсев измельченного гранита, минпорошок смешиваются с 6% вяжущего ингредиента, что соответствует средней величине, требуемой в нормативном документе. Готовятся три образца смеси с высотой 7,14 см и соответствующего диаметра. Далее, производится уплотнение комбинированным методом:

  • три минуты на виброплощадке при давлении 0,03 МПа;
  • трехминутным уплотнением на вибропрессе при давлении 20 МПа.

Спустя двое суток определяется средняя плотность, то есть масса в величинах объема асфальтобетона, реальная плотность минеральной составляющей смеси r°. По полученным данным, помимо плотности, рассчитывается пористость минеральной составляющей тестируемых образцов.

Приблизительное количество битумного вяжущего определяется по действительной плотности всех ингредиентов с учетом остаточной пористости асфальтобетона V пор = 4%. При этом средняя плотность проб асфальтобетона с содержанием битума 6% на 100% минералов составляет 2,35 г/см3. Следовательно, формулы расчета имеют вид:

Далее готовится еще три образца асфальтобетона с содержанием битума 6,2% для определения остаточной пористости. Если ее величина составит 4,0 ± 0,5%, готовятся дополнительные 15 образцов такой смеси и тестируют их, согласно ГОСТ 9128-84.

При обнаружении несоответствия с требованиями нормативного документа, производится корректировка смеси и последующие ее испытания, как указано выше.

Современные технологии изменили асфальтобетон

Современный мир диктует свои правила. Ремонт дорог (или укладка новых) желательно проводить быстро, без погрешностей и делать это в любую погоду. Литой асфальтобетон отвечает всем требованиям. Соответствующий ГОСТ Р 54401-2011 регламентирует технологию укладки без уплотнения.

Читать по теме: Установка бетонных бортовых камней

Пластичность смеси обеспечивается ее высокой температурой – 190 и повышается за счет еще большего нагревания.

Состав включает большее количество полимерных добавок и битума, но при этом уменьшается доля минералов, что минимизирует зернистость. Повышенная тягучесть позволяет не уплотнять смесь.

Для связки всех компонентов литого асфальта применяется полимерно-битумная смесь. Она также усиливает покрытие, наделяя его повышенной износостойкостью, не допуская быстрого появления трещин в течение эксплуатации.

Важно! Только неукоснительное соблюдение технологии производства литого асфальтобетона позволит получить прочное покрытие. Любое нарушение состава ведет к изменению свойств.

Какие есть марки составов?

Марки асфальтобетона содержит информационная таблица:

Маркировка Тип асфальта Обозначение смеси
Асфальт марки 1 (i) Высокоплотный А, Б, Г
Плотный Бх
Пористый Вх
Высокопористый Гх
Марки ii Плотный А, Б, В, Г, Д
Пористый Гх
Высокопористый Дх
Марки iii Плотный Б, В, Г, Д

Виды составов

На сегодняшний день существует огромное количество различных асфальтобетонных составов. Все они отличаются по внутренним компонентам, наличию дополнительных присадок. Принято делить асфальтобетонные смеси по следующим типам:

  • Для тротуарных покрытий, дорожек, внутреннего двора. В основе таких смесей лежит песок.
  • Для укладки городских улиц, где идет неинтенсивное транспортное движение, или же ямочного ремонта. Здесь применяют асфальтобетонные смеси мелкого помола.
  • Для создания подстилающего пласта. Используется асфальт крупного помола, который укладывается в несколько слоев.
  • Для обустройства дорожного покрытия на мостах или крупных дорожных развязок. Здесь необходима асфальтобетонная смесь с добавлением битума и полимеров.
  • Для создания асфальтобетонного покрытия на скоростных трассах. Здесь необходим самый прочный материал – тот, в составе которого присутствует строительная мастика и щебень.
  • Для обработки спортивных площадок. Для этого используют бетон с большим количеством битума и резиновых присадок.

Приготовление асфальтобетонной смеси в домашних условиях

Приготовление асфальтобетонной смеси – достаточно сложный и технологичный процесс. Однако, если человек затевает стройку, он не против сэкономить и самостоятельно приготовить подобную смесь. Конечно, она не подойдет для укладки на скоростных трассах, однако облагородить собственную территорию – вполне возможно.

Классический способ приготовления


Рисунок 3. Изготовление асфальтобетонной смеси
Чтобы приготовить асфальтобетонную смесь, потребуются следующие материалы: битум или смола, мелкий щебень и песок. Также вам потребуется емкость большого размера и ведро. Чтобы варить асфальтобетонную смесь, лучше развести костер. Так будет и дешевле, и безопаснее.

Когда все ингредиенты будут подготовлены, в большую емкость поместите песок и щебень в пропорции 2/1. Тщательно перемешайте компоненты, чтобы получить однородную массу. Посетите ее на огонь, после чего аккуратно добавляйте битум или смолу. Используйте металлическое ведро. В нем нужно закипятить добавку и влить в песок.

Важно! Во время процесса постоянно помешивайте массу, чтобы получить однородный продукт. Продолжайте процедуру до тех пор, пока вода полностью не выкипит. Помните, что пользоваться такой асфальтобетонной смесью нужно пока она горячая. Когда она остынет, смесь подлежит утилизации.

Использование старых материалов

Чтобы выполнить ремонт асфальта и сделать новое полотно, рекомендуется использовать старое полотно. Технология очень похожа на предыдущий метод, однако имеется ряд особенностей. Среди них:

  1. При помощи кувалд снимается старое покрытие. Щебневую подушку не трогайте, она остается.
  2. Снятое покрытие тщательно измельчается на мелкие фракции.
  3. Раздробленное покрытие плавят в емкости на огне.
  4. Далее – все происходит так же, как и в предыдущем методе.

Работа с холодным асфальтом

Чтобы произвести ямочный ремонт, целесообразнее всего работать с холодной асфальтобетонной смесью. Такой метод приобрел популярность менее десятилетия назад. По технике он напоминает холодную сварку. Используется специальный битум, работать с которым можно даже при отрицательной температуре. Существенным недостатком такого метода можно назвать высокую стоимость компонентов. Однако если у вас нет возможности ждать тепла, это единственный выход.

Подбор асфальтобетонной смеси — правила выбора состава

  • 1 Какие ингредиенты используются в смеси?
  • 2 Какие существуют алгоритмы проектирования компонентного состава асфальтобетонов?
  • 3 Пример оптимального подбора ингредиентов асфальтобетонной смеси

Асфальтобетонная смесь представляет собой строительный материал, полученный искусственным путем. Согласно технологии получения, осуществляется рациональный подбор основных компонентов, а затем производится уплотнение материала вибраторами. Требования к характеристикам асфальтобетонного состава включены в ГОСТ 9128.

Какие ингредиенты используются в смеси?

В асфальтобетонном растворе присутствуют такие ингредиенты:

  • компоненты минерального происхождения, такие как натуральный либо измельченный песок, щебенка (гравий), примеси тонкодисперсного порошка (по необходимости);
  • вяжущие ингредиенты органического происхождения, например, битум.

Изначально вместо битума применялся деготь. Однако от него отказались по причине вредного влияния на здоровье человека и окружающую среду. Для смешения компонентов асфальтобетонную смесь нагревают. Назначение асфальтобетона — укладка дороги аэродромов и автодорог, обустройство промышленных полов. По принципу кладки асфальтобетон бывает:

  • уплотненный;
  • литой, отличается высокой текучестью и большим содержанием вяжущего материала, поэтому позволяет вести кладку без уплотнения.

По составу асфальтобетон бывает:

  • щебеночный;
  • гравийный;
  • песчаный.

Вязкость битума и максимальная температура кладки определяют такие разновидности смесей:

  • горячие, укладываемые при 120 °С со связующими в виде вязко-жидких дорожных битумов;
  • холодные, укладываемые до 5 °С, где в качестве вяжущего выступают жидкие битумные материалы нефтяного происхождения;
  • теплые для кладки до 70 °С на основе вязко-жидких битумов.

Однако последний тип, как отдельный вид, не встречается с 1999 года. Виды горячего асфальтобетона по величине остаточной процентной пористости:

  • высокоплотные — 1—2,5%;
  • высокопористые — 10—18%;
  • плотные — 2,5—5%;
  • пористые — 5—10%.

В холодных растворах эта величина составляет 6—10%. По максимальной величине частиц используемого минерального компонента асфальтобетонное полотно может быть:

  • крупнозернистым с величиной частиц до 4 см;
  • мелкозернистым с частицами до 2 см;
  • песчаным с величиной до 5 см.

По гравийной составляющей асфальтобетоны классифицируются на:

  • тип А, в котором состав минерального камня 50—60%;
  • тип Б с содержанием камня 40—50%;
  • тип В, включающего 30—40% заполнителя.

Вернуться к оглавлению

Расход дорожной смеси

При выведении средней величины расхода материала учитываются толщина слоя и площадь участка, структура исходной и конечной поверхностей.

Основная формула для горячего материала выглядит так: 1м2 участка требует 25 кг асфальтобетона для укатки слоя толщиной 1 см.

Расход холодного асфальтобетона выше в 4 раза, но это компенсируется его эксплуатационными характеристиками и особенностями укладки.

Читать по теме: Дорожное покрытие из пластика

Несмотря на наличие формулы и регулирующих стандартов, расчеты объемов производятся специалистами после тщательного изучения участка. Нередко требуется лично посетить место будущей стройки, чтобы учесть все геодезические нюансы.

Какие существуют алгоритмы проектирования компонентного состава асфальтобетонов?

Для подбора состава асфальтобетонного раствора выбирают рациональное соотношение компонентов. Полученные составы имеют заданную плотность и технические свойства. Существует четыре алгоритма проектирования:

  1. Метод профессора Сахарова П. В.
  2. Способ по модулю насыщения, предоставленный профессором Дюрье М.
  3. Алгоритм проектирования по требуемым условиям эксплуатации покрытия, полученный изысканиями профессора Рыбьева И. А.
  4. Подбор по кривым плотности, разработанный профессором Иванов Н. И. при содействии СоюзДорНИИ.

Вернуться к оглавлению

Как проходит производство асфальтобетонных смесей?

Прежде, чем приступить к производству смеси, проводится анализ будущего покрытия согласно его основному назначению. Состав асфальтобетонной смеси для тротуара будет существенно различаться от смеси для автобана.

Технологический процесс состоит из следующих этапов:

  1. Подготовка минеральных материалов, в нее входит сушка и нагрев.
  2. Подготовка битума. При подаче вяжущее вещество распыляется для равномерного обволакивания каждой фракции.
  3. Порционное деление всех компонентов.
  4. Смешивание всех компонентов, длительность варьируется в зависимости от зернистости. Очередность добавления компонентов влияет на качество смеси. Лучший эффект достигается единовременным смешиванием всех составляющих.
  5. Погрузка смеси в специальные бункеры или сразу в кузова самосвалов.

Пример оптимального подбора ингредиентов асфальтобетонной смеси

В качестве примера компонентов асфальтобетона предлагается рассмотреть задачу: нужна мелкозернистая горячая смесь типа Б второго сорта для создания плотного верхнего шара дороги в третьей климатической зоне. Доступны такие ингредиенты:

  • гранитная и известняковая щебенка зернистостью 0,5—2 см;
  • речной песок;
  • отсев после измельчения гранитной крошки;
  • отсев после измельчения известняка;
  • неактивированный минпорошок;
  • битум материал БНД 90/130.

На первом этапе проводится тестирование и сравнение характеристик, представленных выше ингредиентов. По результатам проверки образцов с различным соотношением компонентов сделаны выводы, что для получения асфальтобетонных смесей Б типа и второго сорта подходят гранитный щебень, речной песок, гранитная пыль, минпорошок, битумный материал.

Известняк и пыль измельченного известнякового компонента не ответили нормативам ГОСТа по прочностным параметрам. На втором этапе рассчитывается щебень. Его содержание при крупности более 0,5 см равно 35-50%. Оптимальным в смесях является содержание 48%. В материале присутствует 95% частиц, указанной крупности, поэтому формула имеет вид:

Таким способом рассчитывают количество щебенки в смеси для фракционного состава.

На третьем этапе определяется состав минерального порошка. Вычисления начинаются с выведения массовых пропорций щебенки, песка и минпорошка с фракционным составом, согласно ГОСТу. Следовательно, содержание зерен размером менее 0,0071 см в минматериале асфальтобетона должно лежать в диапазоне 6-12%. Для вычислений берется 7%. При содержании элементов крупностью 0,0071 см 74% в порошковом минерале, формула расчета выглядит так:

Ввиду присутствия в смеси частиц менее 0,0071 см из гранитных отсевов, фракцию минпорошка принимают, равную 8%. На четвертом этапе рассчитывается количество песка. Общее его содержание составляет:

Песок =100 – (Щебенка минпорошок) = 100 – (50 = 42%.

В примере используется речной и гранитный отсев песка. Поэтому пропорции каждого определяются по отдельности. Процентное отношение речного компонента и гранитного отсева устанавливается по их фракции крупностью менее 0,125 см. Для асфальтобетонной смеси зерна должны находиться в количестве 28—39%. Берутся средние 34%, 8% из которых рассчитаны как доля минпорошка. Следовательно, песка нужно 34-8=26% для частиц крупностью менее 0,125 см. Так как массовая часть этих зерен в речном песчаном материале составляет 73%, гранитной пыли — 49%, пропорция для асфальтобетонных смесей Б типа имеет вид:

Округляем полученную величину до 22%, следовательно, содержание отсева из гранитной крошки составляет 42 – 22 = 20%. Подобный расчет проводится для каждой фракции песка и отсева. Данные сводятся в таблице и суммируются величины с размерами меньше заданных для каждого отдельного ингредиента, затем сравниваются с требованиями ГОСТа.

На пятой стадии рассчитывается содержание битумного компонента. Согласно условиям, щебенка, песок, отсев измельченного гранита, минпорошок смешиваются с 6% вяжущего ингредиента, что соответствует средней величине, требуемой в нормативном документе. Готовятся три образца смеси с высотой 7,14 см и соответствующего диаметра. Далее, производится уплотнение комбинированным методом:

  • три минуты на виброплощадке при давлении 0,03 МПа;
  • трехминутным уплотнением на вибропрессе при давлении 20 МПа.

Спустя двое суток определяется средняя плотность, то есть масса в величинах объема асфальтобетона, реальная плотность минеральной составляющей смеси r°. По полученным данным, помимо плотности, рассчитывается пористость минеральной составляющей тестируемых образцов.

Приблизительное количество битумного вяжущего определяется по действительной плотности всех ингредиентов с учетом остаточной пористости асфальтобетона V пор = 4%. При этом средняя плотность проб асфальтобетона с содержанием битума 6% на 100% минералов составляет 2,35 г/см3. Следовательно, формулы расчета имеют вид:

Далее готовится еще три образца асфальтобетона с содержанием битума 6,2% для определения остаточной пористости. Если ее величина составит 4,0 ± 0,5%, готовятся дополнительные 15 образцов такой смеси и тестируют их, согласно ГОСТ 9128-84.

При обнаружении несоответствия с требованиями нормативного документа, производится корректировка смеси и последующие ее испытания, как указано выше.

Современные технологии изменили асфальтобетон

Современный мир диктует свои правила. Ремонт дорог (или укладка новых) желательно проводить быстро, без погрешностей и делать это в любую погоду. Литой асфальтобетон отвечает всем требованиям. Соответствующий ГОСТ Р 54401-2011 регламентирует технологию укладки без уплотнения.

Читать по теме: Установка бетонных бортовых камней

Пластичность смеси обеспечивается ее высокой температурой – 190 и повышается за счет еще большего нагревания.

Состав включает большее количество полимерных добавок и битума, но при этом уменьшается доля минералов, что минимизирует зернистость. Повышенная тягучесть позволяет не уплотнять смесь.

Для связки всех компонентов литого асфальта применяется полимерно-битумная смесь. Она также усиливает покрытие, наделяя его повышенной износостойкостью, не допуская быстрого появления трещин в течение эксплуатации.

Важно! Только неукоснительное соблюдение технологии производства литого асфальтобетона позволит получить прочное покрытие. Любое нарушение состава ведет к изменению свойств.

Какие есть марки составов?

Марки асфальтобетона содержит информационная таблица:

Маркировка Тип асфальта Обозначение смеси
Асфальт марки 1 (i) Высокоплотный А, Б, Г
Плотный Бх
Пористый Вх
Высокопористый Гх
Марки ii Плотный А, Б, В, Г, Д
Пористый Гх
Высокопористый Дх
Марки iii Плотный Б, В, Г, Д

Виды составов

На сегодняшний день существует огромное количество различных асфальтобетонных составов. Все они отличаются по внутренним компонентам, наличию дополнительных присадок. Принято делить асфальтобетонные смеси по следующим типам:

  • Для тротуарных покрытий, дорожек, внутреннего двора. В основе таких смесей лежит песок.
  • Для укладки городских улиц, где идет неинтенсивное транспортное движение, или же ямочного ремонта. Здесь применяют асфальтобетонные смеси мелкого помола.
  • Для создания подстилающего пласта. Используется асфальт крупного помола, который укладывается в несколько слоев.
  • Для обустройства дорожного покрытия на мостах или крупных дорожных развязок. Здесь необходима асфальтобетонная смесь с добавлением битума и полимеров.
  • Для создания асфальтобетонного покрытия на скоростных трассах. Здесь необходим самый прочный материал – тот, в составе которого присутствует строительная мастика и щебень.
  • Для обработки спортивных площадок. Для этого используют бетон с большим количеством битума и резиновых присадок.

Приготовление асфальтобетонной смеси в домашних условиях

Приготовление асфальтобетонной смеси – достаточно сложный и технологичный процесс. Однако, если человек затевает стройку, он не против сэкономить и самостоятельно приготовить подобную смесь. Конечно, она не подойдет для укладки на скоростных трассах, однако облагородить собственную территорию – вполне возможно.

Классический способ приготовления


Рисунок 3. Изготовление асфальтобетонной смеси
Чтобы приготовить асфальтобетонную смесь, потребуются следующие материалы: битум или смола, мелкий щебень и песок. Также вам потребуется емкость большого размера и ведро. Чтобы варить асфальтобетонную смесь, лучше развести костер. Так будет и дешевле, и безопаснее.

Когда все ингредиенты будут подготовлены, в большую емкость поместите песок и щебень в пропорции 2/1. Тщательно перемешайте компоненты, чтобы получить однородную массу. Посетите ее на огонь, после чего аккуратно добавляйте битум или смолу. Используйте металлическое ведро. В нем нужно закипятить добавку и влить в песок.

Важно! Во время процесса постоянно помешивайте массу, чтобы получить однородный продукт. Продолжайте процедуру до тех пор, пока вода полностью не выкипит. Помните, что пользоваться такой асфальтобетонной смесью нужно пока она горячая. Когда она остынет, смесь подлежит утилизации.

Использование старых материалов

Чтобы выполнить ремонт асфальта и сделать новое полотно, рекомендуется использовать старое полотно. Технология очень похожа на предыдущий метод, однако имеется ряд особенностей. Среди них:

  1. При помощи кувалд снимается старое покрытие. Щебневую подушку не трогайте, она остается.
  2. Снятое покрытие тщательно измельчается на мелкие фракции.
  3. Раздробленное покрытие плавят в емкости на огне.
  4. Далее – все происходит так же, как и в предыдущем методе.

Работа с холодным асфальтом

Чтобы произвести ямочный ремонт, целесообразнее всего работать с холодной асфальтобетонной смесью. Такой метод приобрел популярность менее десятилетия назад. По технике он напоминает холодную сварку. Используется специальный битум, работать с которым можно даже при отрицательной температуре. Существенным недостатком такого метода можно назвать высокую стоимость компонентов. Однако если у вас нет возможности ждать тепла, это единственный выход.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ПРИГОТОВЛЕНИЕ АСФАЛЬТОБЕТОННОЙ СМЕСИ

  • 1 Какие ингредиенты используются в смеси?
  • 2 Какие существуют алгоритмы проектирования компонентного состава асфальтобетонов?
  • 3 Пример оптимального подбора ингредиентов асфальтобетонной смеси

Асфальтобетонная смесь представляет собой строительный материал, полученный искусственным путем. Согласно технологии получения, осуществляется рациональный подбор основных компонентов, а затем производится уплотнение материала вибраторами. Требования к характеристикам асфальтобетонного состава включены в ГОСТ 9128.

Какие ингредиенты используются в смеси?

В асфальтобетонном растворе присутствуют такие ингредиенты:

  • компоненты минерального происхождения, такие как натуральный либо измельченный песок, щебенка (гравий), примеси тонкодисперсного порошка (по необходимости);
  • вяжущие ингредиенты органического происхождения, например, битум.

Изначально вместо битума применялся деготь. Однако от него отказались по причине вредного влияния на здоровье человека и окружающую среду. Для смешения компонентов асфальтобетонную смесь нагревают. Назначение асфальтобетона — укладка дороги аэродромов и автодорог, обустройство промышленных полов. По принципу кладки асфальтобетон бывает:

  • уплотненный;
  • литой, отличается высокой текучестью и большим содержанием вяжущего материала, поэтому позволяет вести кладку без уплотнения.

По составу асфальтобетон бывает:

  • щебеночный;
  • гравийный;
  • песчаный.

Вязкость битума и максимальная температура кладки определяют такие разновидности смесей:

  • горячие, укладываемые при 120 °С со связующими в виде вязко-жидких дорожных битумов;
  • холодные, укладываемые до 5 °С, где в качестве вяжущего выступают жидкие битумные материалы нефтяного происхождения;
  • теплые для кладки до 70 °С на основе вязко-жидких битумов.

Однако последний тип, как отдельный вид, не встречается с 1999 года. Виды горячего асфальтобетона по величине остаточной процентной пористости:

  • высокоплотные — 1—2,5%;
  • высокопористые — 10—18%;
  • плотные — 2,5—5%;
  • пористые — 5—10%.

В холодных растворах эта величина составляет 6—10%. По максимальной величине частиц используемого минерального компонента асфальтобетонное полотно может быть:

  • крупнозернистым с величиной частиц до 4 см;
  • мелкозернистым с частицами до 2 см;
  • песчаным с величиной до 5 см.

По гравийной составляющей асфальтобетоны классифицируются на:

  • тип А, в котором состав минерального камня 50—60%;
  • тип Б с содержанием камня 40—50%;
  • тип В, включающего 30—40% заполнителя.

Вернуться к оглавлению

Состав раствора: что включает?

Количественный, качественный и фракционный состав определяет ГОСТ 9128–2009. Асфальтобетонную смесь разделяют на несколько групп по количеству заполнителей:

  • 1 — до 60%;
  • 2 — около 50%;
  • 3—40% и менее.

Посмотреть «ГОСТ 9128–2009» или


Для изготовления асфальтобетонной смеси применяется очищенный мелкозернистый песок.

Основные ингредиенты для асфальтобетона:

  • песок мелкозернистый речной либо очищенный, с добавлением гравия и примесей;
  • органические вяжущие, такие как битум или деготь.

Посмотреть «ГОСТ 22245–90» или

Битум обеспечивает материалу вязкость только в разогретом состоянии, которым покрывают всю площадь заполнителей. Однако важно следить, чтобы этот компонент не стекал с них, обеспечить стойкость, пластичность и противостояние механическим и химическим влияниям. Когда при изготовлении асфальтобетонной смеси добиваются вязкого материала, тогда опираются на ГОСТ 22245, а если жидкого — на ГОСТ 11955. При этом основываясь как на марку битума, так и на класс получаемого асфальта и температуру смеси. Плотность асфальтобетона считают одной из главных характеристик этого материала.

Посмотреть «ГОСТ 11955» или

Какие существуют алгоритмы проектирования компонентного состава асфальтобетонов?

Для подбора состава асфальтобетонного раствора выбирают рациональное соотношение компонентов. Полученные составы имеют заданную плотность и технические свойства. Существует четыре алгоритма проектирования:

  1. Метод профессора Сахарова П. В.
  2. Способ по модулю насыщения, предоставленный профессором Дюрье М.
  3. Алгоритм проектирования по требуемым условиям эксплуатации покрытия, полученный изысканиями профессора Рыбьева И. А.
  4. Подбор по кривым плотности, разработанный профессором Иванов Н. И. при содействии СоюзДорНИИ.

Вернуться к оглавлению

Пример оптимального подбора ингредиентов асфальтобетонной смеси

В качестве примера компонентов асфальтобетона предлагается рассмотреть задачу: нужна мелкозернистая горячая смесь типа Б второго сорта для создания плотного верхнего шара дороги в третьей климатической зоне. Доступны такие ингредиенты:

  • гранитная и известняковая щебенка зернистостью 0,5—2 см;
  • речной песок;
  • отсев после измельчения гранитной крошки;
  • отсев после измельчения известняка;
  • неактивированный минпорошок;
  • битум материал БНД 90/130.

На первом этапе проводится тестирование и сравнение характеристик, представленных выше ингредиентов. По результатам проверки образцов с различным соотношением компонентов сделаны выводы, что для получения асфальтобетонных смесей Б типа и второго сорта подходят гранитный щебень, речной песок, гранитная пыль, минпорошок, битумный материал.

Известняк и пыль измельченного известнякового компонента не ответили нормативам ГОСТа по прочностным параметрам. На втором этапе рассчитывается щебень. Его содержание при крупности более 0,5 см равно 35-50%. Оптимальным в смесях является содержание 48%. В материале присутствует 95% частиц, указанной крупности, поэтому формула имеет вид:

Таким способом рассчитывают количество щебенки в смеси для фракционного состава.

На третьем этапе определяется состав минерального порошка. Вычисления начинаются с выведения массовых пропорций щебенки, песка и минпорошка с фракционным составом, согласно ГОСТу. Следовательно, содержание зерен размером менее 0,0071 см в минматериале асфальтобетона должно лежать в диапазоне 6-12%. Для вычислений берется 7%. При содержании элементов крупностью 0,0071 см 74% в порошковом минерале, формула расчета выглядит так:

Ввиду присутствия в смеси частиц менее 0,0071 см из гранитных отсевов, фракцию минпорошка принимают, равную 8%. На четвертом этапе рассчитывается количество песка. Общее его содержание составляет:

Песок =100 – (Щебенка минпорошок) = 100 – (50 = 42%.

В примере используется речной и гранитный отсев песка. Поэтому пропорции каждого определяются по отдельности. Процентное отношение речного компонента и гранитного отсева устанавливается по их фракции крупностью менее 0,125 см. Для асфальтобетонной смеси зерна должны находиться в количестве 28—39%. Берутся средние 34%, 8% из которых рассчитаны как доля минпорошка. Следовательно, песка нужно 34-8=26% для частиц крупностью менее 0,125 см. Так как массовая часть этих зерен в речном песчаном материале составляет 73%, гранитной пыли — 49%, пропорция для асфальтобетонных смесей Б типа имеет вид:

Округляем полученную величину до 22%, следовательно, содержание отсева из гранитной крошки составляет 42 – 22 = 20%. Подобный расчет проводится для каждой фракции песка и отсева. Данные сводятся в таблице и суммируются величины с размерами меньше заданных для каждого отдельного ингредиента, затем сравниваются с требованиями ГОСТа.

На пятой стадии рассчитывается содержание битумного компонента. Согласно условиям, щебенка, песок, отсев измельченного гранита, минпорошок смешиваются с 6% вяжущего ингредиента, что соответствует средней величине, требуемой в нормативном документе. Готовятся три образца смеси с высотой 7,14 см и соответствующего диаметра. Далее, производится уплотнение комбинированным методом:

  • три минуты на виброплощадке при давлении 0,03 МПа;
  • трехминутным уплотнением на вибропрессе при давлении 20 МПа.

Спустя двое суток определяется средняя плотность, то есть масса в величинах объема асфальтобетона, реальная плотность минеральной составляющей смеси r°. По полученным данным, помимо плотности, рассчитывается пористость минеральной составляющей тестируемых образцов.

Приблизительное количество битумного вяжущего определяется по действительной плотности всех ингредиентов с учетом остаточной пористости асфальтобетона V пор = 4%. При этом средняя плотность проб асфальтобетона с содержанием битума 6% на 100% минералов составляет 2,35 г/см3. Следовательно, формулы расчета имеют вид:

Далее готовится еще три образца асфальтобетона с содержанием битума 6,2% для определения остаточной пористости. Если ее величина составит 4,0 ± 0,5%, готовятся дополнительные 15 образцов такой смеси и тестируют их, согласно ГОСТ 9128-84.

При обнаружении несоответствия с требованиями нормативного документа, производится корректировка смеси и последующие ее испытания, как указано выше.

Технология и общие правила отбора кернов

В зависимости от типа асфальтобетонной смеси керны отбираются следующим образом:

  • в асфальтированных слоях из горячих и теплых асфальтобетонных смесей отбор кернов производится не ранее чем через 1-3 суток после их устройства;
  • в слоях из холодных асфальтобетонных смесей — не ранее чем через 15 суток после их устройства;
  • в слоях из асфальтополимербетонных смесей — не ранее чем через 24 часа после их устройства;
  • в слоях из щебеночно-мастичных смесей — не ранее чем через 24 часа после их устройства.

Отбор керна осуществляется на расстоянии не менее 1 метра от края покрытия или оси дороги и не менее 0,2 м от шва. Отбор кернов выполняют на всю толщину покрытия с дальнейшим разделением слоев в лаборатории. Отбор производится из расчета: 1 проба с каждых 3000 м2 или 3 пробы с каждых 7000 м2 покрытия. Отбор кернов из асфальтобетонных покрытий внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, площадок, наружных лестниц, пандусов и отмосток производится из расчета: не менее одной пробы с площади не более 2000 м2. На участках, расположенных в непосредственной близости от полос сопряжения, пробы отбирают на полосе движения (не ближе 1 метра от сопряжения). Размеры и количество кернов, которые отбирают с одного места, устанавливают исходя из количества образцов, которые требуются для испытаний. Диаметр кернов должен быть не менее:

  • 50 мм — для проб из песчаного асфальтобетона;
  • 70 мм — для проб из мелкозернистого асфальтобетона;
  • 100 мм — для проб из крупнозернистого асфальтобетона.

Из тонкослойных покрытий керны отбирают вместе с нижним слоем и затем на станке для резки кернов отделяют нижний слой. При отборе кернов, тонкослойное покрытие не должно отделяться от нижележащего слоя без приложения усилий. Качество асфальтогранулобетонного покрытия (при восстановлении асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог способами холодной регенерации) определяют по кернам диаметром 10 см, выбуренным из регенерированного слоя через 7 суток после его устройства. Керны отбирают в шахматном порядке по одному на каждые 1000 м регенерированного слоя, включая недоуплотненные участки.

Качество асфальтогранулобетонного покрытия (при восстановлении дорожных покрытий способом горячей регенерации) определяют по одному образцу-керну на каждые 500 м или трем образцам-кернам на каждые 1000 м. При устройстве дорожных оснований из чернощебеночных и органоминеральных смесей контроль работ осуществляется путем отбора кернов через сутки после устройства слоя. С каждых 7000 м2 отбирают 3 пробы. Качество готового слоя дорожного основания из черного щебня и органоминеральных смесей оценивают по физико-механическим показателям кернов, отбираемых через месяц после устройства слоя из расчета 2 пробы на 1 км.

При устройстве дорожного основания из асфальтобетонного гранулята (асфальтовой крошки) качество уложенного слоя оценивают по результатам испытаний кернов, которые отбирают через 14 суток после укладки слоя в количестве не менее трех на 1000 м. Отбор кернов осуществляется специальным оборудованием — ручным или прицепным керноотборником. Последовательность операций при отборе керна керноотборником следующая:

  1. Керноотборник подводят к намеченному участку покрытия, закрепляют коронку и запускают двигатель.
  2. Коронку керноотборника опускают на поверхность покрытия и начинают бурение. Для охлаждения коронки и покрытия, к месту бурения (под коронку) непрерывно подают воду.
  3. Постепенно заглубляют буровую колонку в покрытие.
  4. Отведят керноотборник в сторону после окончания бурения.
  5. Извлекают высверленный керн из покрытия специальными щипцами.

После извлечения керна его маркируют, упаковывают и составляют акт отбора проб. В акте отбора проб указывается:

  • дата отбора пробы;
  • обозначение и порядковый номер пробы;
  • вид асфальтобетона;
  • тип асфальтобетона;
  • марка асфальтобетона;
  • подписи ответственного за отбор пробы лица и лица с контролируемой стороны.

Упаковку и маркировку отобранных проб асфальтобетонных смесей осуществляют таким образом, чтобы до проведения испытаний или при хранении обеспечить сохранность свойств материала. После извлечения керна может определяться сцепление между конструктивными слоями. Сцепление считают удовлетворительным, если при извлечении пробы из покрытия она сохраняет монолитность и не разделяется на части в местах контактных поверхностей при ударе молотком массой 1 кг. Керн укладывают на дорожное покрытие, так чтобы вертикальная ось керна была параллельна поверхности покрытия. Удар молотком наносится в месте контакта поверхностей конструктивных слоев. Толщину каждого слоя пробы и общую толщину каждой пробы измеряют с точностью до 1 мм с помощью штангенциркуля согласно ДСТУ ГОСТ 166:2009 или металлической линейки по ДСТУ ГОСТ 427:2009.

Как подобрать структуру асфальта

Асфальт – материал для укладки автомобильных дорог, который как обычный бетон заданную прочность приобретает только после остывания и упрочнения исходной смеси. Свойства продукта определяются составляющими, из которых состоит смесь, и их пропорциями.

Состав асфальтобетона

Асфальт бывает разных типов, отличающихся по своему составу. Иногда составляющие и их качество тесно соединены с технологией изготовления. Как правило, асфальт состоит из трех элементов: вяжущего, минерального и каменного. Исключением может быть песчаная модификация, в которой каменная составляющая отсутствует. Рассмотрим подробнее все компоненты асфальта.

Вяжущее вещество

При изготовлении асфальта функцию вяжущего вещества выполняет битум. В недавнем прошлом эту роль исполнял деготь, но он не применяется. Этот элемент асфальта имеет важнейшую черту – вязкость. Ее хватает, чтобы покрыть щебень при составлении смеси, но не сливаться с него. Стойкость вяжущего достаточна для противодействия деформированию, при этом оно должно сохранять пластичность и не образовывать трещины. Битум удовлетворяет всем этим требованиям.
Битум может применяться в разжиженном виде – эмульсии, смеси на воде, или праймера, разведенного на растворителе. При этом обеспечивается повышенная текучесть, что ценно зимой. Когда асфальт остывает, растворитель и вода испаряются, а свойства вяжущего сохраняются.

При производстве асфальта используются битумы вязкие, в соответствии с ГОСТ 22245 и жидкие, регламентируемые ГОСТ 11955. Выбор битума производится в зависимости от марки и классности асфальта, влияет и метод изготовления, холодной либо горячей будет получаемая смесь.

Могут применяться и вещества спецназначения, вяжущие полимерно-битумного типа, благодаря которым повышается упругость создаваемого асфальта. Битумы могут быть модифицированными, их свойства определяются по ТУ.
В разных асфальтобетонах состав битума может быть различным. Так, в щебеночно-мастичном асфальте его содержание равно 5,5 – 7,5%, а в литом – до 9,5%.

Каменный наполнитель

В этой фракции могут находиться не одни лишь камни в виде щебня либо гравия, но и различные минеральные составляющие – пески или отсевы. Имеет важное значение любой показатель, описывающий наполнитель – форма и размеры камней, их содержание в процентах, происхождение, показатели противодействия изнашиванию и т.д. Важнее всего соотношение разных размеров зерен, пыли, глины и т.д. – от этого зависит применяемость наполнителя.

Зерна пластинчатые и игольчатые губительно действуют на готовое покрытие. Нормативное содержание их определяют ГОСТ 8267 и ГОСТ 3344:

  • в высокоплотном асфальте типа А их должно содержаться на более 15%;
  • для асфальта типа Б – до 25%;
  • для асфальта типа А – до 35%.

Зернистость песка и гравия определяет ГОСТ 23735. На износоустойчивость и сопротивляемость морозам, прочностные показатели и твердость материала оказывает воздействие также происхождение каменной составляющей:

  • Щебень, изготовленный из вулканического базальта и пород метаморфического происхождения, используется для материалов с высокой плотностью. Могут использоваться и камни осадочного происхождения – доломиты, известняки, с маркой дробимости 1200.
  • Для прочих типов асфальта применяют щебни с низшими показателями. Щебень из шлаков металлургии для плотного асфальта не применяется, хотя марки 1200 и 1000 используют для холодного асфальта.
  • Для высокоплотного асфальта не используются щебни из гравия.

Необходимо учитывать также морозостойкость каменного наполнителя:

  • для климатической зоны 1-3 высокоплотные асфальты делают из щебня морозостойкости F50, а для высокопористых используется камень F15 и F25;
  • в зонах 4 и 5 используют исключительно горячий асфальт высокой плотности, на который идет щебень F50.

Песок

Он может присутствовать в любом асфальте, но есть сорта песчаного асфальта, в которых песок является единственной минеральной составляющей. Песок может быть природным, добытым в карьере, и полученный при дроблении камня в виде отсева. Свойства песка регламентируются ГОСТ 8736:

  • на высокоплотные асфальты идет песок прочности 800 и 1000, на пористые – 400;
  • частицы глины размером до 0,16 мм должны составлять для плотных асфальтов 0,5%,а для пористых – 1%;
  • Особенно необходимо наблюдать за содержанием в асфальте глины, из-за которой материал набухает и понижает устойчивость к морозам.

Минеральный порошок

Совместно с битумом этот компонент составляет вяжущее вещество. Он способствует заполнению пространств между частицами камня, отчего трение понижается. Зерна порошка микроскопически малы – до 0,074 мм. Его источник – пылеулавливающие системы.
Минеральный порошок – это отходы металлургии и цементных производств, цементная пыль, зола, шлаки, отходы их переработки. Состав, водостойкость и иные параметры порошка регулируются ГОСТ16557.

Добавки

Вносимые добавки могут улучшать состав асфальта и придавать ему особые свойства. Они могут быть разделены на две группы:

  • специально разрабатываемые компоненты, улучшающие свойства – стабилизирующие, пластифицирующие, замедляющие старение;
  • вторичное сырье или отходы – гранулированная резина, сера и другие, стоящие значительно меньше.

Проектирование асфальтобетона

Для различного назначения покрытия – автострада, улица или велодорожка – проектируется особый состав покрытия. Задачей является получение качественного асфальта без перерасхода составляющих. Рассмотрим принципы проектирования:

    Состав зерен минеральной составляющей обеспечивает плотность асфальта и его шероховатость. Используется техника непрерывной и прерывистой гранулометрии. Размеры частиц и пропорции между ними нормируются ТУ.

Полученная кривая измерений должна умещаться между граничными показаниями, и на ней не должно быть переломов, означающих излишек или нехватку одной из фракций.

  • Асфальт разного типа может иметь минеральную составляющую с каркасной или бескаркасной структурой. В первом случае камни касаются и образуют структуру асфальта, а во втором не соприкасаются. Содержание щебня в двух этих структурах находится на уровне 40-45%, и это надо учитывать при подборе.
  • Наибольшую прочность и износостойкость обеспечивает камень, имеющий форму куба или тетраэдра.
  • Труднополируемые породы при своем содержании 50-60% обеспечивают заданную шероховатость асфальта. Сохранение шероховатости, свойственной природному сколу, обеспечивает устойчивость асфальта к сдвигу.
  • Если в материале использован песок дробленый, его сдвигоустойчивость будет выше, поскольку в карьерном песке поверхность более гладкая. Эти же причины обусловливают уменьшенную устойчивость к сдвигу материала на основе морского гравия.
  • Слишком мелкий минеральный порошок вызывает повышение пористости и расхода битума. Большинство отходов промышленности как раз таким и оказывается, поэтому минеральный порошок требует активации с обработкой битумом. При этом экономия вяжущего сопровождается ростом влаго- и морозоустойчивости.
  • Выбирая битум, надо опираться на вязкость, обеспечивающую плотность покрытия, и на погоду. В местах с сухим климатом состав должен гарантировать минимум пористости. Если смесь холодная, на 10-15% уменьшают количество битума, понижая слеживаемость.
  • Подбор состава

    Процесс подбора производится единообразно:

    • оцениваются свойства битума и минеральных ингредиентов с точки зрения их пригодности для итоговой цели;
    • вычисляется пропорция между камнем, песком и порошком с целью получения асфальта наибольшей плотности;
    • количество битума подбирается таким, чтобы исходные материалы позволили получить итоговый продукт с заданными свойствами.

    После проведения расчетов выполняются лабораторные исследования. Проверяется пористость, после этого соответствие всех реальных технических показателей ожидаемым. Проведение расчетов и испытаний производится, пока создаваемая смесь не будет соответствовать техзаданию.
    Асфальт – материал сложный, и его качества и прочностные показатели неоднозначны и зависят от состава и технологии приготовления смеси.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: